Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

управление креативностью 23 страница



Управление креативным процессом группы подразумевает подстройку с ведением для различных паттернов метапрограмм членов группы; цель этого— восполнить недостающие звенья и расширить восприятие проблемного пространства.

Практикум

Приведите пример того, как паттерны метапрограмм отражены в различных органи­зационных функциях и ролях. Найдите примеры паттернов метапрограмм в стилях различных культур.

Подумайте, какой тип пространства охватывают различные паттерны метапрограмм. Какие кластеры паттернов вы ассоциируете с различными стадиями креативного цикла?

Какие кластеры метапрограмм вы считаете наиболее эффективными для определе­ния симптомов? Определения причин? Установления результатов? Прогнозирования последствия? Определения ресурсов?


Глава 8. Динамика креативности при решении проблем в организациях

РАЗДЕЛ 8.3. КАРТА В

Метапрограммы

При охвате пространства восприятия существуют «естественные» маршруты, созданные при использо­вании различных мета-программ   К примеру: движение от чего-либо, затем — к чему-либо   Метапрограммы не бывают правильными или непра­вильными. Успешность использования метапро-грамм заключается в при­менении их к области про­блемного пространства в соответствии с рассмат­риваемым вопросом и спе­цифическим контекстом
       
Метапрограммы человека или группы могут также подвергаться: • подстройке; • ведению с целью расширения проблемного пространства или пространства решения  

Ключевые положения

Паттерны метапрограмм представляют собой описания различных способов подхо­да к проблемному пространству или его элементам.

Метапрограммы не являются взаимоисключающими, они могут проявляться одновре­менно в различных пропорциях.

Метапрограммы не бывают правильными или неправильными; их успешность при решении проблем зависит скорее от нашей способности охватывать ими простран­ство, необходимое для адекватной работы с проблемой.

Практикум

Приведите примеры проблем, которые вам доводилось решать самостоятельно или в группе. Какие паттерны метапрограмм, по вашему мнению, оказались наиболее по­лезными для поиска решения в каждый конкретный момент?

Подумайте об окружающих вас сотрудниках. Какие метапрограммы особенно часто использует каждый из них?

Какие паттерны метапрограмм кажутся наиболее ясными и знакомыми? Какие — наиболее чуждыми?

Какие виды метапрограмм, присущих окружающим, представляются вам наиболее осложняющими взаимодействие?

11-3335


Часть III. Управление групповой креативностью

РАЗДЕЛ 8.3. КАРТА Г

      Управление переходными состояниями      
означает
    Применение этапов креативного процесса    
             
Этап1: мечтатель, позволяющий установить целевое состояние   Этап 2: реалист, позволяющий установить маршрут, ведущий к целевому состоянию   ЭтапЗ: критик, позволяющий оценить эффективность этого маршрута
                   
  Каждый этап определяет свой процесс обратной связи   Различные типы: • ЮТЕ; • метапрограмм  
   
       
     
  Общая обратная связь позволяет начать процесс заново  
                         

Ключевые положения

Процесс решения проблем в организации или группе включает в себя определение ряда переходных состояний и управление ими посредством макропетли обратной связи, которая состоит из нескольких микропетель.

Эффективное управление переходными состояниями включает в себя применение креативного цикла как на микро-, так и на макроуровне.

На макроуровне цикл «мечтатель, реалист и критик» может использоваться для опре­деления базовых элементов маршрута переходных состояний, ведущего к желаемо­му состоянию.

Этап мечтателя задействован в выработке и выборе целевого состояния.

Этап реалиста служит для определения и воплощения маршрута переходных состоя­ний, ведущего к желаемому состоянию.

Этап критика способствует оценке и обеспечению обратной связи в связи с продви­жением по направлению к целевому состоянию. Практикум Вспомните случай, когда бы вы участвовали в решении организационной проблемы.

Определите, как на макро- и микроуровнях применялся цикл «мечтатель—реалист— критик».

Подумайте, какие виды процессов были задействованы в а) формировании и выборе целевого состояния, б) установлении маршрута и продвижении к целевому состоя­нию и в) оценке прогресса.


Глава 8. Динамика креативности при решении проблем в организациях

РАЗДЕЛ 8.3. КАРТА Д

Этапы креативности и инноваций

Повторный цикл

Ключевые положения

На микроуровне цикл «мечтатель, реалист и критик» может — в терминах элементов ЮТЕ и кластеров метапрограмм — быть адресован конкретным вопросам и отдель­ным лицам, задеиавованным в движении из одного переходного соаояния в дру­гое.

