Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МНС УКРАЇНИ 1 страница



Обзор “Бхагавад-гиты”

Текст 1

санджайа увача

там татха крипайавиштам ашру-пурнакулекшанам

вишидантам идам вакйам увача мадхусуданах

санджайах увача - Санджайа сказал; там - Арджуне;

татха - таким образом; крипайа - из сострадания;

авиштам - переполненные; ашру-пурна-акула - полный слез;

икшанам - глаза; вишидантам - сокрушаясь; идам - эти;

вакйам - слова; увача - сказал; мадху-суданах - победитель Мадху.

Санджайа сказал: “Увидев подавленное состояние и глаза,

полные слез, Арджуны, преисполненного сострадания, Мадхусудана, Кришна, сказал

такие слова:

КОММЕНТАРИЙ: Материальное сострадание, скорбь и слезы - все

это есть проявления невежества в отношении нашего истинного “я”. Сознающий

истинную природу нашего “я” скорбит о вечной душе, а не о теле. В этом стихе

имеет большое значение слово “Мадхусудана”. Господь Кришна убил демона Мадху, и

теперь Арджуна хочет, чтобы Кришна также сразил и демона заблуждения, одолевшего

его при исполнении его долга. Никто не знает, при каких обстоятельствах уместно

сострадание. Жалеть об одежде тонущего бессмысленно. Человека, тонущего в

океане невежества, невозможно спасти, лишь сохранив его верхнюю

одежду - грубое материальное тело. Тот, кто не знает этого и сожалеет о

верхней одежде, именуется шудрой, то есть скорбящим без причины. Арджуна был

кшатрием, и такое поведение было неожиданным с его стороны. Господь Кришна,

однако, способен рассеять скорбь несведущего, для этого Он и поведал

“Бхагавад-гиту”. В данной главе высший авторитет, Господь Шри Кришна, учит нас

науке самоосознания посредством аналитического исследования материального тела

и духовной сущности. Такое самоосознание становится осуществимой для человека,

чья деятельность не связана с получением выгоды, и который никогда не забывает

об истинной природе своего “я”.

Текст 2

шри-бхагаван увача

кутас тва кашмалам идамвишаме самупастхитам

анарйа-джуштам асваргйам акирти-карам арджуна

шри-бхагаван увача - Верховная Личность Бога сказал;

кутах - откуда; тва - к тебе; кашмалам - грязь; идам - эта

скорбь; вишаме - в этот решающий час; самупастхитам - приблизилась;

анарйа - человек, не знающий ценности жизни; джуштам - привычный,

имеющий обыкновение; асваргйам - не ведущий к высшим планетам;

акирти - бесчестие; карам - причина; арджуна - о Арджуна.

Верховная Личность Бога сказал: “Мой дорогой Арджуна, как

могла эта скверна одолеть тебя. Это не подобает человеку, знающему, какова

истинная ценность жизни, и приведет не к высшим планетам, а к бесчестью”.

КОММЕНТАРИЙ: Кришна и Верховная Личность Бога суть одно и то же.

Поэтому для обращения к Господу Кришне во всей “Гите” употребляется слово

Бхагаван. Бхагаван - это конечный аспект Абсолютной истины. Есть три

стадии постижения Абсолютной истины, а именно: Брахман, или безличный

вездесущий дух Параматма, аспект Всевышнего, находящийся в сердце каждого

живого существа и Бхагаван, или Верховная Личность Бога, Господь Кришна. В

“Шримад-Бхагаватам” (1.2.11) эта концепция Абсолютной истины объясняется

следующим образом:

ваданти тат таттва-видас таттвам йадж джнанам адвайам

брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате

“Постижение Абсолютной истины проходит через три стадии, известные

тому, кто завершит этот процесс. Эти три аспекта Абсолютной

Истины - Брахман, Параматма и Бхагаван - составляют Единое целое”.

