Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Наука XVII в. Особенности и основные достижения. Влияние на философию



XVII – XVIII вв. – период окончательного утверждения капиталистической системы, новых производительных сил и производственных отношений. Это обусловило становление естествознания и нового мировоззрения.

Предпосылки:

2 революции – 1) научная и техническая (первая научная революция); 2) политическая.

Влияние французских просветителей: Бэкон – деизм; Локк, Гоббс – материя только в состоянии покоя, но только бог может придать ей движение; Беркли, Юм – рационализм.

Наука – 1) гносеология (эмпиризм) и 2) рационализм – Декарт, Спиноза.

Метафизический и механистический материализм.

Необходимость защиты нового уклада от старой идеологии (предпринимательство). Свободная личность работника. Экспроприация мелкого производства. 16-17 вв. в Англии – центр капитализма.

Первые буржуазные революции. 15 в. – в Нидерландах. Потом во Франции. Сокращение населения на 3 миллиона во Франции. Заметен буржуазный уклад в науке. Маркс – превращение науки в производительную силу. Доиндустриальное общество – опыт, развитие производства. Капитализм – опыта не достаточно. Производство – практическое приложение науки. Заметно развивается естествознание и философия.

Философия 17-18 вв. характеризуется безраздельным господством материализма. Френсис Бэкон – основоположник естествознания.

В 17-18 веках наибольшее развитие получает метафизический и механистический материализм Бэкона, Гоббса, Спинозы, Ламетри, Дидро, Гельвеция, Гольбаха.

Галилей – пересмотр аристотелевской картины мира. Галилей учился в итальянском университете в г. Пиза, работал в Падуанском университете. Впервые использовал зрительную трубу, изобретенную голландцами, в качестве телескопа. Он описал пятна на солнце, 4 спутника Юпитера, млечный путь (нашу галактику как скопление звезд). Публиковал в «Звездном вестнике» свои труды, выступал сторонником Коперника. Его предупреждали деятели церкви об его идеологии, в апреле- июле 1633 года состоялся суд, а 22 июня 1633 года он официально отрекся от своих взглядов и до 1642 года был под домашним арестом. Галилей реабилитирован только в 1979 году.

От Галилея – истоки науки Нового времени (классическая наука).

Особенности классической картины мира (механической):

1) исключенность субъекта и познавательная деятельность из изучаемого мира (знание является объективным);

2) в качестве идеала рассматривается постижение абсолютно истинного знания;

3) исследуются простые механические системы, в которых элементов примерно 103 (так как система простая, то предполагается, что ее свойства сводимы к свойствам элементов);

4) однозначная механическая детерминация, определяющая возможность однозначного верного прогноза.

Эта картина мира до 19 века была общенаучной и в 19 веке ее познавательные установки сохраняются.

Главная задача науки по Галилею – причинное механическое объяснение как бесконечное приближение к объективной абсолютной истине.

Математический метод Галилея – позволяет выявить необходимость явлений; он разработал метод суммирования частей – сумма частей бесконечного числа – конечная величина.

В науке Галилей различает первичные и вторичные качества. Первичные – размеры, протяженность – механические характеристики, которые количественно измеримы (это объективные характеристики). Вторичные – субъективные характеристики – цвет, запах, вкус – они вещам не принадлежат, а возникают, когда первичные качества воздействуют на человека познающего субъекта. Галилей – основоположник экспериментального метода. Для него эксперимент – способ открытия нового, а не способ подтверждения установленных догм.

Главная цель философии – формирование научного мышления, основанного на разуме, а не вере. Материалисты критиковали схоластику. Бэкон – их мышление основано на 4 «идолах» - «рода», «пещеры», «площади» и «театра» (слепая вера в авторитеты как основа средневекового мышления). Критика схоластики Декартом – в «Рассуждениях о методе» принцип сомнения в качестве одного из важнейших требований научного мышления и метода. Конструктивное сомнение – необходимое средство, но не цель научного мышления.

