Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

управление креативностью 20 страница



я.

*3. Изменение временного фрейма, в котором вы рассматриваете про­блему.

Преднамеренное изменение уровней восприятия, точек зрения и временных фреймов — эффективный метод инициализации креатив­ности и поиска новых пространств решения.


Часть III. Управление групповой креативностью РАЗДЕЛ 7.1. КАРТА А

Типы стратегий латерального мышления

                       
Метафоры   Аналогии       Референтные фреймы    
           
         
• влияют на наше вос­приятие реальности; • являются эффектив­ным способом репре­зентации глубинных аспектов, связанных   Символические репрезентации   Уровень фокуса   1-я позиция: собственная точка зрения; 2-я позиция: точка зрения другого  
             
Временной фрейм    
с нашими ценностями       человека;  
и идентификацией     Позиция   3-я позиция:  
                восприятия     точка зрения наблюдателя (позиция компании)  
       

Ключевые положения

Развитие навыков латерального мышления — важный способ обогащения восприя­тия и поиска пространства решения.

Метафора — одна из базовых форм латерального мышления.

Наше восприятие реальности подвержено влиянию со стороны глубинных метафор, согласно которым мы живем (а не наоборот). Метафоры нередко оказываются наи­более эффективным способом репрезентации проблем глубинных уровней, которые относятся к ценностям и идентификации.

Сдвиг фокуса на другие уровни влияет на восприятие того, какие элементы проблем­ного пространства являются значимыми.

Восприятие проблем подвержено влиянию временного фрейма, в котором мы их рас­сматриваем.

На наше восприятие проблем существенно влияют точка зрения или ракурс, в кото­рых мы рассматриваем проблему.

Позиции восприятия относятся к базовым точкам зрения, которые можно занять, размышляя о взаимоотношениях между вами и другим человеком.

1-я позиция: ассоциирована с вашей собственной точкой зрения убеждениями и допущениями, взгляд на внешний мир вашими глазами.

2-я позиция: ассоциирована с точкой зрения другого человека, его убеждениями и допущениями; подразумевает взгляд на внешний мир глазами других.


Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением

\з-я позиция: ассоциирована с точкой зрения, которая находится вне взаимоотноше­ний между вами и другим человеком — «позиция наблюдателя».

Треднамеренное изменение уровней восприятия, точек зрения и временных фрей­мов — еще один эффективный способ найти новое пространство решения.

Практикум

1риведите пример того, как вы уже используете латеральное мышление.

Три ведите пример метафор, которые имеют особенное значение для вас; для вашей 1 работы; для вашего способа решения проблем.

Как вы думаете, какова глубинная метафора вашей компании? Какие метафоры чаще всего используются в вашей компании?

Приведите пример чего-либо, что трудно выразить напрямую, но относительно лег­ко—с помощью метафоры.

Приведите примеры того, как известные исторические фигуры (Иисус Христос, Эйн­штейн и др.) использовали метафоры и процессы латерального мышления.

Приведите примеры ситуаций, в которых бы изменение восприятия временного фрейма открывало для вас новые альтернативы, которых вы ранее не осознавали.

Приведите примеры ситуаций, в которых изменение позиции восприятия открывало для вас новые альтернативы, которых вы ранее не осознавали.

Приведите примеры ситуаций, в которых изменение уровня концентрации открыва­ло бы новые альтернативы, которых вы ранее не осознавали.


Часть П. Совместная креативность

Раздел 7.2. Процессы, способствующие креативности

После того как проблемное пространство определено, можно исследо­вать пространство решения путем добавления новых элементов к су­ществующей карте проблемного пространства или изменения этой карты каким-либо образом. Добавление новых перспектив (по прин­ципу «примерить на себя шкуру другого человека») или взгляд на си­туацию с позиции восприятия какой-либо исторической фигуры или личного наставника могут принести новые идеи относительно потен­циального пространства решения. Концентрация на другом уровне («кто», «почему», «как», «что», «где», «когда») способна изменить значение конкретной ситуации.

Метафорическая репрезентация — весьма распространенный и действенный способ стимулирования креативности, в том что касает­ся репрезентации и решения проблем. Кроме того, это полезный ин­струмент для переноса ресурсов из контекста в контекст. Метафора стимулирует особый тип мышления, который может вывести нас на уровень абстракции, необходимый для переноса или применения ре­сурсов из другого контекста.

