Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

управление креативностью 5 страница



Кроме того, существует различие между осознанными и неосозна­ваемыми процессами в том, что касается оппозиции «процесс/про­дукт». Вероятно, намного проще осознать что вы делаете, чем то, как вы это делаете. Можно также начать осознавать существование раз­личных стадий креативности, даже в очень простом креативном акте, и существование различных комбинаций стилей мышления в психи­ческих процессах.


Глава 1. Определение области действия креативности РАЗДЕЛ 1.4. КАРТА А

      Упражнение    
         
Фаза1 1. Использование подручного или легкодоступного материала. 2. Совершение каких-либо креативных действий с ним   Фаза 2 Ответ на три вопроса: 1. Как вы решили, что именно нужно делать? 2. Как вы определили, что справились с задачею Что показалось вам достаточно удовлетвори­тельным, чтобы закончить работу? 3. Как вы приступили к работе и как выбирали последующие действия? 1?
           
    +  
  Цель: осуществить креативный акт с помощью индивидуальных психических паттернов или принципов     Цель: обнаружить психические процессы, которые используются в креативности, и органы чувств, задействованные в креативном процессе  
                   

Ключевые положения

Упражнение «на открытие» преследует следующие цели:

Физически создать что-либо простое, но конкретное из окружающих вас пред­
метов и проследить психические и поведенческие процессы, с помощью которых
вы это создали.

На опыте изучения собственного креативного мыслительного процесса убедить­
ся в том, что когнитивные стратегии обладают определенной структурой.

Заметить, что даже в обычном мыслительном процессе есть паттерны и последо­
вательности микроповедения.

Начать осознавать собственные внутренние креативные стратегии.

Практикум

Что показалось вам особенно интересным в этом эксперименте? Что удивило вас больше всего? Легким или трудным было для вас задание?

Как бы вы охарактеризовали тип креативного мышления,*: помощью которого выпол­нили это упражнение? Можно ли назвать это хорошим примером вашей собственной креативности?

Довелось ли вам столкнуться с теми или иными затруднениями в ходе выполнения задания? Если да, какого рода были эти затруднения: внешние или внутренние?

Если вы столкнулись с внутренним сопротивлением или помехами, касались ли они того, «что» нужно было делать? «Как» это делать? «Желания» это делать? «Возмож­ности» это делать?


Часть I. Личная креативность

Какие убеждения, установки или ценности вы вынесли из этого переживания? Какие из них помогли вам в новаторстве? Какие помешали вам?

Легко ли вамудалось осознать внутренние процессы? Какие аспекты вашего мышле­ния легче всего поддаются осознанию?

Удалось ли вам почувствовать интуитивную структуру собственных мыслительных стратегий?

Как способ выполнения этого задания характеризует ваш креативный процесс?

Удалось ли вам осознать наличие разных стадий креативного процесса и переход с одной на другую?


Глава 1. Определение области действия креативности РАЗДЕЛ 1.4. КАРТА Б

- Мыслительные «режимы» "' и стили креативного процесса можно подробно исследовать " применительно к конкрет-: ному заданию   Методика изучения креативного процесса. Три вопроса: 1. Как вы решили, что будете делать? 2. Как вы определили, что закончили работу? Ощутили ли вы удовлетворение от этого? 3. Как вы приступили к работе и как выбирали последующие действия?   Дополнительный вопрос: как вам кажется, вы совершили креативный акт?
   
    —i Для каждого вопроса определите, как вы - использовали свои органы чувств, в каком стиле?
           
  Эта последовательность является структурой психического процесса Определяет страте­гию или психический паттерн
           

Ключевые положения

Даже для самого простого креативного акта можно выделить различные этапы креа-Гивности. Психические процессы включают в себя комбинацию различных стилей Мышления.

Практикум

Сделайте заметки о том, что вы узнали о структуре собственного креативного мысли-Йельного процесса.


