Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Античный интеллект. Философия и зачатки науки



Развитие человеческого труда, усложнение средств производства, рост прибавочного продукта (его присвоение частью общества – разделение общества на классы – появление рабовладения, разделение труда на умственный и физический) обуславливают переход интеллекта на новый уровень развития. Выделение группы людей, основной формой деятельности которых был умственный труд. Появление городов привело к концентрации там материальной и духовной культуры.

Внутских: нельзя обойтись без разделения труда, так как был достаточно низкий уровень развития производства.

Связь с новыми способами производства – различные орудия труда (медные и бронзовые) давали больше прибавочного продукта. Труд требует произвести больше, чем требуется для поддержания. Возникает избыток (прибавочный продукт). В первобытном обществе он не велик (для прокормки стариков). В античном обществе происходит увеличение прибавочного продукта – можно его отымать. ВАЖНО: 1) Так возникает начало деления общества на классы. 2) Также происходит разделение труда на физический и умственный (как предпосылка для науки) и 3) происходит разделение города (сосредоточение культуры) и деревни. 4) появляется новая форма собственности (частная) + 5) появление рабства.

Изменения в духовной культуре – появляются новые формы сознания (философия – учение о сущности человека, а сущность вещей – это то, из чего они возникают), то есть высокое развитие интеллекта.

С появлением государства возникают понятия права и политики.

Особенности античного интеллекта:

1) главное открытие – мир не таков, каким кажется. Отсюда идея о существовании мира «во мнении» и по сущности. Отсюда открытие деления мира на явление и сущность. Более глубокое понимание природы и самого человека, различение являющегося и сущностного миров. Это первое важнейшее открытие разума. Это выражается в становящихся абстракциях явления и сущности, порождает сложную последовательность других абстракций – бытия, материального и идеального, движения и покоя, случайности и необходимости, причинности и т.д.. Различение сущностного и являющегося миров, углубление в сущностную реальность положило начало формированию основной шкалы человеческого интеллекта, которая оформилась с введением последовательности других важнейших категорий философии. Это связано с возникновением совокупности крупнейших проблем человеческого познания - в первую очередь 2 важнейших вопроса философии. Первый - основной вопрос философии – вопрос об отношении сознания к материи. Основной вопрос философии имеет 3 уровня. Первый уровень имеет 2 стороны: вопрос о том, что является первичным – материя или сознание, и вопрос о том, познаваем ли мир. В зависимости от решения первой стороны вопроса философская мысль делится на 2 основных течения – материализм и идеализм. Решение второй стороны этого уровня дает либо признание познаваемости мира, либо ее отрицание – агностицизм. Второй уровень основного вопроса философии представляет собой тройственный вопрос – о сущности мира, сущности сознания и сущности отношения сознания к миру. Третий уровень вводит целостную концепцию человека в его отношении к бесконечному миру – это вопрос о сущности мира, сущности человека, его месте в мире, сущности и смысле его существования. Второй крупный вопрос философии – вопрос о развитии, решение которого обусловило появлении 2-х основных точек зрения – диалектику и метафизику. Важнейшие вопросы философии принимали различные формы, связанные с историческими типами интеллекта.

2) Возникновение интеллектуальной рефлексии, то есть способности мыслить не только о внешней действительности, но и самой мысли. Саморефлексия – мощное средство развития интеллекта. Способность к рефлексии заложена в самой природе, но с античности – более заметное развитие. Благодаря бесконечной последовательности ступеней рефлексии возможно бесконечное развитие интеллекта. В способности к саморефлексии заложена критичность мысли (к миру и самой себе). Рефлексия – необходимы инструмент становления логики. Интеллект начинает делать самого себя своим предметом. Это бесконечный механизм развития интеллекта. Развитие объяснительного мышления, процесс логизации мышления.

3) Появление философии как формы общественного сознания. Появление в интеллекте философской проблематики определило наиболее широки границы человеческого познания, расширило сферу приложения интеллекта, создало основу для появления частных наук, выявления их места в системе знания. Формируются основные категории философии.

