Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Продолжение тенденций Галилея и его сторонников.
В XVII - XVIII вв. в Западной Европе буржуазный уклад получил уже весьма значительное развитие, что обусловило глубокий кризис феодального общества, его способа производства и духовной культуры.
Совершаются первые буржуазные революции в Нидерландах (60-70-е гг. XVI в.), в Англии (40-80-е гг. XVII в.). Развитие буржуазного уклада, новых производительных сил обусловило быстрый прогресс естествознания, прежде всего механики и ряда разделов математики. Появляется первая фундаментальная научная физическая концепция - механика И. Ньютона (1643 - 1727), дифференциальное и интегральное исчисление (Ньютон и Лейбниц), развивается оптика, начальные элементы химии, биологии, физиологии, медицины.
Развитие буржуазного уклада, естествознания, новой гуманистической культуры нуждалось в защите от господствующих феодальных отношений и религиозной философии. Такую защиту и обоснование мог дать только материализм, который становится главной формой философских взглядов нового эволюционного класса- буржуазии. Материализм XVII и особенно XVIII в. представляет собой революцию в умах, подготовившую Великую Французскую буржуазную революцию XVIII века.
В Новое время материализм возникает первоначально в Англии (XVII в.) и представлен во взглядах Ф. Бэкона (1561-1626), Т. Гоббса (1588-1679) и Д. Локка (1632-1704). По словам Маркса, материализм - «прирожденный сын Англии». Родоначальником английского материализма был Ф. Бэкон. «Настоящий родоначальник английского материализма и всей современной экспериментирующей науки, - писал Маркс, - это Бэкон».
Бэкон подверг глубокой критике основы схоластической философии, которая, по его мысли, основана на четырех «идолах» или «призраках», т.е. заблуждениях (идолы «рода», «пещеры», «площади» и «театра»). Так, «идол театра» - слепая вера в авторитеты, характерная для религиозной и схоластической философии.
Бэкон сформулировал понятие материи как природы, или бесконечной совокупности вещей. Принимая различные формы, это понятие материи развивается всеми последующими материалистическими учениями XVII-XVIII вв. Материя, по Бэкону, обладает движением, которое он понимает как активную внутреннюю силу, «напряжение» материи. Она обладает «первичными формами» («формой тепла», или.»законом тепла», «формой света», или «законом света» и т.д.). При этом английский философ еще не сводит движение к его механической форме. Он различает 19 видов движения. У Бэкона, по словам Маркса «материализм таит еще в себе в наивной форме зародыша всестороннего развития. Материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку».
Однако Бэкон, а вслед за ним Гоббс и Локк считали движение и покой равноправными свойствами материи. Это ставило философию перед трудноразрешимой проблемой: каким образом чистый, абсолютный покой может превращаться в движение, а чистое, абсолютное движение - в покой? Признавая движение, все материалисты XVII - XVIII вв. отрицали развитие материи, оставались метафизиками.
Бэкон восстановил и обосновал принцип сенсуализма (эмпиризма), глубоко исследовал аналитический, индуктивный метод научного познания -метод восхождения от единичного к общему. При этом, однако, ему была свойственна некоторая недооценка рационального познания, дедуктивного метода - метода рассуждений от общего к единичному.
Материализм Бэкона страдал еще существенной непоследовательностью: философ не отрицал существование бога (который создал мир, но не вмешивается в его дела), признавал принцип «двойственности истины», был материалистом только в объяснении природы.
Т. Гоббс - «систематик бэконовского материализма» (Маркс). Более последовательный в своем материализме, Гоббс был атеистом, отвергал концепцию «двойственности истины». Однако, придавая материализму более последовательный и строгий характер, Гоббс всецело переходит на позиции механицизма, сводя все формы движения к механической.
«Левиафан» Гоббса состоит из четырех частей. В первой части излагается учение о человеке. Вторая - посвящена происхождению и сущности государства. Третья и четвертая части книги содержат критику притязаний церкви на власть и самостоятельность по отношению к государству.
В 1655 году выходит в свет сочинение Гоббса «О теле», представляющее собой первую часть его философской системы. Вторая часть «Основ философии», получившая название «О человеке», появляется в 1658 году. Гоббса трудно отнести к какому-либо конкретному философскому направлению. С одной стороны, он был эмпириком, а с другой - сторонником математического метода, который применял как в чистой математике, так и в других областях знания, и прежде всего в «политической науке».
