Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

управление креативностью 24 страница



С каждой стадией цикла («мечтатель», «реалист», «критик») можно ассоциировать конкретные кластеры паттернов метапрограмм.

Гибкость группы можно повысить путем приписывания различных кластеров паттер­нов метапрограмм.

Метапрограммы дают нам безоценочный способ выявления и описания различий между индивидуальными стилями и подходами.

Практикум

Подумайте, какая естественная связь существует между некоторыми паттернами ме­тапрограмм. Определите паттерны, которые кажутся вам связанными естественным образом (например, видение -» длительный срок, действие -» задача, логика -»мел­кие «группы» и т. п.).

Какие еще контекстуальные элементы могут влиять на метапрограммы группы?

Подумайте, как вы могли бы применять метапрограммы в собственной профессио­нальной реальности.


f Глава 8- Динамика креативности при решении проблем в организациях

РАЗДЕЛ 8.5. КАРТА В

1. Цели, доказательства и действия для каждой стадии креативного цикла (мечтатель, реалист, критик) различны   2. Различные стадии креативного цикла должны быть сбалансированы   3. Не следует отдавать приоритет мечтателю с ущербом для других стадий  
           
      5. Важно:  
4.    
Важно оценить по досто­инству стадию критика и определить его позитив­ные намерения и эффективность   2.1. Элементы различных стадий представлены на каждой стадии   • организовать; • подвести итоги; • реструктурировать и интегрировать различные точки зрения на всех трех стадиях  
         
     
     
  2.2. Критика можно обнаружить даже на стадии видения   б. Каждой стадии соот­ветствуют различные стили мышления  

Ключевые положения

.Сбалансированность — ключевой критерий управления динамикой групповой креа­тивности. Ни одной стадии или типу креативности не должно отдаваться предпочте­ние за счет других стадий и типов.

Эффективное управление креативностью в группе подразумевает постоянное под­ведение итогов и инкорпорацию точек зрения всех членов группы. Практикум

Какие виды проблем могут возникнуть, если «мечтатель» возьмет верх над «реали­стом»? Над «критиком»?


Часть III. Управление групповой креативностью

Раздел 8.6. Достижение консенсуса в группе

Системы и группы интуитивно стремятся к пропорциональности и равновесности применительно к различным процессам и функциям. Роли «мечтателя», «реалиста» и «критика» — не столько типы лично­сти, сколько выражение тенденции человека воплощать или выражать определенную установку или метапрограмму в группе или команде. Эта тенденция зачастую формируется динамическими влияниями, которые на нее оказывают другие члены группы и руководитель ко­манды.

Для менеджеров (особенно на руководящих должностях) важно развить в себе способность выполнять все три роли («мечтателя», «ре­алиста» и «критика»), чтобы понимать и направлять креативные про­цессы членов группы. Базовые принципы эффективного управления креативностью группы для достижения какой-то цели — «подстрой­ка с ведением» и «признание и добавление».

Следующее упражнение направлено на то, чтобы исследовать при­менение выработанных вами навыков для управления паттернами метапрограмм, ассоциированных с различными ролями внутри креа­тивного цикла. Цель этой деятельности — исследовать методы приме­нения моделей и понятий НЛП для управления фазой мечтателя в групповом процессе. Вместо того чтобы пытаться решить проблему, руководитель группы должен предложить идею или фантазию и по­пытаться привести группу к консенсусу относительно общей цели. Задача руководителя — признать и выявить каждую роль так, чтобы она внесла конструктивный вклад в креативный цикл. Позиция руко­водителя в группе — это метапозиция.

После взаимодействия каждый член группы должен нарисовать картину, отражающую его или ее понимание проблемы с точки зрения роли «мечтателя», «реалиста», «критика» или руководителя. Затем группа сравнивает и поясняет свои рисунки. Вместо того чтобы искать различия, руководитель пытается найти общие элементы рисунков, осуществить подстройку с ведением группы к общей картине или ви­дению, которое включало бы элементы индивидуальных точек зрения. Задача руководителя — синтезировать индивидуальные точки зрения мечтателей, реалистов, критиков и руководителей в общую диаграм­му или образ, который инкорпорирует общие элементы различных стилей мышления. Аналогичный процесс подобен тому, который при­шлось использовать менеджеру из раздела 7.3 для координации своей команды разработчиков.


