Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 19. Детская игра



ПЛАН: 1. Особенности детской игры.

2. Игры с правилами. Дидактическая игра.

3. Игрушка.

4. Влияние игры на умственное развитие ребенка.

1. Особенностидетскойигры.

Игра - исторически возникший вид деятельности детей, где воспроизводятся действия взрослых и отношения между ними. Игра

направлена на познание предметной и социальной действительности, является социальной деятельностью по происхождению, направленности и содержанию.

Виды игр отличаются большим разнообразием - по правилам,

содержанию, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов. Поэтому их условно делят на три группы:

1. Творческие игры (содержание дети придумывают сами и отражают в

них свое понимание мира) - сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные,

игры-драматизации, режиссерские и т.д.

2. Игры с правилами (они создаются взрослыми) - дидактические,

подвижные, музыкальные и т.д.

3. Игры-развлечения, игры-забавы.

Формы взаимодействия детей в игре бывают:

а) игра одиночная (индивидуальная),

б) игра “рядом”,

в) игра вдвоем (игра в паре): ребенок - взрослый, ребенок - ребенок;

г) групповая игра (3-6 детей);

д) коллективная игра.

Структура игры:


Игра - это деятельность осмысленная, целенаправленная (накормить куклу, полететь в космос). Цели не являются постоянными, зависят от уровня развития ребенка и его социального окружения. От подражательных целей дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям. Для

этого подбирают себе товарищей, игрушки, совершают действия, поступки,

вступают в общение, приобретают умения договариваться, распределять роли, планировать свою игровую деятельность. В игру вовлекается вся личность ребенка. Игра обладает свободой, формирует саморегуляцию поведения детей.

Игра обладает специфическими мотивами. Игра - это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. Отличается творчеством, эмоциональной насыщенностью. По мере

становления личности ребенка и его психологических изменений происходит развитие игровой деятельности.

Любая деятельность осуществляется посредством действий, которые

определяются условиями. Ребенок, ориентируясь в условиях, любым способом действий реализует игровую цель. Способ действия называется операцией. Для игры характерна саморегуляция действий и поведения детей. Все регулируется определенными требованиями и правилами. В играх различного вида - правила различны. В свободных ролевых играх правила заключаются в самом содержании игры, роли, сюжете (приняв на себя роль, ребенок действует с логикой ее поведения). В подвижных и дидактических играх правила определяют характер и последовательность действий, взаимоотношений играющих. Несмотря на разнообразие правил, дети воспринимают их и добиваются выполнения добровольно, в интересах существования самой игры, т.к. нарушение правил ведет к ее распаду. Дети проявляют выдержку, терпение, внимание. Поэтому правила выступают как механизм саморегуляции поведения детей.

Игра выступает как эмоциональное переживание и удовольствие от свободного проявления физических и духовных сил. В игре происходит исполнение желания и совершаются те действия, цели которых значимы для человека. Игра всегда выступает в настоящем и будущем, т.е. предоставляя ребенку сиюминутную радость, в игре моделируются или прогнозируются жизненные ситуации, свойства, качества, состояния, умения, способности человека. Таким образом, дети действуют из желания играть, а результатом оказывается новый продукт деятельности, связанный с психологическими новообразованиями.

Игра в дошкольном возрасте является формой организации жизни ребенка. Задачи по руководству игрой в дошкольный период:

а) развитие игры как деятельности;

б) использование игры в целях воспитания детей.

При руководстве игровой деятельностью педагог совершает следующие действия:

1. Целенаправленно обогащает практический и игровой опыт ребенка.

2. Постепенно переводит этот опыт в условный игровой план.


3. Побуждает детей к творческому отражению действительности.

2. Игрысправилами. Дидактическаяигра.

Игры с правилами по своему содержанию охватывают самые разнообразные стороны жизни ребенка. Эти игры условно делят на

дидактические, подвижные, музыкальные. Особенности игр с правилами:

1. Наличие игрового замысла или игровой задачи, которые решаются через игровые действия. Игровой замысел, или задача и игровые действия составляют содержание игры.