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 1.4. КАРТА В

События, выявляющие креатимость. Иногда креатив­ность берет начало Психические процес­сы, обеспечивающие креативность в одной   Психические процессы следует отличать от их содержания.
не всегда напря­мую связаны с са­мим заданием в мышлении или чем-то другом области, могут помочь решению проблем в других областях   Один и тот же психический процесс можно применять
  в различных окруже­ниях и контекстах
   
Любой креативный акт/действие инициирует нерв- Согласно учению НЛП, проблему можно решить с помощью различных Люди используют различные стили и мыслительные   Пример такой комбинации:
ную систему за счет использо­вания органов чувств - сенсор­ных модальностей модальностей/чувств. Например: • внутренние коммуни­кации с самим собой (сообщение себе о чем-либо); • внутреннее приме­нение визуальных модальностей (визуализация чего-либо) процессы: • визуальный; • аудиальный; • вербальный; • тактильный/ физический; • эмоциональный и их комбинации и последователь­ности/связки   произведения искусства как метод выраже­ния эмоций
     
             

Ключевые положения

Психические процессы и стратегии различаются в зависимости от типа конечных продуктов или достигнутых результатов.

Разные люди по-разному проявляют креативность даже при решении самых простых задач.

Практикум

Попросите другого человека проделать это упражнение и сравните креативные про­цессы.

В чем ваши креативные стратегии наиболее различаются?

В чем сходство ваших креативных процессов?


Глава 1. Определение области действия креативности РАЗДЕЛ 1.4. КАРТА Г

      Стратегия и креативность    
         
Процессы/стратегии «различаются в зависи­мости от типа конеч­ных продуктов креативности     Преимущественно «вербальные» стратегии могут быть полезными или ограничива­ющими, в зависи­мости от ситуации   Функции «физических» стратегий отличаются от функций «вербальных» стратегий
                 
Г   Психический процесс включает в себя комби­нации различных стилей мышления ------ Базовая цель: исследовать программы креативности
Шумные теории (например, теории Эйнштейна)  
часто основаны Hi преимущест-•енно визуальных -стратегиях ■,„„,,,„11 i   Существуют различные способы осуществления креативного процесса на разных стадиях ------ или карты, кото­рые обеспечивают эффективные результаты
и*-          
' Ощущения и язык ** взаимодействуют \ • рамках стратегий     Верба зачаст напра орган: пьные «критерии» ую задают
          злен ие деятельности)м чувств
         
                   

Мочевые положения

IНЛП различают сам процесс и содержательные результаты креативных стратегий. ||МКТИкум Составьте список того, что вам хотелось бы исследовать в дальнейшем.

Что вы узнали или в чем убедились благодаря зтому упражнению и что можете не­посредственно применить в своей производственной реальности?

1сли бы вам пришлось повторить упражнение, что бы вы изменили в способе его Выполнения?


Часть I. Личная креативность

Раздел 1.5. Макроструктура переживания и креативность. Модель ТОТЕ

Несмотря на то что отдельные неврологические процессы случайны по своей природе, большая часть деятельности нашей нервной систе­мы является высокоорганизованной. Модель ТОТЕ (Miller et al, 1960) — это способ определить структуру программ, или карт, которые способны облегчить креативную деятельность или повлиять на ее ре­зультаты. Базовая структура программы, осуществляющейся в психи­ке отдельного человека, внутри команды или группы, организована вокруг представления цели или задачи. Кроме того, всегда есть какой-либо признак или критерий, по которому мы определяем, что прибли­жаемся к цели или отдаляемся от нее. Наконец, чтобы достичь жела­емых целей, нам необходимо предпринять ряд действий.

Термин ТОТЕ соответствует совокупности элементов петли обрат­ной связи: Test—Operate—Test—Exit (Проверка—Действие—Провер­ка—Выход). Пытаясь создать что-либо, мы постоянно тестируем свои действия на успешность: «Насколько я продвинулся?», «В том ли на­правлении, в котором мне нужно?», «Есть ли от этого какая-то польза?», «Насколько инновационными являются мои действия?» В зависимо­сти от результатов этих проверок мы действуем: предпринимаем что-либо и затем снова тестируемся, чтобы оценить эффективность своих действий. Проверяем. Снова действуем, пытаясь изменить что-либо или сделать шаг в нужном направлении. Снова проверяем: «Насколь­ко эффективным было это действие?» В зависимости от результата этого теста — либо продолжаем действовать, либо «выходим» из про­цесса, заканчиваем цикл.