Проведение аналогий между существенно различающимися типа­ми контекстов решения проблем может указать новые области реше­ния проблем. К примеру, вы можете обнаружить, что, несмотря на то что катанием на лыжах вы занимаетесь самостоятельно, а работа в офисе предполагает участие многих других людей, эти два вида дея­тельности могут оказаться элементами какой-либо одной метафоры или аналогии. Можно провести аналогию между необходимостью уво­рачиваться от деревьев и рытвин на склоне и потенциальными поме­хами, которые создают сотрудники вашего офиса.

Ограничивающие допущения или предположения можно также определить, если обращать внимание на микрометафоры внутри иди­оматической речи, используемой тем или иным человеком (или свой­ственной данной культуре); это позволяет указать направление для новых метафор. Например, человек может говорить о проблеме ком­муникации, пользуясь излишне агрессивной микрометафорой, такой как «битва». Если заменить эту метафору на что-либо менее агрессив­ное, например «толкотня», ему будет легче найти новые пространства решения. Аналогичным образом такая метафора управления, как


Глава 7. Развитие латерального мышления

! «держаться за власть» может быть заменена на что- нибудь вроде «пе­редать эстафету».

«Язык прирастает метафорой.

Лексикон языка... это конечный набор элементов, и только метафора поз­воляет растянуть его так, чтобы с его помощью можно было охватить бег-конечный ряд обстоятельств и даже создать новые обстоятельства.

Теория... это метафора, стоящая между моделью и данными. Понимание в науке — это ощущение сходства между замысловатыми данными и знако­мой моделью... понять что-либо — значит найти ознакомляющую метафо­ру...»

Джулиан Джэйнс (Julian Jaynes) The Origin of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind


Часть II. Совместная креативность

РАЗДЕЛ 7.2. КАРТА А

Использование аналогий между различными кон­текстами/ситуациями может быть полезно для решения проблем   Найдите элементы ситуации, аналоги­чески релевантные другим ситуациям   Пример: «как» увернуться от деревьев, катаясь на лыжах, и «как» избежать риска, общаясь с опреде­ленным человеком
         
Определите метафоры Макрометафоры: мифы, сказки, эпизоды;  
Микрометафоры: конкретные фразы, поговорки Полезны для: • поиска ресурсов; • расширения простран­ства восприятия проблемы; • определения про­странств решения   Далекие по смыслу контексты могут обладать метафори­ческой ценностью, релевантной для решения данной проблемы    
     

Ключевые положения

После того как проблемное пространство определено, можно исследовать простран­ство решения путем добавления новых элементов к существующей карте проблем­ного пространства или изменения этой карты каким-либо образом.

Проведение аналогий между существенно различающимися типами контекстов ре­шения проблем может указать новые области пространства решения.

Добавление новых перспектив (по принципу «примерить на себя шкуру другого че­ловека») или взгляд на ситуацию с позиции восприятия какой-либо исторической фигуры или личного наставника могут принести новые идеи относительно потенци­ального пространства решения. Концентрация на другом уровне (кто, почему, как, что, где, когда) изменит значение конкретной ситуации.

Даже предложение сугубо метафорического решения может оказаться эффективным для раскрытия пространства решения.

Практикум

Подумайте о проблемной ситуации, над которой вы работаете. Создайте аналогию между этой ситуацией и чем-либо еще, существенно отличающимся от нее (к приме­ру, что общего между маркетинговой проблемой и процессом приготовления пищи?).

Подумайте, какой вид спорта будет наиболее метафорически релевантным для про­блемной ситуации?


Глава 7. Развитие латерального мышления

ассмотрите проблемную ситуацию с различных точек зрения (первая позиция, вто-ая позиция, третья позиция).

Назовите человека, который являлся бы для вас уважаемым наставником, или кого-, кто, на ваш взгляд, обладает чрезвычайно высокими креативными способностями.

Представьте теперь, что можете «влезть в его шкуру» и полностью принять его точку |рения, а также убеждения, ценности, допущения и когнитивные карты. Как изменит-i ваше восприятие проблемы и потенциальных решений?

концентрируйтесь на проблеме так, «как если бы» зто был только вопрос окружения. Сконцентрируйтесь на проблеме так, «как если бы» это был только вопрос поведения.

J Сконцентрируйтесь на проблеме так, «как если бы» это был только вопрос способно-ьстей.

Сконцентрируйтесь на проблеме так, «как если бы» это был только вопрос убежде­ний и ценностей.

' Сконцентрируйтесь на проблеме так, «как если бы» это был только вопрос иденти­фикации.

Что вы узнали благодаря нахождению на различных уровнях?

Измените временной фрейм, через который вы воспринимаете проблему. Растяните его — пусть он выйдет за пределы вашей жизни. Затем сделайте фрейм моменталь­ным. Как различные временные фреймы влияют на ваше восприятие проблемы и потенциальных решений?