Глава 8. Динамика креативности при решении проблем в организациях

Затем вся группа переходит в метапозицию относительно собст­венного креативного процесса. В каком-то смысле, все члены группы становятся сторонними наблюдателями. Способность группы осозна­вать и самостоятельно корректировать паттерны собственного процесса и задачи чрезвычайно важна для развития успешной команды. Мета­знанию группового процесса способствует занятие физически обособ­ленной метапозиции применительно к групповому взаимодействию.

Каждый член группы должен привести два-три примера того, что ему показалось действительно ценным в навыках руководителя, и предло­жить что-то еще, что руководитель мог бы добавить к своим действи­ям или усилить — применительно к сообщениям, поощрению мета-программ, подстройке с ведением и т. п.

Общий временной фрейм для презентации проекта и дискуссии должен равняться примерно 20 минутам. Временной фрейм для ито­говой метапозиции — 10 минут.

По окончании этой части сравните динамику упражнения, которое включает комплементарные взаимосвязи, с упражнением на интерви-зию в предыдущей главе, которое предполагало симметричные взаи­мосвязи. Данное упражнение по ряду признаков оказывается более сложным. В упражнении на интервизию нередко бывает проще сфо­кусироваться на решении, чем на проблеме, поскольку взаимодейст­вие уже началось с проблемы. В упражнении этого раздела критику легче проявиться, чем в упражнении на интервизию, потому что кри­тик, как правило, ищет проблемы, связанные с новой идеей, тогда как в первом упражнении проблема была определена изначально. Эти упражнения стартуют с разных этапов креативного цикла.

Упражнение: Достижение консенсуса в группе

1. Разбейтесь на группы по четыре: «руководитель», «мечтатель», «реалист» и «критик». «Мечтатель», «реалист» и «критик» долж­ны принять роль согласно метапрограммным инструкциям, приве­денным ниже.

  «Мечтатель» Что «Реалист» Как «Критик» Почему
Репрезентативные предпочтения Подход Временной фрейм Видение К Длительный срок Действие К Краткий срок Логика От Длительный/ краткий срок

Часть III. Управление групповой креативностью

       
  «Мечтатель» «Реалист» «Критик»
  Что Как Почему
Временная ориентация Будущее Настоящее Прошлое/
      будущее
Референтность Внутренняя (Я) Внешняя Внешняя
    (окружение) (другие)
Способ сравнения Согласование Согласование Рассогла-
      сование

2. «Руководитель» описывает группе общий проект или идею и взаи­
модействует с участниками на протяжении 10-15 минут, чтобы
усовершенствовать идею.

«Руководитель» пытается осуществить подстройку с ведением
каждого члена группы, чтобы достичь консенсуса.

Базовой стратегией «руководителя» должно быть признание
вклада каждого члена группы и затем суммирование этих вкла­
дов с целью расширения или направления концентрации в сто­
рону общей цели.

После взаимодействия «руководитель», «мечтатель», «реалист» и
«критик» независимо друг от друга рисуют картину, представля­
ющую их понимание проекта или идеи, и сравнивают рисунки в по­
иске общих черт.

После того как все члены группы сравнят и объяснят свои рисун­
ки, «руководитель» сообщает, какие аспекты рисунков согласуют­
ся с его видением, и предлагает сделать те или иные дополнения,
которые еще приблизят картины других к восприятию самого «ру­
ководителя».

По окончании этой части члены группы выходят из своих ролей и
перемещаются в физически обособленную метапозицию. Каждый
член группы называет две-три характеристики навыков руководи­
теля, которые он по-настоящему ценит, и высказывает свои пред­
положения относительно того, что «руководитель» мог бы доба­
вить к своим действиям, или чему следует уделить больше внима­
ния.


