Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

4 страница. Закон Иудаизма это предписания и постановления для Иудеев, которые в Писаниях Моисея тоже называются законами и поэтому являются делами закона



Закон Иудаизма это предписания и постановления для Иудеев, которые в Писаниях Моисея тоже называются законами и поэтому являются делами закона. (У апостолов эти законы часто носят название: Иудаизм или обрезание). Вот эти законы:

- Закон о приношении хлебном (Лев. 6:14).

- Закон о жертве (Лев. 7:1).

- Закон о жертве повинности (Лев. 7:7, 11).

- Закон о всесожжении, приношении хлебном, жертве за грех повинности, посвящении (Лев. 7:37).

- Закон о скоте и птице (Лев. 11:46).

- Закон о родившей сына или дочь (Лев. 12:7).

- Закон проказы (Лев. 13:59; 14:2, 32, 54, 57).

- Закон об имеющем истечение (Лев. 15:32).

- Закон о ревности (Чис. 5:29-30).

- Закон о Назорее (Чис. 6:13, 21).

- Закон об очищении (Чис. 19:14).

- Закон о рыжей телице (Чис. 19:2).

- Закон для царя (Втор. 17:15-19).

Ещё эти законы (Иудаизм) назывались законом веры. А Декалог назван ещё законом дел. Главным назван закон Декалог.

Апостолы, наученные Господом под верой понимали веру в Господа Иисуса Христа. Такую веру имел ввиду апостол Павел, когда написал свою часто цитируемую и ещё чаще превратно истолковываемую фразу: «Следовательно, мы заключаем, что человек спасается верой помимо закона» (Рим.3:28). (Некоторые люди, делая зло хватаются за эту фразу Павла, пытаясь как то оправдаться, но тем самым фальсифицируют Писания. Не может человек оправдаться одной верой в Господа, делая зло, указанное в Декалоге. Во многих местах в Слове Господь показывает это, не приемля жертвы от грешников). Здесь Павел имеет ввиду Закон Иудаизма и чтобы не подразумевали Декалог далее объясняет: «Уничтожаем ли мы Закон верою? Никак, но утверждаем Закон». (Рим.3:31) Никакая вера недействительна, пока не соединена с милосердием, ибо она состоит не только в том, чтобы поступать хорошо, но и в том, чтобы желать добра ближнему. Обычно полагают, что милосердие заключается в жертвовании бедным, помощи нуждающимся и прочее. Однако милосердие подлинно лишь в той мере, в какой человек побеждает любовь к себе и миру, ибо никто не может творить добро, покуда не очистился от своих грехов. Павел под делами закона подразумевал дела закона Моисея, который был для Иудеев (чисто этнический закон). Действительно, мы ясно видим это из его слов Петру, которого он упрекал в том, что тот, зная, что «никто не оправдывается делами закона» (Гал.2:14-16), всё же проповедует Иудаизм; также, что он разделял между законом веры и законом дел и между иудеями и язычниками, или обрезанием и не обрезанием, подразумевая под обрезанием Иудаизм, как и везде. «Не слушатели закона будут оправданы Богом, а исполнители закона» (Рим.2:13); «Бог воздаст каждому по его делам (Рим.2:6); «Все мы должны будем явиться на суд Христа, чтобы каждому получить за всё сделанное им, когда он жил в теле, хорошее или плохое» (2 Кор.5:10). Есть ещё много других отрывков, показывающих, что Павел отвергал веру без добрых дел, точно так же, как и Иаков (Иак.2:17-26).