Философия 17-18 веков не смогла сформировать научный способ мышления в решении философских проблем, так как философские проблемы выходят далеко за пределы возможностей, связанных с первоначальной формой науки – математикой, механикой, астрономией и др., недостаточность эмпирического материала частных наук. Достижения и недостатки философии проявились в узловых понятиях – материя (материалисты того времени трактовали ее как природу, или бесконечную совокупность вещей, «систему природы» (Гольбах)). Материя уже отвлечена от ее конкретных видов типа воды, воздуха, атомов и т.д., более явно включает в себя абстракцию бесконечности, так как материя мыслится как бесконечная совокупность вещей. В основе абстракции материи как природы просматривается широкий эмпирический фундамент. Материя становится прямым продолжением абстракции природы, полученной в истории науки с античности, но несет уже элементы философской абстракции (понимание природы как целостности и сущности, противостоящей духовному миру; понятие субстанции – единой первоосновы вещей). Спиноза – субстанция есть «причина самой себя», так он впервые вводит абстракцию материи к самой себе, или самодетерминации материи. Это «замыкание абстракции материи на себя» внесло новый существенный элемент философского мышления, получивший дальнейшую разработку в философии Гегеля и научной философии. Абстракция материи включала абстракции ее важнейших атрибутов. Материалисты 17 века считали, что материя обладала равноправными свойствами движения и покоя. Французские материалисты, вслед за Толандом, вводят глубокую абстракцию движения как абсолютного способа бытия материи, включающего в себя, как свой относительный момент, покой. Представление об абсолютности движения и относительности покоя было одной из новых форм абстракции – это результаты складывающегося нового способа мышления. Понятия атрибутов материи – движения, пространства и времени – также служили продолжением конкретно-научных понятий (преимущественно физических и математических понятий) и имели широкую эмпирическую базу. Эмпирическая и конкретно-научная база основных философских понятий была ограничена определенными пределами, которые становились эмпирическим и теоретическим материалом механики, математики, астрономии, зачатков химии и биологии. Поэтому ограниченный характер приобретали и основные философские абстракции, что выразилось в их метафизичности и механистичности. Главные недостатки абстракции материи обусловлены ограниченным содержанием понятия природы. Несмотря на то, что природа в современном понимании состоит из физической, химической и биологической форм материи, а в 17 веке содержание природы сводилось к механическим свойствам и законам. Поэтому понятие материи имело ограниченный смысл. Поэтому материя не могла выступать в качестве сущности мира. Кроме того, понятие не могло быть распространено на человека и общество, так как ограничение понятия материи сферой природы содержало элемент редукционизма, сведения социального к более простому природному, биологическим. Третьим недостатком понятия материи являлось представление о неизменной сущности материи. Идеалистическому представлению о творении материального мира из ничего материализм противопоставил концепцию вечной, несотворимой и неразрушимой материи. Это ярко было выражено Спинозой в тезисе о «всесовершенстве субстанции», или бога. Для Спинозы вечность и несотворимость (абсолютность) материальной субстанции означали ее всесовершенство. Субстанция (или бог) всесовершенна, так как иначе она была бы зависимой и сотворенной.

Материализм 17-18 вв. был основан на идее сохранения, исключавшей идею развития, возникновения нового. Развитие представлялось как появление «из ничего», то есть сотворение. Материализм того времени исходил из того, что возникновение нового следовало трактовать как «сотворение». Материализм Новго времени не мог совместить идею о материальности мира и его развития. Поэтому понятие материи еще не могло быть научным, так как оно не поднялось еще до уровня всеобщности, было ограниченным. Однако понятие материи как субстанции таило в себе возможности развития. Новое время обусловило возрождение и развитие материалистической философии с ее реализмом. Однако сохраняется антропоморфная парадигма мышления (основная причина сохранения – социальная). Ее проявление – в субъективно-идеалистической философии епископа Беркли. Цель его философии – сокрушение «безнравственного материализма и атеизма». Основной тезис Беркли – «вещи – суть комплексы ощущений», «существовать – значит быть воспринимаемым». Он считал, что единственной реальностью являются «простые идеи» - ощущения. В противовес Ньютону считал, что пространство и время – лишь отвлеченные идеи, то есть не даны в ощущениях как объективные формы бытия. Так же не дана в ощущениях материя, которая составляет лишь произвольно созданную идею. В основе его философии – номинализм. Вторая посылка Беркли – солипсизм (признание существования одного данного индивида). Он также вводил понятие бога как гаранта существования вещей и людей. Люди и вещи существуют как сумма идей в уме бога.

В XVII веке завершается становление экспериментальной науки. Важнейшие достижения – механика Ньютона и прогресс математики (теория бесконечно малых величин Ньютона и Лейбница). 17 в. – целостный научный взгляд на мир. Многосторонность подготовки. Сначала взгляд на мир – понятие корпускула. Корпускулярная теория – мир ими заполнен. Корпускулярная теория Гассенди. 17 век – экспериментальный метод – изучение падения тел. Гассенди – французский просветитель – идея движущихся световых частиц – корпускул. Математическая символика, газовые законы. Складывается экспериментальная наука. Введение понятия всемирное тяготение.

