Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этнопедагогика в работе школы



ПЛАН: 1. Понятие этнопедагогики как науки.

2. Основные идеи этнопедагогики.

3. Пути использования идей этнопедагогики в работе учителя.

1. Понятиеэтнопедагогикикакнауки.

Нравственное, духовное формирование личности ребенка происходит путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества через

предметно-практическую деятельность и усвоение норм социально- этических отношений и общечеловеческих взаимоотношений. Эти нормы четко зафиксированы в народных традициях, нравственных заповедях религиозной культуры и выступают как образцы, где в концентрированном

виде сосредоточены все черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме. Традиции являются элементом этнического сознания, в них фиксируются исторически сложившиеся нормы, принципы, отношения,

идеалы. Традиции выступают как духовные и материальные ценности этноса, устные и письменные произведения народного творчества, художественно- прикладное искусство.


Народная педагогика – совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, которые сохранились в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, играх и игрушках.

Этнопедагогика изучает народную педагогику, традиционную культуру воспитания, этническую общность. Этнопедагогика – это часть

педагогической науки, анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи и взаимоотношения педагогики с традициями того или иного этноса. То есть этнопедагогика исследует закономерности и особенности народного этнического воспитания. Поэтому народная педагогика

рассматривается здесь как духовный феномен, присущий сознанию народных масс, эмпирические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления которого выступают как единство педагогической мудрости и

педагогической деятельности народа.

Впервые термин «этнопедагогика» был использован в 1972 году Г.Н.

Волковым. Но вопросы особенностей воспитания детей интересовали просветителей и педагогов во все времена. К ним относятся: Я.А. Коменский,

К.Д. Ушинский и т.д. В наше время актуальна задача развития национальной школы. Следовательно, здесь увеличивается роль традиционной культуры

народа и этнопедагогики. Подлинное возрождение национальной культуры может быть достигнуто лишь на основе возрождения и развития родного языка. Развитие школы на основе народной педагогики, социально-

этнических идеалов народа – один из главных путей ее обновления. Образовательная система должна теперь выражать не только государственные интересы, но интересы различных слоев населения, и различных этносов.

2. Основныеидеиэтнопедагогики.

Ведущая идея этнопедагогики – достижение гармонии природно-

биологического, социального и духовного в развитии человека. Идеи народной педагогики ориентированы не по модели господства и подчинения, а связаны с нравственной ответственностью перед собой и миром.

Например, у многих народов образ жизни и законы природы слиты в единое целое, поэтому негативное действие к природе осуждается (сорван цветок или птица в клетке).

Любоваться и наслаждаться природой внушается с детства. Эта позиция – гуманистична, выражается в культах («божья коровка» у русских, чувашей, татар, башкир; «священные рощи» у якутов, бурят; «водные источники» у казахов, калмыков). Эти принципы заложены в основу

мировых религий; особенно четкое взаимодействие природы и человека наблюдается у северных народов. Народная мудрость отрицала излишество, извращение, самоистязание в любой сфере и воспитывала в человеке

стремление к самосовершенствованию и самовоспитанию. Принцип естественности и природосообразности воспитания связан с признанием природного равенства людей, уникальность каждого индивида,

неразрывность единства с окружающей средой. На этой основе построены


народные педагогические программы, связанные с формированием целостной личности и выраженные в народных идеалах. Все, что нас окружает, – это создание единой природы, которая находится в постоянном взаимоотношении, взаимодействии.

Но, когда переступаются нормы и правила общения с живой природой,

наступает дисгармония. Это убеждение внушалось с раннего детства. Народная педагогика воспринимается как природная, естественная, поскольку она близка и к природе, и к человеку. Народная мудрость обычно внедрялась через народных педагогов (дед, бабушка). Поэтому национальное образование должно быть в наши дни механизмом управления, который обеспечивает оптимальные условия для осуществления различных функций организма (физических, социальных, природных), а также самореализации человека в различных сферах деятельности (семейно-бытовой, профессиональной). Процесс развития личности рассматривается как целостный процесс, многоаспектный, многофакторный, должен предполагать преемственность поколений.

Смысл воспитания сводится к укреплению преемственности поколений на вековых гуманистических традициях народов. А семейная традиция – это

осознание принадлежности к своим корням. Чем дальше, глубже в прошлое проложены эти корни, тем они сильнее. Это основополагающий принцип народного воспитания, где каждый народ хотел видеть в ребенке комплекс

социально-этнических качеств.

Представление народа о личности совершенного человека воплощены в мудрой триаде: ум, доброта, трудолюбие.

Народное воспитание складывалось в опыте и традициях. Любой

народный воспитатель специально не занимался этническим просвещением, а делал все это в процессе практической деятельности, поучая или показывая:

«делай как я». Идеи и опыт народа, по экономическому и экологическому

воспитанию человека связаны с такими качествами как бережливость, старательность, заботливое отношение к экологии в целом. Весь уклад жизни народа притирался к окружающей среде, поэтому можно брать у природы и при этом не разрушая ее, т.е. используя все рационально. Экологическая культура, воспитание были самой сутью народной педагогики.

Важнейшим моментом в воспитании является бережное отношение к ценностям, труду и человеку. Поэтому обожествлялись земля, вода, хлеб.

