Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия науки Г.В.Ф. Гегеля



Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) - крупнейший объективный идеалист и диа­лектик. В основе его философии лежат два фундаментальных понятия - абсо­лютной логической идеи и развития. Логическая идея - это мысль, сущест­вующая объективно, сама по себе и порождающая природу и человека. По­следние - это лишь результаты или ступени мышления, логической идеи. Идея мыслит по законам логики, которые суть законы развития. Логика Геге­ля - диалектическая логика.

Развитие, по Гегелю, - движение от низшего к высшему, от простого к сложному, более богатому содержанию. Развитие идеи - это процесс ее самопознания, движения к истине. Каждая последующая ступень познания выступает в качестве истины предыдущей и, в свою очередь, находит свою истину в последующей ступени.

Гегель сформулировал три основных закона развития - перехода ко­личества в качество и обратно, единства и борьбы противоположностей (или «тождества противоположностей»), отрицания отрицания. Эти три за­кона выступают в качестве основных и определяющих форм мышления, коренным образом отличающих философию Гегеля от всей предшествую­щей философской мысли (исключая в известной мере зародыши форм диа­лектического мышления в античной философии). Огромная заслуга Гегеля перед мировой культурой заключается в открытии им новых, диалектических форм мысли.

Согласно Гегелю, идея проходит в своем развитии три основные ступе­ни: Логику, Природу, Дух. Эти ступени анализируются Гегелем в произве­дениях. «Наука логики» (1812-1816), «Философия природы» (1817), «Философия духа» (1817). Развитие идеи в делом и на каждой более частной ступени определятся логикой отрицания отрицания, которая образует по­следовательность: тезис - антитезис - синтез. «Триада» отрицания отрицания формирует всю логику системы философии Гегеля. Так, Логика есть тезис, Природа - антитезис, Дух - синтез.

На ступени Логики идея, существуя до природы, пространства и вре­мени, развивает из себя свое собственное богатство содержания. Здесь ее развитие также проходит три ступени: бытие - сущность - понятие, которые, в свою очередь, делятся на три ступени.

Развитие идеи Гегель начинает с чистого бытия, которое есть чистая мысль как таковая, лишенная каких-либо определений, каких-либо характе­ристик. Поскольку бытие «совершенно лишено определений», оно есть ни­что. От понятия чистого бытия Гегель переходит, таким образом, к противо­положному понятию небытия, ничто. Если метафизический ум ограничивается простым абсолютным противопоставлением противоположностей, то Гегель показал, что чистое бытие логически превращается в небытие, тожде­ственно небытию.

«Бытие и ничто суть одно и то же». - Эта первая гениальная фраза «Науки и логики», вводящая принципиально новый, диалектический спо­соб мышления противоположностями, которые не остаются, как это было у Канта в их абсолютной разделенности и «непроницаемости» друг для друга, а образуют единство, переходят друг в друга (становятся тождественными), оставаясь в то же время противоположными, благодаря чему и происходит процесс развития мысли.

Борьба бытия и заложенного в нем небытия создают, по Гегелю, ста­новление, в результате которого рождается наличное бытие, в свою очередь переходящее в качество, количество и меру. Однако на ступени бытия про­тивоположные понятия еще относительно разделены и переходят друг в дру­га. На ступенях сущности и понятия противоположности отражаются, рефлектируются друг в друге, «взаимопроникают друг друга».

На ступени Природы идея переходит в свое инобытие. Природа вклю­чает три «царства», или ступени: механика, физика, органика, которые суть выражения развития идеи, скрытой под косной оболочкой материи с ее про­странством и временем. Исчерпав возможности развития в форме Природы, идея «возвращается в самое себя», переходя в Дух, который представляет со­бой идею, выраженную в человеческом обществе. На этой ступени идея, пройдя ряд последовательных этапов развития, приходит к осознанию самой себя в целом («абсолютный дух»).

В «Философии права» (1821) Гегель особо выделяет своего рода прин­цип, определяющий развитие общества: «все действительное разумно, все ра­зумное действительно». «Ни одно из философских положений, - писал Эн­гельс, - не было предметом такой признательности со стороны близоруких правительств и такого гнева со стороны не менее близоруких либералов», как этот принцип, который истолковывался в духе оправдания всего сущест­вующего, деспотизма, полицейского государства, цензуры и т. д. Однако в философии Гегеля, как он сам вынужден был специально разъяснить, дей­ствительным является лишь то, что необходимо. Только необходимое оказы­вается, согласно диалектике Гегеля, разумным. Необходимым, в свою оче­редь, выступает лишь то, для чего существуют объективные условия.