Действительно, вся книга Моисея называется Книгой Закона (Втор.31:9,11,12,26; так же у евангелистов: Лк.2:22; 24:44; Ин.1:45; 7:22, 23; 8:5). Однако Павел делает упор, что нужно жить по закону Десятисловия (Десять Заповедей или Декалог Исх.20:1-17; Втор.5:6-22), который исполняется через милосердие, состоящее в любви к ближнему (Рим.13:8-11), а не в одной вере. Вера, отделённая от милосердия, символизировалась Каином, первой ересью. Авель символизировал милосердие. Убийство Каином Авеля символизировало то, что вера отделилась от милосердия и захотела главенствовать. Господь сохранил веру, это символизировалось тем, что Каина нельзя было убить. Господь сделал это с последующей целью: воссоединения веры с милосердием, которое должно главенствовать (добрый человек – это будущий ангел, даже если он не слишком сведущ в вопросах веры. С приходом туда его научат и как нужно правильно верить, если он не получил истинных знаний в материальном измерении). Здесь вера – это знания, сохранённые с последующей целью воссоединения их с милосердием. В Божественном порядке главным из веры и милосердия является милосердие. Одна «голая» вера не приветствуется в Божественном порядке. Господь есть любовь и истина. Любовь есть милосердие. Правильная вера это та вера, которая исходит из дел милосердия, из дел любви. Вера без дел милосердия мертва. Чтобы делать дела милосердия, человек сначала должен очиститься от зла, как греха против Господа, указанного в Десяти Заповедях (Декалог). Для чего служит вера, т.е. для чего служат наука, знания и учения веры, как не для того, чтобы человек мог стать таким, как учит вера. И главное, чему она учит – это милосердие (Марк 12:28-35; Мф. 22:34-39). Это главная цель, к которой она направляет, если же эта цель не достигнута, то чем является знание или учение, как не пустой вещью?

«Не слушатели закона будут оправданы Богом, а исполнители закона»: из послания апостола Павла к Римлянам 2-13. Здесь идёт речь о Декалоге. Господь расставляет все точки над …И: «Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не обижай», «почитай отца твоего и мать». Он же сказал Ему в ответ: Учитель! Всё это я сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостаёт: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошёл с печалью, потому что у него было большое имение. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» Мк. 10:17-23. Здесь Господь ясно даёт понять, какой закон надо выполнять, чтобы иметь жизнь вечную, а именно заповеди Декалога. И ещё Господь учит у Матфея: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или не одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё. Мф. 5: 17-18. Апостол Павел учит: «Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих». 1 Кор.7:19.

Десять Заповедей или Декалог

Религия основана на Божьих Заповедях, которые кратко изложены в Десяти Заповедях. Духовную жизнь можно обрести, только живя в согласии с Божьими заповедями, т.е. зло указанное в Десяти Заповедях отвергается как грех против Господа. Тот, кто не живет согласно им, не имеет религии, поскольку он не боится Бога и не любит Бога; не боится он и людей и еще менее имеет любви к ним. Жить согласно заповедям означает жить ради Божественного, содержащегося в них. Человек, обладающий мудростью и совестью выполняет их прежде всего внутри, т.е. духовно, а потом поступает таким образом как гражданин, нравственный человек и природный человек. Внешние законы (среди бесчисленных сводов этих законов много ненужных, нелепых и неудобоносимых бремён!): гражданские, моральные и природные тоже запрещают красть, прелюбодействовать, убивать, произносить ложное свидетельство, но человек обретает спасение не отвержением зла на основании только этих законов, но отвержением его исходя из духовного закона, то есть отвергая его как грех. Такой человек имеет религию и веру в Бога, в небеса и ад и в жизнь после смерти. Также этот человек ведет жизнь гражданскую, нравственную и природную, ибо он понимает, что такое справедливость, честь и человечность. Тот же, кто не живет согласно заповедям как духовный человек, не есть ни гражданин, ни нравственный, ни природный человек, ибо в нем нет ни справедливости, ни чести, ни даже человечности, поскольку в его жизни нет ничего Божественного. Ничто само по себе не может быть справедливым, нравственным и подлинно человечным, но только от Бога и когда в этом есть Божественное. Может ли тот, кто носит в себе ад и сам уподобляется дьяволу, сделать что-либо справедливое из чувства справедливости или ради справедливости? Или сделать что-либо нравственное и человечное? Подлинно человечное происходит из порядка и согласуется с ним; также оно идет от неоспоримой разумности. Бог же есть порядок, и разумность тоже от Бога. Одним словом, тот, кто не отвергает зло как грех, не есть человек. А всякий, кто соблюдает в делах заповеди своей религией, становится гражданином и вместе с тем обитателем неба, а тот, кто не делает заповеди свой религией, даже если внешне он соблюдает заповеди из природных, нравственных или гражданских соображений, является обитателем этого мира, а не небес.

