Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МНС УКРАЇНИ 7 страница



нирмамо нираханкарах са шантим адхигаччхати

вихайа - отказавшись; каман - от всех материальных

желаний; йах - тот; сарван - каждый; пуман - человек;

чарати - живет; нихсприхах - не имеющий желаний; нирмамах - без

чувства собственничества; нираханкарах - без ложного эго; сах - он;

шантим - совершенный мир; адхигаччхати - обретает.

Человек, который отказался от всех стремлений к чувственному

удовлетворению, кто живет свободным от желаний, кто не считает, что он владеет

чем-либо, и кто не имеет ложного эго - только он может обрести истинное

спокойствие.

КОММЕНТАРИЙ: Освободиться от желаний означает не иметь желаний,

связанных с чувственным удовлетворением. Иными словами, желание обрести

сознание Кришны по существу есть отсутствие желаний. Совершенная стадия сознания

Кришны заключается в понимании своего истинного положения вечного слуги Кришны, в

неотождествлении себя с материальным телом и в отсутствии претензий на

обладание чем-либо в этом материальном мире. Находящийся на этой совершенной

стадии знает, что он должен все использовать ради удовлетворения Кришны, ибо все

принадлежит Кришне. Арджуна не хотел сражаться ради удовлетворения своих чувств,

но когда он заполнил все свое сознание Кришной, он вступил в битву, ибо так

хотел Кришна. У Арджуны не было желания воевать ради себя, но ради Кришны Арджуна

стал биться в полную силу. Действительное отсутствие желаний есть желание

действовать в угоду Кришне, а не искусственное стремление уничтожить желания.

Живое существо не может избавиться от желаний и чувств, но оно может изменить

их качество. Человек, у которого отсутствуют материальные желания, твердо

уверен в том, что все принадлежит Кришне (ишавасйам идам сарвам) и потому не

выражает ложных претензий обладать чем-либо. Это трансцендентное знание

основано на самоосознании, т.е. на совершенном понимании того, что в своей

духовной сущности каждое живое существо является вечной неотъемлемой частичкой

Кришны, и потому вечное положение живого существа не может быть равно положению

Кришны или же превосходить его. Такое понимание есть основа истинного

умиротворения.

эша брахми стхитих партха наинам прапйа вимухйати

стхитвасйам анта-кале 'пи брахма-нирванам риччхати

эша - это; брахми - духовный;

стхитих - положение; партха - о сын Притхи; на - никогда;

энам - это; прапйа - достигая; вимухйати - заблуждается;

стхитва - будучи так расположен; асйам - в этом; анта-кале - в

конце жизни; апи - также; брахма-нирванам - духовное царство Бога;

риччхати - обретает.

Таков путь духовной и благочестивой жизни, встав на который,

человек уже не подвластен заблуждению. Если человек находится в таком состоянии

в смертный час, он войдет в царство Господа.

КОММЕНТАРИЙ: Сознания Кришны или святой жизни можно достичь сразу,

в один миг. Но можно не достичь этой стадии, прожив и несколько миллионов

жизней. Все дело в понимании и признании факта. Кхатванга Махараджа достиг этой

ступени жизни всего за несколько минут до смерти, вручив себя Кришне. Нирвана

означает окончание процесса материалистической жизни. Согласно философии

буддизма, в конце материальной жизни - лишь пустота. “Бхагавад-гита” учит

иному. По завершении материальной жизни начинается истинная жизнь. Грубые

материалисты думают, что эта материальная жизнь просто заканчивается, те же,

кто духовно развиты, знают, что после окончания жизни в материальном мире будет

иная жизнь. Тот, кому в этой жизни посчастливится обрести сознание Кришны, сразу

же достигает стадии брахма-нирвана. Между царством Господа и преданным

служением Господу разницы нет. Так как оба эти состояния находятся на

абсолютном уровне, то трансцендентное любовное служение Господу

означает - достижение духовного царства. В материальном мире деятельность

ведется для чувственного удовлетворения, тогда как в духовном мире она ведется

в сознании Кришны. Достижение сознания Кришны даже в этой жизни есть мгновенно

достижение Брахмана. Тот, кто пребывает в сознании Кришны, уже действительно

вошел в царство Господа.

