Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности и этапы развития русской философии



Русская классическая философия есть философия по преимуществу религиозно-нравственная. Долгие десятилетия в ХХ веке все направления русской философии (особенно религиозное), кроме материализма, рассматривались в своем Отечестве только как «проявление реакционной идеологии» и оценивались отрицательно. Это нанесло значительный ущерб нашей духовной культуре и процессу образования.

Русская философия является составной частью мировой философии, но обладает рядом отличий. Вот как об этом пишет Б.П. Вышеславцев (1877 – 1954) – всемирно известный философ русского Зарубежья. «Основные проблемы мировой философии являются, конечно, проблемами и русской философии. В этом смысле не существует никакой специально русской философии. Но существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания и обсуждения. Разные нации замечают и ценят различные мысли и чувства в том богатстве содержания, которое дается каждым великим философом... Национализм в философии невозможен, как и в науке; но возможен преимущественный интерес к различным мировым проблемам и различным традициям мысли у разных наций».

Философские представления на Руси зародились в глубокой древности задолго до введения христианства, в рамках которого более тысячи лет существовала и существует русская философия и духовность. Исследователи русской философии отмечают следующие ее особенности.

негативное отношение к наукообразию и абстрактному теоретизированию, практически - жизненная направленность ее проблем;

стремление решать вопросы философского осмысления внутреннего мира отдельного человека в соборной взаимосвязи с другими людьми, народами и Вселенной в целом (космизм);

философско-историческое видение мира через нравственное переживание бытия как непримиримой борьбы Добра и зла, осмысление философских проблем на конкретном социально-историческом материале.

Русская философия никогда не выступала как абстрактно-теоретическая система, она всегда была философией жизни с характерной свободной формой изложения (поучения, публицистика, произведения искусства).

Философия понималась на Руси как всеохватывающая мудрость, высшее ценностное содержание всей совокупности знаний о мире и человеке; как жизнестроительное учение, практическое служение избранному идеалу; как умение выражать в художественной форме наиболее важные проблемы существования человека. Исторический жизненный опыт и сформированный на его основе кодекс нравственных ценностей нашего народа отразился в мифологии, сказках, былинах, пословицах и поговорках. Религиозная литература и искусство Древней Руси воплотили философскую мудрость народного мировоззрения.

Трудолюбие как добродетель, нестяжательство, взаимопомощь и самоуправление стали духовными ценностями славян, главной чертой жизни которых была община. Община («мир») выступала как соборное соединение людей, связанных коллективным владением землей, коллективным трудом и ответственностью. «Миром все снесем». Человек должен жить своим трудом, ему негоже стремиться к богатству и накопительству. «От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь». «Лишнее не бери, карман не дери, души не губи». Главное – прожить жизнь по-доброму, по-Правде. «Не в силе Бог, а в Правде», «Правда дороже золота», «Без добрых дел вера мертва», «Деньги смогут много, а Правда все».

Русскую философию нельзя понять вне истории России.

Книжный фонд Киевской Руси в домонгольский период исчислялся сотнями тысяч единиц; сохранившиеся летописи и произведения литературы содержат многочисленные материалы философского содержания. В «Повести временных лет» (1037 год) летописец отмечает: «Велика ведь бывает польза от учения книжного: ведь книги учат нас и наставляют на путь покаяния, ведь мудрость и воздержание находим в словах книжных. Книги это реки напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина…».

Начиная с 1240 года летописи пестрят сообщениями о гибели и бедствиях русских людей от монголо-татарского нашествия, о разрушении экономики и культуры. Развитие нашего Отечества было надолго приостановлено в сравнении с европейскими странами, для которых Русь становится своеобразным щитом от внешних врагов; западные государства вместо благодарности сами не прекращали попытки использовать русские беды: католический Рим благословил многочисленные армии крестоносцев для подчинения Православия и утверждения своей веры во всем мире.

Главной идеей отечественного мировоззрения становится освобождение России от иноземных захватчиков путем создания мощного централизованного государства, в котором недопустимы междоусобные войны и раздоры князей.

На Руси христианство получает свое национальное лицо, становится русским христианством. Русская православная мысль развивалась, пытаясь избежать, с одной стороны, византийской восточной мистики и аскезы, а с другой – подчинения западному рационализму (схоластике) католицизма. Православные мыслители были против превращения христианства в разновидность философско-логической мысли. Схоластика для древнерусских мыслителей – это «внешняя философия», «дьявольская хитрость против веры». «Живая истина» не укладывается в границах логики.

