Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Первобытный интеллект



Сложность изучения первобытного интеллекта, так как невозможен эксперимент. Показатель развития – только орудия труда. Первобытный интеллект начинается с создания первых орудий труда. Труд обусловил важнейшую парадигму человеческого интеллекта – соответствие мысли реальности (объективность отображения реальности). Условие существования человека – познание все более существенных свойств и связей природных объектов, проявлений законов природы, и далее – законов природы и общества.

Человек обладал простейшей логикой (из наблюдений над природными явлениями) – «логикой вещей». В процессе складывания логики вещей в логике интеллекта должны были постепенно складываться 4 основных формально-логических закона – тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания (относится к периоду античности)

В развитии первобытного интеллекта и труда стоит задача объяснения природных явлений. Так возникает новый уровень интеллекта – объясняющий. К объясняющему интеллекту толкала деятельная природа человека, так как труд – это причинная деятельность, поэтому возникает причинный интеллект, то есть объясняющий.

Внутских: В первобытном интеллекте в форме мифа – отражение мира и логики. Религия – форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественное. Креационизм – создание мира кем-то, чем-то.

В ПИ основные тенденции развития будущего человека.

Исторические формы интеллекта:

Поскольку происходило развития человека происходило развитие бытия (производство собственного бытия – суть развития человека).

Развитие формаций совпадало с развитием интеллекта.

Существует 2 концепции:

Формационная (марксистская)

Цивилизационная (Тойнби)

Каждая формация – свой тип интеллекта, тк свой тип деятельности и способ бытия. В каждой формации свой тип собственности.

Первобытный интеллект – связь с первобытнообщинным строем. Человеческий интеллект сформировался (40 – 50 тысяч лет назад – Орлов) несколько десятков тысяч лет. В развитии интеллекта большая консервативность.

В каждой формации – смесь различных типов интеллекта. Первобытный интеллект существует до сих пор.

Первобытный интеллект – связь с примитивным ручным трудом – каменные и деревянные орудия, до медных и бронзовых орудий – с ними переход к рабовладельческому строю.

Изучение первобытного интеллекта через отсталые племена в Австралии, Южной Америке.

Ливи Брюль (20-30-е гг. XX в.) различает в первобытном интеллекте индивидуальный и коллективный интеллект. Индивидуальный интеллект – обыденный, повседневный (основан на формальной логике). Коллективный – дологический, пралогический (существует еще до формирования логики). Отсюда возникает вопрос – когда возникла логика. Ливи Брюль считал, что в первобытном обществе логики еще не существует.

Индивидуальный интеллект – связь с индивидуальным поведением человека – связь с наблюдаемым миром, поэтому можно сказать, что были элементы логики.

Орлов – индивидуальный интеллект – обыденный, практический интеллект – человек должен был считаться с природой, реагировать на нее. Индивидуальный интеллект пронизан логикой вещей. Первобытные люди наблюдали первые регулярности – время суток, время года… - это были идеи о чем-то постоянном. Это можно считать предпосылкой понятия закономерностей и законов.

Брюль – коллективный интеллект – пралогический. У него свои правила – подчинение принципу партиципации (сопричастности) – принципы магического значения – от подобного к подобному. Часть связана с целым магически (действуя на часть – действуем на целое – пример с изображением в пещере). Дологическое мышление воплощалось в коллективных обрядах и мифах.

Принцип партиципации – первая попытка объяснить связь в мире (магическое действие) – определенное психологическое воздействие. (По Локуту – это заговоры на людей).

Орлов – первобытное мышление имело скорее логический, чем дологический характер. Но не следует переоценивать логическую природу первобытного мышления и так превращать законы логики в легкий дар человеческой мысли. Логическое мышление должно было пройти ряд этапов становления. Первобытное мышление основано скорее на повторяющейся «логике вещей», то есть устойчивых связей явлений природы. На основе этой логики складывались собственно формально-логические законы.

Брюль в конце жизни не настаивал на пралогичности первобытного интеллекта. Мы должны признать существование логики вещей – можно зафиксировать обыденный и объяснительный интеллект.

В мышлении первобытного человека возникают 2 основные парадигмы (типа интеллекта) - реалистическая и фантастическая (иллюзорная).