Большинство народов обладают знанием этих заповедей, сделали их заветами своей религии и живут согласно им, ибо так угодно Богу, и так Он заповедовал. И таким образом они могут сообщаться с небесами и соединяться с Богом и тем самым - спастись. В христианском мире много людей не делают заповеди своей религией, а относятся к ним как к правилам гражданской и нравственной жизни, поступая так потому, что не хотят выглядеть обманщиками, ворами, прелюбодеями, человеконенавистниками или ложно свидетельствующими. Они отстраняются от этих злодеяний не потому, что это грехи против Господа, но потому, что боятся потерять свою жизнь, репутацию, должность, занятие, имущество, честь, доходы или удовольствия. Следовательно, если бы их не стесняли правила общества, они бы делали все это. И поскольку, пребывая в этом состоянии, они не способны сообщаться с небом и Богом, они не могут спастись. Исполнять заповеди нужно по религиозным убеждениям, ибо они даны Господом. И если кто-то исполняет их по каким-либо другим соображениям, например, исходя из требований гражданских законов или нравственности, он остается в области природного и не может стяжать духовное. Ибо, когда человека руководствуется религией, он в сердце своем признает, что есть Бог, небеса, ад и жизнь после смерти. А когда он руководствуется только гражданским законом или нравственностью, он может поступать совершенно так же, но в душе отрицать существование Бога, небес, ада и жизни после смерти. В таком случае он отвращается от зла и творит благо только внешним образом, но не в их внутреннем смысле. И, внешне поступая по-христиански в отношении жизни тела, внутренне он служит дьяволу в отношении жизни духа.

Все это означает, что человек может стать духовным или стяжать жизнь в духе не иначе как посредством религии Господа.

Человека окружают две противоположные сферы: мир адский, из которого происходит все зло и ложь, и мир небесный, из которого проистекают благо и истина. Эти сферы не имеют непосредственного касательства к человеческому телу, но они влияют на умы людей, ибо имеют духовную природу и, следовательно, связаны с человеческими устремлениями. Человек пребывает посредине их, и если приближаясь к одной из них, то отдаляется от другой. И поэтому в той мере, в какой он отвращается от зла и ненавидит его, он желает блага и истины и стремится к ним, ибо здесь никто не может быть слугою двух господ и тот, кто ненавидит одно, будет любить другое. (Мф. 6:24)

Десять Заповедей. Исх.20:1-17 Втор.5:6-22

Во-первых, насколько человек не поклоняется другим богам, кроме Господа и тем самым не любит превыше всего себя и собственные похоти и амбиции, настолько от Господа нисходит признание Бога и Божественный порядок. Человек чтит тогда Бога не от себя, но от Господа.

Во-вторых, насколько человек не оскверняет имя Божие, то есть насколько он отвращается от наслаждений, проистекающих из любви к себе и страстям этого мира, настолько он любит священство Писания и Церкви, ибо то и другое суть имя Божие, а эгоистическое себялюбие и склонность к грехам оскверняет их.

В-пятых, насколько человек отвращается от убийства и тем самым от смертельной ненависти и мести, настолько входит в него Господь, несущий милосердие и любовь.

В-шестых, насколько человек отвергает прелюбодеяние и тем самым – распущенные и грязные помыслы, настолько в него входит супружеская любовь, каковая есть глубочайшая небесная любовь, исполненная целомудрия.

В-седьмых, насколько человек отвергает кражи и тем самым - обман и незаконные приобретения, настолько в нём воцаряются искренность и справедливость, так что он любит искренность и справедливость и поступает соответственно не от себя самого, но от Господа.

В-восьмых, насколько человек отвращается от лжесвидетельства и тем самым – от лжи и богохульства, настолько в него входит истина Господа.

В-девятых, насколько человек отвращается от желания завладеть чужим имуществом и тем самым – от посягательств на чужие права, настолько входит в него от Господа любовь к ближнему.