Брахман - прямая противоположность материи. Поэтому

брахми стхити означает “не на уровне материальной деятельности”. Преданное

служение Господу рассматривается в “Бхагавад-гите” как стадия освобождения (са

гунан саматитйаитан брахма-бхуйайа калпате). Таким образом, брахми стхити

есть освобождение от материальных оков.

Шрила Бхактивинода Тхакура подвел итог второй главе

“Бхагавад-гиты”, назвав ее сутью всей книги. В “Бхагавад-гите” рассматриваются

карма-йога, джнана-йога и бхакти-йога. Во второй главе были подробно

обсуждены карма-йога и джнана-йога, а также была затронута бхакти-йога,

то есть все три вида йоги, о которых говорится в этой книге.

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты ко второй главе “Шримад

Бхагавад-гиты”, под названием “Обзор “Бхагавад-гиты”.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Карма-йога

ТЕКСТ 1

арджуна увача

джйайаси чет карманас те мата буддхир джанардана

тат ким кармани гхоре мамнийоджайаси кешава

арджунах увача - Арджуна сказал; джйайаси - лучше; чет - если;

карманах - кармической деятельности; те - для Тебя; мата - считаю

щаяся; буддхих - деятельность разума; джанардана - О Кришна; тат

- поэтому; ким - почему; кармани - в деле; гхоре - ужасном; мам

меня; нийоджайаси - вовлекаешь; кешава - О Кришна.

Арджуна сказал: “О Джанардана, о Кешава, если Ты считаешь дея

тельность на уровне разума лучше деятельности ради ее плодов, то

почему хочешь вовлечь меня в эту ужасную войну?”

КОММЕНТАРИЙ: В предыдущей главе Верховный Господь Шри

Кришна подробно описал природу души, чтобы вызволить своего близ

кого друга Арджуну из океана материальной скорби. Он также указал

ему путь духовного самоосознания: буддхи-йогу, или сознание Кришны.

Некоторые люди ошибочно считают сознание Кришны пассивным мето

дом и тот, кто разделяет подобные взгляды, часто уединяется, чтобы

обрести сознание Кришны, повторяя святые имена. Но человеку, кото

рый не овладел философией сознания Кришны, не рекомендуется вос

певать имена Кришны в уединенном месте, поскольку это не принесет

ему ничего, кроме дешевой популярности среди неискушенных людей.

Арджуна тоже думал, что действовать в сознании Кришны, буддхи-йоге,

то есть использовать разум для того, чтобы обрести духовное знание, -

значит уйти от жизни и совершать аскезы в уединенном месте. Иными

словами, он хотел ловко избежать участия в битве, используя сознание

Кришны как предлог. Но, будучи искренним и серьезным учеником, он

сообщил об этом своему духовному учителю и спросил Кришну, как ему

лучше всего поступить. Отвечая Арджуне, Господь Кришна подробно

рассказал ему о карма-йоге, или деятельности в сознании Кришны, ко

торой посвящена третья глава “Бхагавад-гиты”.

ТЕКСТ 2

вйамишренева вакйена буддхим мохайасива ме

тад экам вада нишчитйа йена шрейо 'хам апнуйам

вйамишрена - двусмысленными; ива - конечно; вакйена - словами;

буддхим - разум; мохайаси - смущаешь; ива - так; ме - мой; тат

поэтому; экам - только один; вада - пожалуйста, укажи; нишчитйа

определив; йена - которым; шрейах - истинное благо; ахам - я;

апнуйам - получу.

Твои противоречивые наставления смутили мой разум. Поэтому, про

шу Тебя, скажи определенно, что принесет мне истинное благо?