4) Мысль достигла более высокой ступени обобщения и абстрагирования, должна была разделиться на 2 парадигмы – реалистической и антропоморфной, на 2 противоположных способа объяснения мира – материалистический и идеалистический. Материализм – объяснение мира через его самого. Идеализм – перенос на материальный мир человеческих качеств (способности сознания, сознательных действий). Реалистическая парадигма связана с связана с достижением действительных знаний, отображающих реальный мир, каким он является сам по себе, последовательное углубление объективных знаний о мире, находится в положительной связи с практикой, сама обусловлена реальными практическими достижениями общества, развитием материального производства. Антропоморфная парадигма ведет к ошибочному объяснению. Ее связь с познанием практикой имеет отрицательный характер, а попытки согласования результатов с практикой порождают искусственные конструкции, что обусловлено упрощенностью парадигмы в сравнении с парадигмой реализма. Объяснение вещей по образцу сознательных действий человека проще, чем их объяснение из самих себя.

Античный интеллект – слаборасчлененная преднаука. Ее называли философией, но это не так. Философия подчиняла остальные виды знаний, цель – познание мира и себя. Философия дала начало науке. Кроме философии в преднауке зачатки всех родов знаний – биология, физика, астрономия, логика, история, медицина и т.д. (Гален – основатель научной медицины), то есть частных наук и философское осмысление. Появление теории, измерение, запись, обобщение, первые научные абстракции – заслуга греков. Евклидова геометрия, Аристотелева «Логика», механика и физика Архимеда. В античность начинается разрыв науки и техники.

Зачатки науки в античности:

I. МАТЕРИАЛИСТЫ и РЕАЛИСТЫ. 7-6 вв. до н.э. – Милетская школа Греции – первая философская материалистическая школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – натурфилософия. Достижение школы - философия построена на абстракциях, но научных – первая философская абстракция материи. Основной вопрос – о первооснове (причина вещей). Первооснова – в природе.

Фалес – мир – это проявление воды (без воды нет жизни, она везде, даже в самом сухом камне есть вода, поэтому вода первооснова, переходит из одного состояния в другое). Первые попытки первоначального научного обобщения, основанного на наблюдении.

Анаксимен – первооснова – воздух, а сгущенный воздух – все остальное.

Вода Фалеса и воздух Анаксимена – это уже не вполне реальное вода и воздух, а скорее «водоподобное» и «воздухоподобное» начало.

Анаксимандр – все возникает из неопределенной материи – апейрона, из бесконечности. Неопределенность для него – это бесконечность. Орлов – это глубокая догадка! Анаксимандр считал, что люди произошли из животных типа рыб.

Милетская школа создала первые представления о бесконечном космосе, выдвинула геоцентрическую гипотезу.

Гераклит – (6-5 вв. до н.э.) – первооснова мира – огонь. Мир, единый из всего, не создан ни богами, ни героями, а есть «вечно живой огонь, мерно загорающийся и мерно потухающий». Он ввел представление о мировом «логосе», которое является первоначальной абстракцией объективной закономерности. Мировой логос воспроизводится в индивидуальном, субъективном логосе, те есть в человеческом уме, который является саморазвивающимся. Он подметил особенность человеческой сущности – творение, производство человеком собственного бытия. Гераклит, как реалист, утверждал, что мудрость заключается в том, чтобы говорить правду.

