Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МНС УКРАЇНИ 8 страница



торого можно достичь любых целей, и его рекомендует в том числе и

“Бхагавад-гита” (9.14).

ТЕКСТ 11

деван бхавайатанена те дева бхавайанту вах

параспарам бхавайантах шрейах парам авапсйатха

деван - полубогов; бхавайата - удовлетворяющим; анена - этим

жертвоприношением; те - те; девах - полубоги; бхавайанту - дадут

благословение; вах - вам; параспарам - взаимно; бхавайантах

довольные друг другом; шрейах - благословение; парам - высшее;

авапсйатха - получите.

Довольные вашими жертвоприношениями, полубоги прольют свою

милость на вас. Так в результате сотрудничества людей и полубогов в

мире воцарится благоденствие.

КОММЕНТАРИЙ: Полубоги - это могущественные правители, верша

щие делами материального мира. Воздухом, светом, водой и всем, что

необходимо каждому для жизни, нас обеспечивают полубоги, бесчислен

ные помощники Верховного Господа, пребывающие в различных частях

тела Верховной Личности Бога. Довольны они или нет, зависит от того,

совершают ли люди жертвоприношения. Некоторые из жертвоприно

шений предназначены для удовлетворения тех или иных полубогов. Но

даже если, совершая ягьи, человек старается удовлетворить полубогов,

при этом он поклоняется Господу Вишну, который первым наслаждается

всеми дарами, приносимыми во время жертвоприношений. В “Бхагавад-

гите” также сказано, что дарами всех жертвоприношений наслаждает

ся Сам Кришна: бхоктарам йаджна-тапасам. Поэтому главной целью

любого жертвоприношения является удовлетворение ягья-пати. Когда

люди повсем правилам совершают ягьи, полубоги, обеспечивающие жи

вых существ всем необходимым, естественно, остаются довольны ими, и

в мире воцаряется изобилие.

Люди, совершающие ягьи, получают множество благ и в конечном

счете освобождаются из материального плена. Совершая ягьи, человек

очищает все свои действия. Как сказано в Ведах: ахара-шуддхау саттва-

шуддхих саттва-шуддхау дхрува смритих смрити-ламбхе сарва-

грантхинам випрамокшах. Благодаря ягье пища человека освящается, а

когда он ест освященную пищу, это очищает его самого. Благодаря этому

освящаются тонкие ткани памяти, что побуждает человека начать поис

ки пути освобождения, и все это вместе взятое приводит его к сознанию

Кришны, которого так не хватает в современном мире.

ТЕКСТ 12

иштан бхоган хи во дева дасйанте йаджна-бхавитах

таир даттан апрадайаибхйо йо бхункте стена эва сах

иштан - желаемые; бхоган - блага жизни; хи - безусловно; вах

вам; девах - полубоги; дасйанте - даруют; йаджна-бхавитах - удов

летворенные жертвоприношениями; таих - теми; даттан - все то, что

дано; апрадайа - не предлагая; эбхйах - этим полубогам; йах - тот, кто;

бхункте - наслаждается; стенах - вор; эва - конечно же; сах - он.

Удовлетворенные ягьей [жертвоприношениями], полубоги, которые

распоряжаются материальными благами, даруют вам все необходимое

для жизни. Но тот, кто наслаждается этими благами, не принося их в

жертву полубогам, безусловно, является вором.

КОММЕНТАРИЙ: Полубоги - это помощники Верховного Господа

Вишну, которым поручено обеспечивать остальных живых существ всем

необходимым. Поэтому люди должны ублажать полубогов, совершая

предназначенные им жертвоприношения. Для удовлетворения разных

полубогов Веды рекомендуют совершать различные жертвоприношения,

но, в конечном счете, все жертвы приносятся Верховной Личности Бога.

