Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

15 страница. В продолжение всей речи он ни разу не упомянул о государе; это не- бывалое дело так поразило и понравилось императору Александру



В продолжение всей речи он ни разу не упомянул о государе; это не- бывалое дело так поразило и понравилось императору Александру, что он тотчас же прислал Куницыну Владимирский крест. Эта награда была чрез- вычайно лестной для молодого человека, только что возвратившегося перед открытием Лицея из-за границы, куда он был послан по окончании Педагогического института.

После речей стали вызывать по списку лицеистов; каждый, выходя, кланялся императору, который очень благосклонно вглядывался в лица и терпеливо отвечал на неловкие поклоны.

Когда кончилось представление виновников торжества, царь, как хо- зяин, отблагодарил всех, начиная с министра, и пригласил осмотреть новое заведение. За царской фамилией двинулась публика.

После открытия начались ежедневные занятия.

Лицей был устроен так, что в нем были соединены все удобства домаш- него быта с требованиями общественного учебного заведения. Для него был отведен четырехэтажный флигель дворца, со всеми принадлежащими ему строениями. Этот флигель при Екатерине занимали великие княжны.

В нижнем этаже помещалось хозяйственное управление и квартиры служащих Лицея; во втором — столовая, больница с аптекой и конфе- ренц-зал с канцелярией; на третьем — рекреационный зал, классы, физи- ческий кабинет, комната для газет и журналов и библиотека в арке, со- единяющей Лицей с дворцом через хоры придворной церкви. В верхнем этаже помещались спальни (дортуары) — 50 комнат. У каждого лицеиста была своя отдельная комната.

Распорядок дня в Лицее был таков:

6.00 — подъем, молитва;

 
— занятия в классе;

9.00—10.00 — чай, прогулка;

 
— занятия в классе;

12.00—13.00 — прогулка;

13.00 — обед;

 
— чистописание или рисование;

 
— занятия в классе;

 
— чай, прогулка, повторение уроков или вспомогатель- ный класс;

20.30 —

до 22.00 — игры, чтение;

22.00 — вечерняя молитва, сон.


308 Часть I/. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

Обязательными были прогулки на воздухе в любую погоду. А вечерами лицеисты в зале играли в мяч.

По средам и субботам — танцы или фехтование.

При лицеистах было несколько дядек: они заведовали чисткой пла- тья, сапог и прибирали в комнатах. Среди них был польский шляхтич Леонтий Кемерский. У него был уголок, где можно было найти конфе- ты, выпить чашку кофе и шоколаду (даже рюмку ликеру — разумеется, тайком).

 
Газетная комната никогда не пустовала в часы, свободные от классных занятий; здесь лицеисты читали русские и иностранные журналы и шли бесконечные и горячие обсуждения. Профессора приходили к лицеистам и учили следить за ходом дел и событий, объясняя то, что было непо- нятно.

 
Цели воспитания обучения и пути их достижения

 
Лицей был создан по проекту видного государственного деятеля того времени Сперанского. Прогрессивные деятели, такие как

 
М.М. Сперанский, В.Ф. Малиновский и другие, стремились к воспита- нию «новых людей», которые могли бы впоследствии осуществить пре- образование России. Царское правительство поддерживало их, пресле- дуя лишь практическую цель: подготовку чиновников для административною, судебного дипломатического по- прища. Цели и содержание работы Лицея были определены Уставом. В нем отмечалось, что Лицей учреждается с целью образования юноше- ства для государственной службы и что Лицей приравнивается к рос- сийским университетам.

 
Предусматривалось общее образование (без специализации), но с пре- обладанием гуманитарных наук. Для каждого курса были выработаны правила обучения. Так, в для начального курса было сказано, что,

руководя занятиями воспитанников по словесности, профессор должен тщательно избегать «пустых школьных украшений» и, занимая воспитан- ников предметами, «возрасту их сообразными», прежде заставлять их мыслить, а потом искать выражения этих мыслей в слове и «никогда не терпеть, чтоб они употребляли слова без ясных идей».

В правилах для окончательного курса отмечалось, что науки нравст- венные, физические и математические должны занимать первое место, а иностранные языки должны быть продолжены, и в этом курсе профессо- ра «всемерно должны стараться», чтобы воспитанники научились пра- вильно сочинять на немецком и французском, а преимущественно на рус- ском языке.

Нравственные науки должны были стать в Лицее основными.


Раздел HI. Развитие образования в XIX в. 309

Воспитанникам Лицея предстояло изучить сокращенный катехизис, библейскую историю, историю права, философию права, правоведение, историю религии, логику и др.

Второе место в программе Лицея отводилось математическим и фи- зическим наукам.

