Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Николай Левашов 20 страница



Существует шесть принципов, благоприятных для совершения преданного служения:

утсаха, действовать с энтузиазмом;

нишчайа, действовать (прилагать усилия) с убежденностью;

дхаирйа, проявлять терпение;

тат-тат-карма-правартана, действовать в соответствии с регулирующими принципами (такими как слушание, воспевание и памятование о Кришне);

санга-тйага, оставить общество непреданных;

сато вриттех или садху-вритти, следовать по стопам предшествующих ачарьев.

Эти шесть принципов, несомненно, гарантируют абсолютный успех в чистом преданном служении.

Рассмотрим подробнее эти шесть принципов по работе Бхактивинода Тхакура «Шри Бхактьялока», которая фактически является обзором всего рассмотренного ранее материала по философии сознания Кришны. Абхидхейа, или практика, должна быть критерием истины, самбандхи. Эта работа блестящим образом показывает, как философия должна не просто оставаться голой теорией, но ощутимым образом формировать нашу практическую жизнь и деятельность. Шрила Прабхупада говорил, что повторение необходимо для хорошего усвоения изучаемого материала. Так что, читая, Вы можете сами себя проверить: если смысл этой работы и всех, встречающихся в ней терминов, понятен, значит, материал усвоен хорошо.

Утсаха – энтузиазм

Без утсахи человек начинает пренебрегать поклонением. Пренебрежение порождается бездействием, апатией или безразличием. Состояние апатии развивается от невнимательности. Причиной бездействия являются лень и заторможенность, отсутствие желания работать. Это противоречит природе духа. Если человек позволит бездеятельности овладеть им, то как же он сможет совершать преданное служение? Когда присутствует утсаха, лень и заторможенность исчезают.

В Бхагавад-гите (6.23) предписано:

Поистине, это и есть настоящая свобода от всех страданий, возникающих от соприкосновения с материальным. Человек должен заниматься йогой с решимостью и верой и не отклоняться от этого пути.

Преданное служение должно совершаться именно с таким настроением.

Из Упадешамриты» (3) Рупы Госвами:

Занятия бхакти-йогой будут успешными, если человек отдается им с сердцем, полным воодушевления, с настойчивостью и решимостью, исполняя предписанные обязанности в обществе преданных и целиком отдавая себя деятельности в добродетели.

В Шримад Бхагаватам (11.20.7-8) относительно бхакти-йоги сказано:

Из этих трех путей, гьяна-йога, путь философских рассуждений, рекомендуется тем, кто имеет отвращение к материальной жизни и, таким образом, отрешен от обыкновенной деятельности ради ее плодов. Те, кто не испытывает отвращения к материальной жизни, стремясь исполнить еще множество желаний, должны искать совершенства на пути карма-йоги. Если же человек не чувствует ни чрезмерного отвращения, ни привязанности к материальной жизни и, благодаря доброй удаче, развивает веру в слушание и воспевание Моей славы, он должен достигнуть совершенства через путь бхакти-йоги.

У того, кто безразличен к материальной деятельности, но еще не осознал духовную деятельность, что может быть в сердце кроме безразличия? Для них высшим достижением является недвойственная брахма-гьяна. Для тех, кто не безразличен к материальной деятельности вследствие недостатка духовной реализации, нет иного способа очистить сердце, чем карма-йога. Тот, кто осознал духовную деятельность и понял ничтожность материальной, достигает безразличия ко всякой материальной деятельности, не питая привязанности к ней и принимая некоторую часть ее для поддержки своего духовного пробуждения.

Признаки преданного даны в Шримад Бхагаватам (11.20.27-28):

Пробудив веру в повествования о Моей славе, питая отвращение ко всякой материальной деятельности, зная, что все чувственные наслаждения ведут к несчастьям, но все еще, будучи неспособным отречься от всех чувственных удовольствий, Мой преданный должен оставаться в радостном расположении духа и поклоняться Мне с огромной верой и убежденностью. Даже если Мой преданный иногда и занимается чувственными наслаждениями, он знает, что все они ведут к прискорбным результатам, и искренне раскаивается в такой деятельности.