Тем, кто не способен постичь Личность Бога, советуют приносить жерт

вы полубогам. Людям, находящимся под влиянием разных гун

материальной природы, Веды рекомендуют совершать разные виды жер

твоприношений. Тот же самый принцип (зависимости от влияния

материальных гун) лежит в основе поклонения разным полубогам. Так,

людям употребляющим в пищу мясо, советуют поклоняться богине Кали,

олицетворяющей беспощадность материальной природы, и приносить ей

в жертву животных. Но тем, кто находится под влиянием гуны благости,

рекомендуют поклоняться трансцендентному Господу Вишну. Однако, в

конечном счете, все ягьи предназначены для того, чтобы помочь лю

дям подняться на трансцендентный уровень. Обыкновенные люди долж

ны совершать, по меньшей мере, пять жертвоприношений, называемые

панча-маха-ягьей.

При этом необходимо всегда помнить о том, что все потребности чело

веческого общества удовлетворяют полубоги, которые являются предс

тавителями Верховного Господа. Сами люди ничего не могут произвес

ти. Возьмем, к примеру, все, что люди употребляют в пищу. Это зерно,

овощи и фрукты, молоко, сахар, словом, все то, чем питаются люди

в гуне благости, а также мясо, употребляемое в пищу невегетарианца

ми - ни один из этих продуктов не является творением человека. Или

другой пример: тепло, свет, воду, воздух, в которых нуждается челове

ческое общество, люди не производят сами. Без Верховного Господа не

было бы солнечного света и света луны, дождя, ветра и всего того, без

чего не может обойтись ни один человек. Совершенно очевидно, что

наша жизнь зависит от Господа, который обеспечивает нас всем необхо

димым. Даже созданные людьми фабрики и заводы нуждаются в различ

ных видах сырья, таких, как металл, сера, ртуть, марганец и др. Всем э

тим нас снабжают помощники Господа, чтобы, правильно используя их

дары, мы были здоровыми и могли осознать свою духовную природу,

а затем достичь высшей цели жизни - освободиться от материального

рабства и перестать вести борьбу за существование. Достичь этой цели

можно совершая жертвоприношения. Если же мы забываем о цели чело

веческой жизни, и просто наслаждаемся дарами полубогов, все больше

и больше запутываясь в сетях материальной жизни, что противоречит

цели творения, то нас нельзя назвать иначе, чем ворами, и потому зако

ны материальной природы сурово наказывают нас. В обществе, состоя

щем из воров, никогда не будет счастья, ибо вор не знает, ради чего он

живет. Закоренелые воры-материалисты не имеют высшей цели жизни.

Они стремятся только к наслаждениям и не знают, как совершать ягьи.

Однако Господь Чайтанья объяснил в чем заключается самое простое

жертвоприношение санкиртана-ягья,совершать которое может каждый,

кто соглашается следовать принципам сознания Кришны.

ТЕКСТ 13

йаджна-шишташинах санто мучйанте сарва-килбишаих

бхунджате те тв агхам папа йе пачантй атма-каранат

йаджна-шишта - пищу, принимаемую после ягьи; ашинах - те, кто

ест; сантах - преданные; мучйанте - освобождаются; сарва - всех

видов; килбишаих - грехами; бхунджате - наслаждаются; те - они; ту

- но; агхам - тяжким грехом; папах - грешники; йе - которые;

пачанти - готовят пищу; атма-каранат - для того, чтобы самим нас

лаждаться ею.

Преданные Господа избавляются от всех последствий своих грехов,

ибо едят пищу, которая была принесена в жертву. Те же, кто готовит пи

щу ради того, чтобы самим наслаждаться ею, воистину, вкушают один

только грех.

КОММЕНТАРИЙ: Преданных Верховного Господа, то есть людей, обла

дающих сознанием Кришны, называют сантами. Они всегда исполнены

любви к Господу, как сказано в “Брахма-самхите” (5.38): преманджана-

ччхурита-бхакти-вилочанена сантах садаива хридайешу вилокайанти.

Любовь к Верховной Личности Бога, Говинде (источнику всех нас

лаждений), которого также называют Мукундой (дарующим освобож

дение) и Кришной (бесконечно привлекательным), не позволяет сантам

принимать ничего, что не было предложено Верховной Личности.