В-десятых, насколько человек отвращается от желания завладеть чужими жёнами или слугами и тем самым – стремления влавствовать над другими, настолько в него входит любовь к Господу (небесное царство Господа – это царство полезных служб (полезных дел). Поэтому и Господь ведёт себя как служащий среди своих учеников, показывая им пример. Господь пресекает споры учеников о том, кто из них должен почитаться большим: «А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? Не возлежащий ли? А я посреди вас, как служащий». Лк.22:26-27)

Эти восемь заповедей указывают на зло, которое следует отвергнуть, тогда как две других заповеди, а именно третья и четвёртая, называют некоторые вещи, которые следует исполнять, например: субботу (суббота – от еврейского слова покой; в христианском мире это воскресение. Седьмой день посвящается Богу) надлежит свято блюсти, а родителей чтить.

Ошибается тот, кто думает, что признаёт Бога и верует в него, покуда он не отвергнет зло, упоминаемое в Десяти заповедях, и в особенности любовь к власти из чистого наслаждения властвовать и любовь к обладанию из чистого удовольствия обладания. Пусть даже человек глубоко убеждён из Писания, из проповедей, из книг и из света разума, что Бог есть, - всё же он не верует в Бога до тех пор, пока не искоренит в себе любовь к самости и миру.

(Под самостью здесь понимается обособленная собственность, самостоятельность человека, которой он дорожит и из-за этого не понимает и не принимает Божественного порядка жизни. Древнейшие люди на Земле, ангелы а также высокоразвитые инопланетяне очень хорошо понимали и понимают, что человек это микрокосм и что каждый человек это частица Бога. Также они понимают что все люди выходят из Бога и живут в Боге. Поэтому они любят Бога как Себя и другого любого Человека как Себя. Ангелы верхних небес из духовного измерения идут ещё дальше. Они любят Бога и других ангелов больше себя.

Под миром здесь понимается наш земной современный мир с его идеей разделённости, выходящей из идеи обособленной собственности. Из-за этого в мире существуют границы и ведутся войны. Из-за идеи обособленной собственности возникает гордыня, гордость, ревность, жадность и наоборот. Как вы думаете? Бог станет правой рукой бить свою левую руку? Нет, Бог не мазохист. Бог есть правильная Любовь. У Бога руки будут лелеять друг друга. На Земле люди перестали понимать, что они Одно, т.е. Бог, но слава Богу, не все и есть надежда на исправление ситуации в нашем мире).

Хорошо и понятно об этом сказано в первой главе книги пророка Исаии: там Господь прямо говорит, чего Он хочет от людей: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову».

Причина же того, что человек не верит в Бога та, что зло и доставляемые им удовольствия преграждают ему дорогу и не дают укорениться в нём наслаждениям небесной жизни. А пока в человеке нет небесной жизни, он верует только на словах, что и нельзя назвать верой, и в нём нет веры сердца, каковая и является верой истинной. Вера на словах относится к внешнему, вера сердца – к внутреннему в человеке. В той мере, в какой человек сопротивляется двум предыдущим видам низшей любви и, следовательно, отвергает запрещённые заповедями дурные поступки как греховные, в него входит с небес понимание того, что существует Бог, который есть Творец и Блюститель Вселенной, и что Бог един. Такое понимание приходит в силу того, что с устранением зла открывается Небо и человек больше не мыслит от себя, но от Господа, и он понимает, что есть Бог и Бог един и являет собой всеобщий принцип на небесах, объемлющий всё сущее. Внутренние мысли человека, они же мысли его духа, происходят либо от ада, либо от Неба; их исток есть ад, пока зло не устранено, и они внушаются Небом после того, как зло устранено.