Эти три божественных аспекта могут быть объяснены на примере

солнца, также имеющего три различных аспекта: солнечный свет, поверхность

солнца и сама планета. Изучающий лишь солнечный свет является начинающим

учеником. Познавший структуру солнечной поверхности пошел дальше, а сумевший

проникнуть в само Солнце достиг вершины. Обычных учеников, довольствующихся

лишь познанием свойств солнечного света - его всепроникновения и

ослепительного безличного сияния - можно сравнить с теми, кто смог

постичь в Абсолютной истине лишь аспект Брахмана. Ученик, достигший более

высокой ступени знания, может познать природу солнечного диска. Это

соответствует постижению аспекта Абсолютной истины, называемого Параматмой. Тот

же ученик, который может проникнуть в самое сердце планеты Солнце, подобен

познавшему личностные черты Верховной Абсолютной истины. Поэтому преданные, или

трансценденталисты, постигшие свойства Бхагавана, являются наивысшими

трансценденталистами, хотя все ученики, ставшие на путь изучения Абсолютной

истины, занимаются одним и тем же предметом. Солнечный свет, солнечный диск и

внутренние процессы в Солнце неотделимы друг от друга. Но ученики, изучающие

эти три разных аспекта, не принадлежат к одной категории.

Объяснение санскритскому слову бхагаван дано великим

авторитетом Парашарой Муни, отцом Вйасадевы. Бхагаваном именуется Верховная

личность, обладающая всеми богатствами, всем могуществом, всей славой, всей

красотой, всем знанием и всем отречением. Есть много людей, которые очень

богаты, очень могущественны, очень красивы, очень знамениты, очень образованы и

стоят на высокой ступени отречения, но ни один из них не может утверждать, что

ему принадлежат полностью все богатства, все могущество и т.д. Только Кришна

может может заявить это, ибо Он - Верховная Личность Бога. Ни одно живое

существо, включая Брахму, Господа Шиву или Нарайану, не может обладать всем

этим в той мере, в какой этим обладает Кришна. Исходя из этого, Сам Господь

Брахма в “Брахма-самхите” делает вывод, что Господь Кришна является Верховной

Личностью Бога. Никто не равен Ему, и никого нет превыше Его.

Он - Бхагаван, изначальный Господь, которого также называют Говиндой, и

Он - первопричина всех причин.

ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах

анадир адир говиндах сарва-карана-каранам

“Есть много личностей, обладающих качествами Бхагавана, но

Кришна - наивысший, ибо никто не может превзойти Его. Он - Верховная

личность, и Его тело вечно, полно знания и блаженства. Он - изначальный

Господь Говинда, и Он - причина всех причин”. (Б.-с., 5.1).

В “Бхагаватам” перечисляются многие воплощения Верховной

Божественной личности, но Кришна считается изначальной божественной личностью,

из которого исходят все инкарнации и все проявления Божественной личности:

эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам

индрари-вйакулам локаммридайанти йуге йуге

“Все воплощения Господа, перечисленные здесь, являются либо полными,

либо частичными экспансиями Всевышнего. Но Кришна - это Сама Верховная

Личность Бога”. (Бхаг., 1.3.28)

Таким образом, Кришна есть изначальная Верховная Личность Бога,

Абсолютная истина, источник как Параматмы, так и имперсонального Брахмана.

В присутствии Верховной Личности Бога скорбь Арджуны о своих

родственниках, безусловно, неуместна, и поэтому Кришна выражает свое удивление

словом кутах, “откуда”. Таких недостойных мужчины чувств никак нельзя было

ожидать от человека, принадлежащего к цивилизованному классу людей,

называвшихся Ариями. Слово “Арии” применимо по отношению к людям, знающим, в

чем ценность жизни, и обладающим культурой, основанной на духовном познании.

Люди, руководствующиеся материалистической концепцией жизни, не знают, что цель

жизни - постижение Абсолютной истины, Вишну, то есть Бхагавана. Они

пленяются внешними свойствами материального мира, и потому не знают, что такое

освобождение. Люди, не имеющие понятия об освобождении от материального

рабства, называются не-ариями. Хотя Арджуна был кшатрием, он уклонялся от

своего долга, отказываясь сражаться. Подобный акт трусости свойственен

не-ариям. Такое уклонение от исполнения долга не способствует продвижению в

духовной жизни и даже не дает возможности прославиться в этом мире. Господь

Кришна не одобрил так называемого сострадания Арджуны к своим близким.