Глава 1. Определение области действия креативности

Тест подразумевает наличие цели, задачи и той или иной процеду-: доказательства, позволяющей оценить успешность движения к j. Чтобы оценивать или тестировать свои действия, необходимы давление движения и какие-либо признаки или доказательства, вволяющие определить — достигнута ли цель или до нее еще дале-, Эффективную деятельность обеспечивает широкий ассортимент уЦьтернатив, из которых мы можем выбирать подходящие для дости­жения конкретной цели.

(•■ ТОТЕ — фундаментальный процесс. Представьте себе ребенка, ко-|в)рый учится ходить. У него есть цель: добраться до определенного 1||рста, скажем до игрушки, которая лежит на столе или стуле. У него.йсть признаки успешности действий, выраженные через относитель-|ирае расстояние до игрушки: их можно ощутить и увидеть. Теперь ре­бенок должен развить у себя навыки и гибкость, необходимые для ■"того, чтобы добраться до цели. После многочисленных итераций про­верок и действий компетентность ребенка возрастает. В данном слу-счае его цель постоянна: добраться до игрушки. Для достижения этой дели необходима гибкость; эта гибкость может опираться на потенци­альную гибкость и неуверенность системы, через которую он пытает­ся двигаться. Если кто-нибудь сдвинет с места стол или стул, на кото­ром лежит игрушка, ребенок вынужден будет скорректировать свои действия. Если же он захочет сделать свою деятельность негибкой, фиксированной, и совершит заранее установленное количество шагов, нет гарантии, что цель будет достигнута.

Другим примером является процесс обучения. Если у вас есть кон­кретная цель обучения, вам придется разнообразить способ ее дости­жения — в зависимости от типа людей, задействованных в процессе, а также спонтанно возникающих ситуаций. Если вы зафиксируете ту или иную процедуру обучения и будете во что бы то ни стало придер­живаться ее, гибкими (нестабильными) окажутся результаты. Вы по­лучите статистическое распределение успеха.

Разумеется, временами нам хочется варьировать результаты. В на­чале упражнения на креативность у вас могло и не быть явной цели: вы могли просто инициировать креативный процесс и следить за проис­ходящим. Это тоже форма креативности. К простейшим формам креатив­ности относятся генератор шума и фильтр. «Генератором шума» на­зывают устройство, генерирующее случайные возможности. Фильтр выбирает только те из них, которые подходят для достижения кон­кретных результатов Например, весь коллектив собирается на мозго-


Часть I. Личная креативность

вой штурм и генерирует различные идеи, а затем вы фильтруете ре­зультаты. Процесс напоминает промывание золотоносного песка.

Другая форма креативности подразумевает, что вы сначала опре­деляете цель, а затем включаетесь в изощренную форму петли обрат­ной связи, исследуя способы достижения этой конкретной цели.

В любом случае, модель ТОТЕ определяет базовые элементы креа­тивного процесса. Чтобы обеспечить любой вид структурированного поведения, вам необходимы цели, признаки приближения к ним и способы достижения целей. Кроме того, в теории НЛП мы составля­ем эти когнитивные карты и выполняем описанные программы — на индивидуальном уровне — посредством неврологических процессов, таких как ощущения. Как для отдельного человека, так и для группы цели могут быть определены через язык. Их можно установить визу­ально — к примеру, с помощью диаграмм. Также цель может быть описана применительно к эмоциональным реакциям или ощущениям, или даже физическим показателям (как в спорте).

Что касается доказательств и критериев близости к цели, они в особенности связаны с теми вещами, которые мы можем ощутить и описать вербально. Доказательство успешного достижения цели обычно оказывается видимым, слышимым или ощутимым. Это имеет большое значение для управления людьми. Два человека могут ста­вить перед собой одну и ту же цель, но использовать различные кри­терии. Бывает, что один человек используеткак свидетельство дости­жения цели визуальную картинку, а другой — ощущение В конце концов они могут не обнаружить сходства между достигнутыми ре­зультатами, даже если их цели одинаковы.

Например, одной из ПРОВЕРОК креативности является «уни­кальность идеи». Если идея, пришедшая вам на ум, недостаточно уни­кальна, вы будете ДЕЙСТВОВАТЬ, или проделывать некую проце­дуру, чтобы обеспечить большую уникальность, — либо выдвинете новую идею. Разные люди воспользуются различными способами ПРОВЕРКИ такой вещи, как «уникальность», основанной на пред­почтениях или склонностях индивидуальной репрезентативной сис­темы. К примеру, уникальность может определяться на основе того,

что вы видите в результате,

что вы делаете физически для достижения этого результата,

что вы чувствуете относительно результата,

что вы слышите или говорите в связи с результатом.