Гегель утверждал, что развитие абсолютной идеи бесконечно. Однако
фактически из его философии следовал вывод о конечном характере разви­тия идеи, вершиной или конечным результатом которого выступают его фи­лософия (поскольку она объяснила логическую идею) и прусская сословная монархия. Энгельс писал, что Гегель, вопреки основному духу диалектики, «видит себя вынужденным положить конец» развитию идеи. «А именно, нужно было так представить себе конец истории: человечество приходит к познанию как раз этой абсолютной идеи и объявляет, что это познание абсо­лютной идеи достигнуто в гегелевской философии». Но человечество, «которое в лице Гегеля додумалось до абсолютной идеи, должно было и в практической области оказаться ушедшим вперед так далеко, что для него уже стало возможным воплощение этой абсолютной идеи в действитель­ность. Вот почему мы в конце «Философии права» узнаем, что абсолютная идея должна осуществиться в... сословной монархии».

Философия Гегеля содержит неразрешимое внутреннее противоречие между идеализмом и рациональным содержанием его диалектики, или, словами Энгельса, между идеалистической системой и диалектическим методом. Как только в основу развития Гегель кладет логическую идею, участь его диалектики оказывается предрешенной - она получит непоследовательный, ограничен­ный характер, ибо развитие в сущности должно прекратиться, как только идея познает самое себя. Диалектика Гегеля была идеалистической и, вслед­ствие этого, незаконченной, непоследовательной, повернутой в прошлое, но не в настоящее и будущее.

В философии Гегеля диалектика достигла наивысшего уровня, который был возможен в пределах идеалистической концепции мира. Исторический урок, данный философией Гегеля, заключается в демонстрации того, что диа­лектика не может стать научной и последовательной, если она развивается на базе идеализма.

Основной порок философской концепции Гегеля раскрыли Маркс и Энгельс в произведении «Святое семейство, или критика критической крити­ки» (1844). «Тайна спекулятивной конструкции» философии Гегеля, или, иначе, коренная теоретическая ошибка, заложенная в самом способе мышле­ния, способе обобщения, заключается в том, что абстракция общего, кото­рую Гегель называет субстанцией, отрывается от единичных материальных вещей и превращайся в нечто самостоятельно существующее и абсолютное, которое рассматривается далее в качестве творца всех единичных материальных вещей.

Если отвлечься от того, как, по Гегелю, развивается мысль, логическая идея и сосредоточиться только на том, как Гегель понимает развитие само по себе, то нельзя не заметить, что развитие трактуется им как порождение еди­ничных вещей общим (субстанцией), что совершенно неверно. В реальной жизни ничто единичное не рождается из общего как такового.

В системе Гегеля человеку отведено весьма важное место, что является огромной заслугой великого философа. Человек в философии Гегеля появля­ется в мире с абсолютной необходимостью, является закономерным этапом единого мирового процесса, логическим, разумным результатом развития идеи. Человек - логическое следствие самой природы идеи, закономерная и необходимая ступень мирового развития Вместе с тем философия Гегеля представляет собой высшую форму фаталистической трактовки человека; люди в системе развивающейся идеи оказываются лишь пассивным проявле­нием мирового духа, пешками, которые передвигает по шахматной доске ис­тории логика духа.

Гегель создал поистине энциклопедическую философскую систему, так или иначе затрагивавшую все основные области действительности. В этой грандиозной философской системе в идеалистической форме были угаданы многие стороны всеобщего мирового процесса развития. Философия Гегеля явилась поэтому, по оценке Энгельса, не чем иным как «поставленным на го­лову материализмом». Кто «глубже проникает в грандиозное здание» геге­левской философии, - писал. Энгельс, - «тот находит там бесчисленные со­кровища, до настоящего времени сохранившие свою полную ценность». Ле­нин писал, что «Гегель гениально угадал диалектику вещей (явлений, мира, природы) в диалектике понятий». Раскрывая смысл этой оценки, Ле­нин показал, что диалектика вещей была угадана Гегелем в «смене взаимо­зависимости всех понятий, в тождестве их противоположностей, в пере­ходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий...». Ленин добавил: «именно угадал, не больше».