Поэтому они всегда поглощены совершением ягьи, занимаясь различ

ными видами преданного служения: шраванам, киртанам, смаранам,

арчанам и т.д., и эти ягьи помогают им избежать осквернения, не смотря

на то, что они живут в материальном мире, наводненном грехом. Те же,

кто готовит пищу для себя, или для услаждения собственных чувств, не

только становятся ворами, но и едят один грех. А может ли вор и грешник

быть счастливым? Разумеется, нет. Для того, чтобы сделать людей во

всех отношениях счастливыми, их необходимо научить несложному мето

ду санкиртана-ягьи, чтобы они совершали ее, поглощенные осознанием

Кришны. В противном случае, мир и счастье на земле останутся несбы

точной мечтой.

ТЕКСТ 14

аннад бхаванти бхутани парджанйад анна-самбхавах

йаджнад бхавати парджанйо йаджнах карма-самудбхавах

аннат - из злаков; бхаванти - вырастают; бхутани - материальные

тела; парджанйат - благодаря дождю; анна - употребляемых в пищу

злаков; самбхавах - произрастание; йаджнат - из жертвоприношения;

бхавати - происходит; парджанйах - дождь; йаджнах - совершение

ягьи; карма - от выполнения предписанных обязанностей; самудбхавах

- происходящее.

Тела всех живых существ кормятся злаками, которые произрастают

благодаря дождям. Дожди выпадают благодаря ягье [жертвоприно

шению], а ягью порождают предписанные обязанности.

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Баладева Видьябхушана, великий коммента

тор “Бхагавад-гиты”, пишет: йе индрадй-ангатайавастхитам йаджнам

сарвешварам вишнум абхйарчйа тач-чхешам ашанти тена тад деха-

йатрам сампадайанти, те сантах сарвешварасйа йаджна-пурушасйа

бхактах сарва-килбишаир анади-кала-вивриддхаир атманубхава-прати-

бандхакаир никхилаих папаир вимучйанте. Верховный Господь, которо

го называют ягья-пурушей, наслаждающим всеми дарами, принесенны

ми в жертву, является повелителем всех полубогов, которые служат Ему,

как различные части тела служат всему организму. Полубогам: Индре,

Чандре, Варуне и другим, поручено управлять различными сферами

материального творения, и Веды предписывают людям совершать жер

твоприношения, в честь этих полубогов, чтобы полубоги дали им дос

таточное количество воздуха, света и воды, и люди могли выращивать

злаки. Но, поклоняясь Господу Кришне, люди тем самым поклоняются

и полубогам, которые являются различными частями Его тела, поэтому

нет никакой необходимости поклоняться полубогам в отдельности. Вот

почему преданные Господа, обладающие сознанием Кришны, прежде чем

принимать пищу, предлагают ее Господу. Такая пища насыщает их тела

духовной энергией. В результате они не только освобождаются от пос

ледствий совершенных в прошлом грехов, но и делают свое тело невосп

риимчивым ко всем видам материальной скверны. Во время эпидемий,

людям делают прививки, которые защищают их от болезни. Точно так

же, принимая пищу, предложенную Господу Вишну, мы вырабатываем

иммунитет к материальной инфекции, и того, кто ест только такую пи

щу, называют преданным Господа. Поэтому человек, обладающий соз

нанием Кришны и принимающий только пищу, предложенную Кришне,

может полностью очиститься от материальной скверны, которая являет

ся результатом его прошлой греховной деятельности и препятствует

духовному прогрессу человека. Тот же, кто не следует этому принципу

и продолжает накапливать грехи, готовит себе следующее тело - тело

собаки или свиньи, в котором он будет пожинать плоды своих грехов.

Материальный мир полон скверны, но тот, кто, принимает прасадам Гос

пода (пищу, предложенную Вишну), становится невосприимчив к ней.

Поэтому он надежно защищен от ее натиска, тогда как человек, который

ест непредложенную пищу, неминуемо оскверняется.

Зерно и овощи - это продукты, предназначенные в пищу людям.