Идея Бога – главенствующая среди всех идей. Какова эта идея, таковы и способы сообщения человека с Небом и его единения с Господом, таковы же и его просветлённость, приверженность к истине и благу, его восприятие, ум и мудрость. Ибо всё это идёт не от человека, но от Господа и от единения с Ним. Идея Бога – это идея Господа и его Божественного, ибо Он есть Бог неба и земли, как Он сам свидетельствует: «Дана мне всякая власть на небе и на земле». Мф. 28:18

Божественная Любовь Господа такова, что она желает, чтобы принадлежащее ей принадлежало также и человеку, а поскольку эта Любовь, будучи божественной, не может принадлежать человеку, она предстаёт «как бы» принадлежащей человеку. Таким образом, достигается единение Господа и человека, т.е. человек пребывает в Господе, а Господь – в человеке согласно словам Господа в Евангелии от Иоанна 14:20. В конце концов, человек начинает любить искренность, праведность и справедливость только за то, что они таковы и потому что они от Господа, и в них пребывает любовь Господа. Господом так устроено, что человек всегда находится в свободе выбора: с небес на него непрерывно изливается благо, а из ада также непрерывно зло. Эту свободу выбора Господь не отнимает у человека. По мере того как человек упражняется в любви к Господу, Господь устраняет неискренность и несправедливость помыслов и желаний, и с течением времени это вызывает всё меньшее сопротивление и борьбу. Так человек начинает мыслить по совести и действовать целомудренно не сам по себе, но как бы сам собою.

Причем из Десяти Заповедей человеку в физическом теле можно выполнять только шесть с половиной, остальные выполняет Господь. Это своеобразный «симбиоз Господа и человека». Моисею были даны две скрижали Завета: на одной из них были правила жизни для человека, чтобы соединиться с Господом, на другой то, что выполняет Господь в отношении человека. На самом деле не так уж сложно попасть на небеса. Человек выполняет половину четвёртой Заповеди о почитании родителей, пятую – не кради; шестую – не прелюбодействуй; седьмую – не убий; восьмую – не произноси ложного свидетельства; девятую – не желай имущества ближнего; десятую – не желай жены ближнего твоего, ни раба его…ни вола его, ни осла его. Первые три с половиной выполняет Господь: первая – не имей других богов; вторая – не произноси имени Господа напрасно; третья – помни день субботний, чтобы святить его; половина четвёртой – почитай родителей. Почему половина четвёртой? Потому, что в миру человек почитает родителей своего тела, а в небесах родителем является Господь, поэтому эта Заповедь как бы переходная.

Ангела, т.е. небожителя создаёт Господь через религию (религия основана на Священных Писаниях) на Земле. В идеале Церковь или религия призвана воспитать и привести человека в небесное царство Господа.

В современной жизни иной раз невозможно поступить по заповеди, т.е. попросту говоря созданы такие условия жизни (адская система работает во всю), где заповедь в чистом виде невыполнима. Например, началась война, человек пошёл защищать родину и убил. В этом случае важны мотивы и внутренние побуждения человека. Господь смотрит, прежде всего, на внутренние помышления человека. Человек мог не хотеть убивать другого человека, но в сложившихся обстоятельствах он просто вынужден был сделать это и остановить агрессора и тирана. Также можно посмотреть на «вора» Деточкина, персонажа фильма «Берегись автомобиля». Внутренне это честный и справедливый человек.

С точки зрения ангела или высокоразвитого инопланетянина это конечно безумие и глупость, когда люди убивают себе подобных или воруют друг у друга, но таковы пока земляне. Земляне разучились жить хорошо, без войн. На шкале развитости среди всех существ во всём мироздании Земляне «плетутся в хвосте». Высокоразвитые существа на других планетах во Вселенной создают бесконфликтные общества. Они используют Божественные правила и истины в своей жизни и следуют им. Это происходит из поколения в поколение. Поэтому там искоренены грехи и создана райская (небесная, даже в физическом измерении) жизнь. Ментальные конструкции (мысли и мысленные ходы) у них добрые, разумные и жизнеутверждающие. Видимо, Господь на них уже почивает (т.е. отдыхает). А зачем Господу заниматься Богами?