Глава 8. Динамика креативности при решении проблем в организациях

РАЗДЕЛ 8.6. КАРТА А

  Упражнение     Развитие общей цели или видения        
                 
Группы по четыре:     Фаза!     Фаза 2  
• руководитель;  
• мечтатель; • реалист;   Руководитель Мечтатель   Члены группы рисуют каптины и гпавнивают
• критик   Представляет • видение; • нагюавлен на   их в поиске сходства
  Контекст   группе общую идею позитив;   Руководитель призна-
  мозгового штурма   или проект • долгосрочное будущее;   ет и дополняет карты
    • внутренняя референтность;   Реалист  
    • согласование      
  Осуществляет подстройку       • действия;  
  с ведением;признает       • направлен  
  и дополняет карты членов   Группа взаимо-   на позитив;  
  группы с целью их обога-   действует согласно   • краткосроч-  
  щения и достижения   соответствующим   ное будущее;  
  консенсуса   стилям мышления   • внешняя ре-  
         
      • согласование  
  Критик  
  • логика;   ФазаЗ  
  • избегает  
  негатива;   Группа выходит  
  • долгий срок   из своих ролей  
  и краткий срок;   и перемещается  
  • референтность   в физически  
  «на других»;   обособленную  
  • рассогласование   метапозицию  
         
  Члены группы признают навыки.  
    продемонстрированные руководи-  
    телем, и добавляют какие-то альтер-  
    нативы, которые позволяют руково-  
                  дителю расширить свои способности  
                                 

Часть III. Управление групповой креативностью

Ключевые положения

Эта деятельность сконцентрирована на том, как применять модели и понятия, пред­ставленные в данной книге, при управлении стадией «мечтатель» группового креа­тивного процесса.

Единственно верного способа управлять группой не существует. Различные руково­дители группы обладают различными стилями, которые могут быть одинаково эффек­тивны.

Базовыми принципами эффективного направления креативности группы к общей цели являются «подстройка с ведением» и «признание и дополнение».

Способность группы осознавать и самостоятельно корректировать паттерны соб­ственного процесса и его цели чрезвычайно важна для построения эффективной команды.

Метазнанию о групповом процессе способствует занятие физически обособленной метапозиции, из которой группа может оценить собственное взаимодействие.

Практикум

Приведите примеры ситуаций, когда бы вы успешно управляли креативным процес­сом группы. Как вы осуществляли подстройку с ведением или признание и дополне­ние, чтобы вести группу к общей цели, видению или миссии?

Насколько важной для успеха, по-вашему, является осознание группой ее собствен­ного процесса?

Какие элементы процесса группа должна осознавать?


МЛЕНИЕ

ИННОВАЦИОННЫМ МЫШЛЕНИЕМ В ГРУППАХ И КОМАНДАХ


Обзор главы 9 Основные задачи главы 9

Представить и рассмотреть типы стратегий коммуникации, связан­
ных с креативностью, выделить аспекты, относящиеся к управлению.

Определить роль невербальной коммуникации в стимулировании
и управлении креативностью группы.

Определить и провести ролевую игру, синтезирующую различные
навыки и движущие силы, задействованные в эффективном управ­
лении групповой креативностью.

Разделы и цели каждого раздела

Раздел 9.1. Динамика групповой креативности

Пересмотреть и резюмировать: а) различные фазы креативного цик­ла, б) базовые стратегии стимулирования креативности для каждой фазы ив) взаимосвязь различных типов креативности с достижением организационных целей и решением проблем.

Раздел 9.2. Типы коммуникативных стратегий

Определить влияние различных уровней, взаимоотношений и ком­муникативных каналов на креативный процесс в группе и коммуни­кативные стратегии, которые использует группа или руководитель группы.

Раздел 9.3. Управление креативностью в комплементарных и сим­метричных ролях

Описать и обсудить вопросы, которые возникают в результате взаи­моотношений «руководитель—сотрудник» в групповой креативности. Рассмотреть различия между коммуникативными стратегиями и подхо­дами, необходимые для способствования и стимулирования групповой


Часть III. Управление групповой креативностью

креативности в контексте комплементарности (по контрасту с ролью «равного»).

Раздел 9.4. Сообщения и метасообщения

Описать и проиллюстрировать влияние невербальной коммуникции на управление групповым процессом посредством метасообщений и психогеографии.