КОММЕНТАРИЙ: В предыдущей главе, которая является вступлением

к “Бхагавад-гите”, были описаны различные пути и методы духовного

самоосознания: санкхья йога, буддхи-йога, обуздание чувств с помощью

разума и деятельность, не приносящая плодов, а также рассказывалось

о положении преданных-неофитов. Все это было изложено без опреде

ленной системы. Но для того, чтобы человек мог овладеть этим знанием

и действовать в соответствии с ним, необходимо было изложить его бо

лее последовательно. Поэтому Арджуна хотел разъяснить все кажущиеся

противоречия, чтобы обыкновенные люди могли понять слова Кришны

однозначно, не искажая их смысл. Хотя у Кришны не было намерения

сбивать Арджуну с толку многословными речами, Арджуна все же ока

зался неспособным следовать методу сознания Кришны ни в бездейст

вии, ни в активном служении. Иными словами, задавая эти вопросы, он

стремился сделать метод сознания Кришны понятным и доступным для

всех, кто действительно хочет проникнуть в сокровенный смысл “Бха

гавад-гиты”.

ТЕКСТ 3

шри-бхагаван увача

локе 'смин дви-видха ништха пура прокта майанагха

джнана-йогена санкхйанамкарма-йогена йогинам

шри-бхагаван увача - Господь, Верховная Личность Бога, сказал; локе

- в мире; асмин - этом; дви-видха - двух видов; ништха - вера; пура

- которая была ранее; прокта - описана; майа - Мной; анагха - о без

грешный; джнана-йогена - связующим процессом познания; санкхйанам

- философов-эмпириков; карма-йогена - связующим процессом пре

данного служения; йогинам - преданных.

Господь, Верховная Личность Бога сказал: О безгрешный Арджуна,

как Я уже говорил, есть два типа людей, стремящихся осознать свою

духовную природу. Одни предаются философским размышлениям, а

другие занимаются преданным служением Господу.

КОММЕНТАРИЙ: Во второй главе “Бхагавад-гиты” (стих 39) Господь

рассказал о двух методах духовного самоосознания: санкхье-йоге и карма-

йоге, или буддхи-йоге. В этом стихе Он говорит о них более определенно.

Санкхья-йогой, аналитическим изучением природы духа и материи, зани

маются люди, склонные к размышлениям и стремящиеся познать окру

жающий мир посредством эксперементального и философского знания.

Трансценденталисты второго типа занимаются деятельностью в созна

нии Кришны, о которой рассказывалось в шестьдесят первом стихе вто

рой главы “Бхагавад-гиты”. В тридцать девятом стихе второй главы Гос

подь также говорил о том, что, действуя в соответствии с принципами

буддхи-йоги, или сознания Кришны, человек освобождается от пут кар

мической деятельности; к тому же, в этом методе нет изъянов. О том

же самом, только более определенно, говорилось в шестьдесят первом

стихе второй главы: заниматься буддхи-йогой - значит полностью зави

сеть от Всевышнего, то есть от Кришны; таким образом человек сможет

без труда обуздать свои чувства. Итак, оба метода йоги взаимозависимы

как религия и философия. Религия, лишенная философской базы, прев

ращается в сентименты или даже фанатизм, а философия без религии

остается на уровне абстрактных спекуляций.

Высшей целью всех трансценденталистов является Кришна, посколь

ку философы, которые искренне и серьезно ищут Абсолютную Истину,

в конечном счете, приходят к сознанию Кришны. Об этом также сказано

в “Бхагавад-гите”. Цель процесса духовного самоосознания - понять ис

тинное положение души в ее отношениях со Сверхдушой. Путь, которым

идут философы-эмпирики, является обходным, и с течением времени он

тоже может привести человека к сознанию Кришны; но есть и другой

метод йоги, дающий возможность установить непосредственную связь со

всем сущим в сознании Кришны. Из этих двух методов лучшим являет

ся метод сознания Кришны, так как он не требует очищения чувств пос

редством философских размышлений. Метод сознания Кришны сам по

себе очищает человека от материальной скверны. Будучи прямым мето

дом преданного служения, он является одновременно легким и возвы

шенным.