1) Реалистическая заключалась в понимании вещей такими, какими они являются сами со себе, в объяснении их «из самих себя», без каких-либо посторонних прибавлений (мощное биологическое основание – так как приспособительный образ жизни предполагает адекватное отображение внешней среды). Реалистическая парадигма проходит через всю историю человечества и определяет все достижения человеческого интеллекта (на более поздней стадии она получает свое философское выражение в форме материализма).

2) Фантастическая (антропоморфическая) связана с бессознательным переносом на природные явления человеческих качеств (способности мышления и сознательного действия) – антропоморфизация. Активность природы получала характер преднамеренных действий, которые приписывали природным духам и духовным существам.

В первобытном интеллекте возникают 2 формы объяснительного интеллекта:

1) миф – фантастическое отражение действительности в образной форме. Миф – это примитивный вариант мировоззрения.Орлов – это соединение интеллектуального (мыслительного) и образного содержания. Мифы бывают космологические, климатические (погодные) и героические. Грекоримские мифы – с передаче Гесиода (с 8 века мифы в поздней передаче – например, о яйце). Многие мифы лежат в основе библии. По Гесиоду – миф о сотворении мира – в начале был хаос. Потом возникает порядок. Они вдруг становятся богами, рожаются от их брака гекатонхесры и титаны, а также боги (Зевс и др.). Как оценить миф? Миф это попытка осмыслить мир – это гениальное объяснение, так как были обнаружены 2 крупных категории – хаос и порядок. Связь с синергетикой, но недостаток синергетики – она создана как вероятностное развитие диалектики. В мифе обнаруживаются первые зачатки философских категорий. Основная цель мысли – реалистическая. В мифе есть элементы реалистичности (есть закономерности). Миф – смесь материализма (например, движение к упорядочиванию), а с появлением богов и других – антропоморфизма. Антропоморфическая парадигма – основа мифологического типа мышления. В мифах заложены первые примитивные абстракции (хаос, порядок, земля, боги и т.д.), в них были заложены зачатки более поздних абстракций закона и закономерности (возникновение порядка из хаоса). Мир предстает в мифе однопланово (как последовательность событий). Миф не различает являющегося и сущностного миров. С мифом возникает феномен вымышленных реальностей (боги, духи…), которые надолго заменяют объективную реальность. Миф долго был регулятором общественной жизни, в основе которой страх перед таинственными силами мира.

2) религия – в ее составе – миф. Религия – более сложное явление, чем миф. Она включает систему представлений о сверхъестественных силах – богах. Религия возникла 40-50 тысяч лет назад. Религия проходила несколько этапов развития – 1) тотемизм; 2) анимизм; 3) многобожие; 4) единобожие. Религия – фантастическое отражение действительности, основанное на представлении о потусторонних существах. Важно понятие души – оно существует во всем. Это существование некоей силы. Душа сперва – это второй человек, который может покидать тело. Отсюда представления и обычаи (бытовые) – например, о том, что нельзя будить человека. Связь с понятием богов. Человек не может объяснить простые процессы (дождь) – какая сила заставляет их двигаться. Отсюда объяснение простых вещей на подобие своих действий – мысль – я подумал и сделал (дерево растет, значит у дерева есть душа). Антропоморфический тип мышления (по подобию человека) – выражение в мифе, религии и идеализме. У религии есть центральная часть – вероучение (система взглядов, приобретающих все более абстрактный характер). У религии развитая обрядная сторона. Религия основана на вере, это форма осознания мира, которая закрепляется слепой верой, ошибочной. Это форма знания. Центральное понятие вероучения – понятие бога, обладающий чертами, которые представляют собой гипертрофированные свойства человека – разум, волю, милосердие и т.д.. Религиозное вероучение приспособлено к обыденному сознанию, то есть «простому» человеку. Религия имеет свои учреждения (в отличие от философии) – это церковь, которая располагает кадрами и финансами. Антропоморфизм религии был подмечен с античности (Ксенофан) до философа XIX века – Л. Фейербаха. В религии больше представлена объяснительная сторона, но предел объяснения – понятие бога, возникновение которого остается для религиозного интеллекта неразрешимым вопросом. Логическое основание объяснения – не законы логики, а вера. Объяснительный слой религиозного интеллекта – с возникновением философии (античность, средневековье) – Платон, Аристотель, Августин, Фома. В религиозном интеллекте первобытного периода лишь намечалось различение являющегося и сущностного миров, которые отчетливо проявляются с возникновением философии.

Миф и религия – эволюция от первобытного интеллекта через формации и существует и в наше время.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1044 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...