Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия марксизма



Основоположник марксизма Карл Маркс (1818-1883), в честь которого и названо общественно-политическое течение. Марксизм включает в себя философию, социологию, экономику, политологию, культурологию, педагогику, правоведение. Основы марксистской философии совместно с Марксом разрабатывал Фридрих Энгельс (1820-1895). Марксистская философия охватывает все традиционные разделы философии. Для изучения философии марксизма целесообразно сформулировать основные положения его гносеологии, онтологии, социальной и политической философии, антропологии и этики.

Основной вопрос философии, по мнению Энгельса, – это вопрос о соотношении материи и сознания, бытия и мышления, природы и духа. Он имеет две стороны. Первая сторона основного вопроса философии – вопрос о том, что первично – материя или сознание, бытие или мышление, природа или дух. Философы – материалисты признают первичность материи, бытия и вторичность сознания, мышления. Материалисты утверждали, что мир (Вселенная) несотворима и неуничтожима, а сознание, дух есть продукт развития высокоорганизованной материи, или другими словами, сознание есть функция материи. Философы – идеалисты признают первичность сознания, духа и вторичность материи. Космический дух, утверждают идеалисты, сотворил мир, материю, т.к. он всемогущ. Вторая сторона основного вопроса философии – вопрос о познаваемости мира, о соответствии знаний бытию.

Марксисты разработали диалектический материализм, доказывающий, что человек способен правильно познать мир и добыть истину. Сознание человека – это высшая форма отражения действительности с помощью ощущений, восприятий, представлений, понятий, теорий. Сознание не может существовать и развиваться без языка, имеющего знаковую природу. Язык есть непосредственная действительность сознания.

В теории познания марксизм большое внимание уделил учению об истине. Истина определялась как соответствие знаний действительности. Критерием истины служит практическая, предметно - материальная деятельность людей. Из огромного многообразия форм практики – индивидуальной, политической, экономической, художественной, религиозной и проч. – особое значение отводилось общественно - исторической практике человечества. Марксизм различал объективную и субъективную, абсолютную и относительную, конкретную и абстрактную истины.

Марксизм рассматривает истину как процесс движения от относительной истины к абсолютной, содержание которой не зависит от воли и желания субъекта познания и, следовательно, приближающейся к идеалу объективной истины. Марксизм выступает с резкой критикой агностицизма, скептицизма, идеализма, религии, мистики, оккультизма.

Высшей формой человеческого познания марксизм признает только науку, понимаемую им как сферу исследовательской деятельности со сложившейся системой разделения и кооперации труда. Наука должна описывать, объяснять, предсказывать, обосновывать и рефлектировать. Постепенно, по мере развития общества, сфера применения научных знаний расширяется и охватывает быт, производство, управление. Опредмечивание научных знаний завершается в технике, выполняющей разнообразные социальные функции. Посредством технических средств человек заменяет свои силы более мощными силами природы и тем самым подчиняет себе природу, создавая искусственную культурную среду (города, мегаполисы).

Марксисты всегда защищали научное познание, хотя культ диалектики приводил советский марксизм к конфликтам с некоторыми новыми научными теориями и достижениями.

В марксистской онтологии развивали материалистическое и атеистическое учение о Вселенной, мире, бытии. Были сформулированы фундаментальные принципы марксистского мировоззрения: принцип неисчерпаемости материи, принцип единства материи и движения, принцип самодвижения, принципы причинности и детерминизма, принцип несотворимости и неуничтожимости материи. Пространство и время рассматривались как универсальные формы существования материи. Движение трактовалось как способ существования материи. Выделялись пять основных форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Законами движения марксисты считали законы диалектики. Основных законов диалектики три: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Диалектика включала в себя учение о категориях: сущность и явление, необходимость и случайность, содержание и форма, возможность и действительность, единичное, особенное и всеобщее. Большое значение в марксистской диалектике придавали учению о противоречиях. Категория противоречия обычно определялась так: единство двух взаимоисключающих и взаимодополняющих сторон, тенденций, свойств, образующих противоположности. Диалектическое противоречие трактовали как источник движения и развития. Выделяли множество видов противоречий: внутренние и внешние, существенные и несущественные, явные и скрытые, антагонистические и неантагонистические.

Историю человечества Маркс интерпретировал с помощью понятия общественно – экономической формации, определив его как целостную исторически определенную социальную систему, имеющую свой специфический способ производства материальных благ. Развитие общества происходит по общим и формационным законам. История есть становление, развитие и смена общественно – экономических формаций.