ТЕКСТ 4

на карманам анарамбхан наишкармйам пурушо 'шнуте

на ча саннйасанад эва сиддхим самадхигаччхати

на - не; карманам - предписанных обязанностей; анарамбхат - от

невыполнения; наишкармйам - свободу от реакций; пурушах - человек;

ашнуте - обретает; на - не; ча - также; саннйасанат - из-за отречен

ности; эва - просто; сиддхим - совершенство; самадхигаччхати - обре

тает.

Просто воздерживаясь от деятельности, человек не освободится от

кармических реакций, и обет отречения сам по себе не поможет ему до

ситчь совершенства.

КОММЕНТАРИЙ: Отречься от мира может лишь тот, кто очистился от

материальной скверны, выполняя предписанные ему обязанности. Раз

личные виды деятельности рекомендованы в Ведах прежде всего для того,

чтобы очистить сердца оскверненных материализмом людей. Если чело

век, не очистившись, поспешит принять санньясу (последняя из четырех

ступеней духовной жизни), он не сможет достичь совершенства. Филосо

фы-эмпирики считают, что достаточно человеку стать санньяси, то есть

прекратить кармическую деятельность, и он тотчас сравняется с Нара

яной. Но Господь Кришна отвергает эту идею. Если человек, сердце ко

торого не очистилось, примет санньясу, он только внесет смуту в жизнь

общества. С другой стороны, когда человек занимается трансцендент

ным служением Господу (буддхи-йогой), его служение, каким бы незна

чительным оно ни было, будет принято Господом, даже если преданный

не выполняет предписаний шастр. Св-алпам апй асья дхармасья траяте

махато бхаят. Даже небольшое продвижение по пути преданного слу

жения поможет человеку преодолеть величайшие трудности.

ТЕКСТ 5

на хи кашчит кшанам апи джату тиштхатй акарма-крит

карйате хй авашах карма сарвах пракрити-джаир гунаих

на - не; хи - безусловно; кашчит - кто-либо; кшанам - мгновение;

апи - также; джату - когда бы то ни было; тиштхати - пребывает;

акарма-крит - бездействующий; карйате - понуждается к действию; хи

- безусловно; авашах - беспомощный; карма - деятельность; сарвах

весь; пракрити-джаих - порожденными гунами материальной природы;

гунаих - качествами.

Все мы беспомощны перед материальной природой и вынуждены

действовать в соответствии с качествами, полученными от

материальных гун; поэтому никто из нас не может провести в бездейст

вии даже мгновения.

КОММЕНТАРИЙ: Активное начало не является свойством обусловлен

ной жизни, оно заложено в самой природе души. В отсутствии души

материальное тело не может даже сдвинуться с места. Тело всего лишь

мертвый механизм, приводимый в движение душой, которая всегда

активна и не может провести в бездействии даже мгновения. Вот поче

му душа должна быть занята благоприятной для нее деятельностью в

сознании Кришны, иначе она будет действовать по указке иллюзорной

энергии. Войдя в контакт с материальной энергией, душа приобретает

материальные качества и, чтобы очиститься от них, необходимо испол

нять свои обязанности в соответствии с предписаниями шастр. Но ес

ли душа занимается естественной для нее деятельностью в сознании

Кришны, то чтобы она ни делала все ее действия приносят ей благо.

Подтверждение этому мы находим в “Шримад-Бхагаватам” (1.5.17):

тйактва сва-дхармам чаранамбуджам харер

бхаджанн апакво 'тха патет тато йади

йатра ква вабхадрам абхуд амушйа ким

ко вартха апто 'бхаджатам сва-дхарматах

“Даже если человек, занятый деятельностью в сознании Кришны, не сле

дует предписаниям шастр и не исполняет своего долга, если он допускает

ошибки в преданном служении или даже падает, он ничего не теряет и

не навлекает на себя греха. С другой стороны, если человек старатель

но исполняет все очистительные обряды, описанные в шастрах, но не

обретает сознания Кришны, то какой во всем этом толк?” Таким обра

зом, очистительные обряды необходимы для того, чтобы развить в себе

сознание Кришны. Поэтому санньяса, как любой другой очистительный

обет, должны помочь нам достичь высшей цели - сознания Кришны, без

которого любая наша деятельность будет бессмысленной.