Раздел 9.5. Стимуляция и обогащение карт окружающих

Определить и обсудить методы, с помощью которых руководитель может формировать контексты, установки, состояния, когнитивные процессы, коммуникативные каналы и правила взаимодействия, что­бы стимулировать креативность группы или команды.

Раздел 9.6. Роли в группе и креативный цикл

Определить ролевую игру, которую нужно провести в контексте «ак­вариума», и объяснить различные роли. Пересмотреть влияние стилей мышления и репрезентативных каналов на а) индивидуальное вос­приятие на микроуровне, б) процесс подстройки и ведения для повы­шения креативности и в) их общее применение в управлении креатив­ным процессом группы.

Раздел 9.7. Проведение наблюдений в группе

Объяснить фильтры восприятия, которые должны использовать на­блюдатели за ролевой игрой, релевантные паттерны, к которым сле­дует прибегнуть, цель и правила проведения наблюдений. Предоста­вить пример ролевой игры, указывающей на влияние стиля и умений руководителя на управление креативным процессом группы.

Раздел 9.1. Динамика групповой креативности

Эффективное управление креативностью в группе подразумевает по­стоянное подведение итогов и инкорпорацию различных точек зре­ния. Таким образом, руководитель группы должен постоянно сохра­нять равновесие между:

поощрением различных перспектив и

разделением понимания цели или проблемы.

Более того, существуют два основных варианта использования креативности в организации:

для решения проблем или

для создания или воплощения идей.


Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением

Воплощение идей и решение проблем — взаимосвязанные процес­сы, которыми можно управлять комплементарным образом. Вообще говоря, если контекст касается решения проблем, менеджер должен сделать акцент на поиске новых перспектив. Если контекст связан с предложением н исследованием новой идеи, акцент ставится на син­тезе. Таким образом, если группа решает проблему, менеджер занят поиском различий между точками зрения. Если группа воплощает новую идею, менеджер занят поиском общих точек и консенсуса.

Равновесие — ключевой критерий в управлении динамикой груп­повой креативности. Ни одной стадии или типу креативности не долж­но отдаваться предпочтение в ущерб другим. Фазы креативности по-разному применимы к достижению целей и воплощению идей, в срав­нении с решением проблем. «Мечтатель», «реалист» и «критик» — не ригидные типы личности, но скорее тенденции внутри каждого чело­века. На уровне группы каждой фазе креативного цикла соответству­ют общие цели.

Фаза мечтателя служит для расширения пространства восприятия. Фаза реалиста — для определения необходимых действий. Фаза критика — для оценки затрат и препятствий.

Тенденция быть «мечтателем», «реалистом» или «критиком» мо­жет быть выявлена контекстуальными обстоятельствами и взаимо­действиями с другими. Важной характеристикой систем является стремление к равновесию. К примеру, даже если вы обычно выступа­ете в роли мечтателя, но оказываетесь в окружении множества мечта­телей, вы можете поймать себя на мысли «Погодите-ка! Пора посмот­реть на вещи как они есть». Когда кто-то другой мечтает за вас, ваше внимание больше не концентрируется ни на мечте, ни на репрезента­ции мечты. Вы начинаете думать о том, как приблизиться к воплоще­нию этой мечты. Таким образом, автоматически инициируются аспек­ты реалиста и1сритика. Иными словами, если кто-то начинает мечтать вместе с вами, вам уже ничто не мешает перейти в амплуа реалиста.

Любая группа характеризуется своего рода динамическим равно­весием; при этом управление группой может привести к тому, что раз­личные стили мышления дополняют друг друга или конфликтуют. Вопрос в том, уравновешена ли группа внутри продуктивного цикла или за счет поляризации различных стилей мышления, ведущей к без­выходному положению. Различные функции и способности могут либо поддерживать друг друга, либо оказаться деструктивными друг


Часть III. Управление групповой креативностью

для друга. Базовый вопрос управления группой заключается в умении управлять этим динамическим равновесием.