Часть II. Совместная креативность

Раздел 7.3. Упражнение: исследование различных допущений и режимов репрезентации

Вернитесь в группу, в которой вы выполняли предыдущее упражне­ние. Теперь вам предстоит работать с составленными ранее картами репрезентации.

Фаза 1: расширение восприятия пространства решения

Каждый из трех интервизоров должен помочь исследователю найти потенциальное пространство решения с помощью какого-то своего способа.

Участник № 1

Задача участника № 1 — помочь исследователю найти временной фрейм, в котором он или она сможет воспринимать другие альтерна­тивы или же рассматриваемые вопросы перестанут восприниматься как проблема.

Найдите временной фрейм, с которым связаны допущения или
пресуппозиции исследователя. Какие временные фреймы вы допус­
каете/предполагаете?

Помогите исследователю изменить временной фрейм, в котором он
или она действуют, — замените краткий срок длинным сроком, на­
стоящее прошлым или ближайшее будущее отдаленным будущим,
и т. п. Что будет, если вы продлите/сократите его? Что будет,
если вы включите туда больше/меньше прошлого/будущего?

Участник № 2

Цель участника № 2 — помочь исследователю найти такую позицию восприятия или точку зрения, с которой он(она) сможет воспринять другие альтернативы или же рассматриваемые вопросы перестанут восприниматься как проблема.

Определите ряд позиций восприятия, которые используются или
предполагаются исследователем. Какие позиции восприятия вы
допускаете/предполагаете?

Помогите исследователю найти абсолютно новую точку зрения на
проблему. Для этого может потребоваться идентификация личных
наставников или того, кто воспринимается исследователем как че­
ловек, наделенный исключительными способностями к креативно­
му решению проблем.


Глава 7. Развитие латерального мышления

астник № 3

цача третьего участника — помочь исследователю сфокусировать-[ на другом уровне, так чтобы он/она смог(ла) воспринимать другие цьтернативы или же рассматриваемые вопросы перестали восприни-аться как проблема.

Определите уровень или уровни, на которых исследователь скон­центрирован в наибольшей степени. Какой уровень (уровни) нахо­дится в центре внимания вашей карты (где, когда, что, как, поче­му, кто)?

I. Помогите исследователю изменить логический уровень, с кото­рого он или она рассматривает проблему, т. е. посмотреть на на­мерения или пресуппозиции, которые стоят за действием, а не на само действие, подумать о ценностях или мотивациях, ради которых он развивает данную способность, а не на саму способ­ность, и т. п. Что будет, если вы измените уровень концентра­ции?

Этим вы поможете исследователю переключиться на другой уро-• вень мышления, отличный от того, который и создал проблему.

Фаза 2: репрезентация нового пространства решения

Обсудите в группе допущения, убеждения или ценности, которые
могут быть добавлены или изменены в кластере убеждений и цен­
ностей, скрытом за подходом исследователя к проблеме. Рассмот­
рите, как эти изменения или дополнения изменят или обогатят
восприятие проблемы исследователем.

Каждый член группы (включая исследователя, который выполня­
ет это задание в последнюю очередь) составляет репрезентацию
пространства решения, которое он или она полагает наиболее по­
лезным для исследователя.

Для собственных репрезентаций члены группы могут:

создать новую карту,

добавлять новые элементы к предыдущей карте проблемного про­
странства,

добавлять новые элементы к карте проблемного пространства, со­
ставленной исследователем,

представить метафору или аналогию.


Часть И. Совместная креативность

Упражнение. Применение символических метафор

и латерального мышления в креативном решении проблем

Однажды мне довелось консультировать человека, ситуация которо­го чем-то напоминала описанную ранее проблему на предприятии. Мой клиент руководил проектом, ему подчинялась группа инженеров, занятых разработкой новых продуктов в технологической компании. Проблема, по его словам, заключалась в том, что в самом начале про­екта он устраивал собрание членов команды, на котором четко и ясно объяснял своей команде тип продукта, над которым им предстояло работать, его предполагаемый внешний вид и характеристики. Затем он четко распределял роли и ответственность между членами коман­ды. Затем он проверял, все ли сотрудники поняли задачу. Убедившись в том, что его инструкции понятны, руководитель объявлял начало работы над проектом. Однако результат был неизменным: с течением времени участники проекта, а следовательно и сам проект, станови­лись все менее эффективными, работа замедлялась, возникали ошиб­ки, которые руководитель вынужден был исправлять самостоятельно.