Диалектически соединить интеллект в поисках Истины с верой в Добро и Красоту мира – путь отечественной философской традиции. Стремление к абсолютным началам бытия, духовным ценностям, а не к стяжению материальных благ характерно для русского христианства. Русский народ имеет собственную неповторимую историческую судьбу, свое понимание христианства и является носителем особой русской православной культуры, в которой освящается любовь к Родине. «Для кого Россия не мать, для того Бог не отец». «Русь не потому Святая, что живут в ней сплошные праведники, а потому, что стремление к святости, к сердечной чистоте и духовному совершенству составляет главное содержание и оправдание ее существования».

В истории русской философии принято выделять несколько этапов, связывая их с важнейшими эпохами жизни русского общества и развития его культуры.

Первый этап - древняя русская философия с момента появления первых религиозно-философских сочинений до ХV века.

Первые отечественные философские произведения: «Слово о законе и благодати» Илариона Киевского, «Изборник 1073 г.», «Моление» Даниила Заточника (первый вологодский писатель и философ), «Слово о вере христианской и латинской» Феодосия Печерского (XI в.). Основные проблемы древнерусской философии: расшифровка премудрости Божия, вопрос о Правде в жизни человека, богопознание и его сущность, борьба Добра и Зла в природе и в человеке. Философия - это прояснение веры; философ - это вероучитель, «книжник».

Второй этапфилософские учения Московской Руси. Главной идеей отечественного мировоззрения становится освобождение Родины от иноземных захватчиков путем создания мощного централизованного государства, в котором недопустимы раздоры и междоусобные войны. На развитие русской духовной жизни большое влияние оказало учение «Москва - Третий Рим». По словам монаха Филофея Псковского, жившего в первой половине ХVI века, два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать. Это значило, что государство народа русского сохранило верность православным традициям и не впало в ересь католицизма. Святая Русь взяла на себя ответственность быть защитницей Православия во всем мире, она стала мировой державой. Государство и власть – главные темы русской философии этого времени.

Третий этап - философия Просвещения XVIII века. В допетровские времена философия на Руси развивалась в рамках религиозного миропонимания. В результате реформ Петра I в России возникает светская (независимая от церкви) философия и наука. В обра­зованных кругах общества получают распространение самые разные направления мысли: православная философия, богословский рационализм, мистицизм, вольтерианство, масонство и материализм. Основные проблемы этого этапа: связь Бога с природой, соотношение теизма и пантеизма, смысл существования человека в жизни и в истории.

В этот период особый интерес представляют философские взгляды М.В.Ломоносова и А.Н.Радищева. В трудах М.В.Ломоносова (1711-1765), ученого-энциклопедиста, основоположника материалистической традиции в русской философии, получила дальнейшее развитие теория атомистического строения материи, рассматривались вопросы метода научного познания. Ломоносов отрицал существование каких-либо границ для проникновения теоретической мысли в глубь вещей. Подчеркивая значение опыта, он критиковал односторонность эмпиризма и призывал к единству разума и чувства в познании.

Первый русский революционер, автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву», А.Н.Радищев (1749-1802) в своем философском трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» подверг критике учение о бессмертии души, доказывая, что человек - это телесное существо и сама идея о бессмертии души порождена бедствиями и страданиями людей. Придерживаясь гуманистических, просветительских взглядов, он считал, что главной силой общественного развития является человеческий разум, просвещение.

Материалистами и «вольнодумцами» были большинство декабристов, в произведениях которых рассматривались проблемы движущих сил истории, социальной структуры и ее развития, роли личности в истории.

Четвертый этап – отечественная философия XIX - начала XX веков.

В XIX веке русская философия оформилась как научно-теоретическая система, сложились все признаки философии как науки: академическое содержание, наличие специальных кадров, появление учебных заведений, разработка категориального аппарата. В это время создаются оригинальные русские философские системы и учения, оказавшие влияние на развитие мировой философии. Определились два основных направления русской философской мысли: западничество и славянофильство.

Западники воспроизводили идеи крупных европейских мыслителей и стремились вписать Россию в процесс развития «по западному образцу». Идеологами западного либерализма можно назвать П.Я.Чаадаева (1794-1856), Н.В. Станкевича (1813-1840), Т.Н. Грановского (1813-1855). Они выступали за общественно-политические преобразования по образцу Запада, где обеспечивается свобода и индивидуализация личности. Революционно-демократическое крыло западничества было представлено В.Г.Белинским (1811-1848), А.И.Герценом (1812-1870), Н.Г. Чернышевским (1828-1889) и др. Революционные демократы вы­ступили как материалисты и диалектики во взглядах на природу, высоко оценивали учение Гегеля. В центре их внимания был человек, которого они рассматривали как природное существо. Общество они рассматривали в развитии, считая, что причиной этого является нужда народа (Белинский), материальные условия быта (Чернышевский). Источником социального прогресса они считали просвещение.