2. Действия и отношения играющих регулируются правилами.

3. Наличие правил и готового содержания позволяет детям самостоятельно организовывать и проводить игру.

4. Воспитательно-образовательное содержание игры заключено в игровом замысле, действиях и правилах. Они не выступают для детей как самостоятельная задача.

Дидактическая игра - это активная учебная деятельность, которая моделирует изучаемые системы, процессы и явления. Учебная деятельность вплетается в игровую систему и приобретает черты совместной игровой

учебной деятельности. Игру, организованную в целях обучения, называют еще учебной игрой. Ее основные элементы:

а) моделируемый объект учебной деятельности;

б) совместная деятельность участников игры;

в) правила игры;

г) принятие решения в изменяющихся условиях;

д) эффективность принимаемого решения.

Технология дидактической игры - это технология проблемного обучения. Здесь игровая учебная деятельность обладает важным свойством: познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, т.е. результатом самой деятельности.

В учебном процессе различаются:

1. Дидактические игры, которые строятся на основе автодидактизма.

2. Игры-упражнения, которые организуются или с дидактической игруш-кой, или с дидактическим материалом.

Для этих игр характерны самые разнообразные игровые задачи и игровые действия. Игровые действия могут быть многосоставными и состоять из ряда отдельных действий или операций. Большим разнообразием отличаются и правила. Между игровым замыслом, игровыми действиями и

правилами существует тесная взаимосвязь. Наличие правил позволяет осуществлять игровые действия и решать игровые задачи. Ребенок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры - обучать и развивать ребенка

через игровой замысел, действия и правила - называется автодидактизмом.

Каждая дидактическая игра развивает определенную сторону ребенка,

его психические свойства, сенсорную культуру, мышление и т.д. В играх формируется умение подчиняться правилам, что влияет на формирование


произвольности в поведении, самоорганизацию детей, их общение между собой. Таким образом, дидактическая игра служит средством воспитания и развития ребенка.

По характеру используемого материала дидактические игры бывают:

игры с предметами (предметные игры), настольно-печатные игры, словесно-

логические игры.

1. Предметные игры - это игры с дидактической игрушкой, дидактическим предметным материалом, которые развивают сенсорное восприятие.

2. Настольно-печатныеигры - направлены на систематизацию, формирование представлений о мире и развивают мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр:

а) парные картинки - игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству;

б) лото - они строятся по принципу парности. К картинкам на большой

карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках,

тематика самая разнообразная;

в) домино - принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек, картинок при очередном ходе. В игре развивается

сообразительность, память, умение прогнозировать и предвидеть ход партнера;

г) разрезные картинки и складные кубики, на которых отображен предмет или сюжет, разделенный на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, уточнение представлений между целым и частью;

д) игры типа “лабиринт” - развивает пространственную ориентацию,

умение моделировать, абстрагировать и абстрагироваться, умение предвидеть результат действия;

е) игры типа “кубик Рубика” с различными формами и окраской -

связаны с нахождением определенного алгоритма в игровых действиях;

ж) компьютерные игры - определяются различными информационными программами.

3. Словесно-логические игры. Эти игры формируют слуховое внимание, умения прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетание и слова. Дети учатся воспринимать народное творчество: прибаутки, потешки,

песенки. Игровые действия связаны со словесным сигналом, звукоподражанием, имитацией движений, поиском того, кто позвал. Эти игры побуждают детей к многократному повторению звукосочетаний. Здесь дети приобретают очень ценный опыт эмоциональных переживаний и

приобретают навыки правильного произношения.

3. Игрушка

Игрушка встречается не только в игре ребенка, но и в повседневной жизни взрослого человека. Часто игрушка является другом, спутников жизни, источником радости, орудием или материалом игры. В игрушке в

обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, в том числе


людей и животных, которые требуют соответствующих действий с ними. Так, например, кукла - обобщенный образ ребенка, позволяющий детям воспроизвести целый ряд соответствующих действий: купать, кормить, переодевать и т.д.