ТЕКСТ 6

кармендрийани самйамйа йа асте манаса смаран

индрийартхан вимудхатма митхйачарах са учйате

карма-индрийани - пять органов деятельности; самйамйа - удержи

вая; йах - тот, кто; асте - остается; манаса - умом; смаран - обдумы

вающий; индрийа-артхан - объекты чувств; вимудха - глупый; атма

душа; митхйа-ачарах - притворщик; сах - он; учйате - зовется.

Тот, кто, удерживает органы чувств от деятельности, по при этом пос

тоянно размышляет об объектах чувств, обманывает самого себя и зо

вется притворщиком.

КОММЕНТАРИЙ: Есть много притворщиков, которые отказываются

действовать в сознании Кришны и делают вид, будто занимаются медита

цией, тогда как их ум поглощен мыслями о чувственных наслаждениях.

Порой эти притворщики подолгу рассуждают на абстрактные философ

ские темы, чтобы пустить пыль в глаза своим интеллектуальным после

дователям, однако в этом стихе они названы величайшими мошенниками.

Те или иные возможности для наслаждений предоставляет любой соци

альный статус и, если действовать в соответствии с правилами и предпи

саниями, регламентирующими жизнь людей этого слоя, то можно пос

тепенно очиститься от материальной скверны. Но того, кто выдает себя

за йога, а сам все время ищет наслаждений, следует считать величайшим

обманщиком, даже если порой он рассуждает о философии. Познаниям

такого грешника грош цена, так как все их плоды украдены иллюзор

ной энергией Господа. Ум этого лицемера всегда остается оскверненным,

поэтому его так называемая йогическая медитация не приносит никакой

пользы.

ТЕКСТ 7

йас тв индрийани манаса нийамйарабхате 'рджуна

кармендрийаих карма-йогам асактах са вишишйате

йах - тот, кто; ту - однако; индрийани - органы чувств; манаса - с

помощью ума; нийамйа - обуздывая; арабхате - начинает; арджуна

о Арджуна; карма-индрийаих - органами деятельности; карма-йогам

преданное служение; асактах - не имеющий привязанностей; сах - он;

вишишйате - намного превосходит.

Но искренний человек, который с помощью ума пытается обуздать

чувства и начинает, отказавшись от привязанностей, заниматься карма-

йогой [в сознании Кришны], намного превосходит всех остальных.

КОММЕНТАРИЙ: Вместо того, чтобы становиться псевдотрансценден

талистом в расчете на легкий заработок и жизнь, исполненную чувствен

ных наслаждений, гораздо лучше продолжать заниматься своим делом и

стараться достичь цели жизни, освободиться из материального плена и

войти в царство Бога. Высшей свартха-гати, целью и благом для каж

дого человека является достижение Вишну, и вся система варн и аш

рамов призвана помочь людям достичь этой цели. Семейный человек

тоже может прийти к Богу, занимаясь служением в сознании Кришны,

как предписывают шастры. Чтобы осознать свою духовную природу,

человек должен жить в соответствии с указаниями шастр и заниматься

своими делом, не привязываясь к плодам своего труда - это поможет

ему духовно совершенствоваться. Искренний человек, живущий таким

образом, поступает гораздо лучше, чем лицемеры и притворщики, ко

торые создают видимость духовной жизни, чтобы обмануть неискушен

ных людей. Искренний дворник, подметающий улицы, во сто крат лучше

йога-шарлатана, который занимается медитацией только для того, чтобы

заработать себе на жизнь.

ТЕКСТ 8

нийатам куру карма твамкарма джйайо хй акарманах

шарира-йатрапи ча те на прасиддхйед акарманах

нийатам - предписанное; куру - выполняй; карма - то, что обязан

делать; твам - ты; карма - деятельность; джйайах - лучше; хи - безус

ловно; акарманах - бездействия; шарира - тела; йатра - сохранение;

апи - даже; ча - также; те - твоего; на - никогда не; прасиддхйет

будет достигнуто; акарманах - от бездействия.

