Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Интеллект Возрождения. Возникновение науки. Н. Кузанский, Н. Коперник, Д. Бруно



Позднее средневековье – 14-16 вв. – появление буржуазного уклада. Необходимость интеллекта нового типа, основанного на реалистической парадигме. В эпоху возрождения – возрождение реалистической парадигмы в переходной форме, не порывающей со средневековым мышлением. Новая парадигма нашла свое выражение в естествознании, гуманистической культуре, пантеистической философии.

Возникновение естествознания – со второй половины 15 в. Новые производственные силы, которые требовали свободного найма, собственника, не могли развиваться только на основе эмпирического опыта людей, они нуждались в развитии механики, математики, физики и химии. Переход от феодального к буржуазному обществу. Продукт начинающегося капитализма – наука. Наука в современном смысле слова – со второй половины 15 века – великие географические открытия.

Роль Великих географических открытий – Америка – 1492 г., кругосветное путешествие Магеллана – 1519-1522 гг.

Научные данные – математика, механика, астрономия.

Гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности.

Николай Кузанский (кардинал), Коперник, Бруно. Пробуждение интереса к античной культуре. Появление антиклерикальных движений. Расцвет искусства. Появляются купола – Армения и Византия. Религиозная философия приобретает новый смысл.

Николай Кузанский – идея связи бесконечного и конечного, о человеке как микрокосме. Он утверждал, что природа бесконечна, а земля не является центром мира. Человеческое познание достигается на основе чувственного опыта (включая эксперимент), а не путем схоластических рассуждений. По Кузанскому – у вселенной нет центра. Кузанский вводит новую форму философии – пантеизм. Все в боге. Бог – это вся природа. У Бруно эта идея усиливается. Пантеизм – переходная форма. Понятие бога – форма форм. В эпоху пантеизма форма начинает возвращаться в вещь. Вещи становятся активными. Интерес к конкретно-научным данным. Кузанский – идея совпадения противоположностей. Он считал, что это нельзя понять логикой. В его философии возникают элементы диалектического способа мышления, прежде всего учение о «совпадении противоположностей», которое он обосновывал на материале математики. Так, в бесконечности отождествляются многоугольник и круг (бесконечный многоугольник стремится к кругу), наименьшее и наибольшее, поскольку каждое из них не конечно, а уходит в бесконечность и так далее. Он считал, что совпадение противоположностей постигается человеком не логическим, а интуитивным путем. Его диалектика еще не вполне рациональна. Далее необходимо было понять логическую природу реалистического и диалектического мышления.

Настоятель церкви – Коперник (1473-1543) возглавлял оборону своей местности. Пересмотрел геоцентристскую птолемеевскую систему. Мир состоит из 7 сфер и каждая управляется ангелом. Главный смысл – Коперник начал объяснять природу из нее самой – дух естествознания и материализма. Реалистическая парадигма в явном виде. Само понятие природы преобразуется – это не письмена бога, а нечто самостоятельное. Коперник очень далеко заглянул вперед. В религиозном плане он был очень консервативным. Ньютон тоже реакционный христианин. Достижение естествознания – гелиоцентрическая система Коперника, подорвавшая религиозное представление о человеке как центре сотворенного богом мира и составившая целую революцию в естествознании - Коперниканский переворот. Первый крупный шаг становящегося научного способа объяснения природы из нее самой, а не из искусственных догматов религии.

Бруно – бог – это вся природа, которая обладает разумом. Поддерживал концепцию Коперника. Идея множественности миров, поддерживал Кузанского с идеей о совпадении противоположностей. Критиковал доходы церкви. Он выступил против принципа подчинения разума вере, считал неприемлемой идею о «двойственности истины», то есть признания религиозной и научной истин. Он считал, что право на существование имеет только научная истина, опирающаяся на научный опыт. Он отстаивал парадигму реалистического мышления. Он считал, что материальная вселенная едина и бесконечна. Солнечная система – один из бесконечного множества миров. Он пошел дальше Коперника – он рассматривал Вселенную как единую материальную, но одушевленную субстанцию. Субстанция объединяет в себе причину и начало вещей, является активной, включая в себя форму. Субстанция обладает душой, проявляющейся во всеобщем уме мира. Формы вещей – это их души. Однако он уточнял, что все вещи одушевлены лишь в возможности, актуальной одушевленностью оболадают лишь некоторые природные существа. С идеей всеобщей одушевленности, которая является источником активности материи, связана элементы диалектики в воззрениях Бруно (идея совпадения противоположностей). В 1600 году он был сожжен на костре.

Аристарх Самосский – предшественник Коперника, он «Коперник древнего мира», последователь пифагорейской школы.

Герон Александрийский в 1 в. до н.э. изобрел паровую турбину. Автор работ, в которых систематически изложил основные достижения античного мира в области прикладной механики (работы «Пневматика», «Метрика»).

Галилей, который отстаивал точку зрения Коперника, был реабилитирован лишь в 1979 году.

Коперник – идея о совпадении противоположностей. Концепция двойственной истины.

Бруно – мир (материя) – это божественная вещь, которая сама в себе несет и возможность изменений и средства реализации этих изменений.

Кеплер – 3 закона движения планет вокруг Солнца. Планеты движутся по эллипсу, в одном из фокусов, который находит на солнце и закрывает его. Он составил астрономические таблицы, разработал теорию затмений.

Подъем искусства – Данте, Брунеллески, Дюрер, да Винчи, Микеланджело и т.д. Хотя искусство широко использовало мифологическую и религиозную тематику, оно было наполнено гуманистическим содержанием, ставило в центр человека. Антифеодальный характер культуры.

В философии возрождение реализма – с пантеизмом, как переходной от идеализма и религии к материализму формы мышления. Пантеизм – бог не является неким абсолютно самостоятельно существующим, бог разлит в природе, природа есть бог; идея единства формы и природы.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1005 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...