Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Интеллект Средних веков. Философия и наука. Религия и наука



Важный фактор - увеличение прибавочного продукта.

Религия – поддержка общественного строя, проникновение во все стороны общественной жизни. Маркс – религия выступает в качестве «наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции». Материализм практически исчезает.

Непосредственный производитель получает часть средств производства в свои руки и становится заинтересованным в производстве. Труд основан на коммунальном хозяйстве. Строгая феодальная иерархия, система вассалитета. Развивается рынок, что способствует укреплению общества, первоначально раздробленного, создание абсолютных монархий.

Особое место занимает церковь и религия, внеэкономическое принуждение и насилие.

Религия – господствующая форма мировоззрения. Церковь – важнейшее средство насилия. Маркс – «церковь – последний синтез и санкция феодального общества». Единственная проба построить общество на началах религии и на началах частной собственности, так как непосредственный производитель получает орудия труда в частную собственность. Полностью исключается материализм. Идейная нетерпимость – «молот ведьм» и инквизиция. Протестанты сожгли еще больше ведьм.

Схоластика – господствующее положение в философии – путь постижения философии разум, логические рассуждения.

Цель философии в то время – обоснование и систематизация христианского вероучения. Характерная черта – слепая вера в непререкаемые авторитеты.

Источники схоластики – учение Платона, идеалистические идеи Аристотеля, Библия, писания «отцов церкви».

Схоластика – рационалистическая теория в богословии. Ход в сторону рациональности. Основное понятие схоластики – бог. Схоластика базируется на Аристотелевой концепции. Форма форм, неподвижный перводвигатель. Бог создал мир из ничто. Догмы христианской церкви: 1) умственно постижимые; 2) непостижимые – только для человека. Постижимые – доказательства бытия бога. Поэтому он постижим. Непостижимые – подтверждение создания мира из ничто.

«Суммы философии». От крупных доказательств к мелким. Умение оперировать вопросами и ответами. Доказательство бытия бога встает в античное время, то есть идет через всю историю богословия. У Платона и Аристотеля прямых доказательств нет. Платон – «Оправдание Сократа». Ансельм Кентерберийский – 11 в. – настоятель – первый создал формулировки.

Фома Аквинский (3 в. н.э.) – «Философия – служанка богословия». Цель – разработка богословия / вероучения. Написал - «Сумма теологии», «Сумма против язычников» - построены на основе вопросов с категорическими ответами. Он рассматривал бога как «чистую форму», первопричину и конечную цель всего существующего. Учение о божественно творении мира, дальнейшее развитие концепции гилеморфизма. Вещи суть единство материи и формы. При этом материя – результат божественного творения, она лишь «чистая возможность» вещей. Вещи становятся вещами только благодаря форме, источником которой является божественная сущность, «чистая форма». Фома делил все догматы веры на разумно постижимые человеком (бог существует, бог един, человеческая душа бессмертна и т.д.) и разумно непостижимые, которые должны быть приняты на веру, так как они сверхразумны (догмат о сотворении мира).

Схоластика до предела доводит антропоморфизм. Рассматривая бога как абсолютное бытие, как бесконечный разум и всесовершенство, схоластика заостряет внутреннее неразрешимое противоречие понятия бога, что особенно выявилось в разработке доказательств бытия бога.

Фома Аквинский – 5 доказательств бытия бога, отверг доказательства Ансельма. Фома движется к осмыслению – «великий логист». Сформулированные 5 доказательств Фомы можно свести к двум основным – космологическому и телеологическому.

Доказательства бытия бога:

1) Онтологическое (его выдвигали также Августин Блаженный и Ансельм Кентерберийский) – бог мыслится как всесовершенное существо, но нельзя мыслить всесовершенное, не мысля его существующим, а это подразумевает его существование. Вывод – бог существует. «Предвосхищение принципа» - уже заранее. Кант показал, что доказательства 2 и 3 – это варианты первого доказательства. Фома отверг это онтологическое доказательство.

2) космологическое – причинность. Появление в философии понятия причины – его ввел Демокрит. Все имеет свою причину. Должна же быть последняя причина. Последняя причина и есть бог. Причина всех причин бог, но это предвзято, так как нужно именно это доказать. Вывод о последней причине ниоткуда не следует, является предвзятым. Ниоткуда не следует, что последовательность вещей или событий не должна быть бесконечной.