Пойдя в философии, несомненно, дальше Гегеля, Маркс, Энгельс и Ле­нин подчеркивали непреходящее значение его философии для формирования диалектико-материалистического способа мышления, диалектико-материалистической философии.

Заметим в заключение, что Гегель подверг глубокой критике, с позиций объективного идеализма, агностицизм Канта. Гегель исходил из безусловного признания возможности действительного философского мировоззрения, ка­ковым он считал свою философию. Однако, будучи идеалистом, он не дал глубокого решения вопроса «почему возможно действительное философское воззрение на мир» и не смог устранить этой трагической трудности философ­ского мышления. К тому же философия Гегеля была последней крупной по­пыткой создания «науки наук», подминающей под себя частные науки и предписывающей им решения их собственных важнейших проблем.

Из истории интеллекта.

Гегелева философия представляет собой новый исторический тип интеллекта, способа мышления, который не был полностью освоен человечеством, не стал основой человеческого мышления ХIХ в.

Во вводном к «Малой логике» разделе «Три отношения мысли к объективности» Гегель совершенно справедливо выделяет главный критерий различных типов философской мысли — отношение к объективности. Разработанный Гегелем способ мышления является несомненным шагом вперед по сравнению с типом мышления его непосредственных предшественников — Канта и Фихте, и во многом — по сравнению со всей историей философской мысли вообще. Однако одно из двух главных основоположений Гегелевой философии — трактовка мира как логической идеи — по сути дела не имеет в его философии строгих доказательств и является предвзятым утверждением, вводимым как нечто само собой разумеющееся.

При поразительно высоком уровне абстракции, в сравнение с которым не идут тяжеловесные рассуждения Канта и Фихте, не говоря уже о грезящем мистическом мышлении философов типа Шопенгауэра, Гегель обнаруживает наивное убеждение в духовно-логической первооснове мира (что проявляется, в частности, в его признании онтологического доказательства бытия бога), отсутствие попытки систематического изложения доказательств духовно-логической природы мира. Философия Гегеля, как и его предшественников, «не отрефлектирована» до ее действительных оснований. Иначе говоря, эта философия не содержит оправданий самой себя, хотя Гегель именно на это и претендовал. Исторически новый, следующий за Гегелем, тип интеллекта должен будет преодолеть этот коренной порок, должен будет содержать обоснование своих оснований своеобразным самообращением своих основоположений, которое не должно приводить к неразрешимым парадоксам. Новый, будущий тип интеллекта должен включать оправдание самого себя.

Не обосновывая главное основание своей философии — идею духовно-логической природы мира, идею «абсолютной логической идеи», Гегель тем не менее делает чрезвычайно интересную и во многом удачную попытку обоснования своей философии путем ее полного развертывания. Вся система философии Гегеля должна была выступать в качестве своего собственного обоснования. При этом философ высказывает весьма разумную мысль о том, что мышление по способу «абсолютной отрицательности», т.е. путем отрицания отрицания, и есть обоснование итогового положительного понятия. Важнейшим условием постижения мира Гегель справедливо считает выработку такого способа мышления, который позволит схватывать бесконечное. Все три предшествующих типа интеллекта («три отношения мысли к объективности»), по мысли философа, не способны схватить бесконечность и поэтому не поднимаются выше уровня рассудка. В «Логике» (учении о качестве) Гегель дает поистине гениальное понятие бесконечности, наиболее общее содержание которого (если отвлечься пока от его идеалистического основания) сохраняет свое значение до сих пор и остается непревзойденным ни в современной философии, ни в естествознании. Заметим, однако, что в современной научной философии обнаружена и существенная ограниченность Гегелевой трактовки бесконечности. Нам представляется, что Гегель существенно «смазал», «притупил» противоречие бесконечного. Его критика «дурной бесконечности» превосходна. Но более глубоко противоречие и сущность бесконечного схватывается, по нашему мнению, при сопоставлении бесконечности с определенностью. К этому Гегель подходит в учении об абсолютной идее в «Большой логике», однако такая наметка не была им реализована. Его критика «дурной бесконечности» фактически скрывает более глубоко спрятанное противоречие между бесконечным и конечным как определенным. Последнее же имеет существенно более широкий характер, чем это учитывает Гегель: понятие бесконечного в его предельном и чистом виде снимает всякую определенность мира, включая постулируемую Гегелем духовность мира. Проблема бесконечности мира оказывается заметно более мощной, чем это понял Гегель. Бесконечность — это тот «дух», который, согласно известной легенде, вызван неким философом и с которым последний не смог справиться. Будущий научный тип интеллекта должен обладать мощью, достаточной, чтобы осилить дух бесконечного.

