Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

управление креативностью 29 страница



Какие аспекты вашего собственного поведения в группе вы осознаете в наименьшей степени? В наибольшей степени?


Часть III. Управление групповой креативностью РАЗДЕЛ 9.7. КАРТА Б

Задачи наблюдателя

         
Психологические сигналы • Какие сигналы подает каждый из членов группы: о микросигналы; о макросигналы (физи­ческие движения)? • Как они меняются в зави­симости от вмешатель­ства руководителя? • Как руководитель группы использует эти и другие сигналы для стимуляции группы и управления ею?   Сигналы логического уровня • Кто подает сигналы о «что», «как», «почему»? • Какова последова­тельность уровней, необходимых для охвата всего про­странства? • Как руководитель «управляет» уровнями (с какого начинает, каким заканчивает)?   Сигналы метапрограмм • Какие метапрограммы использует каждый из участников? • Какие паттерны взаимо­действия здесь обнару­живаются? • Какие метапрограммы входят в одну последо­вательность? • Как меняются метапро­граммы в ходе реакции на окружающих?

Ключевые положения

Наблюдение заязыковыми паттернами и поведением окружающих — хороший спо­соб понять и оценить собственные знания. Кроме того, это важнейший навык для менеджера.

Наблюдение за динамическими паттернами внутри группы предполагает другие ак­центы, нежели наблюдение за отдельными людьми.

Помимо наблюдения за ключевыми микро- и макроповеденческими сигналами, ко­торые подают отдельные участники группы, важно следить за тем, как эти сигналы меняются в зависимости от вмешательства руководителя, а также в ходе реакции на других членов группы. Важно отмечать также, как руководитель команды использует эти сигналы, чтобы «калибровать» и «вести» группу.

Полезно наблюдать не только за тем, какие конкретно участники подают сигналы о различных уровнях («что», «как», «почему», «кто» и т. п.), но и за тем, в какой после­довательности группа рассматривает вопросы, связанные с разными уровнями, и в какой последовательности руководитель группы управляет этими вопросами. Помимо наблюдения за тем, как участники акцентируют те или иные паттерны мета­программ, важно отмечать последовательность, в которой эти паттерны реализуют­ся, а также — как члены команды изменяют или гиперболизируют метапрограммы, реагируя на метапрограммы других. Практикум

Вспомните какое-нибудь из уже выполненных упражнений, в котором вам пришлось наблюдать за паттернами поведения или языка.

Как вы осуществляете наблюдение за динамическими паттернами групп в профессио­нальной реальности? За чем вы обычно следите?

Какие области навыков наблюдения вы хотели бы расширить, чтобы повысить свою эффективность как руководителя?


Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением ЩЩ&11 РАЗДЕЛ 9.7. КАРТА В

  Инструкции по проведению наблюдений в группе    
Наблюдения не должны представлять собой оце­ночные суждения   Функция обозревателя заключается в том, чтобы за счет повышения осознания вести к усовер­шенствованию процесса  
i    
Уважайте другие карты мира С целью охватить максимум просгранства(проблем-ного/решения) и сделать его «общим»  
Ролевой игрок может   Например, чтобы исследо-   Применительно к конкрет-
перейти в позицию наблюдателя входе   вать причины проблемы   ной системе и релевант­ным для нее лицам/
или по завершении Более того, человек может перейти в несколько пози­ций восприятия (в собст­венную или чужую «шку- «сторонам», зачастую но найти несколько «почему», которые не димо интегрировать мож-
группового процесса, чтобы усовершенст­вовать свое восприя­тие проблемы обхо-
      ру», или в позицию наблю­дателя), чтобы сконструи­ровать «прежние» цели: • группового взаимо­действия • общения с другими Наблюдать за чьей-либо «ролевой идентифика­цией» с точки зрения чьей-либо «полной лич­ной идентификации»
                   

Ключевые положения

При наблюдении динамики группы особенно важно отмечать, как происходит управ­ление различными уровнями процессов. Доскональность охвата различных уровней нередко предопределяет степень согласованности членов группы в том, что касает­ся и задачи, и взаимоотношений.

Доскональность охвата зависит от того, а) какие уровни охвачены, б) насколько глу­боко охвачен каждый уровень (т. е. «Я» —другие, длительный срок — краткий срок, чего следует достичь — чего следует избегать и т. п.) и в) сколько членов группы вовлечено в определение каждого уровня.

Ключевым навыком руководителя является способность определять, какие уровни релевантны для управления, применительно к конкретному проблемному простран­ству и рабочей группе.