Человек должен питаться злаками, овощами, фруктами и проч., а домаш

ние животные едят отходы переработки злаков, а также траву, кормо

вые овощи и другие растения. Люди, употребляющие в пищу мясо, так

же зависят от производства растительной пищи, которая служит кормом

для животных. Поэтому, в конечном счете, все мы зависим от того, что

родит земля, а не от продукции фабрик и заводов. Хороший урожай

зависит от количества выпадаемых дождей, которыми управляют такие

полубоги, как Индра, Солнце, Луна и проч., и все они являются слугами

Господа. Чтобы удовлетворить Господа, необходимо совершать жертво

приношения, в противном случае мы всегда будем жить в нужде - таков

закон природы. Поэтому, чтобы спасти себя, по крайней мере от голода,

мы должны совершать жертвоприношения, и предже всего санкиртана-

ягью, рекомендованную для нашего века.

ТЕКСТ 15

карма брахмодбхавам виддхи брахмакшара-самудбхавам

тасмат сарва-гатам брахма нитйам йаджне пратиштхитам

карма - деятельность; брахма - из Вед; удбхавам - порожденная;

виддхи - знай же; брахма - Веды; акшара - Верховным Брахманом

(Личностью Бога); самудбхавам - Им Самим явленные; тасмат

поэтому; сарва-гатам - вездесущее; брахма - трансцендентное начало;

нитйам - вечно; йаджне - в жертвоприношениях; пратиштхитам

присутствующее.

Предписания, регулирующие деятельность людей, содержатся в

Ведах, которые исходит непосредственно от Верховной Личности Бога.

Поэтому вездесущее Трансцендентное начало вечно присутствует в ак

те жертвоприношения.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе еще отчетливее выражена идея

ягьяртха-кармы, необходимости действовать только ради удовлетворе

ния Кришны. Если мы должны работать для того, чтобы удовлетво

рить ягья-пурушу, Вишну, то нам необходимо следовать предписаниям,

регламентирующим деятельность в Брахмане, иначе говоря, к трансцен

дентным Ведам. Поэтому Веды называют сводами законов, регламенти

рующих деятельность людей. Всякое действие, совершенное без вопреки

ведическим предписаниям, относится к категории викармы, несанкцио

нированной, или греховной деятельности. Поэтому для того, чтобы наша

деятельность не имела греховных последствий, мы должны всегда следо

вать указаниям Вед. В обычной жизни люди действуют в соответствии

с законами государства, точно так же мы в своей деятельности должны

руководствоваться законами высшей державы, во главе которой стоит

Господь. Законы, записанные в Ведах, появились из дыхания Верховной

Личности Бога. В шастрах сказано: асйа махато бхутасйа нишваситам

этад йад риг-ведо йаджур-ведах сама-ведо 'тхарвангирасах - “Четыре Ве

ды: Риг, Яджур, Сама, и Атхарва, - возникли из дыхания всесильной

Личности Бога” (Брихад-араньяка-упанишад, 4.5.11). Являясь всемогу

щим, Господь может говорить дыханием, ибо, как сказано в “Брахма-сам

хите”, каждый из Его органов чувств способен выполнять функции любо

го другого органа. Иными словами, Господь может говорить дыханием и

оплодотворять взглядом. И действительно, в писаниях сказано, что, бро

сив взгляд на материальную природу, Господь зачал в ее лоне всех живых

существ. Создав обусловленные души или, вернее, поместив их в лоно

материальной природы, Господь дал им наставления в форме Вед, чтобы

указать путь, ведущий домой, обратно к Богу. Не следует забывать, что

в материальном мире все обусловленные души ищут материальных нас

лаждений. Но предписания Вед составлены таким образом, что, следуя

им, человек может утолить свои извращенные желания и, покончив с так

называемыми наслаждениями этого мира, вернуться к Богу. Так обуслов

ленные души получают возможность вырваться из материального плена.

Поэтому живые существа должны стараться идти путем ягьи, развивая в

себе сознание Кришны. Даже те, кто никогда не следовал предписаниям

Вед, могут принять принципы сознания Кришны, и это заменит им веди

ческие ягьи, или кармическую деятельность.