Согласно Гоббсу, философия также отвергает все представления, основанные на сверхъестественном, теологию и астрологию, учение об ангелах. Философия основывается на доводах разума и отрицает божественное откровение. Таким образом, Гоббс стал на позиции более последовательного материализма.
Вклад Д. Локка в развитие материализма связан прежде всего с разработкой и обоснованием принципа сенсуализма. Опираясь на данные истории развития культуры, этнографии, зачатки психологии и педагогики, Локк доказывал, что все человеческие знания имеют чувственное происхождение (в разуме нет ничего такого, что не содержалось бы первоначально в ощущениях). Локк отрицал представление Р. Декарта о существовании «врожденных идей» и утверждал, что человеческая душа, или разум, от рождения является «чистой доской» (tabula rasa). Все, что мы знаем о мире, - это результат воздействия внешней среды, письмена, записанные на «чистой доске» внешними влияниями, воспитанием. Идея решающей роли среды в формировании человеческого сознания была использована позднее французскими философами-просветителями и «ведет прямо к социализму».
Локку принадлежит также получившая широкую известность в философии теория «первичных» и «вторичных» качеств. Согласно Локку, вещи обладают объективными качествами - протяженностью, формой, непроницаемостью, движением и т.д., которые он назвал первичными. Это в сущности геометрические и механические свойства вещей, поддающиеся количественному измерению. Воздействуя на наши органы чувств, первичные качества вызывают в нас цвета, запахи, вкусы и т.д., которые философ определяет как вторичные и субъективные. По Локку, роза краснеет, когда мы на нее смотрим. Мир, таким образом, обладает только количественными различиями, качества имеют чисто субъективную природу. Представление о вторичных, субъективных качествах содержало в себе элемент агностицизма и идеализма и было использовано позднее Д. Беркли и Д. Юмом. Беркли убедительно показал, что представления о первичных качествах возникают в человеческом сознании только на основе ощущений цвета, запаха, вкуса и т.п. Так, образ линии, геометрические образы вообще возникают на основе пересечения и сочетания двух и более цветовых полей. Отсюда вполне логично следовал вывод о том, что если субъективны цвета, запахи, вкусы и т. п., то субъективны и формы, пространство, движение и т.д., т.е. в конечном счете следовало признать, что вещи суть комплексы человеческих ощущений.
Крупный вклад в развитие материализма внес голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Материализм Спинозы выступает в своеобразной теологической или пантеистической форме. С точки зрения Спинозы, мир - это бесконечная природа, или материальная субстанция, которую он также называет богом. Понятие бога не имеет у Спинозы буквального смысла, оно служит своего рода теологическим прикрытием материализма. Понятие материальной субстанции Спинозы является одним из ценнейших приобретений материализма, использованных позднее научной философией. Субстанция (от лат. substantia - сущность, основа), согласно Спинозе, - то, что не нуждается для своего существования в чем-либо ином - в боге, духе и т.п. Субстанция определяет самое себя, является причиной самой себя (causa sui). Субстанция, считал Спиноза, обладает бесчисленным множеством всеобщих свойств - атрибутов, из которых нам известны два - протяженность (пространство) и мышление. Философ считал, что вся материя одушевлена, т.е. стоял на позициях гилозоизма (учения о всеобщей одушевленности мира).
Движение Спиноза рассматривал лишь как модус, т.е. частное проявление субстанции, ее атрибутов. Субстанция, согласно Спинозе, вечна и неизменна. Отрицание развития было заложено в само основание материализма Спинозы, материализма XVII-XVIII вв. вообще. Во взглядах Спинозы неразрывная связь материализма с метафизикой получила особенно явное выражение, ибо голландский философ дает прямое обоснование идеи неизменности субстанции.
Вечность и несотворимость, или абсолютность материальной субстанции, означает для Спинозы ее всесовершенство. Субстанция, или бог, всесовершенна, ибо иначе она должна была быть зависимой и сотворенной. По сути дела «всесовершенство» означает у Спинозы также бесконечность субстанции. Субстанция, если она является причиной самой себя, должна быть всесовершенной, бесконечной.