Славянофилами обычно называют людей, которые в определении перспективы развития российского общества делают упор на самобытность отечественной цивилизации и связывают эту самобытность с неповто­римым своеобразием духовной жизни народа. Сущность славянофильства четко выразил К.Н. Леонтьев (1831-1891): «Россия должна жить своим умом».

Идеи славянофильства разработали: А.С. Хомяков (1804-1860), И.В.Киреевский (1806 – 1856), К.С. Аксаков (1817-1860), Ю.Ф. Самарин (1819-1876).

В противовес рационализму и индивидуализму Запада они выдвигали идею соборности и концепцию цельного знания. Соборность - это не только внешнее, но и духовное единство людей; это единство во множественности. Соборность как высшая нравственность означает преодоление крайностей эгоизма (Запад) и обезличенного коллекти­визма (Восток). Философские идеи славянофилов были достаточно разнообразны, но объединяла их вера в самобытный путь России и торжество национальной духовной культуры.

Пятый этап - русская философия ХХ века. Главную особенность русской философии ХХ века определила великая и трагическая судьба России: после 1917 года отечественная философия развивалась в двух противоположных направлениях: марксизм в СССР и религиозно-православная философия русского Зарубежья.

Распространение марксизма в России связано с именем Г.В. Плеханова (1856 – 1918). Определяющий тезис философии Г.В. Плеханова – идея К. Маркса о том, что «не сознание определяет бытие, но бытие определяет сознание». Духовный мир человека и формы его культуры зависят от экономических отношений, но зависимость эта не прямая. Марксистское понимание общества философ видел через призму географического детерминизма В.О. Ключевского и Л.И. Мечникова. Анализируя взгляды французских просветителей, Г.В. Плеханов упрекал их в том, что они из природы человека хотели объяснить историю. Большой заслугой русского мыслителя явилась разработка проблем форм общественного сознания: морали, религии, искусства и т.п. на основе материалистического понимания истории. Философ развил марксистскую идею о роли народных масс и личности в истории, исследовал природу художественного творчества.

А.А. Богданов (Малиновский, 1873 – 1928) вместо диалектического метода Маркса предложил обратиться к «критической философии» Э. Маха. В труде «Всеобщая организационная наука» (1917) Богданов выдвинул идею создания науки об общих организационных законах и формах – тектологии, которая должна прийти на смену марксизму. Многие положения его тектологии предвосхитили идеи кибернетики (принципы обратной связи, моделирования и др.) и дали основание для создания теории систем.

В конце жизни Богданов пришел к созданию «философии деяния», основанной на понимании истины как организующей формы коллективного опыта, превращении диалектики в процесс творческого изменения бытия.

А.В. Луначарский (1875 – 1933) стал основателем еще одного направления в русском марксизме – богостроительства. Бог у Луначарского – человечество, каким оно станет при социализме. Согласно философии материализма, Бога обнаружить нельзя, однако идея Бога нужна, чтобы дать миру и человеку смысл бытия. Социализм и есть та религия, которая возвышает человека.

В.И. Ленин (Ульянов, 1870 – 1924) – один из самых известных теоретиков русского марксизма, лидер Российской Коммунистической партии большевиков. Главное философское произведение Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» представляет собой изложение и защиту основных положений диалектического и исторического материализма на основе аргументированной критики махизма (направления западной философии рубежа XIX и XX веков), получившей значительное распространение и в России. Ленин проследил связь махизма с идеалистическими и агностическими доктринами Беркли, Юма, Канта.

Ленин собирался написать специальную работу по марксистской диалектике, которую считал единственно правильной, подтвержденной научными данными теорией развития. При анализе общества и перспектив его развития Ленин по-своему интерпретирует марксизм. Он сформулировал ряд отличных от теории Маркса выводов: о возможности победы пролетариата первоначально в одной или нескольких странах, о роли объективных и субъективных факторов в революции, о возможности построения социализма в отдельно взятой стране, о социалистическом государстве и др.

Ленин при жизни начал социальный эксперимент по внедрению в жизнь своих теоретических выводов, превратив марксизм в практическое руководство по революционному изменению общества. После 1917 года ленинское философское наследие непомерно восхваляли как единственно верное и научно обоснованное. С этим связана высылка из России почти всех ведущих философов немарксистского направления.

Русские философы мирового уровня Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, И.А. Ильин и др. продолжали мыслить и творить уже в условиях русского Зарубежья. Эти великие мыслители, а также те, кто остался на родине и продолжал работать в каторжных условиях, - А.П. Карсавин, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев, повлияли на основные направления мировой философской мысли (аксиология, новая онтология, теория локальных цивилизаций).





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 6136 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...