ТЕКСТ 16

эвам правартитам чакрамнанувартайатиха йах

агхайур индрийарамо могхам партха са дживати

эвам - так; правартитам - предписанный Ведами; чакрам - цикл; на

- не; анувартайати - принимает; иха - в этой жизни; йах - тот, кто;

агха-айух - чья жизнь полна греха; индрийа-арамах - находящий удо

вольствие в чувственных наслаждениях; могхам - впустую; партха - о

сын Притхи (Арджуна); сах - он; дживати - живет.

Дорогой Арджуна, тот, кто, получив тело человека, не совершает

предписанного Ведами цикла жертвоприношений, несомненно, ведет

жизнь полную греха. Стремясь только к чувственным наслаждениям,

такой человек впустую проживает свою жизнь.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь Господь осуждает философию тех, кто служит

Мамоне, призывая людей “работать до седьмого пота и наслаждаться

жизнью”. Тем, кто хочет наслаждаться в материальном мире, необходимо

совершать цикл жертвоприношений, о котором говорилось в предыду

щих стихах. Тот, кто не делает этого, подвергает себя огромному риску,

вступая на путь деградации. По законам природы человеческая форма

жизни предназначена прежде всего для духовного самоосознания, к ко

торому ведут три пути: карма-йога, гьяна-йога и бхакти-йога. Трансцен

денталистам, стоящим выше порока и добродетели, нет необходимости

совершать все ведические ягьи, но те, кто поглощен материальными нас

лаждениями, должны очиститься с помощью цикла жертвоприношений,

о котором говорилось выше. Существуют разные виды деятельности.

Люди, не обладающие сознанием Кришны, одержимы жаждой чувст

венных наслаждений, поэтому им необходимо заниматься благочестивой

деятельностью. Система жертвоприношений построена таким образом,

что те, кто хочет наслаждаться, могут делать это, не получая кармичес

ких последствий. Благополучие мира зависит не от наших усилий, а от

воли Верховного Господа, исполнителями которой являются полубоги.

Поэтому ягьи предназначены для удовлетворения полубогов, названых в

Ведах. Хотя этот путь не является прямым, он также ведет к сознанию

Кришны, посольку, научившись совершать жертвоприношения, человек

обязательно разовьет в себе сознание Кришны. Если же, совершая ягьи,

человек не обретает сознания Кришны, принципы, которым он следует,

превращаются в обыкновенные нравственные заповеди. Поэтому мы не

должны ограничивать свою духовное развитие только соблюдением

нравственных норм; нам необходимо подняться над ними и обрести соз

нание Кришны.

ТЕКСТ 17

йас тв атма-ратир эва сйад атма-трипташча манавах

атманй эва ча сантуштас тасйа карйам на видйате

йах - тот, кто; ту - но; атма-ратих - черпающий наслаждение в

самом себе; эва - безусловно; сйат - будет оставаться; атма-триптах

- просветленный изнутри; ча - и; манавах - человек; атмани - в себе;

эва - только; ча - и; сантуштах - полностью умиротворенный; тасйа

- его; карйам - обязанностей; на - не; видйате - существует.

Но для человека, который черпает наслаждение в самом себе, чья

жизнь посвящена самоосознанию; для того, кто самодостаточен и ниче

го не желает, не существует никаких обязанностей.

КОММЕНТАРИЙ: У того, кто в полной мере обладает сознанием

Кришны и полностью удовлетворен своей деятельностью в сознании

Кришны, не остается никаких долгов и обязательств. Обретая созна

ние Кришны, человек сразу очищается от всей материальной скверны

(обычно для этого нужно совершить тысячи и тысячи жертвоприно

шений). Очистив таким образом свое сознание, человек начинает осозна

вать свою роль в вечных отношениях, связывающих его со Всевышним.

По милости Господа для него становится очевидным, в чем заключает

ся его долг, и ему больше не нужно следовать предписаниям Вед. Такого

человека, больше не интересует материальная деятельность и не привле

кают материальные соблазны, - вино, женщины и проч.

