Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

управление креативностью 25 страница



Роли «мечтателя», «реалиста» и «критика» соответствуют не столько отдельным ти­пам личности, сколько склонности человека выражать определенную установку или метапрограмму в группе или команде.

Системы и группы интуитивно стремятся к равновесию и пропорциональному соот­ношению различных процессов и функций.

Важно, чтобы менеджеры (особенно на руководящих должностях) развили в себе способность выполнять все три функции —«мечтателя», «реалиста» и «критика». По­зиция руководителя в группе нередко совпадает с метапозицией.

Упражнение направлено на то, чтобы руководитель выявил и признал каждую роль и ее конструктивный вклад в креативный цикл.

Практикум

Вспомните, в каких эффективных и неэффективных командах вам доводилось работать.

Определите, как члены этих команд естественным образом брали на себя роли «меч­тателя», «реалиста» и «критика».

Как эффективное управление и координация трех ролей влияют на эффективность группы?

Какой степенью гибкости обладали члены различных групп применительно к их ролям?


Часть III. Управление групповой креативностью

Раздел 9.2. Типы коммуникативных стратегий

Ключевым аспектом управления креативностью группы является коммуникационная стратегия, принятая руководителем или лидером группы. В предыдущих разделах книги мы исследовали креативный процесс применительно к индивидуальной креативности и со-креа-тивности. Наиболее фундаментальное определение креативности под­разумевало до сих пор, что креативность включает расширение карты, на основании которой работает человек или группа. Стимулирование креативности включает преобразование карты для раскрытия новых пространств, будь то проблемное пространство или пространство ре­шения. Мы уже исследовали ряд нейролингвистических процессов, связанных с расширением карт восприятия; в числе этих процессов:

Физиология человека или группы.

Когнитивные карты и каналы восприятия, используемые челове­
ком или группой.

Паттерны метапрограмм, уделяющие непосредственное внимание
различным областям пространства восприятия.

Убеждения, ценности и допущения, связанные с мотивацией,
а также дозволенностью креативности.

Все эти влияния осуществляют свой вклад в креативность группы и отдельных людей. Коммуникативная стратегия менеджера включа­ет способ определения и направления этих четырех ключевых элемен­тов креативности.

Уровни коммуникации

При формировании коммуникативной стратегии важно помнить, что существуют различные типы групповых целей, связанных с различ­ными уровнями групповых процессов («кто», «почему», «как», «что», «где» и «когда»). Уровни «что», «как» и «почему» — особенно значи­мый аспект для групповой креативности, равно как и для индивиду­альной и со-креативности. При управлении другими людьми важно учитывать ценности, убеждения и виды ТОТЕ, которыми оперирует группа. Нередко ситуации, которые воспринимаются как ограничива­ющие или сдерживающие, связаны с допущениями или убеждениями относительно того, в каких контекстах уместно или дозволено прояв­лять креативность. К примеру, ценности и убеждения членов группы влияют на чувство мотивации и дозволенности. Если дать группе пра­во собственности на идею, однако затем привести такие доказатель-


Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением

ства, которые заставят членов группы воспринимать невыгодные идеи как ошибки, а не как обратную связь, группа может испытать еще боль­ший стресс.

Стимулировать и направлять креативность позволяют различные уровни действий. Некоторые действия могут совершаться на уровне окружения и поведения — устанавливая «где», «когда» и «что» при­менительно к временным фреймам, ограничивающим факторам и дей­ствиям. Другие действия включают установление планов, стилей мышления и метапрограмм, позволяющих выявить индивидуальную компетентность — «как». Очевидно, что действия на уровне «поче­му» — убеждения и ценности — являются особенно значимыми для групповой креативности. Возможны также действия на уровне «кто». Создание командного духа включает установление идентификации группы. Таким образом, менеджер может использовать различные типы стратегий для работы с аспектами «хочу сделать», «как сделать», «возможность сделать» и «кому сделать». Например, на определенных уровнях консенсус может препятствовать креативному мышлению. Вместо того чтобы поощрять различия, он поощряет более однород­ный взгляд на проблему. Именно здесь приобретает значение разли­чие между уровнями процессов. При формировании команды менед­жер может определить цели применительно не к конкретным задачам, но скорее к ценностям или желаемым последствиям для группы. Важ­но изначально сохранить гибкость на уровне «что», но при этом до­биться консенсуса относительно пункта «почему». Коммуникативная стратегия может поощрять консенсус относительно «кто» и «почему», и вместе с тем — различия и расхождения точек зрения относительно «как» и «что». Если с «почему» и «кто» связано слишком много раз­личных взглядов, эти различия с большей вероятностью вызовут конфликт, чем окажутся продуктивными.