Игрушки разнообразны по типам, материалу, технике изготовления,

возрастному и воспитательному назначению. Изображение в игрушках условно и обобщено. Характер, степень обобщенности и условности зависят от типа игрушки, ее конкретного назначения. Игрушки по степени усложнения и обобщенности делятся на три группы:

1. Реалистические игрушки (собачка конкретной породы).

2. Условно-образные игрушки (собачка неопределенной породы, кукла как обобщенный образ человека).

3. Игрушки-заместители (палочка вместо градусника, стул вместо коня). В игрушках отражаются типичные черты предметов (Дед Мороз всегда в длинной шубе, шапке и с мешком подарков). Чем больше натурализма и

конкретизации в характеристике игрушки, тем скорее эта игрушка надоест ребенку.

Виды игрушек:

1. Сюжетные, или образные игрушки (куклы, фигурки животных,

предметы домашнего обихода).

2. Игрушки - орудия труда (совок, лопатка, сачок).

3. Технические игрушки с программным или беспрограммным управлением (транспортные агрегаты, машины).

4. Игровые строительные конструкторы - сборно-разборные.

5. Дидактические игрушки и игры.

6. Игрушки для спортивных и подвижных игр (мячи, скакалки).

7. Театральные и декоративные игрушки (персонажи кукольных театров,

костюмы, украшения).

8. Игрушки - забавы.

9. Звучащие музыкальные игрушки.

10. Игровые материалы и игрушки -самоделки.

11. Игровое оборудование (домики, макеты).

12. Компьютерные игрушки и игры.

13. Развивающие игрушки (игры-головоломки).

Часто любой предмет может служить игрушкой в руках ребенка или взрослого.

4. Влияниеигрынаумственноеразвитиеребенка.

В раннем детстве через повторяющиеся игровые действия с игрушками у детей возникает наглядно-действенное мышление. Затем в связи с замещением отдельных предметов и действий, дети начинают оперировать

представлениями, образами, словами. Так игра переходит во внутренний план (речевой, воображаемый). В основе развития умственных способностей лежит овладение детьми действиями замещения и моделирования.


Замещение - это использование при решении умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов (в игре кубик может означать для ребенка все, что угодно). Сам ребенок может отождествлять себя с любым объектом окружающего мира, т.е. принять на себя воображаемую роль, обозначив ее словесным символом (я - космонавт, тигр или самолет). Поэтому в игре у детей складывается символическая (знаковая) форма сознания, состоящая в использовании заместителей вместо реальных предметов. И это - начало большого пути, ведущего к постоянному использованию различных знаков и всевозможных символов, систем (цифры, буквы, нотные знаки, устная, письменная речь и т.д.)

Моделирование - отражает связь явлений, их отношения. Это может выражаться в словесной форме, либо с помощью наглядной модели, где сами

предметы обозначены при помощи заместителей, а их отношения - при помощи расположения этих заместителей в пространстве (в объеме или на

плоскости). Таким образом, наглядные модели являются формой определения и обозначения отношений.

Исследования А.В.Запорожца, Н.Н.Поддьякова, Л.А.Венгера и др.

показали, что дошкольники и младшие школьники успешно работают с тремя видами моделей:

а) отражающими структуру отдельного объекта;

б) отражающими структуру класса объектов;

в) условно-символическими, отображающими их наглядные отношения.

Обучение моделированию следует начинать с умения отображать пространственные отношения, позже - к отображению временных

отношений. И уже потом - все другие типы отношений (механических, звуковысотных, математических, логических и др.). Если в начале детям даются готовые модели, то затем постепенно учащиеся обучаются

построению разного рода моделей, т.е. овладевают деятельностью моделирования. Овладение внешними формами замещения и наглядного моделирования, выступающими в виде использования условных

обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.д., ведет к появлению возможности употреблять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе с их помощью то, о чем рассказывают взрослые, заранее

видеть возможные результаты собственных действий.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1386 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...