Практикум

Вспомните, что вы узнали из данной книги о различных уровнях переживания, а так­же об управлении ими. Какие вопросы, связанные с уровнями, кажутся вам наибо­лее важными? За какими уровнями руководитель должен следить и на какие он дол­жен влиять в ходе группового креативного процесса?

Какие виды проблем и препятствий, по вашему мнению, возникают в группах, если не все релевантные уровни оказываются охваченными должным образом?


Часть III. Управление групповой креативностью РАЗДЕЛ 9.7. КАРТА Г

  Инструкции по проведению наблюдений в группе    
Наблюдения не должны представлять собой оце­ночные суждения   Функция обозревателя заключается в том, чтобы за счет повышения осознания вести к усовер­шенствованию процесса  
i    
Уважайте другие карты иира С целью охватить максимум пространства(проблем-ного/решения) и сделать его «общим»  
Ролевой игрок иожет   Например, чтобы исследо-   Применительно к конкрет-
перейти в позицию наблюдателя входе   вать причины проблемы   ной системе и релевант­ным для нее лицам/
или по завершении Более того, человек может перейти в несколько пози­ций восприятия (в собст­венную или чужую «шку- «сторонам», зачастую но найти несколько «почему», которые не димо интегрировать мож-
группового процесса, чтобы усовершенст­вовать свое восприя­тие проблемы обхо-
      дателя), чтобы сконструи­ровать «прежние» цели: • группового взаимо­действия • общения с другими Наблюдать за чьей-либо «ролевой идентифика­цией» с точки зрения чьей-либо «полной лич­ной идентификации»
                   

Ключевые положения

Задача осуществления наблюдений в группе заключается не в том, чтобы оценить эффективность руководителя или ролевых игроков, но в том, чтобы повысить осо­знание общего процесса участниками группы (включая других наблюдателей).

Лица, вовлеченные в групповой процесс, могут также перейти в позицию наблюда­теля — во время или после группового процесса, — чтобы получить метазнание и расширить собственную карту проблемного пространства или пространства решения.

Практикум

Приведите примеры ситуаций, в которых вы оказывали влияние на групповой про­цесс за счет того, что обеспечили осознание ими происходящего в группе.

Приведите примеры ситуаций, в которых вам удалось перемещаться из роли участ­ника в роль наблюдателя применительно к себе самому или участию в группе. Как это способствовало более эффективному восприятию и управлению процессом, в ко­торый вы были вовлечены?

Приведите примеры ситуаций, в которых вам удалось играть роль независимого наблю­дателя. Какие виды преимуществ и выгод вы извлекли из пребывания в этой позиции?

Приведите примеры ситуаций, в которых вы оказывались под наблюдением незави­симого наблюдателя. Какую пользу вы извлекли из этого опыта?


оды


В начале этой книги мы определили четыре основные задачи:

Дать определение креативному процессу на индивидуальном, груп­
повом и организационном уровне в терминах и масштабе НЛП.

Создать словарь, словарный запас, язык и ввести понятия, которые
будут поддерживать и укреплять креативный процесс.

Обеспечить ряд конкретных способов, с помощью которых можно
повысить эффективность работы, усилить и направить креатив­
ность отдельных лиц и групп.

Установить ряд способов определения различных типов креатив­
ных людей.

Выполнение этих задач должно было помочь нам: а) стимулиро­вать индивидуальную креативность за счет укрепления нашей собст­венной гибкости и креативности на повседневном уровне; б) управлять групповой креативностью, стимулируя инновации в рамках динами­ческих паттернов рабочей группы; и в) продвигать антрепренерские установки и убеждения.

В части I мы исследовали процесс индивидуальной креативности. Для начала мы провели различия между процессом и результатами креативности и установили базовое допущение НЛП: «Карта не есть территория». В рамках этого фрейма креативность является резуль­татом изменений и дополнений наших карт.

Мы ввели убеждение, согласно которому креативность — непре­рывный процесс, процесс постоянного увеличения гибкости и расши­рения карт, по которым мы живем. Как гласит закон необходимого раз­нообразия, креативность имеет большое значение потому, что наши действия и взаимодействия протекают в среде, изобилующей неопре­деленностью, вариативностью и изменениями. Процесс постоянной креативности приобретает все большее значение вместе с увеличением


Чааь Ш. Управление групповой креативностью

количества или интенсивности изменений и неопределенности в си­стеме.