Школа атомистов – Левкипп, Демокрит (5 в. до н.э.), Эпикур (4-3 вв. до н.э.), Лукреций Кар (1 в. до н.э.) – представление об атомах и пустоте как первооснове мира. Атомы – абсолютно твердые, неделимые частицы, не обладающие качествами, различающиеся лишь по форме и величине. Атомисты ввели понятие пространства как «великой пустоты». Мир возник из атомов, которые первоначально падали «сверху вниз», затем, в результате их столкновений, образовался вихрь атомов, из которых вышли существующие миры. Миров бесконечное множество, многие из них обитаемы. В представлениях Демокрита оставалась неясность – почему атомы должны были сталкиваться. Эпикур высказал догадку о способности атомов самопроизвольно искривлять свое движение («клинамен»). Глубокий смысл догадки. Атомисты впервые высказали понятие детерминизма (причинности), утверждая, что все в мире детерминировано и ничто не является случайным. Душа, с точки зрения атомистов, состоит из сферических подвижных атомов, подобных атомам огня. После смерти атомы души рассеиваются. Боги также состоят из атомов и являются более устойчивыми образованиями. Хотя и не вечными. Демокрит впервые ввел представление о человеке как о микрокосме, аналогичном космосу. Он различал 2 ступени познания – чувственное («темное») и рассудок. Он поставил проблему природы запахов, цветов и вкусов. С его точки зрения эти вещи субъективны (Эпикур считал, что объективны). Демокрит – глубокое обоснование и разработка реалистического подхода к объяснению мира. Критерий познания – «совершенное ощущение» (достоверные наблюдения), «совершенный разум» (ум, вооруженный научным методом) и чувственная практика.

II. АНТРОПОМОРФИСТЫ - 1) Школа элеатов+Пифагор + 2) Сократ, Платон, Аристотель.

6-5 вв. до н.э. – Пифагор (математик и философ). Главное понятие философии Пифагора – «число», как первооснова вещей. Число – это основа мира. Вещи существуют благодаря тому, что отделены друг от друга поверхностью, которая делится на линии, образованные из точек, составляющих в свою очередь число. Числа – понятии бога. Рассел – философия Пифагора – числа это понятия в уме бога, понятие природы – это понятие бога, а математические отношения в мире – знаки бога (эта идея более развита в средние века). Цель – выявить намеки бога – в этом смысл математики (7 – символ судьбы, мира, сам мир). Абстракция числа – наивный мистифицированный характер.

Школа элеатов (6-5 вв. до н.э.) – Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский:

Элеаты отстаивали представление о резком различии являющегося и сущностного миров. Первый существует лишь как «мнение», второй – как истинный. Сущностный мир абсолютно един и неподвижен. Сущностный мир постигается разумом и сам есть духовное бытие. Впервые элейцы абстрагируют понятие бытия. Они доказывали, что существует только бытие, а небытие и пустота не существуют. Парменид – «бытие есть, небытия же нет».

Ксенофан (поэт-философ) – боги создаются человеком, это вымысел человека по своему образцу.

Парменид – 5 век – существует мир во мнении, то есть как мы его себе представляем, мир изменчивый и многообразный. Есть мир по сути – неподвижный, единый. Мир по сути отличается от мира, являющегося человеку. Сложно провести реконструкцию, почему так. Если есть движение, то возможно и единое. Это отражало представления того времени. Парменид – истолкование сущности как духовной реальности. Середина 5 века в Греции – спокойное время. Перикл – процветание общества, тяга к устойчивому.

Парменид ввел понятие бытия. Бытие им не определяется, но ясно интуитивно, что оно есть. Здесь же проблема небытия. Парменид считал, что существует только твердое бытие, которое в основе всего. «Бытие есть, небытия же нет вовсе». Почему так? Это время наивного философского мышления, наивного стихийного интеллекта. Буквальный смысл бытия – быть. Прямое противоречие – как то, что не есть может существовать? Здесь скрывается парадокс – все в мире противоречиво. Парадокс небытия остается и сейчас.

5 век до н.э. – Зенон – продолжатель Парменида – довел его идеи до крайности. Зенон сформулировал апории – 4 штуки. Апории имеют название, формулировку, решение.

1) Летящая стрела – «Летящая стрела покоится». Решение – Зенон берет стрелу как отрезок (позднее рассуждал только об острие). В каждый момент времени острие находится в какой-то точке пространства. Значит движение – это сумма моментов покоя. Зенон подметил реальное противоречие движения, но понял его лишь в форме неразрешимого парадокса, что привело к отрицанию реального процесса движения. Ошибка – не учитывается время. Это понял Гераклид (первый диалектик, который понял, что противоречия надо принимать, считал, что основа мира – огонь, который закономерно разгорается и угасает, он единый из всего).