В разделе о науках исторических в Уставе Лицея отмечалось, что «ис- тория должна быть делом разума» и что предмет ее надо представить как

«шествие нравственности» и «показать успехи и падения разума в разных гражданских постановлениях». Особенно важным считалось изучение российской истории. Отмечалась необходимость серьезного знакомства с деяниями великих людей прошлого, с хронологией, географией.

Занятия словесностью должны были стать для лицеистов «упражне- ниями разума».

К изящным искусствам Устав относил чистописание, рисование, танцы, гимнастические упражнения, фехтование, верховую езду, плавание. Намечено было преподавание военных наук и ряда других предметов (на- пример, гражданской архитектуры и перспективы).

 
Итак, учебные предметы в Лицее разделялись на два курса, из которых первый назывался начальным, второй — окончательным. Каждый курс продолжался 3 года. В начальный курс входили следующие предметы: а) грамматика языков: русского, латинского, французского, немецкого; первоначальные основы Закона Божиего и философии нравственной, первоначальные основы логики; в) математические и физические науки: арифметика, начиная с тройного правила, геометрия, часть алгебры, три- гонометрия прямолинейная, начало физики; г) исторические науки: рос- сийская история, иностранная, география, хронология; д) первоначальные основания изящной словесности: избранные места из лучших писателей с их разбором; правила риторики; е) изящные искусства и гимнастические упражнения, а также чистописание, рисование, танцы, фехтование, вер- ховая езда, плавание.

Окончательный курс состоял из следующих наук: а) нравственные науки; б) физические; в) математические; г) исторические; д) словесность; е) изящные искусства и гимнастические упражнения. Также давались по- нятия о гражданской архитектуре и искусстве.

Самое большее число часов в неделю отводилось в Лицее обучению грамматике, наукам историческим и словесности, особенно иностранным языкам. Кроме того, полагалось, чтобы в свободное от учебы время воспи- танники разговаривали между собой по-французски и по-немецки. Ос- тальные учебные часы распределялись так, как считали нужным препода- ватели.

Программа была очень насыщенной, но уроки чередовались с отды- хом. В Уставе была сделана оговорка о том, что распределение часов для


 
Часть II. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

занятий примерное, можно их изменять, придерживаясь главного прави- ла: воспитанники никогда не должны быть праздными. В воскресные и праздничные дни воспитанники присутствовали на богослужении. Они обучались также духовному пению.

Многочисленными были физические упражнения: плавание, зимой ка- тание на коньках, верховая езда, фехтование, танцы.

Одним из воспитательных средств являлось искусство. Занимались воспитанники им во время своего отдыха. Разнообразны были и предметы искусств, способствующих духовному развитию: рисование, музыка, пение. К ним присоединялись занятия литературой, или «изящными письменами». Музыка и пение являлись для всех лицеистов любимым за- нятием: воспитанники давали концерты, на которых, кроме товарищей и служащих, присутствовали их родители, родственники и знакомые. За концертом часто давалось театральное представление. Вечера обыкновен- но кончались танцами. Пьесы не только разыгрывались, но и сочинялись самими воспитанниками.

 
Обучение в Лицее возлагалось на профессоров. С тридцатью воспи- танниками занимались шесть а еще были адъюнкты1 и

учителя, число профессоров определялось количеством предметов. Про- фессора в присутствии директора проводили испытания воспитанников каждые полгода, а воспитанники, оканчивающие курс, держали испыта- ние по всему лицейскому курсу.

 
Исходя из успехов учащихся в науках, их нравственности и поведения, специальная конференция профессоров решала, с каким классом кто из лицеистов удостаивается выпуска в государственную службу и через ми- просвещения представляла свое заключение на усмотрение импе-

 
 
ратора. Курс обучения заканчивался торжественным собранием всего здесь лучшие воспитанники читали свои сочинения, назывались лицеисты, удостоившиеся награды. и награды публиковались в ведомостях Москвы и Санкт-Петербурга.

Наставники

Назовем лишь некоторых из них2.

Бразды правления Лицеем были вверены человеку одаренному, совес- тливому и умному — Василию Федоровичу Малиновскому.

 
В.Ф. Малиновский закончил Московский университет,

философский факультет, который включал тогда в программу естествен- ные науки. Превосходно знал языки: греческий, древнееврейский, ла-

' Адъюнкт — лицо, к деятельности, помощник профессора.

 
 
 
См.: Спутники Б 2 т. Т. M, 1993.


 
Раздел Развитие образования в XIX в.

тынь, новые европейские. Первым, кто повлиял на формирование

общественных взглядов Малиновского, был знаменитый русский просве- титель Н.И. Новиков. Искоренение деспотизма и установление просве- щенного правления с юных лет стали любимой мечтой В.Ф. Малинов- ского.

