Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

И.Фихте



И.Г.Фихте (1744 - 1803) в сочинениях «Назначение человека», «Назначение ученого» (1794), «Наукоучение» (1795) и др. разработал философскую антропологию. Человек обладает прирожденной телесной организацией и слепыми, бессознательными инстинктами, потребностями, влечениями. Преодоление инстинктивного образа жизни и переход от животного состояния к человеческому обществу осуществляется лишь в результате активной сознательной духовно - практической деятельности человека. Сам человек не может упразднить свои естественные потребности, но в его власти осознать их и решить вопрос об их удовлетворении. Сознание порождает само себя в самодостоверных актах самосознания, имеющего всеобщий и безличный характер. Высшим идеалом личности всегда было его духовное богатство. Человек должен постоянно самосовершенствоваться, хотя идеал остается недостижимым.

Свою социологию, изложенную в работе «Основные черты современной эпохи» (1806), Фихте основывает на антропологии. Индивид осознает свои ограниченные возможности и это порождает чувство страха перед неведомыми и чуждыми силами внешнего мира, не – “Я”. Достижение высших нравственных целей индивида, освобождение его от угнетающего чувства страха возможно лишь при объединении всех людей.

Наилучшим средством, обеспечивающим непрерывную эволюцию человеческого рода, служит развивающаяся наука, воплощающая в себе образцы разумной деятельности человека. Наука отличается от ненаучной познавательной деятельности предельной ясностью понятий, систематичностью знания, сознательной методичностью, открытостью путей развертывания мыслительного процесса, опытным подтверждением логических выводов, коллективной организацией труда.

Философия, по мнению Фихте, - это фундамент всех наук, универсальное средство самоопределения наукой своих оснований, высшая форма самосознания индивида и общества. Необходимым условием саморазвития человеческого рода является только культура, сохраняющая духовные ценности и подчиняющая природную среду требованиям научного разума. Культура, по мнению Фихте, есть единственная опора для власти человека над самим собой и стихийными силами окружающего его мира. Без культуры человеческий род не может самосовершенствоваться и преобразовывать природные условия в рационально организованную искусственную среду. История человечества есть непрерывная рационализация его духа и опыта.

Цель истории – превращение общественной жизни в добровольный союз свободных народов в единой мировой гуманной республике без частной собственности. Фихте думал, что человечество движется к единой цивилизации, объединенной идеалами христианской религии. Единство исторического процесса реализуется в последовательной смене пяти эпох.

Эпоха господства инстинктов.

Эпоха господства авторитетов.

Эпоха освобождения от повелевающих авторитетов.

Эпоха господства государства.

Эпоха расцвета духовной жизни, развития науки и техники, превращения ученых в правящую элиту.

Ученые, считал Фихте, должны стать руководителями социальных преобразований, учителями и воспитателями человеческого рода в духе христианской этики. Государство постепенно исчезнет.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 519 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...