Вся громада созданной Гегелем философской системы, которую он выдает за философию бесконечной логической идеи, построена на основе логики круга, в котором начало и конец якобы тождественны и замкнуты в единое целое. Логический круг Гегеля действительно «бесконечен», но в достаточно простом, даже тривиальном смысле, поскольку он, как отмечает философ, замкнут.

Развитие, по Гегелю, — это двойственный процесс: одно его направление имеет своим началом наипростейшее и абстрактнейшее чистое бытие, которое посредством определений становится максимально содержательным абсолютным духом, представленным Гегелевой философией. Одновременно (хотя это слово неточно выражает вневременной характер логического процесса) развитие чистого бытия есть развертывание лежащего в его глубинах понятия. Трактовка развития как двойственного — «прямого» и «обратного» — процесса чрезвычайно интересна и во многом рациональна. Представляется, однако, что наибольшее рациональное содержание гегелевской трактовки развития заложено в его изложении направления развития. Критическим положением Гегелевой философии, выражающим ее конечный глубокий смысл, выступает утверждение о том, что понятие является «первым» (библейское «последние будут первыми»), никогда не возникавшим, а лишь меняющимся по форме. Концепция развития Гегеля, таким образом, двойственна. С одной стороны, Гегель рассматривает бытие как претерпевающее действительный процесс развития, т.е. процесс возникновения нового, ранее не существовавшего в бытии, заложенного в последнем лишь в возможности («в себе»). В этом плане философия Гегеля обнаруживает глубочайшее диалектическое содержание и является весьма крупным шагом в развитии человеческого интеллекта, интеллектуальной культуры человечества. Однако далее философ неминуемо сталкивается с проблемой что развивается, какова природа развивающегося?

Все содержание философии Гегеля носит на себе жесткий отпечаток конечного: конечно число основных ступеней развития логической идеи, развитие (в его первом направлении) имеет начало и конец, конечно число ступеней духа, абсолютного духа, истории философской мысли. Причина этого «проклятия конечности» скрыта в исходном положении Гегелевой философии — трактовке мира как духовно-логической реальности, движения мысли.

Во всех своих основных работах, вводных частях к логикам Гегель постулирует тезис о том, что бесконечна только мысль и поэтому действительно научной философией может служить лишь объективный идеализм. Однако фактически философия Гегеля убедительно показала конечность мысли, рассматриваемой в качестве первоосновы или субстанции мира.

Высшим выражением мысли в философии Гегеля оказывается свобода, которая фактически остается бессодержательной и конечной, поскольку содержание свободы может быть определено бесконечно содержательной субстанцией как носителем свободы.

Главная причина неудачи Гегеля, краха его философской системы, разработанного им типа интеллекта состоит в том, что великий немецкий философ не смог обнаружить ту субстанцию, которая обладает бесконечным содержанием, не смог сконструировать философскую систему, тип интеллекта, который может «выдержать бесконечность», удержать в себе противоречие конечного и бесконечного.

Идя далее, необходимо признать, что искомая субстанция, обладающая бесконечностью, должна находиться вне мышления, представлять собой бесконечную реальную мощь, порождающую мышление как свой продукт на определенной ступени развития, благодаря чему мышление оказывается способным бесконечно следовать за бесконечной субстанцией, бесконечно отображать бесконечную субстанцию. Рассуждая таким образом, мы вошли в область глобального парадокса философской мысли, который еще предстоит осмыслить. Главное— впереди».

Философия Гегеля представляет собой крупнейший шаг вперед человеческого интеллекта, исторически новый тип интеллекта. В противоположность «химерам», по выражению самого Гегеля, субъективистского мышления Канта и Фихте философия Гегеля означает существенное продвижение к объективности, отношение к которой, как уже отмечалось, Гегель справедливо рассматривает в качестве главного критерия систем мысли. Разительное отличие Гегелева типа интеллекта от предшествующих хорошо выражает отношение к непосредственно понятой бесконечности: то, что вызывает у Канта страх, у Гегеля — скуку.