Практикум

Приведите пример специфических вопросов, связанных с движением по различным переходным состояниям в рамках достижения организационных целей.

Как применить цикл «мечтатель, реалист и критик» к движению из одного переход­ного соаояния в другое?

11*


Часть III. Управление групповой креативностью

Раздел 8.4. Согласование целей, доказательств и действий в групповой креативности

Паттерны метапрограмм относятся к способу, которым мы устанавли­ваем различные функции ТОТЕ и оперируем ими. Эти паттерны вли­яют на масштаб и стиль приложения конкретного креативного усилия. На рисунке, приведенном ниже, суммированы некоторые взаимосвя­зи между паттернами метапрограмм и элементами ТОТЕ.


Паттерны метапрограмм

К позитивноиу — от негативного

Подход — избегание

Задача — взаимоотношения

Внутренняя референтность — внешняя референтность

Я — другие — окружение Согласование — рассогласование

Сходства—различия

Долгий срок — короткий срок

Прошлое — настоящее — будущее

Репрезентативные предпочтения

Видение—логина — действие—эмоция

Крупные группы — мелкие группы


Рис. 8.2. Паттерны метапрограмм/элементы ТОТЕ

Цели могут определяться применительно к задаче или взаимоот­ношениям, а также в терминах желания достичь чего-либо или избе­жать чего-либо. Эффективный групповой процесс, как правило, функ­ционирует как набор параллельных петель ТОТЕ, включающих зада­чу группы и взаимоотношения между ее участниками. Доказательства и действия, связанные с этими отношениями, обычно зависят от кон­сенсуса. Доказательства и операции, связанные с задачами, обычно зависят от результатов.

Доказательства могут обладать ссылкой на самого человека, на вос­принимаемые образы других или последствия для окружающей сре­ды. Оценивание доказательства может производиться применитель­но к тому, сколь многое соответствует этому доказательству либо не соответствует ему. Доказательства и действия могут зависеть либо от


f.

||ава 8. Динамика креативности при решении проблем в организациях

' Ml I ——in. -II.1 ■■■.1111 И 11ЧП1 —■ I I Ml

досрочных, либо от краткосрочных результатов и включать раз-цчные пропорции видения, деятельного подхода, логики и эмоций. В групповых ТОТЕ выделяют различные уровни конкретизации чей, доказательств и действий. Таким образом, группа может обла-i как макроцелями, так и микроцелями. Различные уровни дока-втельств соответствуют различным уровням результатов. Доказа-пьство может быть широким (например, «конвергенция идей») или дифичным (например, использование членами группы конкрет-: видов слов).

Мы можем обнаружить ТОТЕ внутри ТОТЕ, внутри многих других)ТЕ. Такие конструкции в НЛП носят название «гнездовые ТОТЕ». 1Я макроуровневой ТОТЕ действия могут быть определены приме­нительно к ряду более микроуровневых ТОТЕ. Иногда то, что являет-действием для одной цели, служит доказательством для другой ли. Забавно, что в управлении системой креативности одни и те же |вещи могут служить как целью, так и действием или доказательством, |в зависимости от того, какие акценты расставлены в данном конкрет-|ном взаимодействии. Достижение микроцелей может являться дока­зательством для макроцелей.

Групповой процесс включает в себя также последовательные I ТОТЕ — как, например, при переходе от абстрактной, концептуальной Деятельности к конкретным действиям. Доказательства могут отно-I ситься как к текущим, так и к конечным результатам; например, мож-I но говорить о чем-либо или делать это что-то. (В частности, на стадии? формирования концепции зачастую устанавливается обратная зави-' симость между объемом разговоров о желаемой цели и объемом по-, нимания этой цели.)

Важно различать сами доказательства и процедуры доказательства. Процедуры доказательства нередко определяют качество доказа­тельств, которые возможно собрать, и типы реакций, которые воспри­нимаются как приемлемые. К примеру, установление дискуссий «за круглым столом» в качестве фрейма обратной связи через определен­ные временные интервалы является процедурой сбора доказательств, "которая отличается от «книги жалоб и предложений». В основе дока­зательств и процедур доказательств часто лежат конкретные убежде­ния и ценности. К примеру, заранее назначенное время для дискуссий за круглым столом является декларацией роли, которую играет обрат­ная связь в групповом процесе. Этот факт символизирует как цен­ность обратной связи, так и разрешение на то, чтобы ее предоставить.