Маркс выделил пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Формации отличаются друг от друга способом производства материальных благ, включающим в себя формы собственности и производительные силы общества. Экономические условия жизнедеятельности людей определяют содержание форм общественного сознания (философии, морали, искусства, науки, религии, права, политики). Смена формаций – это необходимый и закономерный процесс, начинающийся лишь тогда, когда производительные силы и производственные отношения вступают в фазу непримиримых противоречий, разрешение которых происходит лишь после социальной революции в условиях новой формации.

Важную роль в социальных преобразованиях играет классовая борьба. В рабовладельческом обществе имели место два основных антагонистических класса – рабы и рабовладельцы, при феодализме – феодалы и крестьяне, при капитализме – буржуазия и пролетариат. В коммунистическом обществе на низшей - социалистической стадии сохраняются два неантагонистических класса – рабочие и крестьяне. На высшей стадии коммунистической формации классы должны исчезнуть, т.к. отпадает экономическая необходимость в них.

По мнению Маркса, только коммунизм способен обеспечить равные возможности всем членам общества и реализовать на практике принцип: "от каждого – по способностям, каждому – по потребностям". Лишь коммунизм может рационально использовать достижения науки и техники на благо человечества.

Марксизм большое внимание уделил изучению государства. Были выделены три основных признака государства: публичная власть, налоги и территория.

Публичная власть включает высшие и местные органы власти, отряды вооруженных людей (армия, полиция, служба безопасности, пограничные войска и т. п.) и органы их управления, правоохранительная система общества (прокуратура, суд, тюрьма и пр.). Налоги взимаются с граждан государства для содержания государственного аппарата и обеспечения его деятельности. Государство имеет территорию, на которой действуют законы данного государства.

Всем формациям, имеющим классовое деление, присущ свой тип государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. Государство есть продукт непримиримости классовых противоречий, необходимое средство сохранения господствующего положения класса в обществе.

Социалистическое государство проходит две стадии развития – государство диктатуры пролетариата и общенародное государство. Постепенно, по мере развития коммунистического общества, произойдет отмирание государства и наступит эпоха безгосударственного коммунистического самоуправления, которое не будет нуждаться в чиновниках, тюрьмах, полиции, налогах. В коммунистическом обществе человек достигнет высших форм нравственного совершенства.

Марксизм обосновывает гуманистическое учение о человеке. Сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. Маркс отметил, что история есть непрерывное изменение природы человека. Но изменение природы человека совершается не по независящим от людей законам, а в процессе деятельности людей и есть результат этого процесса. Важнейшая роль в формировании человека принадлежит трудовой деятельности, производству и использованию орудий труда.

В этике марксизм отстаивал тезис о том, что нравственный облик человека формируется обществом. Не существует врожденных моральных качеств личности. Поэтому изменение социально – экономических и политико – правовых условий ведет к изменению морального облика людей. Марксизм исходил из того, что ребенок рождается без моральных ценностей, идеалов, принципов. Воспитание, среда и общественная жизнь детерминируют нравственные ценности человека, его образ жизни и стереотипы поведения. В эксплуататорском обществе мораль имеет классовый характер. Марксизм признавал возможной жизнь по правилам коммунистической морали, но лишь при коммунизме. Даже социалистическое общество не создает еще необходимых условий для становления всесторонне и гармонично развитой личности, характеризующейся духовным богатством, моральной чистотой и физическим совершенством.

Литература для дополнительного чтения

Антология мировой философии: В 4-х т. /Под ред. В.В. Соколова и др. – М.: Мысль, 1969. – Т. 3.

Гегель. Энциклопедия философских наук. – М.: Мысль, 1974. –Т. 1. Наука логики. – 452 с.

Кант, И. Критика чистого разума //Соч. в 6 т. – Т. 3/ И. Кант.- М.: Мысль, 1964. – 543 с.

Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2 изд. – Т. 21. -С. 269 – 317.

Виндельбанд, В. Избранное: Дух и история. Пер. с нем./ В. Виндельбан.- М.: Юрист, 1995.- 687 с.

Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М.: Политиздат, 1986.- 360 с.

Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XYII-начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов / В.Н. Кузнецов. – М.: Высш. школа, 1989. – 480 с.

Рассел, Б. История западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск: изд-во Новосиб.ун-та, 1997. – 815с.

Контрольные вопросы и задания

Какие антиномии сформулировал Кант?

Что такое категорический императив Канта?

Как понимал самосознание Фихте?

В чем назначение ученого, по мнению Фихте?

Какую картину мира выдвинул Шеллинг?

Что такое абсолютная идея Гегеля?

Как понимал цель истории Гегель?

Как понимал природу религии Фейербах?

В чем сущность антропологии Фейербаха?

Назовите основные философские идеи К. Маркса.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1466 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...