Достижения связаны преимущественно со вторым, выделенным нами, основанием гегелевской философии — идеей диалектики, идеей развития. Благодаря этой идее философия Гегеля, оставаясь в общем в рамках антропоморфической объективно-идеалистической парадигмы, переполняется объективным, по сути дела реалистическим и материалистическим, содержанием.

Главная заслуга Гегеля перед человеческой интеллектуальной культурой — открытие диалектического способа мышления, пока в его объективно-идеалистической форме и ограничениях. Гегелю принадлежит безусловная заслуга в открытии трех основных законов диалектики, рассматриваемых пока еще в качестве законов мышления, однако мышления как объективного и субъективного процессов. Важнейшим содержанием этих законов выступает мышление противоречиями, заложенными в самой сущности вещей и их мысленных отображений. Только такое мышление, способное «выдерживать противоречие», Гегель обоснованно считал действительно научным, способным приводить к истине. Мышление противоречиями, по Гегелю, есть мышление по способу отрицания отрицания, «абсолютной отрицательности», когда мысль закономерно проходит ступени определения, или абстрактно-рассудочную. противополагания, или диалектическую, отрицательно-разумную. соединения, или спекулятивную, положительно-разумную. Такое движение мысли обеспечивает, по Гегелю, обоснованность мысли, составляет «абсолютную культуру и дисциплину сознания».

Впервые в истории человеческой мысли Гегель вводит глубокую концепцию развития, в соответствии с которой он строит свою систему. Развитие, согласно Гегелю, развивается от простого к сложному. Если в бытии оно выступает еще как резкие переходы одного в другое, а в сущности — как рефлексия одного в другом, существование в другом, или, точнее, как противоречие, то в полном, развитом виде развитие выступает только в понятии. Гегель делает несомненную ошибку, полагая развитие развивающимся. Он не замечает парадокса в принятой им концепция развития развития. Парадокс развития до развития связан с другой крупной ошибкой философа — признанием логического начала развития. Постановка проблемы начала и предложенное философом ее решение, как уже отмечалось, имеют определенное ценное содержание, однако применение понятия начала к всеобщему и бесконечному процессу развития является глубочайшей ошибкой, обусловленной выбором мышления в качестве субстанции мира. В проблеме начала вышла наружу неспособность философа справиться с бесконечностью: вопреки ряду высказанных им разумных соображений о недопустимости обращения с бесконечностью как с конечным, Гегель фактически сам так и поступил, введя понятия начала, конца и круга. Вводимая Гегелем грандиозная конструкция интеллекта оказалась в конце концов бессильной перед истинной бесконечностью. Сама идея «развития развития» содержала недопустимое смешение развития как бесконечного процесса с развитием, с которым Гегель обращается как с конечным. Прозрачное до известного момента понятие бесконечности теряется далее в логическом тумане.

Однако, рассматривая уже сложившееся развитие, Гегель дает действительно глубокую его трактовку, во многом определившую последующее развитие философии, интеллектуальной культуры человечества. В процессе развития философ усматривает две стороны, которые он стремится удержать в тесном единстве. С одной стороны, развитие есть новообразование, возникновение нового, ранее не существовавшего, более сложного и совершенного, более богатого содержания. С другой стороны, развитие не есть чистое новообразование, а представляет собой закономерное развертывание исходного простейшего состояния, развертывание того, что было «в себе».

В учении о понятии развитие трактуется по аналогии с возникновением растения из зерна. Более развернутую характеристику развития Гегель дает в «Философии истории».

Анализ развития с логической неизбежностью приводил далее к вопросу: откуда берется то новое, которое никогда ранее не существовало? Точнее, понятие развития как новообразования и одновременно развертывания того, что было «в себе», неизбежно приводит к парадоксу развития, парадоксу возникновения нового. Однако Гегель никогда и нигде не доводил идею развития до формулирования парадокса развития. Идея развития не была «отрефлектирована» им до ее действительного основания. Представляется, что Гегель, полемизируя с Кантом и занимая несомненно более правильную, чем последний, позицию, в то же время в определенной мере недооценивает парадокс как этап становления понятия диалектического противоречия, в котором парадокс находит свое теоретическое разрешение.