Глава 1. Определение области действия креативности

Эти вариации обеспечивают значительные различия в том, какие ^результаты может дать креативный процесс, а также в аудитории, на •орую он рассчитан. К примеру, некоторые идеи могут включать в черты других идей (продуктов), которые уже существуют и ис-ьзуются, но выглядят совершенно иначе. Иные продукты могут,ать большим сходством с уже существующими, но отличаться Шособами применения.

Подводя итоги, можно сказать, что, для того чтобы получить ми-[альную информацию о способе чьего-либо мышления, мы долж-определить:

Цели этого человека.

Доказательства, которые он использует, чтобы определить успеш-

ность продвижения к цели.

Набор альтернатив, которые использует этот человек для достиже-

ния цели, и конкретные виды поведения, с помощью которых он

воплощает эти альтернативы

Способ реакции этого человека в случае, если цель не достигнута с

первой попытки.


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 1.5. КАРТА А

      Модель ЛОТЕ          
     
Наши психические процессы структурированы согласно базовой трехзтапной программе   1. Человеческая психика ориентирована (сознательно или нет) на достижение наших целей   2. Психика использует тесты/доказательства, чтобы определить, двигается ли она по направлению к цели или прочь от нее или уже достигла цели
           
*            
3. Если исходное состояние включает «испытание на неудачу», предпринимаемые действия направлены на то, чтобы достичь цели и пройти «испытание на успешность»     4. Если обратная связ негативна, дальнейши действия являются «реакциями» на пробле ь
  ТОТЕ актуализирует петлю обратной связи   е
        мы
         
        |  
  Эта петля постоянно находится в действии: «Я иду правильным путем?» «Я уже достиг цели?»   Подсказки, последующие действия  
1 ♦
      Процедуры доказательства   Спектр альтернатив, необходимых для действий  
 

Ключевые положения

Согласно модели ТОТЕ, интеллектуальные ментальные процессы структурированы вокруг петли обратной связи на основе базовой трехэтапной программы: 1) поста­новка целей (сознательная или неосознанная), 2) использование тестов или доказа­тельств для оценки продвижения по направлению к цели, 3) действия, призванные изменить что-либо и за счет этого приблизиться к цели.

В зависимости от результата того или иного теста (проверки) будут активированы или мобилизованы различные виды операций. Для достижения конкретной цели может понадобиться целый ряд разнообразных действий.

Тот или иной процесс может состоять из ряда макро- и микроуровневых моделей ТОТЕ.

Понятие ТОТЕ релевантно креативным процессам, которые вы исследовали и ощуща­ли на себе в предыдущем упражнении.


Глава 1. Определение области действия креативности

(рактикум

вставьте собственную репрезентацию ил и диаграмму петли обратной связи, описан­ий в модели ТОТЕ.

{акие из известных вам моделей процессов похожи на ТОТЕ или включают в себя ее цементы?

fro бы вы определили как собственную сверхцель в момент выполнения предыду­щего упражнения?

fro послужило доказательством достижения зтой цели?

Пак бы вы классифицировали виды операций, которые вам пришлось выполнить в оде предыдущего упражнения для достижения поставленной цели? Насколько хо-цошо вам удалось решить задачу?

Назовите микроцели, которые стояли перед вами в ходе упражнения. Какие доказа­тельства и действия вам понадобились для достижения этих целей?

Посмотрите на описание ТОТЕ и подумайте, можно ли применить особенности этой (подели к другим видам деятельности и процессам, которые составляют вашу произ­водственную реальность, как креативным, так и рутинным. Способны ли вы почув­ствовать, что и эти процессы организованы вокруг петли обратной связи, составлен-юй из наличия цели, доказательств и действий?


Часть I. Личная креативность

Раздел 1.6. Влияние различных уровней опыта на креативность

Важно признать существование различных уровней креативности и различных видов влияния на креативность. К примеру, у креативно­сти есть «где» и «когда». Эти аспекты связаны с различными воздей­ствиями окружения, такими как пространственные и временные огра­ничения, которые могут повлиять на креативность. К примеру, упраж­нение на креативность в этой главе предполагало, что вы создаете некий объект, пользуясь ограниченным числом внешних ресурсов в ограниченном временном промежутке.