2) Ахиллес и черепаха;

3) Дихотомия;

4) Стадии.

Парменид и Зенон – метафизики.

В 5 в. до н.э. появляется новый, диалектический, тип мышления. Гераклит – первый явный диалектик - «дважды нельзя войди в одну реку», «мы входим в одну реку и не входим». Он высказал более острое решение вопроса о движении, противоречащее Зенону – «в одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем». Он решил апорию «Стрела», так как следовало принять, что острие стрелы не находится в данной точке в каждый момент, а находится и не находится. Мир, вещи, бытие, человек никогда не равны себе абсолютно, мир не всеобщий и абсолютный покой, а непрерывное движение и становление. Недостатки диалектики Гераклита – зачаток абсолютизации изменчивости – возражение Кратила (5-4 вв. до н.э.) – почему вообще можно войти в реку даже 1 раз? Отсюда растворение реальных вещей в движении. Другой недостаток – мир, по Гераклиту, вращается в вечном круговороте, вечном повторении («беличье колесо») – это диалектика движения, а не развития.

Платон (5-4 вв. до н.э.) – значительные элементы мифологии. Представление о двух мирах – нереальном, иллюзорном мире вещей и реальном, подлинном мире идей. Первоначально существовали аморфная и пассивная материя и идеи, которые, воплощаясь в материи, породили вещественный мир. Вещи всегда единичны, несовершенны, разрушимы, а идеи имеют общий, совершенный, вечный характер. Идеи в сущности выступали в качестве форм, организующих неопределенную материю. Платон ввел концепцию гилеморфизма, согласно которой все многообразие и содержание вещей определяется идеями, или формами, инкарнированными в аморфную материю. Человек – соединение тела и души (идеи, формы), приходящей из мира идей. Человеческое познание – воспоминание души о мире идей. Философия Платона – предвзятость, отсутствие какой-либо эмпирической базы и попыток какого-либо эмпирического обоснования. У Платона произведено отделение активности от вещей, материи. Активность, движение, развитие были связаны исключительно с идеями, духовным началом, формой. Это разделение характерно для доплатоновских и последующих идеалистов. Разделение мира на иллюзорный мир и подлинный мир идей было выражено в образе пещеры – в пещере сидят люди, прикованные так, что они могут видеть только стену, перед выходом в пещеру проносят различные предметы, которые дают на стене слабые расплывчатые тени, эти тени и являются материальным «миром вещей». Философия Платно – один из источников христианства (Фома Аквинский и неотомизм в составе католической церкви).

Аристотель (4 в. до н.э.) – шаг к материализму, так как отвергает платоновское удвоение мира на мир вещей и мир идей. Аристотель доказывал, что форма не существует до и независимо от вещей, она заключена в самих вещах. Но он полагал, что форма, а не материя составляет активное начало вещей. Иерархическая последовательность все более общих форм увенчивается «формой форм», выступающей в качестве перводвигателя вещественного мира. «Форма форм» - бог. При этом он является наивысшей причиной вещей и сам оказывается завершенным и неподвижным (неподвижный перводвигатель) – это предвзятая парадигманеподвижного перводвигателя, не имеющая эмпирической базы, заключает в себе неразрешимый парадокс - Как неподвижное (то есть неспособное к усложнению) может быть перводвигателем? Далее всеидеалисты имели в своей основе эти две парадигмы – неподвижной материи и неподвижного перводвигателя. Идеалисты не могут разрешить парадокс развития, парадокс возникновения – это способны сделать лишь материалисты.

Афоризмы Аристотеля – «мир единый из всего… будет живым огнем, закономерно разгорающимся и угасающим», «все течет, все изменяется». Это передача идей Гераклида. Мир подчиняется логосу – всеобщему закону (это объективный логос). Субъективный логос – это не мысль человека, а человеческая сущность, самоумножающаяся и саморазвивающаяся (это суть человека).

