Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Б. Спинозы и Г. Лейбница



Б. Спиноза (1632 - 1677) - нидерландский философ. За отход от иудаизма еврейская община Амстердама, членом которой он был, подвергла его «великому отлучению».

Главная идея Спинозы - тождество Бога и природы, которую он понимал как вечную, бесконечную, не имеющую никаких внешних оснований, т.е. как причину самой себя (единая субстанция). Мыслитель был убежден, что мир представляет собой математическую систему и может быть познан геометрическим способом.

Знание о мире Спиноза разделил на три рода: чувственное («источник смутных идей»), «понимание», соединяющее рассудок и разум, и интуитивное. Интуиция - высшая ступень познания, она обеспечивает постижение вещей «с точки зрения вечности», не как случайных и разрозненных, а как необходимых, причастных универсальному единству.

Человек - часть природы. Телесное и духовное в нем не зависят друг от друга, они «параллельны». Душа есть совокупности идей, объектом которых является тело. Душа - это еще и частица «бесконеч­ного разума Бога». Спиноза отвергал свободу воли. Свобода - это познанная необходимость. Свободный человек руководствуется только разумом. Он «ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни».

Г. Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед.

Основа философской системы Лейбница - учение о монадах (монадология). Монада - простая неделимая субстанция. Монад существует бесконечное множество, они активны, нематериальны. Каждая монада - самостоятельная единица бытия. Монады не имеют пространственных характеристик, они чувственно непостижимы.

Философ различал монады трех видов: монады «нижней ступени» с пассивной способностью восприятия образуют «неясные представления», монады «средней ступени» способны иметь ощущения и относительно ясные представления; и, наконец, высшие монады (монады-духи) наделены полноценным сознанием. Соответственно этому тела, состоящие из монад первого рода, относятся к неживой природе; тела, в которых монады способны к ощущениям, составляют живой мир; человек - носитель монад, наделенных сознанием. В каждой монаде заключена возможность ее дальнейшего развития и «возвышения».

Хотя ни одна монада не оказывает никакого воздействия на другие, тем не менее, движение и развитие каждой из них находится в полном соответствии с движением и развитием других. Это связано с «предустановленной гармонией» в устройстве мирового целого, заложенной Божественной волей.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2044 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...