Рассматривая развитие как действительный процесс усложнения, новообразования, роста богатства содержания, движения от низшего к высшему, Гегель выступает как подлинный диалектик. Его основной способ построения системы включал поэтому два момента: наращивание нового содержания и показ его логической связи с предшествующим содержанием. Каждый шаг построения философской системы включал эти два момента и должен оцениваться, как мы уже неоднократно отмечали, под углом зрения: что нового и насколько логично (последовательно, закономерно, обусловленно) вводится та или иная категория. Оценивая с этой точки зрения грандиозную систему философии Гегеля, мы можем заключить, что она представляет собой уникальную попытку расслоения, структурирования объективного мира и человеческого мышления, разложения, расслаивания их на множество элементов или абстракций и синтеза их в виде системы логики, природы и духа как ступеней и уровней абсолютной логической идеи. В этой колоссальной попытке абстрактной разборки мира на элементарные моменты и построения целостной системы Гегель во многом воспроизвел действительную структуру объективного мира и человеческой мысли.

На каждом историческом этапе развития общества человеческий интеллект представляет собой сложную смесь различных исторических типов интеллекта, включая нерастаявшие айсберги давно преодоленных типов. Сложность и противоречивость развития человеческого интеллекта заключается в том, что эти нерастаявшие айсберги первобытных типов интеллекта могут иметь даже более широкое распространение, чем научный интеллект. Тип интеллекта, введенный гениальным Гегелем, был ассимилирован общечеловеческим интеллектом лишь частично.

По степени развернутости и сложности интеллектуальной конструкции Гегелева система философии до сих пор не имеет себе равных. Однако одним из секретов описанного успеха этой философии как грандиозной и глубоко структурированной системы оказывается...ложность избранного главного ее основания — сведения мира к мышлению, духовно-логической реальности. Гегелю удалось создать уникальную, не имеющую по степени разработанности равных себе систему и в силу того, что философ гениально угадал, схватил многое в действительной структуре мира и человеческой мысли, и потому, что он многое схоластически домыслил, постоянно вводил натяжки, искусственные построения. В современной научной философии столь грандиозная и изощренно построенная система не создана не потому, что эта философия якобы концептуально слабее (дело обстоит как раз наоборот), а потому, что научная философия не допускает схоластических, искусственных построений и натяжек. Построение развернутой, аналогично гегелевской, системы научной философии — задача несравненно более сложная.

В диалектике Гегеля необходимо различать два плана — более непосредственный, в котором развитие выступает как процесс новообразования и преемственности, и скрытый. Если в первом философия обнаруживает богатейшее диалектическое содержание, то во втором... начинается его разрушение. В конечном счете, согласно Гегелю, развитие есть развертывание понятия, которое никогда не возникало, но вечно «пребывает у самого себя». В силу исходных идеалистических позиций в конечном счете теряет идею развития.

Замечательным достижением диалектики Гегеля, в отличие от прежних и современных нам ходячих трактовок эволюции, является идея аккумулятивного характера развития, согласно которой развитие есть процесс накопления, аккумуляции, сгущения и уплотнения содержания, благодаря чему всеобщее ничего «не забывает и не оставляет позади себя». Эта богатейшая идея позволила представить развитие не как плоский и одномерный, а как сложнейший процесс построения мира, долженствующего быть бесконечно сложным (хотя этого в философии Гегеля в конечном счете и не получилось). Идея аккумулятивного характера развития является ценнейшим приобретением человеческого интеллекта.

В прямой связи с идеей аккумулятивного развития находится другой интеллектуальный конструкт философии Гегеля — концепция мира, логической идеи как единого закономерного мирового процесса. Впервые в истории человеческой мысли предпринята попытка представить бесконечный мир как единую систему, а не скопление атомарных событий. Основой такого представления могла послужить только диалектика, идея аккумулятивного развития, ибо система мира, в которой отдельные его фрагменты связаны в единое целое, могла быть построена, цементирована только процессом развития, в котором каждая область или фрагмент мира построены из предшествующих, низших ступеней сложности. Грандиозная Гегелева попытка построения системы мира в конечном счете разрушилась под своей собственной тяжестью, ибо с самого начала была отягощена предвзятостью исходной концепции духовно-логической природы мира. Однако эта попытка представляет собой крупный прорыв человеческого интеллекта в область наиболее фундаментальных теоретических взглядов на мир, который рассматривается одновременно как единый и бесконечный.