Занятие наукой – удел высших, техника – дело низменное. VI – V вв. до н.э. – труд почетен, V – IV вв. – раб не человек. Это противопоставление связано с экономической структурой. Наука – удел аристократии.

Античные мыслители создали теорию формальной логики, открыли основные законы и формы мышления.

Парменид сформулировал первый формально-логический закон – закон тождества. Демокрит – закон достаточного основания в качестве эмпирического закона.

Аристотель – родоначальник логики - в собрании трактатов («Органон») он рассматривал логику как вспомогательную научную дисциплину. Законы мышления – естественные законы, обладающие общеобязательным характером. Он подробно проанализировал 2 из 4 основных закона логики – противоречия и исключенного третьего. Это было связано с полемикой между философами-метафизиками и диалектиком Гераклитом – первые отстаивали закон тождества (вещь всегда тождественна себе), то Гераклит выдвинул более глубокую идею противоречивости бытия, его нетождественности самому себе. По Пармениду, закон тождества, который справедлив сам по себе лишь в определенных пределах, получал чрезмерно расширительный и ошибочный смысл – абсолютного тождества вещи самой себе, абсолютной неподвижности бытия (пример про реку у Гераклита и представления Кратила). Аристотель обнаружил в этом противостоянии формально-логические законы мышления, дополняющие законы тождества и достаточного основания. Однако Аристотель не смог развить диалектическую логику Гераклита. Логическая система Аристотеля содержала учение о категориях (10 основных), определениях понятия, суждениях, умозаключениях (учение о силлогизмах), доказательствах, анализа софизмов и т.д.. Развитие логики и интеллекта – через преодоление софизмов и парадоксов (парадокс – форма мысли, в которой соединены 2 исключающих друг друга утверждения, имеющие, однако, одинаково необходимые основания, например, о конечности и бесконечности мира – первая антиномия Канта). Парадокс может выступать в форме софизма, в котором взаимоисключающие утверждения могут быть представлены в скрытой форме (например, «Я лгу»).

Школа софистов (5 в. до н.э.) – Горгий, Протагор, Продик – доводят до абсурда элемент релятивизма, заложенный у Гераклита (например, софизм об изменяющемся человеке – приглашенный вчера на обед приходит сегодня непрошенным, так как он уже другое лицо). Софизмы помогли пониманию диалектической природы бытия.

Мегарская школа (4 в. до н.э.) – Диодор, Кронос, Филон, Эвбулид – сформулировали ряд парадоксов, которые сохранили значение и до сих пор – парадоксы «лжеца» (Эвбулид – «Высказываение, котрое я сейчас произношу – ложно» - пример дурной бесконечности бесплодного круга рассуждений, «кучи», «покрытый» и другие.

Скептики (4-2 вв. до н.э.) – Пиррон, Тимон, Карнеад, Энесидем – отрицали возможность достоверного знания, так как считали, что каждое логическое доказательство приводит к регрессу в бесконечность и становится невозможным. Они всякое толкование рассматривали с двух сторон, формулируя тезис и антитезис и стремились признать, что каждый не может быть признан самостоятельным. Так они проанализировали проблему причинности – признание причинности невозможно, как и ее отрицание. Возникает причина раньше или одновременно с действием? Все приводит к абсурду. Причина не может быть раньше действия, так как тогда оставалась бы без действия и не была причиной, но причина не может быть и после действия. Причина и действие не могут быть одновременными, так как тогда бы они были бы неразличимы. Вывод скептиков – ни один реальный процесс не может быть начат, не может быть причинен, или ничто не может быть начато.

Основные достижения античного этапа развития интеллекта:

1) разделение мира сущности и явлений – интеллект идет к сущности, глубинной стороне действительности.

2) Диалектический подход, формирование единой картины мира;

3) Развивается формальная логика – Аристотель;

4) Формирование зачатков частных наук.

Ограниченность античного интеллекта:

1) стихийная диалектика, диалектика круговорота – понятие развивается неадекватно, это диалектическое движение, а не развитие.

2) Оторванность науки от практики – это наивный подход.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1067 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...