Мы исследовали структуру креативного процесса применительно к основной петле обратной связи, которая определяется моделью ТОТЕ. Какие виды целей, доказательств и действий составляют креа­тивный Процесс того или иного человека? Как этот человек реагирует на проблемы? Это привело нас к понятиям «стратегии мышления» и «стили мышления». Мы признали, что процессы установления и ре­презентации целей, оценки доказательств и совершения действий — как минимум, на индивидуальном уровне — берут начало в нервной системе и проявляются в форме нейролингвистических программ. Эти программы обладают когнитивной структурой, которая может быть определена в терминах репрезентативных каналов и стилей мышле­ния, связанных с пятью органами чувств. Структуру креативного процесса можно описать согласно модели ROLE: модальность репре­зентации, ориентация этой модальности, связи между модальностями и эффект, к которому приводит репрезентация, применительно к бо­лее общему процессу.

Затем мы рассмотрели ряд физиологических факторов, влияющих на индивидуальную креативность, применительно к особенностям модели BAGEL. Мы исследовали, как можно способствовать психи­ческим процессам или управлять ими с помощью физиологических процессов, протекающих как на микро-, так и на макроуровне. Мы привели примеры того, как еле заметные микрофизиологические сиг­налы могут в тот или иной момент поддержать креативность или пре­пятствовать ей на индивидуальном уровне. Мы признали наличие макроаспектов физиологии в том, что касается общих видов деятель­ности или состояний, которые подготавливают вас к тому, чтобы про­явить креативность.

Кроме того, мы подтвердили наличие множества уровней влияния на креативность: влияние окружения, поведенческое, когнитивное, влияние, связанное с убеждениями, ценностями и допущениями, на­конец — влияние, связанное с чувством личной и профессиональной идентификации.

Нами был сделан вывод о том, что нет единственно правильного способа быть креативным, однако все виды креативности подчиняют­ся ряду общих принципов. Вариации зависят от людей, ситуаций и стадий креативности. Различные виды задач требуют различных ти­пов креативности (новаторство, открытие и изобретение). С помощью


Глава 10. Заключение и выводы

моделей и понятий НЛП мы сформировали и ввели стратегию, моде­лирующую креативный процесс Уолта Диснея, таким образом опре­делив общий цикл когнитивных процессов, характеризующихся функциями «мечтателя», «реалиста» и «критика».

В части II мы исследовали процесссо-креативности и способы при­менения креативности при решении проблем. Мы доказали, что креа­тивность при решении проблем требует доскональной репрезентации проблемного пространства согласно модели SCORE и последующего расширения карты с целью найти пространство решения, состоящее из других альтернатив и вариантов.

Действуя на основании базового принципа креативного решения про­блем — «нельзя решить проблему с помощью того же типа мышления, который ее создал», — мы признали, что когнитивные и поведенческие паттерны стратегии, эффективной в одном контексте, можно определить и перенести в другие контексты. Мы исследовали со-креативный процесс консультирования другого человека при переносе ТОТЕ из позитивного референтного контекста в ситуацию, требующую большего проявления креативных способностей. Нашей целью было перенести элементы про­цесса из эффективного контекста в менее эффективный, чтобы расши­рить карту, пространство восприятия, связанное с решением проблемы или репрезентацией потенциальных симптомов, причин, результатов или эффектов конкретной проблемной ситуации. Мы вновь подтвердили сделанный ранее вывод о том, что основная функция креативности — расширять пространство восприятия.

Одним из открытий, которые мы сделали в ходе упражнения на перенос ТОТЕ, стало следующее: зачастую наши допущения и убеж­дения фильтруют или блокируют определенные аспекты креативных способностей, которыми мы на самом деле обладаем. Установление и проработка или рефрейминг этих допущений могут, образно говоря, выпустить зверя из клетки.

Мы исследовали то, как использование множественных точек зре­ния и различных режимов восприятия, а также процессов латераль­ного мышления, позволяет эффективно расширять восприятие про­блемного пространства, определять ограничивающие допущения и бороться с ними, находить новые пространства решения. Мы предста­вили процесс «интервидения», задействующий визуальный канал репрезентации и латеральное мышление, как способ расширения пер­спективы и выявления множественных репрезентаций проблемного пространства.


Часть III. Управление групповой креативностью

В части III мы исследовали групповую креативность и ее приме­нение для достижения организационных целей и решения проблем. Мы установили, что управление креативным процессом группы, по сути, включает в себя координацию различных стилей мышления, сбалансированность фаз креативного цикла и согласование различ­ных уровней групповых процессов («что», «как», «почему», «кто») согласно маршруту переходных состояний, ведущих к желаемому со­стоянию (SOAR).