Так было и на Земле в древнейшие времена, когда небесное измерение было открыто. Тем людям, жившим в сразу в двух измерениях и в мыслях не могло прийти поступить против любви. Божественное наитие любви и истины настраивало людей на прекрасную, счастливую жизнь, полную мира и спокойствия, разумную и здоровую. Со временем наитие прекратилось из-за того, что люди увлеклись материальным измерением, стали внешними. Тогда появилась совесть. Совесть – это ангелы и добрые духи, находящиеся при человеке, которые сигнализируют человеку о том, что человек делает правильно, а что против любви и истины. Когда у человека «болит совесть» или «угрызения совести» это они мучаются, а когда человек делает всё правильно, с точки зрения Божественного они радуются.

Таковы и современные земляне. Здесь при каждом человеке могут быть несколько ангелов и духов, дабы придерживать человеческую тупость и глупость и отводить от бед или же защищать личное зло человека от другого ещё большего зла, исходящего из ада, чтобы человек окончательно не погиб. Ментальные конструкции современных Землян порождают бесконечные недовольства и конфликты. Самым разрушительным из пороков, созданным земным человечеством является власть.

Много бед наделал Лютер, когда распространил в Европе учение о спасении одной верой. Теперь, по сведениям Сведенборга Лютер находится в плохом месте духовного измерения. С последствиями такого учения приходится часто сталкиваться, причём даже толковые теологи могут быть сбиты с толку: совесть говорит одно, а учение о спасении одной верой, причём со ссылками на Слово, а конкретно на оторванную от контекста фразу апостола Павла «Следовательно, мы заключаем, что человек спасается верой помимо закона» (Рим.3:28) говорит другое. Я бы вкраце охарактеризовал такое учение: главное – верить в Господа, а при этом можно и погрешить. Нет никакой веры, если нет милосердия-любви. А любовь есть, когда выполняются правила, показанные в Декалоге. Многие люди в душе полагают, что никто не может сам по себе отвергнуть зло, упоминаемое в Десяти заповедях, потому что человек рожден в грехе и неспособен по собственной воле отринуть его. Но пусть каждый знает, что человек, полагающий в душе, что Бог есть и что Господь есть Бог неба и земли, что Писание исходит от него и потому священно, что есть небеса, ад и жизнь после смерти, способен отвергнуть эти грехи. А тот, кто презирает эти истины и изгоняет их из своего ума, к тому неспособен. Ибо как может тот, кто вовсе не думает о Боге, считать тот или иной поступок грехом против Бога? И как может тот, кто не думает о небесах и аде и о загробной жизни, быть способным отвергнуть дурные поступки как грехи? Такой человек просто не понимает, что такое грех. Человек имеет свободу оценивать добро и зло. Эту свободу Господь никогда ни у кого не отбирает, ибо она принадлежит человеческой жизни и является средством ее преображения. Следовательно, если человек свободно желает отвергнуть зло как грех и молит Господа о помощи, постольку Господь отнимает от него грехи и дарует ему способность как бы по своей воле противостоять им.

Учение о милосердии

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» Мк. 12:31

Для начала нужно определить, кто такой ближний, потому что если этого не знать, то милосердие может быть оказано в равной степени и без различия как злому, так и доброму человеку, отчего милосердие становится не милосердием; ибо его благодеяниями злой причиняет вред ближнему; добрый же творит добро.

В настоящее время всеобщее мнение состоит в том, что каждый человек является одинаково ближним и что каждому нуждающему в помощи нужно помогать. Но часть христианского благоразумия состоит в том, чтобы верно определять качество жизни человека и творить милосердие в соответствии с ним. Человек внутренней Церкви делает это осмотрительно, т.е. разумно; но поскольку человек внешней Церкви так различать не может, то он делает это без разбора.

Древние разделяли ближних на классы (кстати, такое разделение ещё сохраняется в Индии) и называли каждый класс по именам тех, которые в мире казались особенно нуждающимися; и они учили, как нужно оказывать милосердие состоящим в одном классе и как в другом. Таким образом, они привели учение и жизнь по нему в порядок. Отсюда учение их Церкви содержало законы жизни, и поэтому они видели, какого качества был тот или иной человек Церкви, которого они называли «братом», но с различием во внутреннем смысле по его способности проявлять милосердие из подлинного учения Церкви или из учения, изменённого им самим; поскольку если кто-либо хочет казаться невинным, то оправдывает свою жизнь и поэтому либо объясняет, либо изменяет законы учения в своих собственных интересах.