Карма возникает из вожделения, гьяна – из безразличия, а бхакти возникает из веры в Верховного Господа. Человек, который обрел веру, естественным образом питает отвращение к материальной деятельности. Он принимает без привязанностей лишь ту деятельность, которая благоприятна для преданного служения и увеличения его веры в Господа. Без материального тела невозможно культивировать преданное служение, поэтому нет никакого блага в отречении от деятельности, необходимой для поддержания физического тела, думая, что она является источником страданий и вожделения. Преданные поклоняются Кришне с любовью и твердой верой на фоне наслаждения плодами своей деятельности, предпринимаемой для удовлетворения простейших жизненных потребностей. Те, кому нравится наслаждаться результатами материальной деятельности, называются привязанными. Те же, кто пренебрежительно относится к результатам кармы, принимая лишь благоприятное для преданного служения, считаются отрешенными. Они с энтузиазмом работают в «преданской» жизни, хотя и не привязаны к материальной деятельности. Метод, приводящий к прогрессу в практике преданного служения, описан в Шримад Бхагаватам (11.20.29-30, 35):

Когда разумный человек постоянно занимается поклонением Мне посредством преданного служения, как это Мной описано, его сердце утверждается во Мне. Так все материальные желания в сердце разрушаются. Узел в сердце разрубается, все опасения рассыпаются на куски, и цепь кармической деятельности оканчивается, когда они видят Меня как Верховную Личность Бога. Говорится, что полная отрешенность является высочайшей степенью свободы. Поэтому тот, у кого нет личных желаний, и кто не ищет личного вознаграждения, может достичь любовного преданного служения Мне.

Бесполезно пытаться отдельно уничтожить невежество и вожделение в сердце. Но невежество, вожделение, кармическая деятельность, все сомнения и материальное рабство – разрушаются по милости Господа в ходе культивирования преданного служения. Усилия карми и гьяни не дают таких результатов. Поэтому, когда человек становится нейтральным, оставляя прочие желания и надежды, он обретает чистое преданное служение Кришне.

Мы не должны терять энтузиазм из-за того, что нам не хватает сил для разрушения реакций кармы. В самом начале преданного служения садхака должен иметь веру с полным энтузиазмом. Один вайшнавский ачарйа написал, что процесс бхаджана-крийи, практики преданного служения, бывает двух видов – ништхита, устойчивым, и аништхита, непостоянным. Обучаться преданному служению следует с верой и под милостивым руководством садху. И достигнув стадии твердой веры, человек начинает заниматься устойчивым преданным служением, ништхой. Пока он не достиг этого устойчивого преданного служения, его служение остается непостоянным. На стадии аништхи проявляются шесть признаков: утсаха-майи, ложная самоуверенность; гхана-тарала, импульсивные усилия; вйудха-викалпа, нерешительность; вишайа-сангара, борьба с чувствами; нийамакшама, неспособность следовать обетам и таранга-рангини, наслаждение побочными продуктами бхакти.

В Шри Хари-бхакти-виласа невнимательность описывается словом прамада и считается одним из оскорблений Святого имени. В Шри Хари-нама-чинтамани невнимательность подразделяется на три вида – апатия, бездеятельность и отклонение внимания. До тех пор, пока человек не освободится от этих трех видов невнимательности, он не сможет совершать преданное служение. Если человек невнимателен, он никогда не сможет обрести влечения к святым именам, даже оставляя все остальные намапарадхи. Если же есть энтузиазм в начале преданного служения, и этот энтузиазм не остывает, то человек никогда не будет апатичным, ленивым или отвлекаться во время повторения святых имен. С энтузиазмом совершая преданное служение, человек в очень короткое время может оставить служение аништхи и, таким образом, обрести ништху. Шрила Рупа Госвами сказал: «Пробудив веру, человек становится достойным совершать преданное служение. Тогда он получает возможность общаться с преданными. Общаясь с преданными, человек начинает заниматься преданным служением. В начале такого служения отсутствует ништха, или твердая вера, из-за анартх, сокрушающих сердце. Однако все анартхи разрушаются благодаря преданному служению, совершаемому с энтузиазмом. Чем больше анартх разрушено, тем в большей степени пробуждается ништха».