Текст 3

клаибйам ма сма гамах партха наитат твайй упападйате

кшудрам хридайа-даурбалйамтйактвоттиштха парантапа

клаибйам - бессилие; ма сма - не;

гамах - обратись к; партха - о сын Притхи; на - никогда;

этат - этот; твайи - тебе; упадйате - приличествует;

кшудрам - незначительный; хридайа - сердце; даурбалйам - слабость;

тйактва - отказываясь; уттиштха - поднимись; парам-тапа - о ты,

карающий врагов.

О сын Притхи, не поддавайся унизительному малодушию. Оно не

подобает тебе. Вырви из сердца эту недостойную жалость и воспрянь, о ты,

карающий врагов”.

КОММЕНТАРИЙ: Кришна обращается к Арджуне как к сыну Притхи, которая

была сестрой отца Кришны, Васудевы. Таким образом, Арджуна состоит в кровном

родстве с Кришной. Если сын кшатрия отказывается сражаться, то он только

называется кшатрием, как и сын брахмана, поступающий неблагочестиво, брахман

лишь по имени. Такие кшатрии и брахманы недостойны своих отцов, а Кришна не

хочет, чтобы Арджуна стал недостойным сыном кшатрия. Арджуна был самым близким

другом Кришны, и Кришна непосредственно направлял его, находясь в его колеснице.

Несмотря на все достоинства Арджуны, уход с поля боя был бы для него позором, и

потому Кришна сказал, что такое поведение не подобает ему. Арджуна мог бы

возразить, что он отказывается от боя из великодушного отношения к

глубокоуважаемым Бхишме и его родственникам. Но Кришна счел, что подобное

великодушие - просто трусость, не соответствующая предписаниям писаний.

Поэтому от такого великодушия или от так называемого неприменения насилия

следует отказаться тем, кто, по примеру Арджуны, подчиняется непосредственному

руководству Кришны.

Текст 4

арджуна увача

катхам бхишмам ахам санкхйе дронам ча мадхусудана

ишубхих пратийотсйами пуджархав ари-судана

арджунах увача - Арджуна сазал; катхам - как;

бхишмам - Бхишма; ахам - я; санкхйе - в битве; дронам - Дрона;

ча - также; мадху-судана - о сразивший Мадху; ишубхих - стрелами;

пратийотсйами - контратакую; пуджа-архау - тех, кому следует

поклоняться; ари-судана - о сражающий врагов.

Арджуна сказал: О сражающий врагов, о победитель Мадху

(Кришна), как я могу пускать свои стрелы в таких людей, как Бхишма и Дрона,

достойных моего поклонения”.

КОММЕНТАРИЙ: Старейшины, такие, как Бхишма и Дрона, всегда

достойны почитания. Даже если они нападают, не следует отвечать им тем же.

Согласно общепринятому этикету, старшим нельзя противоречить даже словом. Даже

если они иногда и резки, в ответ на это не следует вести себя грубо. Так как же

тогда мог Арджуна в свою очередь напасть на них. Стал ли бы Кришна нападать на

Своего деда Уграсену, или на Своего учителя, Сандипани Муни. Таковы были

некоторые из доводов, приведенных Арджуной Кришне.

Текст 5

гурун ахатва хи маханубхаван

шрейо бхоктум бхаикшйам апиха локе

хатвартха-камамс ту гурун ихаива

бхунджийа бхоган рудхира-прадигдхан

гурун - старших; ахатва - не убивая;

хи - непременно; маха-анубхаван - великие души; шрейах - лучше;

бхоктум - наслаждаться жизнью; бхаикшйам - нищенствуя; апи - даже;

иха - в этой жизни; локе - в этом мире; хатва - убивая;

артха - выгода; каман - желая; ту - но; гурун - старших;

иха - в этом мире; эва - непременно; бхунджийа - должны

наслаждаться; бхоган - приятными вещами; рудхира - кровь;

прадигдхан - окрашенный.