Анализ взаимоотношений

Управление взаимоотношениями и раппортом между двумя членами группы — важнейший элемент коммуникативной стратегии, которую использует руководитель, направляя креативный процесс группы. Фактически, в некоторых случаях усилия, прикладываемые к управ­лению креативностью группы, на 80% относятся к сфере отношений и на 20% — к сфере задачи. Стимулирование инноваций в организаци­ях и группах нередко подразумевает работу в большей степени с от­ношениями между людьми, чем собственно с инструментами, которы­ми они пользуются. Подумайте о каком-нибудь высококреативном


Часть III. Управление групповой креативностью

окружении, в котором вам довелось побывать. Насколько большое зна­чение имели отношения между людьми, помимо собственно орудий креативности? Многие из наиболее важных креативных достижений берут начало из со-креативных усилий партнеров или команд. Совмест­ная деятельность, основанная на взаимодействии между людьми, не­редко оказывается более значимой для инновационного мышления, чем инструменты, с помощью которых осуществляется сама работа.

Взаимоотношения создают пространство для креативности. В этих взаимоотношениях могут быть задействованы две-три ключевые фи­гуры или целая группа. Высокой интенсивностью могут характеризо­ваться отношения между несколькими людьми, но здесь все зависит от конкретного типа креативности. Влияние взаимоотношений будет различным в зависимости от типа креативности, который требуется от группы. К примеру, японские компании в отличие от американских не поощряют ситуацию, в которой бы два или три креативных человека вели проект. Они предпочитают работать в контексте общего движе­ния, где креативный вклад вносят все члены группы. В таком контек­сте будет осуществляться инкрементальный/прирастающий тип креа­тивности, в отличие от креативности «прорывов» или «вдохновитель­ной» креативности, которая основана на взаимоотношениях, построенных вокруг передовиков производства. Соответственно раз­личаются и результаты — в зависимости от схемы отношений и ком­муникативной стратегии. Это не отменяет значимости индивидуаль­ных усилий каждого участника, но признает тот факт, что чувство са­мосознания членов группы применительно ко всей группе играет важную роль.

При формировании стратегии управления креативностью важно осознавать, что роль отдельного человека — участника группы — от­личается от роли этого же человека в более крупной организации. Ино­гда, собирая новую команду, вы вынуждены позволить ролям сформи­роваться самостоятельно. Что касается команды, здесь роли в креатив­ном процессе не обязательно связаны с функцией и ролью в рамках более крупной компании или организации. Человек может выполнять роль «реалиста» применительно к организации и роль «критика» в меньшей по размеру группе.

Влияние репрезентативных каналов

Репрезентативные каналы — другое важное измерение коммуникатив­ной стратегии менеджера Различные репрезентативные каналы и вер­бальные паттерны направляют когнитивные процессы членов группы


Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением

и влияют на восприятие взаимоотношений между ролями в группе. К примеру, письменное отражение хода беседы — простейший способ поощрить консенсус, поскольку, стоит только записать идею на доске, выдвинувший ее человек перестает плотно ассоциировать себя с соб­ственным предложением. Облечение идеи во внешнюю форму позво­ляет отделить «что» от «кто». Когда человеку приходится постоянно вербализировать собственную идею, чтобы внедрить ее в групповой процесс, получается, будто его идентификация ассоциируется с этим предложением или планом. А такого рода ассоциации порождают кон­фликты особого рода. Эффективная коммуникативная стратегия со­гласует каналы и режимы коммуникации, чтобы достичь разных уров­ней цели и сохранить раппорт между членами группы.

Различные каналы коммуникации и репрезентации обладают раз­личными преимуществами и используются для разных целей. Суще­ствует ряд способов усилить репрезентативные каналы, чтобы повы­сить креативность:

Расширить наиболее часто используемый и наиболее ценный ка­
нал (увеличить его силу).