Мы изучили стратегии управления ситуациями, участники кото­рых обладают различными моделями мира, а также различными пре­имуществами и недостатками применительно к креативности. Затем мы исследовали паттернов метапрограмм как способ направлять ин­дивидуальные процессы креативности на более общем уровне (вре­менной фрейм, размер «группы», акцент на задаче или взаимоотноше­ниях и т. п.). В связи с этим мы рассмотрели проблемы, касающиеся управления циклом «мечтатель, реалист, критик» в группе, а также того, как руководителю группы следует поддерживать и уравновеши­вать эти виды мыслительных процессов, как последовательных, так и одновременных.

Мы затронули ряд вопросов, связанных с влиянием «кто» на креа­тивный процесс группы, где «кто» относится к организации, команде и руководителю группы. Мы установили значимость взаимоотноше­ний в связи с групповой креативностью и сравнили вопросы консен­суса и права собственности на идею применительно к комплементар­ным отношениям/отношениям равенства в группе.

Нам удалось определить, как различные инструменты, такие как репрезентативные каналы, метасообщения, психогеография, правила взаимодействия и другие когнитивные и поведенческие паттерны, могут наблюдаться и использоваться для пристройки и ведения груп­пового процесса. Затем мы синтезировали ряд этих понятий и дей­ствий в коммуникативные стратегии, которые позволяют нам в даль­нейшем исследовать новые перспективы и приведут к общему пони­манию проблемы.

Последнее упражнение — ролевая игра — помогло нам изучить синтез и значимость всех понятий, навыков и моделей НЛП приме­нительно к управлению креативным процессом в рамках группового взаимодействия; важную роль здесь сыграло наблюдение за физиоло­гическими сигналами, уровнями, метапрограммами и стилями мыш­ления.


Глава 10. Заключение и выводы

В заключение мы можем сделать вывод о том, что все методы управ­ления креативностью в НЛП — микро- и макро-, на индивидуальном или групповом уровне — попадают под действие трех основных прин­ципов креативности:

Понятие «фрейм результата» — даже стремление избежать чего-
либо должно укладываться в более широкие рамки стремления
прийти к какому-то результату.

Понятие «обратная связь в отличие от неудачи» — отсутствие успе­
ха не является признаком неудачи. На самом деле, это указание на
то, что следует изменить для достижения результата.

Фрейм «гибкости* — базовый принцип: если то, что вы делаете, не
работает, делайте что-нибудь другое — практически все равно что.


Часть III. Управление групповой креативностью

РАЗДЕЛ 10. КАРТА А

1. Допущения НЛП 2. Модель ЮТЕ 3. Стили мышления 4. Модель ROLE 6. Модель BAGEL
         
5. Физиология  
7.  
Микро- и макро­элементы, под­держивающие/ блокирующие креативность      
8. Базовые фреймы/ инструкции для креативности 9. Креативность и ре­шение проблем 10. Перенос элементов 7D7Fдля отдельного человека
       
11. Креативность как расширение про­странств воспри­ятия 12. Модель логических уровней 13. Влияние допущений и убеждений на креативность 14. Модель SOAR
15. Метапрограммы
 
16. Режимы, позволяю­щие управлять про­цессами креатив­ности 17. Фазы и позиции креативного про­цесса 18. Креативность в группах 19. Изменение, обуче­ние и креативность
               

Ключевые положения

НЛП сосредоточивает внимание на процессе креативности, в отличие от его содер­жания или результатов.

НЛП подчеркивает стратегии, подлежащие обобщению, а также принципы и «транс­контекстуальные навыки», в отличие от ограниченных поведенческих методов.

Ключевые предпосылки НЛП гласят, что карта не есть территория и что креативность по сути является процессом расширения и обогащения наших карт с целью повыше­ния эффективности и поиска новых возможностей на прежней «территории». Креативность необходима для достижения успеха и выживания. Мы вынуждены по­стоянно модернизировать и укреплять собственные карты, чтобы адекватно реаги­ровать на постоянно растущие изменчивость и неопределенность систем, элемента­ми которых мы являемся.

Креативность — это процесс, структура которого организована согласно модели ЮТЕ. Ее эффективноаь определяется типами целей, доказательств, действий и ре-


Глава 10. Заключение и выводы

акций на проблемы, которые определяют нейролингвистическую программу, посред­ством которой и осуществляется эта модель.

Креативность — многоуровневый процесс, подверженный влиянию как микроуров-невых (ROLE и BAGEL), так и макроуровневых (метапрограммы, состояния и допуще­ния) факторов.

Мы можем идентифицировать когнитивные и поведенческие паттерны стратегии, эффективной в одном контексте, и перенести их в другие контексты.

Выделяются три основных типа креативности (инновация, открытие и изобретение), которые соответствуют общему циклу креативного процесса, характеризующемуся функциями «мечтателя», «реалиста» и «критика».

