Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ф.Шеллинг



Фридрих Шеллинг (1775 - 1854) в цикле ранних натурфилософских трактатов «Идеи философии природы», «Первый набросок системы философии природы» и др. развивает рационалистическое диалектическое учение о мире как одушевленном живом организме, который эволюционирует от одной ступени к другой. Общая высшая цель детерминирует ход мирового процесса и его законы.

Шеллинг конструирует пантеистическую картину мира, синтезирующую материальное и идеальное – две полярности, единство противоположных сторон бытия – субъективного, сознательного и объективного, бессознательного. Его натурфилософия имеет антимеханистический биологизированный характер.

В сочинении «Система трансцендентального идеализма» (1800) Шеллинг большое внимание уделяет проблемам познания. Человек есть закономерный продукт развития мира. Но человек не завершает развитие и продолжает эволюционировать. Деятельность человека протекает в двух взаимосвязанных сферах – теоретической и практической. Однако человеческая деятельность не достигает целостности, гармонии, единства цели, так как она разорвана на две противоположные сферы. В теоретической деятельности господствует разум, в практической – воля.

Высший синтез теоретического и практического производит искусство. В сочинении «Философия искусства» (1803) Шеллинг разрабатывает свою знаменитую концепцию искусства. Только в произведении искусства достигается полная гармония сознательного и бессознательного, свободы и необходимости, разума и воли. Подлинный художник – это гений, реализующий в своем творчестве идеал, недосягаемый в других видах человеческой деятельности. Уникальным средством художественного творчества служит интеллектуальная интуиция - способ созерцания божественного абсолюта.

В сочинениях «Бруно» (1802), «Философия и религия» (1804), «Философские исследования сущности человеческой свободы» (1809) Шеллинг создает мистическую картину мира, в которой на смену диалектическому единству мира приходит иррациональный абсолютный дух, творящий из самого себя Вселенную.

Мир предстает в сознании позднего Шеллинга в форме иррациональных продуктов актов самоутверждения аморальной воли космического духа. Тем самым творение мира есть грехопадение, которое невозможно познать разумом. Человек также оказывается греховным уже с момента его появления на свет. Искупить этот первородный грех, искупить вину перед нравственным судом Бога может только человек. И в этом возвышенное предназначение человека во Вселенной. В процессе исторического развития человечество должно воссоединиться с Богом, познав его деяния в актах религиозного откровения.

Философия, по мнению позднего Шеллинга, есть необходимая и высшая форма осмысления исторического религиозного и мифологического опыта, дающая возможность достичь конечной цели истории - слияния человека с богом в актах веры и самоутверждения.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 379 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...