Слово шраддха, несомненно, означает веру, но энтузиазм – это сама жизнь ништхи. Многие люди думают, что обладают верой в Бога. Но поскольку у них нет энтузиазма, их вера не имеет смысла, и из-за недостатка садху-санги они не совершают преданное служение.

Нишчая – убежденность

В Нектаре Наставлений Шрила Рупа Госвами советует практикующим преданное служение быть уверенными. У сомневающихся не бывает ничего благоприятного. Как же смогут они иметь веру в беспримесное преданное служение, если сомневаются в сердце? В Бхагавад-гите (4.40) говорится:

Но невежественные и неверующие люди, сомневающиеся в священных писаниях, не обретают сознания Бога, они падают вниз. Для сомневающейся души нет счастья ни в этом мире, ни в следующем.

Тот, кто обладает верой, определенно не имеет сомнений, потому что слово вера означает твердую убежденность. Пока в сердце остаются сомнения, там не может быть твердой веры и убежденности.

Шри Чайтанья Махапрабху наказал всем вайшнавам сначала понять три истины – самбандху, абхидхею и прайоджану. Эти три истины открываются через познание десяти главных реалий.

Первая реалия состоит в том, что Ведические произведения являются единственным авторитетом. Для того чтобы установить истину, необходимо принять авторитет. Различные писания определяют различные виды доказательств. Некоторые считают таковыми пратйакшу, или непосредственный опыт, другие ануману, или логические выводы, третьи – упанану, или аналогии, а четвертые предлагают другие виды доказательств. Однако все эти доказательства считаются вспомогательными в вайшнавских произведениях, провозглашенных Шриманом Махапрабху. Самосовершенные доказательства, полученные через ученическую преемственность, являются единственным главным авторитетом, который можно принять. Все сущее в этом мире подразделяется на две категории чинтйа и ачинтйа, постижимое и непостижимое. Материальная природа постижима, поскольку понимание ее автоматически приходит в ходе чувственного восприятия и анализа. Духовная природа непостижима, так как она не воспринимаема материальными чувствами людей.

В Шри Бхакти-расамрита-синдху есть цитата из Махабхараты, Удйога-парва:

Состояние ачинтйи невозможно установить с помощью логических аргументов. Это то, что лежит за пределами двадцати четырех элементов материальной природы.

Природу этого состояния не познать с помощью пратйакши и ануманы. Самоосознание является единственным средством, но без милости Господа оно практически недостижимо для обыкновенных людей.

В Чайтанья Чаритамрите (Мадхйа 20.122, 124, 125) приводятся слова Шри Чайтанья Махапрабху:

Обусловленная душа не может оживить свое сознание Кришны при помощи собственных усилий. Но из беспричинной милости Господь Кришна составил Ведические произведения и дополнения к ним – Пураны. Ведические произведения дают информацию о вечных взаимоотношениях живого существа с Кришной, что является самбандхой. Когда живое существо осознает эти взаимоотношения и начинает соответственно им действовать, это называется абхидхейей. Возвращение назад домой к Богу – это конечная цель жизни, то есть прайоджана. А бхидхейей является преданное служение, или деятельность ради удовлетворения Господа, которая может разбудить в живом существе изначальную любовь к Богу – и это высшее благо и величайшее богатство. Достигнув уровня преданного любовного служения Господу, живое существо приходит к высшей цели своей жизни.

Для познания непостижимой природы необходимо принять авторитет Ведических писаний. Других путей нет. Веды содержат все знание доступное человечеству и наставления для различных уровней самоосознания живых существ, среди которых уровень преданного служения является наивысшим. Силой своего преданного служения предшествующие махаджаны пробудились к самоосознанию и обладают квалификацией, необходимой, чтобы объснять наставления Вед. Ведическое знание, получаемое через гуру-парампару, называется амнайей, и его необходимо изучать. Невозможно проникнуть в непостижимую природу, не получив милости духовного учителя.

В Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа, 20.127-136) описана история, рассказанная Шри Чайтаньей Махапрабху:

Однажды ученый астролог Сарвагья пришел в дом одного бедняка и, видя его страдания, спросил: «Почему ты печален? Твой отец был очень богатым, но он не рассказал тебе об этом, потому что скончался вдали от дома».

Подобно тому, как слова астролога принесли новость о сокровище этому бедняку, Ведические произведения наставляют человека относительно сознания Кришны, когда в нем просыпается желание узнать, почему он страдает в этих материальных условиях существования. Благодаря словам астролога была установлена связь бедняка с сокровищем. Подобным образом, Ведические произведения наставляют нас, что мы имеем сокровище – это вечная связь со Шри Кришной, Верховной Личностью Бога.

Но астролог должен был рассказать бедняку и о способе, с помощью которого можно было бы найти это сокровище. Астролог сказал:

Сокровище зарыто в этом месте. Но если ты будешь рыть с южной стороны, то разбудишь пчел и шершней, и никакого сокровища тебе не видать. Если ты будешь рыть с западной стороны, там живет привидение, которое создаст столько беспокойств, что твои руки даже не прикоснутся к сокровищу. Если ты будешь рыть с северной стороны, то тебя проглотит большая черная змея. Однако если ты хотя бы немного начнешь рыть с восточной стороны, твои руки немедленно коснутся горшка с сокровищем.

Шри Чайтаньей Махапрабху дано наставление: «Явленные писания дают заключение, что следует оставить деятельность ради ее плодов, умозрительное знание и систему мистической йоги и принять преданное служение, благодаря которому можно полностью удовлетворить Кришну».

Когда человек, желающий достичь совершенства, слушает заключительные выводы о душе от духовного учителя, его сердце становится чистым, и он устремляется к лотосным стопам Кришны.

Амнайа – это единственный авторитетный способ достижения цели жизни. Остальные девять реалий следует рассматривать в свете этого авторитета.

Амнайа дает представление о второй реалии следующим образом: Верховный Брахман, Шри Хари – это единственный Господь и объект поклонения. Его безличная концепция называется Брахманом, что есть ни что иное, как сияние Его тела. Верховный Господь Хари в одной из Своих экспансий становится Сверхдушей, или правителем, который создает, поддерживает и уничтожает вселенные. Господь Хари – никто иной, как Кришна. Сверхдуша – это никто иной, как Вишну, а сияние Его тела – ничто иное, как Брахман. Обсуждая истину о всемогущем Господе Хари, человек проясняет все сомнения относительно Верховного Господа. Если эти сомнения не прояснены, то человек будет культивировать знание безличного Брахмана как противоположность материальному знанию. Для того чтобы понять Сверхдушу, экспансию Господа, занимаются аштанга-йогой. Только когда человек освобождается ото всех сомнений, он обретает неуклонную преданность Кришне.

Третья реалия, необходимая для постижения истины: Верховный Господь Хари естественным образом исполнен трансцендентных энергий. Благодаря одной из Своих энергий Он проявляется как неразличимый Брахман. Это Его безличная энергия. Точно также, через Свои бесконечные энергии, включая Брахман и Параматму, Он проявляет Свое превосходство как Верховная Личность Бога. В Нем содержатся и безличные, и личностные энергии, но последние преобладают. Как утверждается в Шветашватара Упанишад:

Его энергии многогранны, и, таким образом, Его деяния автоматически совершаются одно вслед за другим.

Чистые преданные осознают его духовные энергии в трех категориях – сандхини, самвит и хладини – энергии вечного существования, познания и блаженства.