Лучше жить, нищенствуя, нежели существовать ценою гибели

великих душ, моих учителей. Пусть ими овладела мирская корысть, они все равно

остаются моими учителями. Если они будут убиты, все наши радости будут окрашены

кровью.

КОММЕНТАРИЙ: Согласно ведическим предписаниям следует отказаться

от учителя, совершившего неблаговидный поступок и не могущего больше отличить

хорошее от дурного. Бхишма и Дрона были вынуждены встать на сторону Дурйодханы,

так как тот оказывал им финансовую помощь, хотя им и не следовало ставить себя

в такое положение только из меркантильных соображений. В данном случае они

потеряли право на почитание, данное учителям. Однако, Арджуна по-прежнему

почитает их как старших, и думает, что после их убийства все его материальные

наслаждения будут иметь привкус крови.

Текст 6

на чаитад видмах катаран но гарийо

йад ва джайема йади ва но джайейух

йан эва хатва на джидживишамас

те 'вастхитах прамукхе дхартараштрах

на - не; ча - также; этат - этот;

видмах - знаем ли мы; катарат - который; нах - нас;

гарийах - лучше; йат ва - ли; джайема - мы можем завоевать;

йади - если; ва - или; нах - нас; джайейух - они пусть

завоевывают; йан - те, кто; эва - непременно; хатва - убивая;

на - никогда; джидживишамах - хочет жить; те - все они;

авастхитах - расположенные; прамукхе - перед;

дхартараштрах - сыновья Дхритараштры.

Мы не знаем, что лучше: победить их или быть побежденными

ими. Сыны Дхритараштры стоят сейчас перед нами на поле битвы. И если мы убьем

их, то жизнь для нас потеряет смысл.

КОММЕНТАРИЙ: Несмотря на то, что кшатрии обязаны воевать, Арджуна

сомневается, сражаться ли ему, рискуя вызвать ненужные жертвы, или же

уклониться от боя и жить нищенством. Если он не победит врага, то милостыня

станет для него единственным средством существования. Также не было у него

уверенности в победе, поскольку силы обеих сторон были примерно равны. Однако,

даже если победа была бы на их стороне (ведь они боролись за правое дело), все

равно сыновья Дхритараштры погибли бы в сражении, и жизнь без них была бы очень

тяжкой. И победа эта обернется поражением. Все эти размышления явно

свидетельствуют не только о том, что Арджуна был великим преданным Господа, но

и о том, что он обладал духовным знанием и был хозяином своих мыслей и чувств.

Его желание жить нищенством, несмотря на принадлежность к царскому дому,

является еще одним признаком отречения. Эти качества, в сочетании с верой в

наставления Шри Кришны, его духовного учителя, указывают на истинную

добродетель. Из этого следует, что Арджуна был полностью подготовлен к

освобождению. Без владения своими чувствами невозможно достичь знания, а без

знания и преданности невозможно достичь освобождения. Арджуна, помимо его

материальных достоинств, был наделен и всеми этими качествами.

Текст 7

карпанйа-дошопахата-свабхавах

приччхами твам дхарма-саммудха-четах

йач чхрейах сйан нишчитам брухи тан ме

шишйас те 'хам шадхи мам твам прапаннам

карпанйа - из скупости; доша - из слабости;

упахата - причиненный; сва-бхавах - характеристики; приччхами - я

спрашиваю; твам - тебя; дхарма - религия; саммудха - находящийся в

недоумении; четах - в сердце; йат - что; шрейах - лучший;

сйат - может быть; нишчитам - секретно; брухи - скажи;

тат - тот; ме - мне; шишйах - ученик; те - твой; ахам - я;

шадхи - только наставляй; мам - меня; твам - тебе;

прапаннам - подчинившийся.

Слабость заставила меня утратить всякое самообладание я уже

не вижу, в чем же мой долг, укажи мне верный путь. Теперь я Твой ученик,

поручаю Тебе свою душу. Прошу, научи меня.