С креативностью связано также «что», которое относится к пове­денческим проявлениям, способным повлиять на креативность. Даже если бы внешние ограничения для всех читателей были оди­наковыми, читатели реагировали бы на эти ограничения по-разному. Сходные внешние ограничители обеспечили бы широкий спектр по­веденческих реакций.

Однако что лежит в основе этих поведенческих различий? Раз­личия на уровне поведения порождаются различиями в когнитив­ных процессах. То есть различиями в том, «как» тот или иной чело­век думает о чем-либо или психически воспроизводит этот объект. Уровень креативности «как» связан с внутренними картами и внут­ренними программами, которые обеспечивают поведенческие раз­личия.

Креативность связана также с убеждениями и ценностями. Послед­ние определяют «почему» креативности: «Почему я вообще должен мучаться, придумывая что-нибудь инновационное?» Степень моти­вации для человека определяется тем, какую часть внутренних ре­сурсов он мобилизует. Мотивация — это то, что стимулирует и акти­вирует различные «как» и «почему» наших реакций.

Наконец, в креативности есть элемент «кто».

«Я креативный человек или нет?»

«Мог ли бы другой человек в моей роли или с моими обязанностя­ми проявить себя как креативная личность, и если да, то в каких ви­дах деятельности?»

«От "кого" можно ожидать креативности?»

«Идея, рожденная в отделе финансов, не может быть креативной по определению или все-таки может?»


Глава 1. Определение области действия креативности

Уровни креативности и инноваций

Нередко люди говорят о том, что на события можно реагировать на разных «уровнях». К примеру, собеседник может отметить, что какой- TO опыт оказался для него негативным на одном уровне, но позитив- ным — на другом. Структура нашего мозга, язык и системы восприя­тия содержат естественные иерархии, или уровни, переживаний. За- дача каждого уровня — организовывать и контролировать информацию на низлежащем уровне. Изменение чего-либо на верхнем уровне вле- чет за собой изменения в нижних уровнях; изменение на нижнем уров- не может повлиять на верхний уровень, но не обязательно. Антропо- ЛОГ Грегори Бэйтсон (Gregory Bateson) определил четыре основных уровня обучения и изменения, каждый из которых является более абстрактным, чем предыдущий, однако обладает большей силой воз­действия на человека.

Эти уровни грубо соответствуют следующей схеме:

1. Кто я сАм — Идентификация Кто?

2. Моя система убеждений — Ценности и значения Почему?

3. Мои Возможности — СтратеГии и состояния Как?

4. Что я Делаю или уже сДелал — Конкретные
поведенческие проявления Что?

5. Мое окружЕние — Внешние факторы Где? Когда?

Уровень окружения включает специфические внешние условия, в которых имеет место наше поведение. Существуют и поведенческие проявления, лишенные внутренних карт, планов или стратегий, такие как коленные рефлексы, привычки или ритуалы. На уровне возмож­ностей мы способны выбрать, изменить и адаптировать ряд поведенче- ских проявлений к широкому спектру внешних ситуаций. На уровне убеждений и ценностей мы можем поощрять, сдерживать или обоб­щать ту или иную стратегию, план или способ мышления. Идентифи- Кация, разумеется, консолидирует всю систему убеждений и ценно- стей в самосознание. В то время как каждый последующий уровень все более абстрагируется от конкретики поведения и сенсорного опыта, он В действительности приобретает все большее и большее влияние на Наши поведение и переживания.

• Факторы окружения, определяющие внешние возможности или ограничения, на которые следует реагировать. Отвечают на вопро­сы где? и когда?


Часть I. Личная креативность

Поведение состоит из специфических поступков или реакций, рас­
сматриваемых внутри окружения. Отвечает на вопрос что?

Возможности и способности направляют и ориентируют поведен­
ческие элементы согласно ментальной карте, плану или стратегии.
Отвечают на вопрос как?

Убеждения и ценности обеспечивают подкрепление (мотивацию и
разрешение), которое поддерживает или блокирует возможности
и способности. Отвечает на вопрос почему?

Факторы идентификации определяют сверхзадачу (миссию) и фор­
мируют убеждения и ценности на основании нашего самосознания.
Отвечают на вопрос кто?





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 309 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...