Весьма важной составной частью Гегелевой концепции единого закономерного мирового процесса выступает концепция человека и общества как закономерного этапа мирового процесса. Несомненная заслуга Гегеля заключается в том, что он буквально построил человека и общество из развертывающегося мирового процесса. Это неоценимый теоретический опыт, который должен быть всецело учтен и использован современным научным интеллектом. Однако и в этом случае исходный предвзятый тезис Гегеля, превращение мира в духовно-логическую сущность привел к отрицательному результату. Человек, в трактовке Гегеля, фактически превращен в проявление понятия. В философии Гегеля не реальный, живой человек — подлинный субъект развития, а логическая идея, расщепленная на объект и субъект, в своей второй ипостаси — субъективности — движет человеком. Люди — марионетки в руках субъективности. Эта позиция определяет значение и смысл человеческого существования в их Гегелевой трактовке. Этот смысл, во-первых, заложен не в самой сути человека как человека, а в движущей им субъективности, идущей к своей цели — истине. Выше человека стоит объективный дух, прежде всего государство, которое несет в себе высший смысл, стоящий над человеком. Во-вторых, смысл человеческого существования усматривается Гегелем в постижении истины, поскольку дух движется к истине. Но эта истина оказывается пустой абстракцией, ибо она есть постижение достаточно бессодержательной логики развития мира. В-третьих, смысл человеческого существования, по Гегелю, заключается в развитии свободы, которая тоже оказывается пустой и бессодержательной, ибо ее нечем наполнить, поскольку Гегель не смог уловить истинную содержательную субстанцию мира и человека. В-четвертых, логическая идея или понятие Гегеля — это форма, что определяет уже отмеченную пустоту и формальность человеческого существования. Задача действительно научного интеллекта заключается, следовательно, в том, чтобы, использовав уникальные достижения гегелевской философии, найти подлинную реальную сущность и смысл человеческого существования, понять человека как действительного субъекта, творца самого себя и своей истории, раскрыть подлинное величие и достоинство человека.

Несомненным достижением нового типа интеллекта следует считать трактовку конкретного и всеобщего. Конкретное, по Гегелю, есть единство многообразия, совокупность многообразных сторон. Конкретное — результат развития от абстрактного, бедного содержанием, низшего, к высшему, богатому содержанием, сложному. До Гегеля всеобщее трактовалось по сути дела как пассивная в себе общность, тем не менее каким-то образом порождающая содержание мира, творящая мир. Гегель сделал крупный шаг вперед в понимании активности всеобщего. Этот шаг заключался в пересмотре представления о всеобщем (включая бога) как чисто всеобщем, лишенном внутренних различий, т.е. абстрактно-всеобщем. Гегель понял, что абстрактно-всеобщее, не замутненное особенным и различием, является мертвым, не может порождать развития особенного и единичного. С его точки зрения, всеобщее, включая в себя абстрактно-всеобщее, оказывается в то же время конкретно-всеобщим. Гегель предпринял во многом плодотворную попытку выработать теоретические абстракции, которые позволяли бы выразить, как всеобщее включает в себя особенное. Этот способ включения он описывает как содержание «в себе», в возможности, которое не есть чистое небытие, как существование идеально. Однако, как нами уже было показано, поскольку в конечном счете понятие, по Гегелю, существует первым, изначально, никогда не возникало, в конечном счете диалектическое представление о развивающемся конкретно-всеобщем отбирается Гегелем.

Крупнейшей ошибкой Гегеля, лежащей в истоках его философии, точнее, ее ошибочных сторон, которые привели к краху систему Гегелевой философии, выступает представление о том, что всеобщее порождает из себя, путем самоопределения, все конкретное богатство мира. Определение идеей самой себя выступает в качестве источника всего бесконечного богатства особенного и единичного. Этот способ понимания источника развития К. Маркс и Ф. Энгельс, как уже упоминалось, назвали «тайной спекулятивной конструкции» Гегеля.

Итак, философия Гегеля представляла собой мощный рывок человеческого интеллекта к познанию мира и самого человека. В целом введенный великим немецким философом способ мышления не был еще научным, хотя и содержал гениальный прорыв к истине. Универсальный интеллект, способный к безграничному познанию объективного мира и самого человека, который определяется как научный, человечеству еще предстояло создать. Этот интеллект, как подметил уже Гегель, должен был стать средством действительного постижения объективности, содержать универсальную формулу объективности. Действительно научный интеллект, как справедливо полагал тот же Гегель, должен быть способен схватывать бесконечное, иными словами, должен быть открыт бесконечности.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2917 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...