ТЕКСТ 18

наива тасйа критенартхо накритенеха кашчана

на часйа сарва-бхутешу кашчид артха-вйапашрайах

на - никогда не; эва - безусловно; тасйа - его; критена - исполне

нием долга; артхах - цель; на - ни; акритена - неисполнением долга;

иха - в этом мире; кашчана - что-либо; на - никогда не; ча - и; асйа

его; сарва-бхутешу - среди всех живых существ; кашчит - какое-либо;

артха - ради цели; вйапашрайах - обретение прибежищ.

Исполняя предписанные обязанности, человек, осознавший свою при

роду, не преследует никаких целей, но у него нет оснований и пренебре

гать своими обязанностями, так же как и нет необходимости зависеть от

любых других живых существ.

КОММЕНТАРИЙ: У человека, осознавшего свою духовную природу, не

остается никаких обязанностей, кроме тех служения в сознании Кришны.

Сознание Кришны не подразумевает отказа от деятельности, как станет

ясно из последующих стихов. Тот, кто обладает таким сознанием, не ищет

покровительства людей, ни полубогов. Действуя в сознании Кришны, он

тем самым уже исполняет свой долг.

ТЕКСТ 19

тасмад асактах сататамкарйам карма самачара

асакто хй ачаран карма парам апноти пурушах

тасмат - поэтому; асактах - лишенный привязанностей; сататам

- всегда; карйам - как долг; карма - деятельность; самачара - выпол

няй; асактах - не испытывая привязанности; хи - безусловно; ачаран

- занимающийся; карма - деятельностью; парам - Всевышнего;

апноти - достигает; пурушах - человек.

Поэтому человек должен действовать из чувства долга, не привязы

ваясь к плодам своего труда, ибо так он достигнет Всевышнего.

КОММЕНТАРИЙ: Для преданных Всевышним является Личность Бога,

а для имперсоналистов - освобождение. Поэтому тот, кто трудится для

Кришны, то есть действует в сознании Кришны под надлежащим руко

водством и не привязываясь к плодам своего труда, непременно достигнет

высшей цели жизни. Кришна говорит Арджуне, что он должен участво

вать в битве на Курукшетре и сражаться ради Кришны, поскольку такова

воля Кришны. Желание вести праведный образ жизни и не прибегать к

насилию - это по сути дела, проявление эгоистической привязанности,

но действовать ради Всевышнего - значит отказаться от привязанности

к плодам своего труда. Это в высшей степени совершенная деятельность,

к которой призывает нас Верховная Личность Бога, Шри Кришна.

Ведические ритуалы, например рекомендованные в Ведах жертвопри

ношения, совершают для того, чтобы очиститься от последствий гре

ховной деятельности, связанной с чувственными наслаждениями. Однако

деятельность в сознании Кришны не имеет кармических последствий, ко

торыми чревата любая благочестивая или греховная деятельность. Чело

век, сознающий Кришну, не привязан к плодам своего труда - он дейс

твует исключительно ради Кришны. Он может заниматься самой разной

деятельностью, но при этом всегда остается отрешенным.

ТЕКСТ 20

карманаива хи самсиддхим астхита джанакадайах

лока-санграхам эвапи сампашйан картум архаси

кармана - деятельностью; эва - даже; хи - безусловно; самсиддхим

- в совершенстве; астхитах - утвердившиеся; джанака-адайах - Джа

нака и другие цари; лока-санграхам - обыкновенных людей; эва апи

также; сампашйан - принимающий во внимание; картум - действовать;

архаси - ты заслуживаешь.

Такие цари, как Джанака, достигли совершенства только благодаря

тому, что выполняли предписанные обязанности. Так и ты должен зани

маться своим делом, хотя бы для того, чтобы подать пример простым

людям.