Использовать редко используемый канал, чтобы отыскать новый
способ мышления или восприятия (укрепление слабых мест).

Акцентировать репрезентативный канал, который наиболее умес­
тен или пригоден для конкретного когнитивного процесса или типа
креативности.

Усилить синестезию или общие области для различных репрезен­
тативных каналов.

Автоматическое допущение того, что окружающие пользуются та­ким же стилем мышления, как и вы, таит в себе опасность. Иногда че­ловек может не иметь привычки к визуализации, даже если часто го­ворит о таких вещах, которые требуют способности к визуальной па­мяти или конструированию. В других случаях человек может иметь склонность к излишней концентрации на конкретном образе, который «впечатан» в его сознание и выделяется своей уникальностью или беспрецедентностью. В проблемных или стрессовых ситуациях люди склонны прибегать к помощи наиболее привычных репрезентативных каналов.

Стили мышления

Мы нередко допускаем, что когнитивные способности окружающих со­впадают с нашими. Однако чаще всего это не так. В ходе коммуникации


Часть III. Управление групповой креативностью

с другими важно соответствовать каналам репрезентации собеседни­ка, чтобы установить раппорт с ним.

Стили мышления выражаются посредством различных видов фи­зиологических признаков. С точки зрения НЛП физиологические ключи, связанные с конкретными репрезентативными каналами, яв­ляются очень действенным средством направления или концентрации внимания. На уровне целой группы паттерны макрофизиологии, ре­чевые паттерны и репрезентативные каналы могут служить для под­стройки и ведения, задавая группе общий стиль мышления.

На макроуровне состояние человека, выполняющего ту или иную роль, определяет его результативность плюс установка. Установка может быть представлена применительно к кластеру паттернов мета-программ, которые этот человек проявляет в отношении своей цели.

Один из принципов креативности, который мы уже исследовали, придает особое значение широте охвата проблемного пространства. В этом смысле ни одна метапрограмма, или паттерн метапрограммы, или стиль мышления не являются правильными или неправильными. Успешность группы зависит от ее способности охватывать нужные аспекты проблемного пространства. В каком-то смысле менеджер дол­жен в конечном итоге получить доступ ко всем пространствам: крат­косрочное и долгосрочное, будущее, прошлое, задача, взаимоотноше­ния и т. п.

Системы стремятся обрести равновесие собственными силами. При наличии общего состояния системы и приращения изменений, на которые направлена системная метапрограмма, паттерн может:

расшириться,

обрести нейтральность/сбалансироваться,

утратить полярность,

трансформироваться во что-то другое.

Модель SCORE

Ключ в том, чтобы найти наиболее подходящий вариант приращения, с помощью которого можно осуществлять подстройку с ведением ме­тапрограммы для новой области проблемного пространства. Модель SCORE и кластеры метапрограмм могут быть использованы как осно­ва для расширения восприятия проблемного пространства и про­странства решения, чтобы решить проблему максимально тщательно. Для охвата различных областей проблемного пространства годятся


Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением

различные кластеры метапрограмм, ассоциированные с элементами SCORE. Например:

5 — Симптом — прочь от; прошлое/настоящее; краткий срок; действие; другое. С — Причина — прочь от; прошлое; длительный срок; эмоция; другие/Я. О — Результат — по направлению к; будущее; краткий срок; видение; Я. R — Ресурс — по направлению к; настоящее; краткий срок; действие; Я.

Е — Эффект — по направлению к; будущее; длительный срок; видение; кон­текст.

Основная цель коммуникативной стратегии для работы с груп­пой — координация различных типов креативных процессов. Вообще говоря, члены наиболее креативной группы обладают общими целя­ми, общими доказательствами, однако признают и поощряют индиви­дуальные различия в том, что касается способностей и действий.