Честно исполняй свой долг, ибо такой образ действий лучше, чем без

действие. Не работая, человек не может даже удовлетворять потреб

ности своего тела.

КОММЕНТАРИЙ: Многие йоги-шарлатаны, выдающие себя за потом

ков знатных родов, а также искусные профессионалы, лживо заявляют,

что пожертвовали всем ради духовной жизни. Господь Кришна не хотел,

чтобы Арджуна становился одним из таких притворщиков. Он предпо

читал, чтобы Арджуна исполнил свой долг воина-кшатрия. Арджуна

был семейным человеком и военачальником, поэтому ему лучше было

оставаться на своем месте и исполнять религиозные обязанности

кшатриев и домохозяев. Такая деятельность постепенно очищает сердце

человека, живущего в миру, от материальной скверны. Ни Сам Господь

и ни одно из священных писаний не поощряют тех, кто “отрекается от

мира”, чтобы таким образом добывать средства к существованию. В кон

це концов, каждый человек, чтобы поддержать душу в теле, должен зани

маться какой-нибудь деятельностью. Никому не следует своевольно ухо

дить от дел до тех пор, пока он не очистится от материальных желаний.

В материальном мире каждым владеет нечистое желание господствовать

над материальной природой, или, иначе говоря, наслаждаться. Поэтому

человек должен очиститься и избавиться желаний, исполняя предписан

ные обязанности. Тот, кто не сделал этого, не должен выдавать себя за

трансценденталиста, отказываться от деятельности и жить за чужой счет.

ТЕКСТ 9

йаджнартхат кармано 'нйатра локо 'йам карма-бандханах

тад-артхам карма каунтейа мукта-сангах самачара

йаджна-артхат - совершаемой только ради удовлетворения Ягьи,

или Вишну; карманах - деятельности; анйатра - в противном случае;

локах - мир; айам - этот; карма-бандханах - рабство деятельности;

тат - его; артхам - ради; карма - деятельность; каунтейа - о сын

Кунти; мукта-сангах - свободный от привязанностей; самачара

исполняй совершенным образом.

Всякую деятельность следует выполнять как жертвоприношение

Вишну, иначе она привязывает человека к материальному миру.

Поэтому, о сын Кунти, исполняй предписанные тебе обязанности ради

удовлетворения Вишну, и ты навсегда освободишься из материального

рабства.

КОММЕНТАРИЙ: Поскольку человек должен работать хотя бы для

того, чтобы удовлетворить свои физические потребности, каждому чело

веку предписано исполнять определенные обязанности, соответствую

щие его положению в системе варнашрамы и его качествам. Слово

йаджна может относится к Господу Вишну или к жертвенным обрядам.

Все жертвоприношения также предназначены для удовлетворения Гос

пода Вишну. В Ведах сказано: йаджно ваи вишнух. Иными словами, совер

шает ли человек ведические жертвоприношения или непосредственно

служит Вишну, он достигает одной и той же цели. Поэтому деятельность

в сознании Кришны тоже является ягьей, о которой говорится в дан

ном стихе “Бхагавад-гиты”. Система варнашрамы также предназначена

для того, чтобы удовлетворить Господа Вишну. Варнашрамачаравата

пурушена парах пуман/вишнур арадхйате (Вишну-пурана, 3.8.8).

Следовательно, каждый человек должен действовать ради удовлетво

рения Вишну. Любая другая деятельность в материальном мире только

порабощает его, так как и благочестивые, и греховные поступки имеют

кармические последствия, которые связывают того, кто их совершает.