КОММЕНТАРИЙ: По свойствам самой природы вся система материальной

деятельности является для всех источником затруднений. Затруднения возникают на

каждом шагу, и поэтому следует обратиться к истинному духовному учителю,

который сможет указать путь к достижению цели жизни. Вся ведическая литература

рекомендует обратиться к истинному духовному учителю, который поможет

выпутаться из жизненных затруднений, возникающих против нашего желания, подобно

лесному пожару, вдруг начинающемуся иногда, хотя никто, казалось бы, леса не

поджигал. Подобным же образом, мир так устроен, что жизненные затруднения

появляются сами по себе, независимо от нашего желания. Никто не хочет пожара,

но он возникает, и мы оказываемся в замешательстве. Ведические шастры

рекомендуют обратиться за помощью в разрешении наших проблем к духовному

учителю, принадлежащему к цепи ученической преемственности, и постараться

осознать то, что он нам преподаст. Считается, что с истинным духовным учителем

человек познает все, поэтому, чем пребывать в затруднениях, рождаемых

материальной жизнью, лучше обратиться к нему за помощью. Таков смысл этого

стиха.

Кого же одолевают материальные трудности? Тех, кто не понимает

истинных проблем жизни. В “Брихад-аранйака-упанишад” (3.8.10) такой человек

описан следующим образом: йо ва этад акшарам гарги авидитвасмаk локат праити

са крипанах - “Человек, предавший свою человеческую природу и покидающий

этот мир, словно кошка или собака, не решив проблем жизни и не осознав науку

духовного самоосознания, подобен скупцу, не умеющему воспользоваться своим

богатством”. Существование в человеческом теле есть драгоценное преимущество,

которое нужно использовать для разрешения жизненных задач, поэтому тот, кто не

использует эту возможность, подобен скупцу. Брахман же, напротив, есть тот, кто

должным образом использует пребывание в этом теле для разрешения всех жизненных

проблем. Йа этад акшарам гарги видитвасмаk локат праити са брахманах.

Крипана, скупцы, даром теряют время, проявляя чрезмерную

привязанность к семье, обществу, стране и т.п., на основе своих

материалистических представлений о жизни, но все эти узы - телесные.

Крипана полагает, что может защитить членов семьи от смерти, или думает, что

семья и общество могут спасти от смерти его самого. Такого рода привязанность

можно найти и у животных, которые также заботятся о своем потомстве. Как

человек разумный, Арджуна осознавал, что любовь к родственникам и желание

защитить их от смерти были причиной его трудностей. Он понимал, что обязан

сражаться, но вследствие этой слабости не мог исполнить свой долг. Поэтому он

просит Господа Кришну, высшего духовного учителя, вынести окончательное решение.

Он вручает себя Кришне, как ученик. Он не хочет больше дружеских бесед. Беседы

между учителем и учеником всегда серьезны, и теперь Арджуна хочет серьезного

разговора с Кришной, признанным духовным учителем. Таким образом,

Кришна - первый духовный учитель, преподающий науку “Бхагавад-гиты”, а

Арджуна - первый ученик, постигающий ее. То, как Арджуна воспринял

“Бхагавад-гиту”, описано в ней самой, и все-таки некоторые “эрудиты” уверяют,

что следует отдаваться не Кришне как личности, а “нерожденному в Кришне”. Но нет

разницы между внутренней и внешней сущностью Кришны. И, не осознавая этой

изначальной истины, не стоит и пытаться понять “Бхагавад-гиту”.

Текст 8

на хи прапашйами мамапанудйад

йач чхокам уччхошанам индрийанам

авапйа бхумав асапатнам риддхам

раджйам суранам апи чадхипатйам

на - не; хи - неприменно; прапашйами - я вижу;

мама - мой; апанудйат - может увести в сторону; йат - это;

шокам - сокрушения; уччхошанам - высыхая; индрийанам - чувств;

авапйа - достигая; бхумау - на земле; асапатнам - без противника;

риддхам - процветающий; раджйам - царство; суранам - полубогов;

апи - даже; ча - также; адхипатйам - верховная власть.

Я не в силах успокоить боль, иссушающую мои чувства. Ее не

утолит даже процветающее царство, не имеющее себе равных на земле, и верховная

власть, подобная той, которой обладают полубоги в небесах.