Четвертая реалия: Верховный Господь Шри Кришна исполнен духовных рас, или наслаждений. Своим могуществом эти расы сводят с ума и духовный, и материальный миры. Такова природа Господа Кришны. Господь Кришна сказал: «Я источник Брахмана». Благодаря этой верховной расе и материальный, и духовный миры наделены бесконечным многообразием. Раса духовного мира чиста. Материальный мир является тенью духовного. И благодаря непостижимой энергии Господа бесконечные расы духовного мира были проявлены во Вриндаванских играх в этом мире. Чистая духовная душа достойна вкушать духовную расу. Обрести эту верховную расудхарма, или долг живого существа. Живое существо обретает эту расу силой своего преданного служения. В достижении Верховного Брахмана нет расы, оно сухое. К нему никогда не следует стремиться. В осознании Параматмы также нет проявления расы. Только преданное служение Кришне исполнено расы.

Пятая реалия в свете амнайи: Живые существа являются крошечными частичками духовного солнца, Кришны, и их – бесчисленное множество. Внутренняя (духовная) энергия Кришны проявляется в форме трех духовных качеств: сандхини, самвит и хладини. Она целиком состоит из вечности, знания и блаженства. Материальный мир проявляется внешней, иллюзорной энергией Господа. Пограничная энергия, то есть живые существа, также духовна, однако живые существа никогда не равны Господу. Духовная форма Кришны обладает всеми качествами в полной степени, и эти качества естественным образом присутствуют в живых существах, но в крошечном количестве. Независимая природа Кришны в ничтожном количестве имеется в живых существах. По этой причине живые существа имеют ограниченную свободную волю. Используя свободу выбора, живые существа развивают в себе разные наклонности. Одни ищут своего собственного счастья, они называются нитья-баддхи, а другие ищут счастья Кришны, нитья-мукты.

Природа непостижимого подчиняется духовному времени. Фактор времени духовной природы – это состояние вечного настоящего. Но в низшей, иллюзорной энергии есть три состояния существования – прошлое, настоящее и будущее. Если какие-либо размышления связаны с материальным фактором времени, то всегда присутствуют сомнения, но если с духовным – сомнений не возникает. Почему чистая духовная душа ищет своего собственного счастья? Если человек выдвигает подобный вопрос, то проявятся сомнения, проистекающие из материального фактора времени. Если человек оставляет такие сомнения, то он может совершать преданное служение. В противном случае будет только непрекращающаяся череда логических аргументов. Если логические аргументы применяются к непостижимой природе, то возникают анартхи.

Шестая и седьмая реалии: Положение вечно освобожденных и вечно обусловленных живых существ.

Живые существа, ищущие своего собственного счастья, привлекаются майей, иллюзорной энергией Господа, и таким образом, наслаждаются и страдают в тисках материального времени. Круговорот рождений и смерти, слепое колесо кармы – создано майей. Те, кто не соприкасается с майей, не имеют связи с кармой. Живые существа, ищущие собственного удовольствия, получают в соответствии с кармой в качестве средств наслаждения грубое и тонкое тела, проявляющиеся в бесчисленных формах, но точно так же, как живому существу было легко попасть в него, ему так же просто будет покинуть его во время освобождения.

Живые существа, находящиеся под влиянием майи, называются нитйа-баддхами. В этой связи слово нитйа используется в контексте материального времени. Когда, благодаря соприкосновению с духовной энергией, открывается духовный фактор времени, то обусловленная природа видится временной. И по милости садху, махаджан и Кришны, и благодаря многим жизням благочестивой деятельности в преданном служении, обусловленная душа достигает высшего блага.

Как утверждается в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 22.45) и Шримад Бхагаватам (10.51.53):

Благодаря доброй удаче живое существо становится способным пересечь океан неведения, и когда срок его материального существования сокращается, оно может получить возможность общаться с чистыми преданными. Благодаря такому общению пробуждается его влечение к Кришне. «О мой Господь! О непогрешимая Верховная Личность! Когда живое существо, скитающееся по вселенным становится достойным освобождения из материального существования, оно получает возможность общаться с преданными. Когда оно общается с преданными, пробуждается его влечение к Тебе. Ты – Верховная Личность Бога, высочайшая цель самых возвышенных из преданных, и Господь Вселенной». Благодаря общению с садху преодолеваются материальные страдания, благодаря милости Кришны человек обретает твердую веру. Тогда, силой своего преданного служения и милостью Господа, живое существо разрывает оковы майи и обретает служение Кришне. По милости Кришны баддха-мукта-дживы (те, кто обретает свободу от рабства) с легкостью достигают салокйи, обители Кришны, где вместе с теми, кто никогда не попадал в майю, всегда ища счастья Кришны, с любовью служат Ему.

