Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Г.Гегель



Георг Гегель (1770 - 1831) в своей системе абсолютного идеализма изобразил весь мир в виде диалектического саморазвития абсолютной идеи. Источник саморазвития абсолютной идеи – это противоречие, единство и борьба взаимоисключающих и взаимодополняющих противоположностей.

Первая стадия развития абсолютной идеи – логика. В «Науке логики» (1812) система определений мысли рассматривается как реальная сила, формирующая мир по своему образу. На первой стадии абсолютная идея проходит последовательно три этапа. Возможность познания Гегель объяснял единством вещи и понятия, тождеством саморазвивающейся абсолютной идеи с бытием. Развитие абсолютной идеи происходит от самых общих и абстрактных категорий: бытие, небытие, качество, количество, мера и т.п. до конкретных и многообразных понятий: механизм, организм, познание и др. Вторая стадия саморазвития абсолютной идеи – природа, которую мировой разум также преодолевает в три этапа. Третья стадия саморазвития абсолютной идеи - дух, саморазвертывающийся в постепенном закономерном движении истории.

В отличие от законов природы, закономерности истории реализуются только через сознательную деятельность людей. Конечная цель истории – достижение свободы. В «Феноменологии духа» (1807) и других работах Гегель изображает развитие абсолютной идеи в сфере духовной культуры человечества как процесс последовательного перехода от одного этапа к другому. Первый этап – это субъективный дух, реализующийся в индивидуальной душе человека в виде сознания, самосознания и разума. Второй этап – объективный дух – сверхиндивидуальная целостность социальной жизни, последовательно разворачивающийся в праве, морали и нравственности. Последнюю Гегель понимал как высшую форму объективного духа, синтез права и морали. Нравственная жизнь реализуется в семье, гражданском обществе и государстве.

В «Философии права» (1821) Гегель развил учение о государстве, основной задачей которого является защита свободы граждан с помощью законов и учреждений. Осуществить эту задачу государство может лишь в деятельности особого сословия чиновников, администраторов, согласующих общественные, коллективные и индивидуальные интересы. Свобода, по мнению Гегеля, невозможна без обладания собственностью. Свою волю человек проявляет лишь в пользовании своей собственностью. Третий, заключительный этап развития идеи – абсолютный дух, последовательно проходящий три фазы: искусство, религию и философию.

В искусстве дух постигает абсолютную идею посредством его образного созерцания и чувственно воспринимаемого изображения. Прекрасное, по мнению Гегеля, есть конкретное единство чувственного образа, соответствующего идеалам. Гегель полагал, что лучшие времена искусства позади и они никогда не вернутся, т. к. развитие рационального познания не удовлетворяет чувственное созерцание. Другая важная причина упадка искусства - господство утилитарных, прагматических интересов в современном обществе.

В религии абсолютная идея постигается через откровения и переживания. Философия, по мнению Гегеля, есть высшая стадия самопознания абсолютной идеи в истории человечества, а историко-философский процесс – это поступательное движение к абсолютной истине.

Гегель в истории фиксирует напряженную борьбу противоположностей, в результате которой происходит неизбежный переход к новым состояниям, вызревающим в недрах старых. Трем стадиям развития абсолютной идеи соответствуют три исторических эпохи, каждую из которых представляет определенный народ, ставший в данную эпоху ведущей исторической силой благодаря своему государственному устройству, законам, морали, религии. Выполнив свою историческую миссию, передовой народ навсегда сходит с авансцены истории, уступив почетное место другому народу.

По Гегелю, в истории происходит необходимое чередование народов в таком порядке. Ниже всех стоят восточные народы - Китай, Индия, Персия. За ними следуют греки и римляне. Высшей ступени мировой истории достигают лишь народы Западной Европы во главе с её бесспорным лидером - Германией. Культура Западной Европы становится вершиной человеческой истории только благодаря христианству. Высшей формой государства Гегель считал прусскую конституционную монархию, высшей религией - лютеранство, высшим достижением в истории философии свою философскую систему.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 522 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...