Главная теория Ньютона – первый план – математика, астрономия, механика. Теория Ньютона – первая классическая теория – идея динамики. Книга – непревзойденный образец в соединении физики и математики.Ньютон учился в Кембридже. В 1665 году стал бакалавром изящных искусств. 1666 год – разработал концепцию всемирного тяготения на основе дифференциальных и интегральных исчислений. Труд Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1686 год) Бернал назвал «библией новой науки». Особенность Ньютона – широкое применение методов количественной физики. Теория Ньютона завершила преобразование аристотелевской картины мира, которое было начато Коперником. На место учения о небесных сферах, управляемых богом, Ньютон поставил представление о механизме, действующем на основе естественных законов. 1703 год – он стал президентом королевского научного общества в Англии. Его подход – экспериментальная философия. Основа научной программы – опыт и индукция – критика Аристотеля и Декарта, так как у них нет опыта – «Гипотез я не измышляю». Но он признавал атомизм, ввел абстрактные понятия – пространство, время, сила. Он считал, что существует покоящийся центр мира. Вслед за Галилеем он подчеркивает единообразие и «простоту» природы – мир земной и мир небесный подчинены одним законам. Природа «проста», так как ее можно описать с помощью сравнительно простой математической формулы.

Механическая картина мира в интерпретации Ньютона:

1) материальные тела движутся в пустоте (без особых внутренних двигателей – благодаря инерции и тяготению);

2) пустота или пространство абсолютно и неподвижно;

3) причина движения тел – это сила, приложенная к нему и пропорциональная ускорению тел.

Закон всемирного тяготения: F=G*(m1*m2)/R2. G – гравитационная постоянная; m1 и m2 – массы взаимодействующих тел; R2 – квадрат расстояния между телами. Этот закон связывает все тела природы. Закон объясняет неизменность мира после божественного первого толчка (метафизический подход).

Закон классической механики по Ньютону – закон действия и противодействия.

Появление основных гипотез света – Ньютон (корпускулярная) и Гюйгенс (волновая природа света). Гюйгенс изобрел механические часы, исходил из теории Галилея..

17 в. – формирование института науки. До 17 в. Научная переписка на латинском языке. Складывание сообществ ученых – английское королевское общество и французские академии. Первые университеты – Болонья – 1088 г.; Париж – 1160 г.; Оксфорд – 1167 г.; Кембридж – 1209 г.; Принстон – 1711 г…

В 17 веке происходит возрождение материализма в Англии – Зимени, Бэкон, Гоббс, Локк. Во Франции дуализм Декарта.

«Новый органон» (метод) Бэкона – мир это материя. Он деист. Материя – это природа. Впервые появляются обобщения понятия материи. Все имеет свою природу. Кант – природа находится в движении покоя. Кант – покой сменяется движением -?

Две ступени познания – чувственное и логическое. Сенсуализм – Бэкон, Локк. Чувственное познание – Бэкон – существуют ли цвета, запахи и вкусы? Мир таков, каким мы его видим – наивный реализм. Бэкон – первый разработал индуктивный метод – от единичного к общему. Критика схоластического религиозного мышления – критика призраков или идолов (пещеры, рынка, театра, рода). Пещера – образ Платона – ограниченность человеческого рода, ограниченность человечества, а не одного человека. Идол рынка – трудности, возникающие из языка. Театра – поклонение авторитетам.

В 17 веке развивается механика, сводятся все виды движения к механическому (у Гоббса). У Бэкона – 19 видов. Гоббс связывает общество с Левиафаном. Проблема ощущений. Он вернулся к Демокриту – реально существуют только механические свойства вещей, а цвета, запахи и вкусы субъективны, но вызваны механическими качествами.

Локк пошел дальше Бэкона, который ввел признак сенсуализма в форме индукции. Локк обосновал принцип сенсуализма. Декарт считал, что человеческое познание двойственно. Врожденные идеи. Математические аксиомы – целое больше части. Локк подверг критике идеи Декарта – у детей никаких врожденных идей нет. Tabula rasa – по Локку. Основатель педагогики и психологии. Локк окончательно оформил концепцию Демокрита и Гоббса – качества механики – мир бескачественен и механистичен. Цвет, запах, вкус – вторичны, так как вызваны первичными механизмами.

Декарт – дуалист – понятие субстанции. Материя и душа – две разные субстанции. Они не нуждаются друг в друге, так как субстанции. Концепция человека как суммы души и тела. Главное внимание уделяет взаимодействию души и тела. Тело как механизм. В мозжечке находятся животные духи. В сосудах открываются клапаны, в которых проходят духи. Животный дух – первое понятие нервного импульса. Вся конструкция получила название рефлекса. Рефлекс – отраженная реакция. На организм действует внешняя среда, а организм отвечает действием. Он основоположник дедуктивного метода. Ни индуктивный, ни дедуктивный метод не годятся для решения опор. Это методы частных наук. Разработка научного мышления. Декарт считал, что научное мышление должно быть ясным и отчетливым. Оно должно было происходить по ясным законам логики. Необходимы конструктивные сомнения. Я мыслю, значит я существую.