Поэтому в народе укоренились обычаи, связанные с хлебом (попробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину; любая клятва, закреплялась богом и хлебом). Идея – старость созидательна тем, что в

воспитании внуков можно исправить ошибки, совершенные в своей жизни и в воспитании собственных детей. Факторами воспитания в традициях народа выступают: природа, игра, слово-мысль, труд (действие, дело, деятельность),

опыт, общение, быт, обычаи, искусство, религия, пример, нравственные образцы. Материалами народного творчества, т.е. средствами, являются: пословицы, поговорки, сказки, легенды и т.д.

Народная культура делится на:


- материальную (земледелие, гончарное дело);

- духовную (песни, сказания).

В своем историческом развитии народы создали свою высокую педагогическую культуру. Основной воспитательной силой была семья, родители, близкие, окружающая среда. С детства ребенок впитывал правила, обычаи, знания о мире. И чем глубже и теснее была преемственность поколений, тем лучше было воспитание молодых. В целом, сельская община

– это образ жизни, пришедший из далекой старины, когда по микрорайонам расселялись жилые кварталы и назывались по основному занятию жителей-

мастеров: кузнецы, плотники, горшечники и т.д.

В учебный процесс современной школы необходимо включать воспитательные идеи народа. Основные правила этнопедагогики имеют

очень четкие требования:

1. Уважать старших.

2. Заботливо относиться к детям, больным, слабым.

3. Обожествление хлеба, воды, земли.

4. Бережное отношение к продуктам питания, материальным и духовным ценностям, ко всему живому природы.

5. Трудолюбие, терпеливость, скромность, доброта, милосердие,

гостеприимство, уважение к другим, умение выслушать собеседника.

В педагогической мудрости народа наблюдается четкая дифференциация форм воспитания:

- пословицы – для социально-этического,

- загадки – для умственного,

- песни – для эстетического, патриотического,

- сказки – для всех форм воспитания.

3. Пути использования идей этнопедагогики в работе учителяначальныхклассов.

Духовная культура составляет основу этнопедагогики и этнопсихологии, которая выступает ведущим фактором в воспитательном

процессе. Раскрытие механизмов воздействия на развитие общества является важнейшей задачей современной этнопедагогики и этнопсихологии.

Эффективность использования народных традиций зависит от умений

воспитателя. Иногда возникает гипертрофирование национального сознания, что приводит к негативному отношению к другим народам. Поэтому необходимо найти такие формы народных традиций, которые снимают национальный эгоцентризм и выступают условием вхождения в цивилизованную общечеловеческую культуру и принятия ее ценностей при условии сохранения достижений национальной культуры.

Учителю следует связывать в воспитательном процессе народные традиции и современную культуру различных этносов, т.к. по своей природе

народные традиции и этнопедагогическая культура гуманистичны и обращены к человеку, в них проявляются общечеловеческие нравственные

ценности.


Следовательно, народные традиции оказывают нормативно- регулятивное воздействие, закрепляют ценностные ориентиры и являются средством личностного развития детей.

Деятельность учителя имеет этапы:

1. Накопление факторов по отдельным народам.

2. Сравнительный анализ педагогических традиций этих народов.

3. Обобщение педагогического опыта и идей о воспитании народов конкретной территории.

Основные принципы этнопедагогики:

1. Глубокая индивидуализация обучения и воспитания.

2. Развитие самостоятельности.

3. Формирование «я – концепции» ребенка.

4. Раскрытие социально-психологического смысла народных традиций как сложного фактора в формировании мотивов и потребностей ребенка является условием его социального развития.

В сложной системе отношений выделяются специальные условия, выработки систем, которые регулируют поведение ребенка. Такими системами являются: традиции, обычаи и т.д. Народные традиции являются

необходимым условием воспроизводства общества, обеспечивают экологическую среду и являются средством воспитания детей. Развитие ребенка происходит путем накопления общественно-исторического опыта

человечества в процессе деятельности и усвоении норм человеческих взаимоотношений. Эти нормы являются образцами, где сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме. Такой образец входит в мотивационную сферу ребенка, влияет на

потребности и реализует поведение и деятельность ребенка. Такая деятельность выступает психологической основой, реализацией образца.

Народная педагогика определяется требованиями, основанными на

религиозных канонах. Религия как часть общественного сознания определяет образ жизни человека и социума. Религиозная культура вбирает в себя многовековой опыт народа и позволяет достойно решать многие задачи, связанные с развитием человека. Отправная точка религиозного сознания – это отдельная человеческая личность и ее взаимоотношение с обществом, миром. Огромную роль играет вера в торжество добра, справедливости. Без этого нравственная жизнь человека почти невозможна. Народная педагогика ориентирует человека на веру, где сильные религиозные традиции, там устойчиво сохраняются народные традиции.

Эффективность использования народных традиций зависит не только от понимания их роли, но и от умения воспитателя использовать все ценное,

что они в себе заключают в общем контексте педагогических воздействий.

Знание духовной культуры своего этносоциума способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой

формирования социально-этнических норм поведения с высокой культурой межличностного общения и межличностных отношений.


В современной школе необходимо учитывать следующие принципы в работе учителя:

1. Интернационализм как идейная основа конструирования отношений,

общения в социально-педагогическом комплексе федерации.

2. Ценность культур народов и значимости народной педагогики как мировоззренческой, инструментальной основы бытовых и профессиональных

процессов социализации и становления личности.

3. Терпимость к воззрению личности, в том числе к различным религиозным верованиям, к социокультурной среде ее развития.

4. Учет специфики широких социальных движений в России и мире и использование их возможностей, традиций, обычаев в развитии самобытной личности.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 3714 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...