Заключение амнайи относительно восьмой реалии таково: Господь Кришна и все остальное связано отношениями ачинтйа бхеда-абхеда, непостижимого одновременного единства и различия. Вот почему в Ведах имеется много утверждений, подтверждающих единство, и много, подтверждающих различие. Невежественные люди приходят к заключению, что следует принять лишь одну из частей Вед. По заключению же тех, кто знает истину, следует принимать знание всех Вед. Те, кто имеет стремление к поклонению Господу, узнают из учения амнайи, что Господь Кришна – всепроникающ и недвойственен. Шри Кришна – Абсолютная Истина. Абсолютная Истина обладает всеми энергиями. Хотя живые существа и материальный мир проявляются Его энергиями, все равно Он остается единым целым. Составляющие по своей природе неотличны от Кришны. Но в материальном творении все иное, чем Кришна, является производной от Его энергии, и потому вечно отделено от Него. Это вечное единство и различие непостижимо, поскольку лежит за пределами материального разума живого существа. Когда пробуждается духовный разум – проявляется чистое знание и, сохраняя твердую веру в утверждения амнайи, по милости Кришны, преданные могут с легкостью увидеть истину непостижимого единства и различия. Если для ее понимания мы будем использовать материальные соображения, она становится теоретической. Когда человек, благодаря амнайе, через самоосознание обретает понимание этих восьми реалий, то можно сказать, что он обладает самбандха-гьяной, или знанием своих взаимоотношений с Господом.

В ответ на вопросы Шрилы Санатаны Госвами Шри Чайтанья Махапрабху подробно объяснил науку взаимоотношений с Господом.

«Кто я такой? Почему я подвержен влиянию тройственных страданий? Если я не буду знать этого, как я смогу обрести благо?» Те, кто желает величайшего блага в форме обретения преданности Кришне, должны задать все эти вопросы своему духовному учителю. Слушая должные ответы на эти вопросы из уст своего гуру, преданный проясняет все свои сомнения, и у него пробуждается твердая вера. Не оставляйте размышления, считая их бесполезными.

(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья 20.102)

Как утверждается в Чайтанья-чаритамрите (Ади 2.117):

Искренний ученик не должен пренебрегать обсуждением подобных заключений, считая их спорными, ибо такие обсуждения закаляют ум. Так ум человека привязывается к Шри Кришне.

Среди десяти реалий первые восемь отражают знание об источнике авторитетных доказательств и о наших взаимоотношениях с Господом. Всю эту информацию можно получить из ответа Шри Чайтанья Махапрабху Санатане Госвами.

Относительно авторитета, утверждение Шри Чайтаньи Махапрабху дано в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа, 20.134):

Ведические произведения дают информацию о самбандхе, взаимоотношениях обусловленной души с Кришной, абхидхейе, регламентированной деятельности, предназначенной для оживления этих взаимоотношений, и прайоджане, окончательной цели жизни.

Относительно второй реалии, Чайтанья Махапрабху сказал в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 20.152, 155, 157):

О Санатана, пожалуйста, услышь о вечной форме Господа Кришны. Он Абсолютная Истина, свободная от двойственности, но пребывающая во Вриндаване как сын Нанды Махараджи. Изначальная Верховная Личность Бога – это Кришна. Его изначальное имя – Говинда. Он исполнен всех достояний, а Его вечная обитель называется Голока Вриндавана. Существует три вида духовных методов понимания Абсолютной Истины – метод эмпирического знания, мистической йоги и бхакти-йога. В соответствии с этими тремя методами, Абсолютная Истина проявляется как Брахмана, Параматма и Бхагаван.