Креативность в решении проблем подразумевает доскональную репрезентацию про­блемного пространства и последующее обогащение карты с целью найти простран­ство решения, состоящее из других вариантов и альтернатив (SCORE).

Использование множественных точек зрения, различных режимов репрезентации и процессов латерального мышления эффективно для расширения воспринимаемого проблемного пространства, а также поиска нового пространства решения. Нельзя решить проблему с помощью того же типа мышления, который ее породил.

Управление креативным процессом группы, по существу, включает координацию раз­личных стилей мышления, установление баланса между фазами креативного цикла и согласование различных уровней группового процесса («что», «как», «почему», «кто») согласно маршруту переходных состояний, ведущему к желаемому состоянию (SOAR).

Можно наблюдать и использовать различные инструменты,такие как репрезентатив­ные каналы, метапослания, психогеография, правила взаимодействия и другие ког­нитивные и поведенческие паттерны, и с их помощью осуществлять пристройку с ведением группового процесса.

Все разнообразие методов управления креативностью в НЛП — микро- и макроуров-невые, на индивидуальном или групповом уровне — вращается вокруг трех базовых принципов:

Фрейм результата: поскольку стимулом для креативности может быть желание до­стичь чего-либо или избежать чего-либо, креативный процесс всегда протекает в по­иске позитивного результата или пространства решения.

Обратная связь, а не поражение: внутри фрейма креативности не может быть пора­жений. Отсутствие успеха воспринимается скорее как а) решение другой проблемы, или б) обратная связь, несущая информацию о том, что следует откорректировать, а также — как это следует откорректировать.

Фрейм гибкости: креативность на глубинном уровне связана с наличием альтерна­тив. Перед началом любых действий важно запастись несколькими вариантами. На­личие выбора всегда лучше, чем его отсутствие. Если то, что вы делаете, не работает, делайте что-нибудь другое.


Часть III. Управление групповой креативностью

Практикум

Пересмотрите материал, изложенный в этой книге.

Какие новые когнитивные представления и знания кажутся вам особенно яркими?

Какой референтный опыт кажется вам наиболее ярким?

В чем вы приобрели осознанную компетентность?

В чем вы приобрели неосознаваемую компетентность?

Какой главный урок вы получили применительно к вашей собственной креативности?

Какой главный урок вы получили применительно к процессу со-креативности?

Какой главный урок вы получили применительно к управлению групповой креатив­ностью?

Какие наиболее ценные уроки вы лично извлекли из семинара?

Какие модели, понятия или навыки, по вашему мнению, окажутся наиболее полезны­ми или пригодными для вашей профессиональной реальности?

Какие уроки вы получили относительно того, что выходит за рамки креативности?


ПРИЛОЖЕНИЕ


Матрица коммуникации

Матрица коммуникации суммирует ряд ключевых параметров коммуникации.

1. Люди: отправитель сообщения —»получатель сообщения

1) Физическое измерение

Один — Я Некоторые — Я Многие — Я
Один — Один Некоторые — один Многие — один

Один — некоторые некоторые — некоторые многие — не­которые Один — многие некоторые — многие многие — многие

2) Измерение отношений — «статус»

Комплементарные (СЕО => руководитель подразделения) Симметричные (сотрудник отдела маркетинга <=> сотрудник отдела маркетинга)

Взаимные (сотрудник отдела маркетинга <=> сотрудник отде­ла развития)

Метакомплементарные (сотрудник финансового отдела => сотрудник отдела маркетинга: «некоторые равные более рав­ны, чем другие»)

3) Состояние:
А. Установка

Б. Метапрограмма

2. Сообщения (подразумеваемые/полученные):
1) Измерения сообщений

Микро- макро- парасообщение (тот же

уровень)


Приложение

2) Метасообщение: сообщение более высокого уровня о:

A. Типе отправленного сообщения
Б. Состоянии/статусе отправителя

B. Состоянии/статусе получателя

Г. Контексте, из которого отправлено сообщение

3) Типы/уровни сообщений:

А. Идентификация кто? миссия
Б. Убеждения/ценности почему? разрешение/
    мотивация
В. Способности как? направление
Г. Поведение что? действия
Д. Окружение где/когда? границы/
    ограничива-
    ющие факто
    ры
                Коммуникация            
       
                     
  Люди     Сообщения     Средство
                           
        !        
Отпра­витель Получа­тель   Содер­жание Мета-сообщение Канал Контекст Культура  
    j i      
Уста­новка Статус   Подразу­меваемые Получа­емые - Образы Ограни­чители - Допущения
                         
     
  Уровень   Голос Сроки - Правила
           
- Письменный
 
- Телесный

Рис. П.1. Матрица коммуникации





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 224 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...