Часть III. Управление групповой креативностью

Кластеры задач и «отношенческих» целей могут быть установле­ны с учетом разных размеров «элементов/групп» и разных уровней. К примеру, «давать большее количество новых идей» — цель, опреде­ленная на уровне «что»; «построить план для манифестации этих идей» — цель на уровне «как»; «определить ожидания, связанные с результатами», — цель на уровне «почему/зачем».

Степень, в которой различные уровни и масштабы группирования целей, доказательств и действий согласованы для различных членов группы, является важным фактором эффективности этой группы.


Глава 8. Динамика креативности при решении проблем в организациях

РАЗДЕЛ 8.4. КАРТА А

  ЮТЕ в группе       ТИПЫ        
[          
Г              
  ЦЕЛЕЙ: • задачи; • взаимоотношения     ДОКАЗАТЕЛЬСТВ: • сам человек; • другие люди   ДЕЙСТВИЙ: • консенсус; • результаты
                 
  • их уровень; • согласованность уровней; • размер «группы»  
    Последовательные Параллельные   Последовательные Параллельные
             
     
    1роцедуры доказательства протекают последовательно  
           
  ДЕЙСТВИЯ-ДЕЛАТЬ   Иногда доказательства становятся
  ДОКАЗАТЕЛЬСТВА = НАБЛЮДАТЬ   действиями для достижения цели
                       

Ключевые положения

Эффективный групповой процесс функционирует как набор параллельных ТОТЕ, включающих задачу группы и взаимоотношения между ее членами.

Задачи и цели в отношениях могут быть установлены на различных уровнях и с уче­том различного масштаба «группирования».

Степень, в которой эти цели согласованы и сбалансированы для различных членов группы, является важным фактором эффективности этой группы.

В групповой процесс входят также последовательные ТОТЕ— такие как переход от концептуальной к оперативной деятельности. Доказательства для целей, ориентиро­ванных на задачу, нередко устанавливаются со ссылкой на индивидуальное воспри­ятие человека, в то время как доказательства для отношений ссылаются на восприя­тие других членов группы.

Доказательства могут быть связаны как с текущими результатами, так и с конечными. Действия, касающиеся отношений, обычно зависят от консенсуса. Действия, каса­ющиеся задач, обычно зависят от результатов.


Часть III. Управление групповой креативностью

Практикум

Приведите пример групп, в которых вы работали и где наблюдался баланс либо дис­баланс целей, касающихся задач и отношений. Какие проблемы возникали ввиду несбалансированности концентрации на задаче? На взаимоотношениях?

Как вы себя чувствовали, будучи членом группы, сбалансированной относительно общих целей? Как вы себя чувствовали, будучи членом группы, не сбалансирован­ной относительно общих целей, связанных с задачей? Целей, связанных со взаимо­отношениями?

Приведите пример типичной последовательности стадий, которым следовала ваша группа. Можете ли вы определить ГОГЕдля этой последовательности? В чем разли­чия между доказательствами для целей обоих видов?

В чем различия между доказательствами, связанными с текущим процессом, направ­ленным на общую цель, и доказательствами, связанными с конечными результатами?

Как вам кажется, в какие моменты групповой работы важнее сконцентрироваться на собственной точке зрения?

В какие моменты групповой работы важнее сконцентрироваться на точке зрения окружающих?

В какие моменты групповой работы важнее сконцентрироваться на достижении кон­сенсуса?

В какие моменты групповой работы важнее сконцентрироваться на достижении ре­зультатов?


Глава 8. Динамика креативности при решении проблем в организациях

Раздел 8.5. Управление креативным циклом группы

\ Креативность может быть стимулирована соответственно каждому • элементу ТОТЕ. Цели можно расширять и обогащать применительно к различным паттернам метапрограмм, выраженным с их помощью (например, короткий срок — долгий срок, задача — отношения, логи­ка — видение и т. п.).

Креативность, связанная с доказательствами, может быть стимули­рована посредством изменения уровней восприятия — например, что люди делают или говорят, по сравнению с тем, как они думают или какие ценности выражают. Процедуры доказательств также могут быть расширены применительно к метапрограммам (например, сам человек, другие, точка зрения компании; прошлые прецеденты в срав­нении с будущими проектами; эмоциональные реакции и действия; критерий согласования и рассогласования и т. п.).