Поэтому мы должны действовать в сознании Кришны ради удовлетворе

ния Кришны (или Вишну), и тот, кто занимается такой деятельностью,

достиг освобождения. Это великое искусство, и на первых порах, чтобы

овладеть им, необходимо действовать под руководством очень опытно

го наставника. Поэтому человек должен неукоснительно следовать ука

заниям преданного Господа Кришны или получать указания от Само

го Кришны (под руководством которого действовал Арджуна). Целью

любой нашей деятельности должны быть не наслаждения, а удовлет

ворение Кришны. Такой образ действий не только оградит нас от кар

мических последствий, но и поможет постепенно подняться на уровень

трансцендентного любовного служения Господу, которое является един

ственной дорогой, ведущей в царство Бога.

ТЕКСТ 10

саха-йаджнах праджах сриштва пуровача праджапатих

анена прасавишйадхвам эша во 'ств ишта-кама-дхук

саха - вместе; йаджнах - с жертвоприношениями; праджах - поко

ления; сриштва - создавая; пура - в давно минувшие времена; увача

сказал; праджа-патих - Господь, повелитель всех живых существ; анена

- этим; прасавишйадхвам - процветайте все больше и больше; эшах

это; вах - ваше; асту - да будет; ишта - все желаемое; кама-дхук - да

рующий.

На заре творения Господь, повелитель всех живых существ, сотворил

поколения людей и полубогов вместе с жертвоприношениями в честь

Вишну, и благовловил их, сказав: “Эта ягья [жертвоприношение] при

несет вам счастье, ибо она дарует вам все блага, чтобы вы могли жить

не ведая забот и печалей, и в конце концов обрели освобождение”.

КОММЕНТАРИЙ: Повелитель всех живых существ (Вишну) создает

материальный мир для того, чтобы дать обусловленным душам возмож

ность вернуться домой, к Богу. Все живые существа в этом мире обус

ловлены материальной природой, потому что они забыли о своих вза

имоотношениях с Вишну, или Кришной, Верховной Личностью Бога.

Выполняя предписания Вед, мы сможем осознать свои вечные отношения

с Верховным Господом, как сказано в “Бхагавад-гите”: ведаишча сарваир

ахам эва ведйах. Господь говорит, что цель Вед заключается в том, чтобы

постичь Его. В ведических гимнах сказано: патим вишвасйатмешварам.

Это значит, что владыкой всех живых существ является Верховная Лич

ность Бога, Вишну. В “Шримад-Бхагаватам” (2.4.20) Шрила Шукадева

Госвами снова и снова называет Господа пати:

шрийах патир йаджна-патих праджа-патир

дхийам патир лока-патир дхара-патих

патир гатишчандхака-вришни-сатватам

прасидатам ме бхагаван сатам патих

Праджа-пати - это Господь Вишну, и Он же - владыка всех живых

существ, всех миров и всего прекрасного, а также защитник каждого

живого существа. Господь сотворил материальный мир для того, чтобы

живые существа могли научиться совершать ягьи (жертвоприношения)

ради удовлетворения Вишну. Совершение жертвоприношений даст им

возможность жить счастливо, не зная тревог и нужды, и после смерти

материального тела, вернуться в царство Бога. Так должны жить все

обусловленные души. Совершая ягью, они постепенно разовьют в себе

сознание Кришны и станут во всех отношениях благочестивыми. В век

Кали ведические писания рекомендуют совершать санкиртана-ягью, то

есть повторять имена Бога. Этот трансцендентный метод принес на зем

лю Господь Чайтанья, чтобы спасти всех людей, живущих в эту эпоху.

Санкиртана-ягья и сознание Кришны хорошо сочетаются друг с другом.

В “Шримад-Бхагаватам” (11.5.32) о Господе Кришне, принявшем облик

преданного (Господа Чайтаньи), упоминается в связи с санкиртана-

ягьей. Там сказано:

кришна-варнам твишакришнамсангопангастра-паршадам

йаджнаих санкиртана-прайаир йаджанти хи су-медхасах

“В век Кали все разумные люди будут поклоняться Господу, которого бу

дут сопровождать Его спутники, совершая санкиртана-ягью”. В Кали-

югу совершать другие ведические жертвоприношения очень трудно, но

санкиртана-ягья - это легкий и возвышенный метод, с помощью ко





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 398 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.048 с)...