Я попросил клиента создать символическую метафору для пробле­мы. Он изобразил себя чем-то вроде источника света, маяка. Его вооб­ражение нарисовало яркие красноватые лучи, исходящие из его голо­вы по направлению к членам группы, которых он представил себе ко­раблями в океане. Когда корабли оказывались вблизи, свет маяка указывал им направление, позволял избежать прибрежных скал. Од­нако если корабли уходили далеко, они теряли его свет из вида и сби­вались с пути.

Затем мы начали искать допущения, которые были заложены в его описании проблемы, и их символическую структуру. Одним из важ­ных допущений оказалось то, что свет был достаточен для навигации. Клиент осознал, что задача маяка — служить ориентиром и помогать тем, кто окажется поблизости, избегать крушений. Другое допущение заключалось в том, что корабли не обладают собственными источни­ками света и вынуждены всегда плавать в темноте.

Я попросил клиента занять позицию членов команды и предста­вить себе, как они воспринимали его в качестве руководителя, его ме­тоды коммуникации. Клиент почувствовал, что, несмотря на то что сотрудники его уважали и понимали, четкость его представлений от­носительно плана и обязанностей, связанных с проектом, очевидно означала, что это был его проект, а не проект всех участников коман­ды. Им недоставало энтузиазма, который появляется вместе с соб-


Глава 7. Развитие латерального мышления

енностью, — команда не идентифицировала себя с проектом. Более wo: хотя каждый понимал инструкции, адресованные ему лично, эщей карты проекта не было ни у кого. Понимая ситуацию на уровне иформации, участники проекта не знали на самом деле, как их уси-[ согласуются с действиями других членов команды. В результате я предложил клиенту изменить ряд допущений и саму сражаемую конструкцию, чтобы создать другой подход. Руководи­ть продолжал представлять себя маяком. Однако вместо того чтобы вать ярко-красные, но редкие вспышки, он начал излучать неяркий, i постоянный розоватый свет. И через некоторое время небольшие эватые и красноватые огоньки замерцали на бортах его кораблей. пи он светил достаточно долго, собственные огни появлялись на ех кораблях и разгорались все сильнее, корабли начинали указывать дорогу друг другу.

Впоследствии клиент воплотил этот символический план в жизнь, ^применив ряд приемов, изученных в данном разделе. Вместо того что-§6ы описывать проект четко и ясно, он теперь давал только самую об-1 щую идею проекта. Затем члены группы рисовали собственные кар-I тины в форме воображаемых конструктов или символических мета-\ фор того, что, по их мнению, задумал шеф. После этого он просил всех | сравнить и прокомментировать свои рисунки, а также исследовать I, допущения, которые появились у каждого относительно проекта, рас-i пределения ролей и ответственности. Поскольку руководитель проек­та досконально продумал проект заранее, он выполнял роль скррее тренера или советчика и старался помочь всем членам группы рас­крыть ключевые допущения или убеждения. Такой подход позволил не только решить множество проблем с мотивацией и концепцией, которые делали команду неэффективной: члены группы приняли эту идею за общий метод решения проблем.


Часть П. Совместная креативность

РАЗДЕЛ 7.3. КАРТА А

Упражнение на расширение пространства решения

  Фаза!           Фаза 2    
           
Вернитесь в предыдущую группу из четырех человек   Вся группа обсуждает возможные изменения допущений, убеждений и ценностей, а также их влияние на восприятие проблемы  
       
Участник 1 помогает иссле-      
дователю найти новые временные фреймы   Каждый член группы составляет репрезентацию, указывающую на значимое пространство решения  
       
Участник 2 помогает иссле-      
дователю найти новые позиции восприятия   создать новую карту
        добавить новые элементы к предыдущей карте пробл нога пространства  
Участник 3 помогает иссле­дователю сконцентриро­ваться на новом уровне   ем-
 
            добавить новые элементы к кар­те проблемного пространства, составленной исследователем
 
представить метафору или аналогию

Ключевые положения

Различные типы метафор, временных фреймов, уровней и точек зрения ассоцииро­ваны с различными допущениями и репрезентациями и выражаются через них.

Задача обогащения карты посредством латерального мышления заключается не в том, чтобы найти конкретное решение, но в том, чтобы раскрыть новое пространство ре­шения.

В реальности решения возникают естественным образом из соединения элементов проблемного пространства (симптомы, причины, результаты, ожидание эффектов) с пространством решения.

Юмор — состояние, которое нередко ассоциируется с поиском новых и неожидан­ных пространств решения.


Глава 7. Развитие латерального мышления

оме того, юмор способствует нетрадиционному мышлению и может оказаться по-зным для креативного решения проблем.

тикум

оделайте это упражнение с проблемой, карту которой вы рисовали в предыдущей аве.