Действия также выражены на различных уровнях (поведенческий, когнитивный, убеждения и ценности, идентификация) и посредством различных метапрограмм, которые могут быть расширены и обогаще­ны.

Важно анализировать креативный цикл группы при управлении ее креативным процессом. В управлении креативным процессом группы есть макроуровневые и микроуровневые ТОТЕ. Макроуровневые ТОТЕ связаны с циклом обратной связи группового процесса, направ­ленного на достижение цели; микроуровневые ТОТЕ связаны с дея­тельностью менеджера, направляющего поведение членов группы.

Креативный цикл группы нередко включает в себя движение от крупных «групп» (общая картина, или «видение») к мелким «груп­пам» (установление микрозадач, ведущих к достижению более круп­ной цели). Ключевой частью управления групповой креативностью является способность анализировать основные роли членов группы или команды, разбивая их на конкретные когнитивные и интерактив­ные процессы, необходимые для воплощения или выполнения этой роли. Аналогичным образом важно определять доказательства обще­го типа (такие, как «консенсус») применительно к наблюдаемым по­веденческим ключам во взаимодействии членов группы. К примеру, цели, которые стимулируют креативность, обычно направлены на что-то будущее. На стадии мечтателя они связаны с более долгим сроком. На стадии реалиста речь идет о более кратком сроке.


Часть III. Управление групповой креативностью

В процессах установления, выявления и поощрения креативности других людей важна способность определять и адаптировать как фи­зические, так и психологические ограничивающие факторы. Управле­ние креативным процессом группы подразумевает установление фи­зических и психологических ограничителей, которые направляют групповой процесс применительно к текущей фазе креативного цикла.

Различные стадии креативного цикла включают разные ограничите­ли, связанные с различными типами доказательств. Количество выра­ботанных идей может служить доказательством для этапа фантазиро­вания. Однако критик воспримет обилие идей как проблему.

Паттерны метапрограмм зачастую связаны друг с другом в есте­ственных кластерах (например, сокращение временного фрейма для проекта ведет к концентрации на задаче, а не на отношениях). Как мы уже указывали ранее, существуют определенные кластеры паттернов метапрограмм, которые могут быть ассоциированы с «мечтателем», «реалистом» и «критиком». Знание этих кластеров позволит вам рас­познавать или преднамеренно выявлять их у других людей. Гибкость группы может быть повышена за счет приписывания членам группы или поощрения у них различных кластеров метапрограмм.

Для эффективной групповой креативности важно инкорпориро­вать:

все три стадии креативного цикла («мечтатель», «реалист», «кри­
тик») и

различные точки зрения членов группы на всех трех стадиях.

Во время общего собрания может возникнуть следующая пробле­ма: «мечтатель» говорит что-то такое, что негативно воспринимается «критиком» и вызывает соответствующую реакцию. В ответ на мне­ние «критика» «мечтатель» поляризуется и начинает отстаивать свою мечту. «Критик» жалуется, и так они некоторое время ходят по зам­кнутому кругу. Наконец «реалист» говорит: «У нас больше нет време­ни. Пора вернуться к работе». И все заканчивается хаотичной смесью полярных точек зрения. Креативный цикл не прогрессирует, потому что «критик» постоянно прерывает «мечтателя», и наоборот.

В эффективной группе каждый поддерживает или дополняет силь­ные стороны другого; таким образом, результат работы «мечтателя» — несколько идей — передается «реалисту», который вырабатывает про­ект и передает его «критику», который в свою очередь, оценивает про­ект и т. п.


'лава 8. Динамика креативности при решении проблем в организациях

Важным критерием стимулирования креативности в группе явля-|ется сохранение баланса. С одной стороны, менеджеру необходимо аявить как можно более полный спектр потенциальных возможно-| стей членов группы. С другой стороны, не менее важно выявить и ис-[ пользовать индивидуальные сильные стороны.

Диснеевская стратегия признает наличие у людей разных видов | потенциалов. Одни сильны как мечтатели, другие — как реалисты или I критики. Один из способов стимулировать креативность — попытать­ся развить у всех членов группы достаточную гибкость для того, что-; бы охватывать различные фазы. Другая стратегия подразумевает идентификацию и использование конкретных сильных сторон опре­деленных лиц, но при этом необходимо избегать классификации их с навешиванием ярлыков.