Но если субстанция всесовершенна, бесконечна, то все должно было уже возникнуть, существовать в субстанции неизменно, ибо если что-либо еще должно возникнуть, то субстанция оказывается всегда неполной, несовершенной, небесконечной, т.е. сотворимой.
Материализм XVII-XVIII вв. был всецело основан на идее сохранения, исключавшей идею развития, возникновения нового, никогда ранее не существовавшего. Развитие, возникновение нового представлялось философами как появление «из ничего», т.е. сотворение. Без учета «парадокса всесовершенства» субстанции нельзя понять природы домарксовского материализма, закономерностей возникновения научного материализма.
Последний должен был представлять такую «формулу», или форму мысли, в которой идея материальности мира включила бы в себя идею «несохранения», возникновения нового, никогда не существовавшего.
Существенное развитие материализм XVII в. получает во взглядах дуалиста Р. Декарта (1596-1650) - французского философа, физика и математика. В его философских взглядах отчетливо выделяются два раздела - физика, т.е. учение о природе, и метафизика, учение о сверхприродном. Декарт признавал существование двух субстанций - материи, обладающей атрибутом протяжения, и духа, атрибутом которого является мышление. Материя - это бесконечная Вселенная, состоящая из корпускул, делимых бесконечно.
В рамках своей физики Декарт выступал как яркий материалист-механицист. «В своей физике, - писал Маркс, - Декарт наделил материю самостоятельной творческой силой и механическое движение рассматривал как проявление жизни материи. Он совершенно отделил свою физику от своей метафизики. В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания».
Как и Ф. Бэкон, Декарт выступил о глубокой критикой схоластики и теологии. Однако если Бэкон делал это преимущественно с позиций сенсуализма, то Декарт - с позиций рационализма. Концепция рационализма содержит два элемента. Прежде всего, это представление о разуме (логическом мышлении) как высшем способе постижения истины. Рационалист Декарт отстаивал идею всемогущества и непогрешимости разума. Центральное место в рационализме французского философа занимал методологический прием сомнения. Подвергай все сомнению, не принимая ничего на веру - таков глубокий смысл этого принципа, сыгравшего революционизирующую роль в формировании современной науки. Прием сомнения во взглядах Декарта опирался в конечном счете на философский принцип «я мыслю, следовательно, я существую» (cogito, ergo sum). Этот принцип представлял собой идеалистический элемент взглядов философа, или, точнее, преимущественно идеалистический элемент (поскольку в качестве подчиненного методологического принципа он приемлем и для материализма). Правильно подчеркивая качественное отличие рациональной ступени познания от чувственной, рационализм в то же время преувеличивает возможности рационального познания, отрывает его от чувственного, эмпирического, не видит того, что рациональное познание в конечном счете исходит из данных чувств и не имеет никакого другого, самостоятельного источника сведений о внешнем мире. Рационализм неизбежно приходил к идеализму, признавая существование особого, чисто рационального источника знаний. Это составляет второй, отрицательный элемент концепции рационализма. Декарт считал, что источником рационального познания мира являются «врожденные идеи», к которым он относил прежде всего математические аксиомы. Однако Локк убедительно показал, что математические аксиомы отсутствуют в сознании детей, отставших в своем развитии племен и связаны с достаточно высоким уровнем духовной культуры.
Рационализм Декарта был связан с открытием и разработкой второго важного общего метода науки - дедуктивного. Таким образом, философия XVII в. выявила и обосновала оба наиболее общих метода научного мышления - индуктивный и дедуктивный.
Это эпоха промышленной революции и становления машинного производства. Основа революции – изобретение и начало широкого использования паровой машины.
Изобретение паровой машины. Еще в конце 17 века – проект Попена (Франция), но не хватило средств для реализации.
1698 год – Томас Севери – инженер, военный (Англия) - разработал первый действующий образец паровой машины для откачки воды из шахт.
1770-1780-е годы – Уатт разработал действующий универсальный паровой двигатель, который может работать в разных областях. Независимо от него в России Ползунов разработал машину для горного производства. Так впервые у промышленности появился источник энергии, независящий от климатических особенностей (раньше использовалась энергия воды и ветра).
Технологии грубые, а от науки – только некоторые элементы.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1353 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!