Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В Англии с именем Д. Беркли (1685-1753) связано появление субъективного идеализма. Его называют классиком субъективного идеализма, который отрицает наличие какой-либо объективной, независимой от нашего сознания основы человеческого познания. Для Беркли субъект – самодостаточное начало, а познание имеет дело не с реальными объектами, а лишь с нашими субъективными реакциями собственного внутреннего состояния. Логическим завершением субъективизма выступает солипсизм, утверждающий что единственной реальностью является лишь сам мыслящий субъект (от лат. solus – единственный).
Последовательный субъективный идеализм ведет к релятивизму (от лат. Relativus – относительный), признающему относительность всякого знания, и скептицизму, утверждающему невозможность отличить истину от лжи.
Для обоснования своих взглядов Беркли выступил с критикой философской категории «материя». Идея материи, считал Беркли, ничего не прибавляет к знанию свойств вещей. Мы не способны воспринимать материю как таковую, ибо наше восприятие каждой вещи – лишь сумма отдельных ощущений. Идея материи существует только в виде мыслей, «существовать – значит быть воспринимаемым». «Вещь есть комплекс ощущений».
Развернутое обоснование скептицизма и агностицизма было дано Д. Юмом (1711-1776). Д. Юм – английский философ, развивший идеи Беркли. Если наш разум оперирует только содержанием ощущений и за их пределы выходить не имеет право, то возникает вопрос: «Что является источником ощущений?». Согласно Юму, может быть правы материалисты, и источником ощущений является внешний мир, но может быть, правы объективные идеалисты и источником ощущений является в конечном счете Бог. Ответить на этот вопрос философия не может. «Результатом всей философии… является познание человеческой слепоты и слабости».
Человек, считал Юм, - существо слабое, подверженное порокам, мыслящее нестрого, поскольку внимает больше чувству, чем разуму.
По мнению Юма, духовная субстанция рассеяна во Вселенной, и «природа пользуется ею таким же образом, как и другой субстанцией, материей». Материя и дух одинаково неуничтожимы; они лишь переходят из одних форм в другие.
Юм:
«Ничто не свободно так, как мысль человека».
Литература для дополнительного чтения
Антология мировой философии: В 4-х т./Под ред. В.В. Соколова и др. – М.: Мысль, 1969. – Т.2. – С. 53 – 738.
Бэкон, Ф. Новый органон //Соч. В 2-х т./ Ф. Бэкон. – М.: Мысль, 1978. – С. 5 – 341.
Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма// Избр. произведения/ М.Вебер. – М.: Наука, 1990. – С. 183 – 210.
Вольтер. Философские произведения/ Вольтер. – М.: Наука, 1988. – 751 с.
Декарт, Р. Избранные произведения/ Р. Декарт.– М.: Мысль, 1950. – 543 с.
Лейбниц, Г. В. Монадология //Соч. в 4-х т. – т. 1/ Г.В. Лейбниц. – М.: Мысль, 1982. – С. 515.
Монтень, М. Опыты //В 3-х кн./ М. Монтень. – М.: Рипол, 1997. – Кн. 1 – 303 с.; Кн. 2 – 479 с.; Кн. 3 – 397 с.
История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. 2: Философия XV-XIX вв. – М.: Греко-латинский комбинат, 1996. – 557 с.
Соколов, В.В. Европейская философия XV-XVII веков: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1984. – С. 2 – 108.
Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. В 3-х ч. /Под ред. проф. Л.А. Микешиной. – М.: ВЛАДОС, 1997. – Ч.1. – 446 с.
Контрольные вопросы и задания
Какие новые проблемы поставлены в философии Нового времени?
Дайте характеристику эмпиризма и рационализма.
Какова, по Ф. Бэкону, природа человеческих заблуждений?
Что такое пантеизм?
Что такое агностицизм? Ваше отношение к концепции Беркли и Юма.
Сумели ли Беркли и Юм вопреки идеологии Нового времени подчинить научное познание божественным принципам?
Как относились философы Нового времени к религии?
Как определяли критерий социального прогресса философы-просветители?
Какие противоречия цивилизованного общества сформулировал Руссо?
Реализовались ли социально-политические идеалы Просвещения?
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 5041 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!