Различные процессы эффективно стимулируют креативность на разных стадиях цикла. Дисней, как вы помните, обустроил даже от­дельные комнаты для «мечтателя», «реалиста» и «критика». В комна­те «мечтателей» по всем стенам висели картины, вдохновляющие ри­сунки и изречения. Здесь все было хаотично и сияло разными цвета­ми радуги, а критику высказывать строго воспрещалось: только фантазии! На территории «реалистов» находились рабочие столы ани­маторов, снабженные всеми видами современного оборудования и прочими инструментами, необходимыми для воплощения мечтаний. Столы были расставлены по просторной комнате так, чтобы все ху­дожники видели друг друга и могли говорить друг с другом. «Крити­кам» была отведена маленькая комнатка под лестницей; здесь они рас­сматривали и оценивали карандашные наброски к мультфильмам. В комнате всегда было тесно и душно, поэтому ее называли «парил­кой».


Часть III. Управление групповой креативностью РАЗДЕЛ 8.5. КАРТА А

Размер инф («групп») в ормационных элементов метапрограммах — собов пунктуации я   При использования больших или малых элементов необходима гибкость
один из спо переживани  
             
1. Элементы целей могут быть большего или меньшего размера 2. Действия отражают все виды деятельности, которые — последо­вательно или парал­лельно — направлены на цель   Каждое дей стать целью татом более операций . ствие может или резуль-мелких
     
     
     
4. Доказательства общего типа (например, консенсус) могут быть конкретизиро­ваны применительно к сенсорным наблюдениям (например, к тому, что и как окружающие видят, слышат, ощущают)  
1.1. например, согласование знания в группе — это крупный элемент 3.1. например, менеджерские или операционные PERT или GANT
   
                 
5.   5.1.
Роль/функция (крупный элемент) в бизнес-системе   Каждый элемент в ана-
может быть разделена на мелкие элементы   лизе работы может,
(анализ работы), которые ее воплощают: это будут   в свою очередь,
действия в ЮТЕ всей роли   стать ТОТЕ

Ключевые положения

В управлении креативным процессом группы есть макро-ГОГЕ и микро-ГОГЕ.

Креативный цикл группы зачастую включает в себя переход от крупных элементов (общая картина, или видение) к мелким (установление микрозадач для достижения общей цели) и обратно.

В креативный цикл группы входят как параллельные, так и последовательные дей­ствия.

Паттерны метапрограмм зачастую связаны друг с другом в естественные кластеры (например, сокращение временного фрейма для того или иного проекта ведет к кон­центрации людей на задаче, а не на взаимоотношениях).


Глава 8. Динамика креативности при решении проблем в организациях

Практикум

Приведите пример групп, проявлявших эффективную креативность, в работе кото­рых бы вы принимали участие. Как вы переходили от крупных элементов к мелким и обратно в ходе креативного процесса?

Выберите задачу или работу, в которую вы вовлечены, и разгруппируйте ее на па­раллельные, последовательные и гнездовые ТОТЕ, необходимые для ее воплощения.

Как ограничения по времени влияют на групповую креативность применительно к паттернам метапрограмм?

Какие типы креативности могут быть стимулированы посредством установления вре­менных ограничителей? Каким типам креативности это может препятствовать?

Какустановление географических ограничителей влияет на групповую креативность применительно к паттернам метапрограмм?


Часть III. Управление групповой креативностью РАЗДЕЛ 8.5. КАРТА Б

Существуют кластеры   Мечтатель Реалист Критик
метапрограмм, естест­венным образом связанные с мечтателем, реалистом и критиком   Что Как Почему
Видение «по направле- Действие «по направле- Логика «прочь от»
  нию к» Длительный срок нию к» Короткий срок Длительный/ короткий
Установлени типов ограш метапрограм е различных 1чителей м ведет нию различ-   Будущее Настоящее срок Прошлое/ будущее
       
ных стилей мышления       Метапрограммы могут стать важными инструментами: • расширения группового пространства восприятия; • увеличения гибкости для членов группы • движения по направлению к пространству решения
     
Например: если устано­вить временной лимит (5 минут), люди стано­вятся реалистами  
             

Ключевые положения





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 269 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...