К примеру, есть способы помешать «критику» стать деструктив­ным. Очень часто «критик» проявляет себя деструктивно только по­тому, что критикует «мечтателя» или «реалиста», а не сформулиро­ванный ими план. Таким образом, он критикует «кто», а не «как» или «что» проекта. Есть разница: критиковать мечту или самого мечтате­ля. От одного-единственного изменения точки концентрации зависит то, будет ли «критик» восприниматься как конструктивный или как деструктивный. Необходимо сконцентрировать его на уровне «как».

В данной главе нам предстоит исследовать способы синтеза всех моделей, навыков и инструментов, освоенных в ходе работы с книгой, для практического управления динамическим процессом групповой креативности.


Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением РАЗДЕЛ 9.1. КАРТА А

        Одна фаза «тянет» за собой другую: обеими фазами можно управлять комплемен­тарным, сбалансиро-
В процессе, который начинается с идеи: • легче происходит расширение карты; • легче происходит поиск решения/   В процессе, который начинается с проблемы: • труднее «сузить» карту; • легче происходит поиск цели; • легче происходит выявление критика и • реалиста   ванным образом!
   
  Работа с «как» проблемы зачастую выводит на все креативные уровни
   
маршрута   • «что»; • «как» для этого «что»; • почему для этого «как» и «что»; • «где» и «когда», кото­рые составляют опре­деленную последова­тельность
       

Ключевые положения

Применение фаз креативности различается для воплощения идей и решения про­блем. Воплощение идей и решение проблем — взаимосвязанные процессы, которы­ми можно управлять и уравновешивать их комплементарным образом.

Управление креативным процессом группы — многоуровневый процесс, к которому наиболее целесообразно подходить с точки зрения уровня «как».

Практикум

Подумайте, чем отличается применение креативности в воплощении идеи от приме­нения креативности при решении проблемы.

Каким образом оба процесса являются взаимодополняющими (комплементарными)?

Каким основным способом «мечтатель» вносит свой вклад в воплощение идеи? «Ре­алист»? «Критик»?

Каким основным способом «мечтатель» вносит свой вклад в решение проблемы? «Реалист»? «Критик»?


Часть III. Управление групповой креативностью РАЗДЕЛ 9.1. КАРТА Б

Во время фазы «мечта­теля» используйте метапрограмму различия (рассогласование), чтобы расширить пространство Во время фазы «реалиста» используйте метапрограм­му сходства (согласова­ние), чтобы определить необходимые действия Во время фазы «кри-тика»используйте мета­программу различия, чтобы определить затра­ты и препятствия

Ключевые положения

Для каждой фазы креативного цикла существуют общие стратегии и задачи: Фаза «мечтателя» служит для расширения пространства восприятия. Фаза «реалиста» — для определения действий. Фаза «критика» —для оценки затрат и препятствий. Практикум

Мысленно вернитесь к тому, что вы узнали входе изучения книги о креативном цик­ле «мечтатель, реалист и критик».

Какие когнитивные процессы связаны с каждой фазой?

Какие паттерны метапрограмм и стили мышления связаны с каждой фазой?

Каким видам проблем адресована каждая фаза?

Какие типы креативности связаны с каждой фазой?


Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением РАЗДЕЛ 9.1. КАРТА В

1. Эти три позиции (мечтатель, реалист и критик) в разных пропор­циях присутствуют в каждом человеке 2. Они не являются самостоятельными типами личности, но выражают склон­ность человека рас­сматривать ситуацию с наиболее привыч- 3. Каждый человек обладает потен­циалом для того, чтобы активиро­вать каждую позицию 4. Мечтатель может стать критиком или реалистом, если оказывается в компании других мечтателей
   
б. ной позиции   5.  
Существуют воз-   Системы и группы  
можности предот­вратить деструк-тивность критика 6.2. Нужно воспринимать вклад критика как часть системы. Обеспечьте условия, в которых критик окажется полезным (например, найдите позитивные наме­рения)     стремятся к равно­весию полярных циклов    
       
6.1. Есть разница меж­ду тем, критикует ли критик саму меч­ту или мечтателя   7. Каждая позиция может оказаться поддерживающей или ограничи­вающей в зависимости оттого, как управлять ею в рамках цикла  
               

Ключевые положения





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 369 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...