 
Он занимался дипломатической, потом литературной работой: изда- вал журнал «Осенние вечера», выпустил в свет «Рассуждения о войне и мире» — страстный пацифистский призыв. Был автором одного из пер- вых проектов отмены крепостного права. Бесплатно директорствовал в Доме трудолюбия, давшем приют 30 девицам бедного состояния в Мос- кве. В этой скромной должности и в материальной нужде застало в

 
1809 г. известие об открытии в Царском Селе Лицея для дворян. В июне г. Василий Федорович получил официальное назначение и выехал к

месту службы. Он выбрал сослуживцев и приступил к перестройке двор- цового флигеля, закупке утвари и т.д.

 
Приемные экзамены прошли августа, а 9 октября к Малиновско-

 
му приехали первые воспитанники. Много времени потратил он на под- готовку речи, которую должен был произнести в присутствии императора на торжественном акте открытия Лицея. Но речь не понравилась мини- стру народного просвещения А.К. Разумовскому: мало в ней было торже- ственности, отсутствовала пышность. В конце концов Разумовский пове- лел Малиновскому прочитать чужую речь. На открытии Лицея октября с этой речью и вышел конфуз. Этот акт показал, что Малинов- ский не умел читать чужих речей. Малиновский был для лицеистов пер- вого набора отцом родным. Он не бранил, не наказывал, не пугал — он ласково журил виноватого. Он не мучил зубрежкой и не угрожал «мера- ми» — он выявлял способности и не «давил», если таковых не оказыва- лось... В своей записной книжке он формулирует так свой этический принцип: «Войну объявить лицемерию, ценить выше малое внутреннее добро против великого наружного...» Тяжко сложилась директорская служба Малиновского. Грянула война 1812 г., и ему пришлось думать не только об учении, но и о безопасности воспитанников.

 
Александр Петрович Куницын Первоначальное образо-

 
вание получил в духовном училище и в Тверской семинарии. Успехи его были награждены зачислением в Педагогический институт в Санкт-Пе- тербурге; как одного из лучших студентов Куницына отправили в Гёттин- ген. Возвратился он домой в начале г. с огромным запасом сведений, собственных мыслей и с жаром свободолюбия. Сразу же был утвержден адъюнкт-профессором нравственных наук в Царскосельский лицей.

Центральная идея всех занятий Куницына просматривалась легко: че- ловек рожден не для подчинения тиранам, а для разумной, свободной жизни. Александр Петрович был самым вольнодумным, образованным,


312 Часть II. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

 
смелым из лицейских педагогов, хотя и не был самым любимым. Куницын бывал суховат, резок глупцами, невеждами и лентяями. Когда Пушкин писал:

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень, Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжжена...

то прежде всего он имел в виду принципы вольнолюбия, духовной и нрав- ственной свободы, неприятия деспотизма, которые внушил своим питом- цам Александр Петрович.

В 1820 г. Куницын покинул Лицей, получив кафедру во вновь создан- ном Петербургском университете. Книгу Куницына «Право естествен- ное» встретили одобрительно — даже собирались поднести в дар импе- ратору. Однако в 1821 г. все резко изменилось: книга была запрещена. Весь тираж был изъят и сожжен, а сам Александр Петрович уволен.

 
Александр Иванович Галич Это был особого рода учи-

тель. Он держался с лицеистами как добрый товарищ и даже опускался до панибратства и полного растворения в жизни своих приятелей-учени- ков.

 
В г. Пушкин обращался к нему:

 
Тебя мудрец ленивый,

В приют поэзии счастливый, Под отдаленный неги кров.

 
,

 
Давно в моем уединенье, В кругу бутылок и друзей, Не зрели кружки мы твоей, долгих наслаждений

Острот и хохота гостей.

Однако не только в шумной компании, но и в душевной беседе Галич был незаменим.

 
Родился будущий адъюнкт-профессор Лицея Галич в Орловской губер- нии. Дед его — приходской священник, отец — дьячок. В 1803 г., закон- чив он отправился в петербургскую Учительскую гимназию

 
(которая через несколько лет станет Педагогическим институтом). В 1808 г. несколько лучших студентов послали за рубеж, среди них ока- зался латинист и русист Галич. В г. он вернулся в Петербург. Галич — человек благородный, блещущий юмором, кроткий нравом. Предложение преподавать в Лицее было для него неожиданным, он вел курсы истории философии, логики, психологии, этики, а с лицеистами ему приходилось туго, он привык к взрослой аудитории. От него ждали не сведений о ла-


Развитие образования в XIX в.

тинских герундиях, а рассуждений о любви и дружбе. Потратив все время

 
 
 
на беседы и чтение вслух русской книжки, Александр Иванович спохва- тывался, раскрывал Корнелия Непота: «А теперь, господа, потреплем ста- рика». Это выражение стало поговоркой у лицеистов. В г. он с облег- чением покинул Лицей. Лицеисты скучали без Галича и надеялись, что он вернется... С г. профессор Галич занимал кафедру философии в Пе- тербургском университете. Тогда же выпустил книгу «История философ- ских систем». Однако в г. книга была запрещена, а Галич был отстра-

нен от преподавания.