12-3335 '


Часть III. Управление групповой креативностью РАЗДЕЛ 9.2. КАРТА А

Типы групповых целей и уровней переживания

 
Создание командного духа — уровень «кто»   Выявление способностей каждого участника команды — уровень «как»   Определение хрономет­ража действий —уровень «где/когда»
         
  Различные типы операторов   Различные типы наблюдаемых доказательств  
                 
  для достижения целей на различных уровнях  
                     

Ключевые положения

Существуют различные типы групповых целей, связанные с различными уровнями групповых процессов («кто», «почему», «как», «что», «где» и «когда»).

Существуют различные типы стратегий (операторы и доказательства) для работы с аспектами «хочу сделать», «как сделать», «возможность сделать» и «кому сделать».

Практикум

Вспомните, как вы работали в группе или команде.

Как происходило сообщение и работа с различными уровнями целей? Как члены группы передавали друг другу и устанавливали такие аспекты, как замысел, роли, задание, хронометраж и ограничивающие факторы?

Какие виды проблем могут возникнуть в группе, лишенной чувства идентичности или «командного духа»?

Какие виды проблем могут возникнуть в группе, лишенной чувства замысла или цен­ностей?

Какие виды проблем могут возникнуть в группе, лишенной четкого чувства направ­ления или правил взаимодействия?

Какие виды проблем могут возникнуть в группе, лишенной чувства времени или огра­ничивающих факторов?


Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением

РАЗДЕЛ 9.2. КАРТА Б

Влияние раппорта релевантно для контекстов комму­никации   ♦■ Управление взаимоотноше­ниями имеет решающее значение   В контекстах коммуникации креативность системы (Я — другие) на 80 % отно­сится к взаимоотношениям и на 20 % — к задаче  
           
         
Выявление креатив­ности в других озна­чает работу над взаимоотношениями с целью«создать пространство» для креативных процес­сов (одного или не­скольких человек)   В Японии широко рас­пространены такие креативные взаимоот­ношения, результатами которых является по­шаговая креативность (по контрасту с «вдох­новительной» креатив­ностью)    
  Влияние взаимоотношений различается в зависимости от типа креативности  
     
             
Тип личности и интенсивности ценностей, а также самоосознание относительно других могут повлиять на креативность данного человека   Идея, предложенная группе, должна стать идеей группы, и только тогда члены группы будут мотивированы на работу  
                     

Ключевые положения

Управление взаимоотношениями и раппортом между членами группы — важнейший элемент эффективного креативного процесса группы.

Влияние взаимоотношений различается в зависимости от типа креативности, кото­рый требуется от группы.

Практикум

Какие виды проблем могут возникнуть в группе, лишенной чувства роли и ролевых отношений?

Подумайте о различных ролях, которые играют взаимоотношения и раппорт между членами группы в различных видах контекстов, требующих креативности.

В каких видах контекстов взаимоотношения между членами группы имеют меньшее значение? В каких — большее значение?

12*


Часть III. Управление групповой креативностью

РАЗДЕЛ 9.2. КАРТА В

1. Ma макроуровне полез­ным оказывается внеш­нее выражение идеи в различных письмен­ных формах (диаграм-   Это помогает отделять «что» от «кто» в крити­ческих замечаниях; в противном случае сме­шение этих уровней вызывает конфликты —•*>■    
помогает наделять (вербальной) формой и структурировать кластеры чувств/ интуитивных ощущений
мы, схемы)   «Паритет» между дея­тельностью человека и его идентификацией    
 
      Роль члена группы отличается от его сшганизаиионной
2. На микроуровне использование слова   а       (институциональной) группы
кроме позволяет диф­ференцировать
  того    
«мы» указывает на позицию группы     роли («ты» и «Я») в контексте «мы»   Определение ролей в команде помогает
              решить проблемы с идентификацией

Ключевые положения

Роль отдельного человека как члена команды отличается от его роли в более круп­ной организации.

Различные репрезентативные каналы и вербальные паттерны направляют разными путями когнитивные процессы членов группы и влияют на восприятие взаимоотно­шений групповых ролей.

Эффективная стратегия коммуникации согласует каналы и режимы коммуникации для достижения целей различных уровней и сохранения раппорта между членами группы. Практикум

Приведите пример группы или команды, в которой ваша роль как члена команды су­щественно отличалась от роли в организации в целом.

Какие виды препятствий для креативности может породить недостаточность раппорта между членами группы?