3) теологическое – мир устроен целесообразно, поэтому должен быть тот, кто упорядочивает. Фома забывает о самоорганизации. Все в мире взаимосвязано – что, если бы не было дождя, то и не было бы травы и так далее. Должен же кто-то должен был придумать эту целесообразность. Представление о материи как об абсолютно пассивном начале. Антропоморфизм. В основе лежит также предвзятая мысль о том, что материальные явления сами по себе не могут обладать никакой упорядоченностью и согласованностью, что последние могут быть объяснены только существованием активной формы (творца).

4) этическое – бог – гарант нравственных норм.

5) Кураев – окончательных доказательств быть не может, поэтому надо только верить. Нет доказательств небытия бога – современное доказательство.

Гегель – «хитрость понятна», они маскируют под собой доказательства небытия. В какой мере они не верны.

1) онтологическое доказательство – если люди мыслят, то отсюда не следует, что бог есть.

2) не верно, что есть последняя причина. Мир весь причинно обусловлен – нет места для бога.

3) мысли не обуславливают существование и формы мира. Сама материя обладает активностью.

Вокруг всех доказательств бытия бога – алогический туман.

Бог как неподвижный перводвигатель – неподвижное не может ничего двигать.

Наука и философия теряют самостоятельный статус. Вера доминирует над разумом, который должен был искать доказательства веры.

Этапы:

1) апологетика – 1-2 вв. н.э. – Тертуллиан.

2) Патристика – 2-8 вв. н.э. – Августин (4-5 вв.). Влияние Платона. 3 в. – Тертуллиан – «верую, так как абсурдно».

3) Схоластика – с 9 в. – Фома Аквинский – схоласт (1225 – 1274 гг. – «Божественный доктор», «христианизированный Аристотель»). Фома Аквинат противопоставляет град земной и град божий. Влияние Аристотеля – идеалистические моменты. Также довел до предела концепцию христианства. Августин – материя порождена богом. Бог создал мир из ничего – так обозначились пределы религиозного мировоззрения.

Особенность средневекового интеллекта – неприятие естественнонаучного объяснения. Конечное объяснение всего – божественный вымысел. Поэтому – уничтожение любых проявлений реалистической парадигмы (инквизиция, сожжения ученых – Сервета и Бруно).

Итоги для Средних веков:

1) Принципиальное исчерпание антропоморфической парадигмы в ее религиозной форме, что подготовило расцвет естественнонаучного и философско-материалистического мышления.

2) развитие формальной логики, обсуждение сложных философских проблем (бесконечности, например);

3) формулирование парадоксов с мощным диалектическим содержанием – например, про всемогущество бога – «может ли всемогущий бог создать такой камень, который не сможет поднять?»;

4) появление первых университетов (первый университет - Болонья – 1088 г.; Париж – 1160 г.; Оксфорд – 1167 г.; Кембридж – 1209 г.; Принстон – 1711 г…);

5) усиление интереса к естествознанию – Роберт Гроссетест (Париж) и Роджер Бэкон (Оксфорд) - достигли больших успехов в оптике.

6) Провал в том плане, что был мало развит материализм. В условиях отсутствия конкуренции с материализмом философия выродилась. Итог подвел Уильям Оккам – разделил религию (вера) и науку (разум). Но нельзя феодализм считать провалом в целом. В форме религии проходит развитие человеческой мысли. Люди приучаются мыслить о высоком – форма освоения крупных категорий и проблем. Жесточайшие диспуты между школами. Оттачивается понятие морали.

Позже Средних веков развивается 2 направления философии. Номинализм и реализм. Спор о природе универсалий. Реалисты считали, что существует объективно – божественное понятие, форма. Номиналисты – только названия для сходных вещей. Концептуалисты – не просто сходные вещи, а что-то большее. Формируются категории. Проблема всемогущества бога скрывает идею бесконечного. Больше самого себя.

Изучение природы проходило под углом бога. Природа – творение бога. Математика – знаки бога. Появляется алхимия.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 687 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...