В 1816 г. директором Лицея был назначен Егор Антонович Энгель- гардт. Он считал, что в основании всякого воспитания должна лежать любовь к воспитаннику и ее надо выражать не словами, а делом. Только путем сердечного участия в радостях и огорчениях питомца можно за- воевать его любовь, хотя бы и бессознательную. Настоящее повинове- ние, утверждал он, может быть только добровольным, проистекающим из внутреннего и сердечного убеждения. Надо добиваться того, чтобы мальчики и юноши не предавались рассеянности и умственной бездея- тельности.

Отличаясь искренней преданностью делу, Энгельгардт мог поспорить и с царем, отстаивая свои педагогические идеи,

За год до первого выпуска государь спросил Энгельгардта: есть ли среди лицеистов желающие пойти на военную службу? Он ответил, что больше десяти человек этого желают (и Пушкин тогда колебался, но род- ные были против, опасаясь за его здоровье). Государь предложил позна- комить лицеистов с фронтом. Энгельгардт испугался и напрямик попро- сил императора в таком случае разрешить ему оставить Лицей, так как он никогда не носил никакого оружия, кроме того, которое у него в кар- мане, — и показал садовый ножик. Долго они торговались; наконец госу- дарь понял, что его не переспоришь. Велел спросить всех и для желающих быть военными учредить класс военных наук.

Как-то в разговоре с Энгельгардтом царь предложил ему посылать лицеистов дежурить при императрице Елизавете Алексеевне во время летнего ее пребывания в Царском Селе, считая, что это дежурство при- учит молодых людей быть свободнее в общении и вообще пойдет им на пользу. Лицеистам эта идея не понравилась. Энгельгардт и от этого сумел отговориться, доказав, что кроме многих неудобств придворная служба будет отвлекать от учебных занятий и препятствовать достиже- нию цели Лицея.

 
Французский язык и литературу преподавал Давид Иванович де Будри, брат «того самого» якобинца Марата. Он много рассказывал ли- цеистам о Французской революции. Это был строгий и даже придирчи- вый педагог. Д.И. Будри бодро и быстро бросал слова, шутил язвитель-


314 Часть П. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

 
но — и весь класс хохотал от его шуток. Но самым его большим наслаж- дением декламация. Когда, полузакрыв глаза, он декламировал, про- тяжно завывая, лицеисты замирали на своих местах...

Попечителем Лицея в первый период был принц Петр Георгиевич

 
Как попечитель Лицея, он высший надзор

над всеми его делами и одобрительно относился ко всему, что могло улуч- шить жизнь Лицея. Принц был глубоко убежден, что там, где нет уваже- ния к праву, нет и мира; там, где господствуют произвол и насилие над самыми законными потребностями человека, нет ни процветания, ни бла- годенствия.

Не у всех профессоров и учителей хорошо шло преподавание, ска- зывалась неопытность их в педагогике. Но всех их объединяла одна черта — они были либералами, стремившимися стать отцами и дру- зьями лицеистов. Не обо всех наставниках здесь сказано, но и по этим портретам можно судить об атмосфере, воцарившейся в Лицее в первое десятилетие.

 
воспитания

В Лицее сама обстановка способствовала развитию поэтических и художественных наклонностей: прекрасные дворцы, парки, которые ды- шали поэзией античного мира, и триумфальные памятники, запечатлев- шие отечественную героику. Нельзя не оценить той важной роли, какую сыграла в развитии эстетических вкусов лицеистов неповторимая красота царскосельских дворцов и парков. Она будила любовь к приро- де, к искусству, вызывала чувство восхищения перед великими творцами прекрасного.

Наставники лицеистов смогли увлечь своих воспитанников чтением. Воспитанники много читали, что будило самостоятельную мысль, разви- вало независимость мнений. Модест Корф вспоминал: «Мы мало учились в классах, но много в чтении и беседе, при беспрестанном трении умов». Лицейская библиотека была составлена из лучших сочинений русских и иностранных авторов, постоянно пополнялась новыми журналами, име- лись здесь и книги по искусству, большое собрание эстампов.

Всячески поощрялось развитие разносторонних интересов. Так, на- пример, Алексей Илличевский собирал материалы к биографиям великих людей России. Вильгельм Кюхельбекер составлял словарь, содержащий выписки из произведений близких ему по духу писателей-философов.

Особо любимым занятием многих лицеистов стало сочинение стихов, пьес. И, Пущин вспоминал: «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне,


РазвитиеобразованиявXIXв.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 238 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...