Относительно энергий Кришны Шри Чайтанья Махапрабху говорит:

Господь Кришна естественным образом обладает тремя энергиями, проявляющимися в виде духовной энергии, энергии живого существа и иллюзорной энергии.

(Чайтанья-чаритамрита, Мадхйа, 20.111)

Кришна исполнен расы. Как объясняет Шри Чайтанья Махапрабху в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа, 20.153):

Кришна – изначальный источник и совокупность всего. Он выглядит вечно юным, и его тело состоит из духовного блаженства. Он – прибежище и господин всего сущего.

Наставления Шри Чайтаньи Махапрабху относительно неизменного положения живого существа дано в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 20.108-109):

По своему изначальному положению живое существо – вечный слуга Кришны. Оно подобно атомной частичке солнечного света или огня.

Относительно обусловленных живых существ Шри Чайтанья Махапрабху дает следующее описание:

Живые существа (дживы) разделяются на две категории. Некоторые вечно освобождены, а другие вечно обусловлены. Не помня о Кришне, живое существо с незапамятных времен привлечено внешним Его аспектом. Поэтому иллюзорная энергия (майа) причиняет ему всевозможные страдания в его материальном существовании.

(Чайтанья-чаритамрита, Мадхйа, 22.10, 20.117).

Относительно освобожденных живых существ Господь говорит:

Те, кто вечно освобождены, всегда пребывают в сознании Кришны и несут трансцендентное любовное служение стопам Господа Кришны. Они должны считаться вечными спутниками Кришны, и они вечно наслаждаются трансцендентным блаженством служения Кришне.

(Чайтанья-чаритамрита, Мадхйа 22.11)

Относительно одновременного единства и различия в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 20.108) сказано:

Живое существо является пограничной энергией Кришны, проявлением, одновременно единым и отличным от Господа.

И, наконец, девятая реалия:

Когда благодаря соприкосновению с амнайей взаимоотношения живого существа с Господом оживляются, тогда оно понимает абхидхейу – преданное служение Шри Кришне, главную обязанность, рекомендованную священными писаниями.

Преданное служение Кришне является главной функцией живого существа. Существуют различные методы освобождения обусловленной души – карма, гьяна, йога и бхакти, но все они зависят от бхакти. По сравнению с преданным служением все другие методы духовного осознания слабы и ничтожны. Если человек не приходит к преданному служению Господу Кришне, гьяна и йога не могут дать ему желанных результатов.

(Чайтанья-чаритамрита, Мадхйа 22.17-18)

Садхана-бхакти – это абхидхейа. Садхана-бахкти подразделяется на два вида – вайдхи и рагануга.

Вайдхи-садхана-бахкти, совершение преданного служения в соответствии с предписанными правилами, имеет множество различных аспектов. В некоторых местах дается шестьдесят четыре компонента, а в других – девять. Девять аспектов преданного служения провозглашаются в Шримад Бхагаватам (7.5.23):

Слушание и воспевание трансцендентных имен, образа, качеств, окружения и игр Господа Вишну, памятование их, служение лотосным стопам Господа, совершение поклонения Господу с использованием атрибутов шестнадцати видов, вознесение молитв Господу, выполнение его приказаний в качестве слуги, почитание Господа своим лучшим другом и посвящение всего Ему (другими словами, служение Ему телом, умом и словами) – эти девять методов являются чистым преданным служением.

Когда обусловленное живое существо занимается служением лотосным стопам Кришны своим умом, телом и словами, это называется бхакти. Отличие бхакти от кармы и гьяны очень тонко. Часто компоненты бхакти и кармы внешне выглядят схожими. Когда действия живого существа мотивируются личными желаниями, то они превращаются в компоненты кармы. Когда эти действия связываются с сухими мыслями о Брахмане, они превращаются в компоненты гьяны. Лишь плоды кармы, ведущие к служению Кришне, являются компонентами бхакти. Шрила Рупа Госвами описал признаки бхакти в Бхакти-расамрита-синдху (1.1.9) следующим образом:





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 198 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...