Бенедикт Спиноза – рационалист, как и Декарт, жил и работал в Голландии (Суд Синедриона), атеист. Центральное понятие бога, или природы, или субстанции (синонимы). Дал классическое определение субстанции. Декарт – причина в себе. Материя бесконечна. Есть только 2 известных атрибута – мышление (панпсихизм) и протяжение. Но вообще их много. Спиноза не нашел подвоха – если бесконечное множество атрибутов, поэтому ее и назвать нельзя. Пытался построить аргументированную философию. Способ построения – «этика, изложенная геометрическим способом». Этика – философия, геометрия – математика. Спиноза метафизик.

Бернал различает в науке XVII века 3 стороны (говорит о единстве науки): 1) единство лиц (ученый того времени был в состоянии охватить все отрасли известной науки); 2) наличие единой руководящей идеи и метода (математика); 3) интерес к важнейшим техническим проблемам того времени. Наука 17 века подготовила промышленную революцию 18 века. Если в 17 веке наука была математической, астрономической, медицинской, то наука 18 века становится химической, термической, электрической. Победа реалистической парадигмы, а религиозное объяснение было вытеснено.

Достижение в социальной сфере – теория трудовой стоимости Петти и Смит. Петти первый выдвинул идею, что в основе меновой стоимости лежит количество затраченного труда. Петти в «Трактате о налогах и сборах» писал, что «труд есть отец богатства, а земля – его мать». В 18 веке Смит развернул теорию трудовой стоимости.

Формирование научного образа мышления в 17-18 веках происходило в процессе тесного взаимодействия частных наук и материалистической философии. Новая философия формировалась на базе достижений науки, но наука не могла бы возникнуть и развиться без помощи философии. Тесная связь науки и материалистической философии – особенность нового типа интеллекта – формирующийся научный интеллект. Его преобладающие черты – материализм в объяснении природы, атеизм, вера в безграничные возможности разума.

В научном интеллекте 17-18 веков можно выделить собственно научный интеллект (интеллект формирующейся науки) и философский интеллект (выраженный в философских системах того времени). Интеллект науки выступает как первая форма сложившегося в естествознании научного мышления, а философский интеллект еще не может быть определен как научный интеллект, так как критерии научности в точном их смысле еще не могли быть реализованы в философии того времени. В естествознании научный интеллект формируется раньше, чем в философии.

3 критических недостатка в 17 веке:

1) Метафизическая концепция – нет идеи развития, так как на первом собирательном этапе происходит сбор фактов.

2) механицизм.

3) идеализм в объяснении общества. Платон и Аристотель – гелиоморфизм (есть идея развития). Спиноза – парадокс всесовершенства бога. Он считал, что развитие абсурдно. Бог бесконечен (всесовершенен). Не стоит ничего добавлять к бесконечности – иначе не всесовершенство.

Итоги:

17-18 вв. – это время становления реалистической парадигмы мышления в ее научной форме, время становления научного способа мышления. Первая форма научного мышления имела односторонний, механистический, характер.

Сложились основные принципы и критерии научного мышления – объяснение природы из самой себя, наличие достаточного эмпирического (наблюдаемого и экспериментального) материала, применение методов индукции и дедукции, законов и форм логики (например, доказательств, принцип сомнения).

Формирование научного мышления в сфере естествознания и отчасти общественных наук (трудовая теория стоимости) было одновременно причиной и следствием формирования и развития реалистической парадигмы в материализме 17-18 вв.

Материалистическая философия 17-18 вв. еще не могла получить научного характера. Философия имела еще узкую эмпирическую и конкретно-научную базу и могла приобрести научный характер только на основе развитого естествознания в целом. В Новое время не созрели еще социально-классовые предпосылки научной философии, так как философия того времени не была заинтересована в критике всего общества, в переходе от общества, основанного на эксплуатации человека человеком, к обществу свободного развития каждого.

Впервые наука начинает внедряться в материальное производство – в виде отдельных элементов, пока слабо. Так как технологии еще очень грубые, то в использовании научной теории часто нет необходимости, а достаточно эмпирического подхода инженера.

В 17 – 18 вв. связь науки и материального производства и их взаимодействие смещено в польз-у материального производства, так как оно дает науке материальное обобщение. Наука способствует производству в слишком малой мере.

Влияние науки на философию:

1) преимущественно для науки характерен механицизм, так как локомотив науки – физика в образе классической механики. «+» Механицизм дает философии конкретно-научный материал – обоснование материалистических концепций.

2) «-» механицизм обедняет картину мира, способствует метафизичсекому взгляду на него (антидиалектический).





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2953 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...