кие способы обогащения пространства решения вы лично находите наиболее по-зными?

|кие допущения или убеждения, на ваш взгляд, оказались наиболее эффективны-И? Какие типы репрезентаций?

акой элемент модели SCORE сыграл наиболее значимую роль?) больше всего удивило вас в различных репрезентациях пространства решения?

риведите пример того, как из пространства решения возникло совершенно неожи-анное решение.

Приведите пример таких ситуаций, связанных с решением проблем, в которых пози-ивную роль сыграл юмор.

Какую роль играет юмор в изменении состояния? Нахождении новой точки зрения? Нахождении нового пространства решения?

Подумайте, как бы вы могли адаптировать некоторые из изученных процессов лате-ального мышления к вашей производственной реальности.

10-3335


Часть П. Совместная креативность

Раздел 7.4. Заключение: определяем состояния и маршрут внутри проблемного пространства. Модель SOAR

Модель SOAR представляет собой общую структуру обработки ин­формации и решения проблем, разработанную специалистами по ис­кусственному интеллекту. Изначально это была модель компьютерно­го программирования, с помощью которой предполагалось обучать компьютеры тому, как совершенствовать тот или иной навык эври­стически, с опорой на имеющийся опыт. Экспертная система в терми­нах SOAR — это система, которая постоянно обучается, модернизиру­ется и обогащает собственную карту проблемного пространства. Насто­ящий эксперт — не тот, кто знает единственный верный способ делать что-либо. Согласно закону необходимого разнообразия, эксперт по­стоянно изменяет, варьирует и модернизирует собственные способно­сти.

Структура SOAR придумана для того, чтобы компьютеры с ее по­мощью научились решать комплексные задачи из области решения проблем, например при игре в шахматы. Компьютеры программиро­вались не на то, чтобы знать, как нужно играть в шахматы, но скорее на то, чтобы учиться играть в шахматы на основе обратной связи от игры. Каждый раз, играя новую партию, компьютер узнает что-то но­вое. Таким образом, он постоянно повышает свою сообразительность. Этот процесс имеет большое значение для менеджеров и организаций — успех и компетенция являются функцией способности к постоянно­му обучению, а также пополнению и расширению воспринимаемого спектра альтернатив.

Согласно модели SOAR, процесс целеориентированного измене­ния в организации или системе подразумевает движение от текущего состояния к желаемому через ряд промежуточных состояний, которые охватывают различные области проблемного пространства. Проблем­ное пространство связано со всеми физическими и нефизическими элементами, которые влияют на состояние компании или человека.

SOAR расшифровывается как Состояние-Оператор-И-Результат (State-Operator-And-Result), что определяет базовую петлю обратной связи при прохождении через проблемное пространство. По существу, модель SOAR является интеграцией модели ТОТЕ с понятием про­блемного пространства, которое задействует более широкую систему-Оператор изменяет текущее состояние по направлению к желаемому


Глава 7. Развитие латерального мышления

га прочь от него). Результаты применения операторов запоминают-[ как набор правил «условие-действие», который состоит из а) дока-гельств для определения ключевых состояний внутри проблемного странства и б) групп операторов, с помощью которых эти состоя-[ можно изменять в нужном направлении.

К примеру, в шахматах проблемное пространство определено иг-ивой доской, различными фигурами и ролями «оппонентов». Исход-; состояние определяется положением фигур на доске. Целевое со-эяние — загнать короля противника в угол, поставив ему мат. Дей-виями являются разрешенные правилами ходы каждой из сторон, эмпьютер продвигается к желаемому состоянию путем оценки и за-эминания «контрольной» информации в форме приоритетов, кото-|ъши наделяются различные возможные ходы, основанные на теку-дем положении фигур. Приоритеты распределяются согласно веро­ятности успеха, соответствующей текущему положению на доске, l также количеству дозволенных ходов и уровню ценности, приписан-йому каждой конкретной фигуре.

)бзор модели SOAR

Способность ставить себе широкий спектр целей и достигать их явля-гся одним из основных признаков интеллекта. Модель SOAR — это эграммная модель искусственного интеллекта (ArtificialIntelligence,), предназначенная для общего решения проблем. SOAR была раз-аботана Алленом Ньюэллом Гербертом Саймоном и Клиффордом Ioy (Allen, Newell, Herbert Simon, Clifford Shaw) в 1950-х гг. и исполь-овалась для создания компьютерных программ игры в шахматы; мо­дель предполагала, что компьютер обучается самостоятельно в ходе *гры, на опыте уже решенных проблем. Подобные программы и по сей день являются наиболее успешным применением искусственного ин­теллекта.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 229 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...