Отличительные особенности ближнего определяются по добру, которое есть в каждом; и если всякое добро исходит от Господа, то Господь является ближним в высшем смысле и в превосходной степени. Из этого следует, что насколько всякий имеет в себе Господа, настолько он является ближним; а так как никакие два человека не принимают Господа (т.е. не принимают добро, происходящее от Него) одинаково, поэтому никакие два человека не являются одинаково ближними, потому что все без исключения на небесах и на земле различаются в добре. Добро отличается в каждом, чтобы он мог быть самим собой. Но все эти разновидности, т.е. отличительные особенности ближнего, соответствующие принятию Господа, т.е. добра, происходящего от Него, никогда не может знать ни какой человек, ни даже никакой ангел, кроме как в общем, т.е. некоторые главные виды. Но Господь не требует большего от человека Церкви, чем жить согласно тому, что он знает.

Что ближний соответствует качеству добра, ясно из притчи Господа о человеке, который попался разбойникам, которого полумёртвого оставил священник, проходивший мимо, а также левит; но самарянин, когда нашёл его, «перевязал ему раны, возливая масло и вино, и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём»; именно он был назван «ближним», поскольку проявил добро милосердия (Лк.10:30-34).

Поскольку именно качество добра определяет, каким образом каждый является ближним, то, по сути, это совершает любовь; ибо нет никакого добра, которое не происходило бы от любви; от неё происходит всякое добро, и от нее также происходит качество добра. Что любовь делает человека ближним и что каждый является ближним по качеству своей любви, ясно видно на примере тех, которые находятся в любви к себе, т.е. на самолюбивых людях (эгоистичных, выражаясь современными словами). Они признают ближними любящих их больше всех. Таких они обнимают, целуют, помогают им и таких называют братьями; более того, поскольку они злы, говорят, что эти являются ближними более, чем другие. Всех остальных они считают ближними в соответствии с тем, как те их любят, таким образом, по качеству и количеству любви других к ним. Такие люди начало ближнего производят от самих себя, ибо любовь является определяющей.

Не любящие же себя более других, каковы суть все, принадлежащие к царству Господа, производят начало ближнего от Того, Кого они должны любить более всего, т.е. от Господа, и рассматривают каждого как ближнего по качеству его любви к Нему. Поэтому любящие других, как самих себя, и особенно любящие ангельской любовью других более, чем самих себя, все ведут происхождение ближнего от Господа, ибо Сам Господь пребывает в добре, поскольку оно происходит от Него.

Что Господь пребывает в добре, Сам Он учит у Матфея; ибо Он говорит пребывающим в добре, что они накормили Его, что они напоили Его, приняли Его, посетили Его и пришли к Нему в темнице; и затем, что так как они сделали это одному из меньших Его братьев, они сделали это и Ему (Мф. 25:35-40). Из всего этого теперь видно, откуда должно происходить начало ближнего для человека Церкви; и что каждый является ближним в той степени, в какой он близок к Господу; а поскольку Господь пребывает в добре милосердия, то ближний соответствует качеству милосердия. Пребывающий в добре является ближним более, чем другие, т.е. в человеке нужно любить добро, поскольку когда любят добро, то любят Господа, ибо добро исходит от Господа, Который пребывает в добре и Который есть само добро.

Но не только отдельный человек является ближним, а также и множество людей. Ибо общество, меньшее или большее, является ближним, своя страна есть ближний, Церковь есть ближний, царство Господа есть ближний, и, прежде всего – Господь. Все те являются ближними, кому нужно помогать из милосердия. Это также восходящие степени ближнего; ибо общество многих является ближним в высшей степени, чем отдельный человек; своя страна – в высшей степени, чем общество; в ешё высшей степени – Церковь; а в ешё высшей степени – царство Господа; а в наивысшей степени ближним является Господь. Эти восходящие степени подобны ступеням лестницы, на вершине которой находится Господь.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 273 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...