КОММЕНТАРИЙ: Хотя Арджуна и выдвигал многочисленные доводы,

основанные на знании религиозных принципов и законов морали, оказалось, что он

не способен разрешить возникшую у него реальную проблему без помощи духовного

учителя, Шри Кришны. Он понял, что его так называемое знание не поможет

избавиться от страданий, иссушающих все его существо. Академическое знание,

эрудиция, высокое положение и т.д. бесполезны при решении жизненных проблем

помощь в этом может оказать лишь духовный учитель, подобный Кришне. Из этого

можно заключить, что духовный учитель, обладающий сознанием Кришны, есть

истинный духовный учитель, ибо он может разрешить все проблемы жизни. Господь

Чаитанйа сказал, что тот, кто владеет наукой сознания Кришны, независимо от

своего социального положения, является подлинным духовным учителем.

киба випра, киба нйаси, шудра кене найа

йеи кришна-таттва-ветта, сеи 'гуру' хайа

“Не имеет значения, является ли человек випра (большим знатоком

ведической мудрости), низкорожденным или ведет отреченный образ

жизни - если он овладел наукой о Кришне, то он является совершенным и

истинным духовным учителем”. (Ч.-ч., Мадхйа 8.128) Таким образом, не овладев

наукой сознания Кришны, никто не может стать духовным учителем. В Ведах также

сказано:

шат-карма-нипуно випро мантра-тантра-вишарадах

аваишнаво гурур на сйад ваишнавах шва-пачо гурух

“Ученый брахман, хорошо разбирающийся во всех разделах Вед не может

стать духовным учителем, не будучи вайшнавом, т.е. сведущим в науке сознания

Кришны. Вайшнав же, то есть обладающий сознанием Кришны, может быть духовным

учителем, даже если он происходит из семьи, принадлежащей к низшей касте”.

(“Падма-пурана”).

Проблемы материального существования - рождение, старость,

болезни и смерть - не могут быть разрешены посредством накопления

богатства и экономического развития. Во многих частях света есть государства, в

которых условия существования очень благоприятны, высок уровень жизни и

экономического развития. Тем не менее там по-прежнему существуют проблемы,

связанные с материальным существованием. Эти государства различными путями

стремятся к миру, но истинно счастливой жизни они смогут достичь, лишь

обратившись к Кришне, а именно к “Бхагавад-гите” и “Шримад-Бхагаватам”,

являющимися источником науки о Кришне, с помощью представителя Его, духовного

учителя.

Если бы экономическое развитие и материальные удобства могли

устранить тревоги, связанные с принадлежностью к определенной семье, обществу,

нации и вообще к человечеству, то Арджуна не сказал бы, что обладание царством,

не имеющим себе равного на земле, или верховной властью, наподобие власти

полубогов на небесных планетах, не смогло бы рассеять его скорбь. Поэтому он

ищет убежища в сознании Кришны, а это - верный путь к миру и гармонии.

Экономическое развитие и мировое господство могут быть в любой момент прерваны

катаклизмами материальной природы. Даже устремления к высшим планетам, типа

Луны, к которой так рвется сейчас человек, могут быть пресечены одним ударом.

“Бхагавад-гита” подтверждает это: кшине пунйе мартйа-локам

вишанти - “Истощив запас наслаждений, следующих за добродетельными

поступками, человек снова падает с вершины счастья на самое дно жизни”. Многие

политики мира испытали на себе такое падение. Подобные падения влекут лишь

новые страдания.

Таким образом, если мы хотим навсегда покончить с нашей скорбью,

необходимо найти прибежище у Кришны, следуя примеру Арджуны. Итак, Арджуна

попросил Кришну определенным образом разрешить его затруднение, и таков путь

сознания Кришны.

Текст 9

санджайа увача

эвам уктва хришикешамгудакешах парантапах

на йотсйа ити говиндам уктва тушним бабхува ха

санджайах увача - Санджайа сказал; эвам - таким

образом; уктва - говоря; хришикешам - Кришне; гудакешах - Арджуна,

победитель невежества; парантапах - карающий врагов; на йотсйе - я не

буду сражаться; ити - таким образом; говиндам - Кришне, дающему

наслаждение чувствам; уктва - говоря; тушним - молчаливый;

бабхува - стал; ха - неприменно.