Подумайте, какие виды каналов коммуникации более эффективны для сообщения различных уровней информации членам группы (т. е. «что», «как», «почему» и т. п.). Исследуйте влияние мышления на группу применительно к оппозиции «мы»: «Я»/«ты».


Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением РАЗДЕЛ 9.2. КАРТА Г

  Каналы/чувства обладают различной полезностью     Вербальный канал помогает включить   Визуальный канал является более  
  в зависимости от того, как они используются   проблему в после­довательность       пригодным для синтеза  
               
  Использование другим человеком того же кана­ла репрезентации укрепляет раппорт   Два способа «вести» окружающих: 1. Обогащение основного (привычного) канала использование собст­венных преимуществ 2. Заимствование опыта   И: «подтолкнуть» наибол подходящий для даннс стиля мышления кана/ к инициализации: • логический/вербаль ный для критика; • визуальный для мечтателя ее )ГО
       
      другого человека приме­нительно к другим кана­лам/чувствам Укрепление собственных «слабых мест»      
  Когда человек достигнет пре­дела возмож­ностей, возвра­щайтесь к его основному каналу  
   

Использование синестезии имеет значение для креативности

Ключевые положения

Различные каналы коммуникации и репрезентации обладают различными преиму­ществами и могут использоваться по-разному.

В проблемных или стрессовых ситуациях люди нередко полагаются на наиболее при­вычный репрезентативный канал.

При коммуникации с другими согласование канала репрезентации — важный спо­соб установления раппорта. Существует целый ряд способов усилить креативность с помощью репрезентативных каналов:

Обогатить наиболее часто используемый и высоко ценимый канал (укрепление
преимущества).

Задействовать редко используемый канал, чтобы найти новый способ мышления
или восприятия (укрепление «слабого места»).

Акцентировать репрезентативный канал, наиболее уместный или приспособлен­
ный для конкретного когнитивного процесса или типа креативности.


Часть III. Управление групповой креативностью

4. Усилить «общие точки», или синестезию, между различными репрезентативными каналами.

Практикум

Подумайте, какие репрезентативные каналы вы предпочитаете использовать приме­нительно к различным видам задач в группе.

В чем, как вы думаете, заключаются преимущества картин и образов? Написанных слов? Произнесенных слов? Ощущений?

На какой репрезентативный канал вы опираетесь больше всего в проблемных или стрессовых ситуациях?

Определите нескольких знакомых, с которыми вы ощущаете прочный раппорт. В чем схожи ваши способы репрезентации и мышления?

Приведите примеры того, как вы усилили собственную креативность или креатив­ность других людей посредством:

Обогащения наиболее часто используемого и высоко ценимого канала (укрепле­
ние преимущества).

Задействования не так часто используемого канала с целью найти новый способ
мышления или восприятия (укрепление «слабого места»).

Акцентирования репрезентативного канала, наиболее уместного или приспособ­
ленного для конкретного когнитивного процесса или типа креативности.

Усиления «общих точек», или синестезии, между различными репрезентативны­
ми каналами.


Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением РАЗДЕЛ 9.2. КАРТА Д

Стили мышления/репрезентативные каналы в групповых процессах

Во время групповых взаимодействий стили   Наблюдайте за 1 L. Подстроиться под
мышления меняются   ассоциированными: членов группы.
от видения к:   • речью; что6ы 2 !. Сконцентрировать/
• логике;   • физиологическими f >ести окружающих
• эмоции;   ключами и их после- к желаемому стилю
• действию   довательностью, мышления
 
Подстройка к после-     Иногда люди кон-
довательности всех Без подстройки Человека можно центрируются на
чувств в рамках пси- человек ощущает. «привести» к та- «видении», кото-
хического процесса. что в коммуника- кому типу репре- рое является ре-
используемого чело- ции других ему зентации, кото- зультатом имприн-
веком, весьма эф- «чего-то недо- рый он обычно тинга, имевшего
фективна для ком- стает» не использует место задолго
муникации     до того
         

Никогда не позволяйте себе допустить, что стиль мышления окружающих идентичен вашему

Ключевые положения

На уровне целой группы для подстройки и ведения общего стиля мышления могут быть использованы паттерны макрофизиологии,языка и репрезентативных каналов.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 275 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...