КОММЕНТАРИЙ: Такие цари, как Джанака, были осознавшими себя

душами, поэтому им не нужно было выполнять предписания Вед. Тем не

менее они строго следовали этим предписаниям, чтобы дать обыкновен

ным людям пример для подражания. Джанака был отцом Ситы и тестем

Господа Шри Рамы. Великим преданный Господа, он был выше всех пра

вил и ограничений, но, как царь Митхилы (одной из областей провинции

Бихар в Индии), он должен был учить своих подданных тому, как следует

исполнять предписанные обязанности. Господу Кришне и Его вечному

другу Арджуне не было необходимости участвовать в битве на Курук

шетре, но они вступили в сражение, чтобы показать людям, что насилие

тоже необходимо в тех случаях, когда исчерпаны все мирные средства.

До того, как произошла битва на Курукшетре, Пандавы и даже Сам Гос

подь Кришна приложили все усилия к тому, чтобы избежать войны, но

их противники были непреклонны. В таких случаях, чтобы восстановить

справедливость бывает необходимо вступить в бой и сражаться за правое

дело. Хотя человеку, обладающему сознанием Кришны, ничего не нужно

в этом мире, он все равно продолжает трудиться, чтобы своим примером

научить людей тому, как следует жить и действовать. Тот, кто обладает

сознанием Кришны, своими действиями подает пример другим, что об

ъясняется в последующем стихе.

ТЕКСТ 21

йад йад ачарати шрештхас тат тад эветаро джанах

са йат праманам куруте локас тад анувартате

йат йат - все то, что; ачарати - делает; шрештхах - почитаемый

всеми человек; тат - этому; тат - и только этому; эва - безусловно;

итарах - обыкновенный; джанах - человек; сах - он; йат - который;

праманам - пример; куруте - подает; локах - весь мир; тат - тому;

анувартате - следует.

Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди следуют его

примеру. И какие бы нормы ни устанавливал он своим поведением, их

придерживается весь мир.

КОММЕНТАРИЙ: Обыкновенным людям всегда нужен лидер, который

вел бы их за собой и учил собственным примером. Тому, кто сам курит,

не удастся отучить от этой привычки других. Господь Чайтанья говорил,

что, прежде чем кого-либо учить, необходимо самому стать образцом для

подражания. Того, кто учит таким образом, называют ачарьей, идеаль

ным учителем. Поэтому человек, который берется учить других, должен

следовать предписаниям шастр (священных писаний). Он не может уста

навливать собственные правила, противоречащие указаниям священных

писаний. Богооткровенные писания (“Ману-самхита” и другие) являются

сводами законов для всего человечества. Поэтому наставления тех, кто

ведет за собой людей, должны основываться на предписаниях шастр.

Человек, стремящийся к совершенству, обязан следовать правилам и

предписаниям, которым следовали великие ачарьи. В “Шримад-Бхага

ватам” также сказано, что каждый человек должен идти по стопам вели

ких преданных - только так можно достичь духовного совершенства.

Царь или глава государства, отец и школьный учитель являются естес

твенными наставниками простых, неискушенных людей. На каждом из

них лежит великая ответственность за судьбу своих подопечных, поэтому

они должны хорошо знать основные священные писания, в которых изло

жены законы нравственности и духовной жизни.

ТЕКСТ 22

на ме партхасти картавйамтришу локешу кинчана

нанаваптам аваптавйамварта эва ча кармани

на - не; ме - для Меня; партха - о сын Притхи; асти - существует;

картавйам - долг; тришу - в трех; локешу - планетных системах;

кинчана - что-либо; на - ничто; анаваптам - желаемое; аваптавйам

- то, к чему следует стремиться; варте - выполняю; эва - безусловно;

ча - также; кармани - в предписанных обязанностях.

О сын Притхи, во всех трех мирах нет такого дела, которым Я должен

заниматься. Я ни в чем не нуждаюсь и ни к чему не стремлюсь - и все

же Я всегда исполняю Свои обязанности.

КОММЕНТАРИЙ: В Ведах Верховный Господь, Личность Бога, описан

следующим образом:

там ишваранам парамам махешварам

там деватанам парамам ча даиватам





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 359 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.048 с)...