Санджайа сказал: “Промолвив эти слова, Арджуна, сокрушитель

врагов, обратился к Кришне: “Говинда, я не буду сражаться”, - и

замолчал”.

КОММЕНТАРИЙ: Должно быть, Дхритараштра очень радовался тому, что

Арджуна отказался сражаться и покидает поле боя, собираясь нищенствовать.

Однако Санджайа снова разочаровал его, назвав Арджуну “парантапах”, то есть

способным победить своих врагов. Хотя Арджуна какое-то время был переполнен

чувством ложного сострадания к своим родственикам, он затем подчинился Кришне,

как ученик - высшему духовному учителю. Это предвещало, что вскоре он

расстанется с неразумной скорбью, вызванной привязанностью к семье, обретет

совершенное знание о самоосознании, т.е. сознание Кришны, и значит, непременно

станет сражаться. Таким образом, ликованию Дхритараштры не суждено продолжаться,

ибо Арджуна, просвещенный Кришной, будет биться до конца.

Текст 10

там увача хришикешах прахасанн ива бхарата

сенайор убхайор мадхйе вишидантам идам вачах

там - ему; увача - сказал; хришикешах - хозяин

чувств, Кришна; прахасан - улыбаясь; ива - как; бхарата - о

Дхриитараштра; сенайох - армий; убхайох - обеих сторон;

мадхйе - между; вишидантам - сокрушающемуся; идам - следующие;

вачах - слова.

О потомок Бхараты, в это время Кришна, стоящий меж двух армий,

с улыбкой сказал убитому горем Арджуне следующие слова:

КОММЕНТАРИЙ: Этот разговор происходил между близкими друзьями,

Хришикешей и Гудакешей. Как друзья они были равны, но затем один из них

добровольно стал учеником другого. Кришна улыбался, так как Его друг решил стать

Его учеником. Господь, как повелитель всего, всегда занимает высшее положение.

И все-таки Господь согласен стать другом, сыном, или же возлюбленным своего

преданного, который хочет видеть Его в этой роли. Когда Арджуна признал Кришну

учителем, Тот сразу же взял на себя эту роль и стал говорить со Своим учеником,

как учитель - с серьезностью, которая необходима в подобных случаях.

Разговор учителя с учеником происходил отрыто, на виду у обеих армий, с тем,

чтобы все присутствующие могли извлечь из него урок. Поэтому беседы, изложенные

в “Бхагавад-гите”, не обращены к какому-либо определенному лицу, группе или

обществу. Они - для всех как друзья, так и враги имеют право их

услышать.

Текст 11

шри-бхагаван увача

ашочйан анвашочас твампраджна-вадамшча бхашасе

гатасун агатасумшча нанушочанти пандитах

шри-бхагаван увача - Верховная Личность Бога сказал;

ашочйан - не достойно скорби; анвашочах - ты сокрушаешься;

твам - ты; праджна-вадан - ученые разговоры; ча - также;

бхашасе - говоря; гата - потерянный; асун - жизнь; агата - не

прошла; асун - жизнь; ча - также; на - никогда;

анушочанти - скорбят; пандитах - ученые.

Верховная Личность Бога сказал: “Произнося эти слова, ты

скорбишь о том, что не достойно горя. Мудрые не скорбят ни о живых, ни о

мертвых”.

КОММЕНТАРИЙ: Господь сразу же принял на Себя обязанности учителя и

выразил порицание Своему ученику, косвенно назвав его глупцом. Господь сказал:

“Ты говоришь, как ученый, но не знаешь, что ученый - это тот, кто

понимает природу тела и души, кто не скорбит о теле, ни о мертвом, ни о живом”.

В последующих главах будет ясно показано, что знание сводится к пониманию

материи, духа и Того, кто ими управляет. Арджуна утверждал, что религиозные





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 354 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.052 с)...