Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

управление креативностью 7 страница




Часть I- Личная креативность

Чтобы смоделировать ТОТЕ, связанную с событием из прошлого, важна способность думать о структуре процесса так, «как если бы» вы переживали это событие снова.

Практикум

Поупражняйтесь в создании ассоциаций с рядом примеров креативности за счет мен­тального переживания их.

Диссоциировавшие^ сравните «переживание» былых впечатлений с обычным «раз­мышлением о них». Чем различаются виды информации, которую вы черпаете из памяти тем или иным путем?


Глава 2. Структура креативного процесса РАЗДЕЛ 2.2. КАРТА Б

i                      
— С каждым элементом JOTE соотносятся различные «порции» шашего креативного опыта   Осознайте, что каждый элемент — это результат: • самоисследования и • самомоделирования   Разделение информаци на подобные части помогает воспроизводи даже такие детали, о которых вы не за дум ь лись в прошлом и ть
  ва-
i            
Действуйте, «как если бы»:   Иногда вы можете задним числом «открыть» стиль   • визуальный • вербальный  
примите ретро­спективное решение   мышления/вос­приятия, который использовали   • физический • эмоциональный    
               
  Собранна) 1 вами информация о вашем креативном процессе может послужить для исследования  
         
       
  Микро- (и макро-) аспектов ваших креативных процессов   различий между отдельными людьми и типами креативности  

Ключевые понятия

Разделение и организация прошлого опыта согласно модели ЮТЕ позволят вам по-новому взглянуть на него.

Даже ретроспективные догадки могут содержать полезную информацию о вашем креативном процессе.

Практикум

Приведите ряд примеров из прошлого, когда вам удавалось проявить креативность. Как вам кажется — на интуитивном уровне, — что в них есть общего?

Попробуйте воспроизвести в деталях несколько ситуаций, в которых вы проявляли Креативность. Постарайтесь мысленно достроить те элементы ситуации, которые не можете припомнить в точности.

Какую информацию вы почерпнули из своих догадок? В чем сходство и отличия меж­ду догадками и настоящим воспоминанием?


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 2.2. КАРТА В

  Выводы по результатам самоисследования/ самомоделирования  
     
  «Как» следует использовать информацию, чтобы  
     
         
обогатить собственные креативные ■ процессы   передавать собственные креативные процессы другим   получать пользу от креативных процессов других людей
             

Ключевые положения

Самомоделирование может усилить личную креативность путем:

обогащения индивидуального осознания,

способствования потенциальному переносу ключевых элементов креативности
в другие индивидуальные контексты и

создания словаря, позволяющего сравнивать ваш креативный процесс с анало­
гичными процессами других.

Практикум

Сделайте заметки о том:

что нового вы осознали относительно собственного креативного процесса бла­
годаря опроснику,

какие элементы процесса могут оказаться наиболее полезными для переноса в
другие контексты, в которых вы вынуждены проявлять креативность, или пере­
дачи вашим сотрудникам,

как вам кажется, чем ваш креативный процесс отличается от аналогичных про­
цессов у ваших сотрудников или людей, которых вы хорошо знаете.


Глава 2. Структура креативного процесса

1здел 2.3. Структура когнитивных процессов креативности. Модель ROLE

\ предстоит обнаружить, что ответы на нашу анкету содержат не­го ценной информации относительно вашего креативного процесса.. также ряд других фильтров, которые мы намереваемся исполь-ать для получения информации о когнитивной структуре вашего ативного процесса. Эти фильтры позволят вам обнаружить как икро-, так и макроуровневые паттерны.

Данный набор понятий поможет вам исследовать ту стратегию ативности, контур которой вы очертили в работе с опросником, и 1вить ряд деталей, потенциально релевантных для:

более полного понимания собственного процесса креативности; понимания различий между людьми и различными типами креа­тивности и креативных процессов.

Это послужит продолжением процесса вашего личного исследова- самоизучения, начатого в предыдущем разделе. Затем, в после-Iдующих разделах, мы сосредоточим внимание на том, как на основа­вши результатов этих исследований создать способы:

jtl) расширения или обогащения ваших креативных способностей; 1*2) переноса креативных способностей в другие контексты, где вам •» пригодился бы повышенный творческий потенциал; fl 3) получения пользы от креативных процессов других людей.

j* Следующее упражнение связано с моделью, которая в НЛП полу-|* чила название ROLE. Прежде чем переходить к этому материалу, вам

ч нужно осознать, что задача данной книги — не в том, чтобы сделать из ^ вас эксперта по НЛП. Скорее, мы ставим перед собой цель выявить

,< значимые, релевантные для вас понятия или средства НЛП, которые ■• будут способствовать вашим креативным способностям. Часть инфор-jc кации в этом разделе представлена настолько детализированно, что > вы сможете получить пользу от того или иного навыка, необязатель-f ио овладев им в совершенстве. Таким образом, если какие-то элемен­ты нового материала интуитивно покажутся вам проясняющими что-г либо, или очевидными, или добавят что-то к вашему пониманию —

v берите эти приемы на заметку. Если же какая-то информация пока­жется вам не важной, не имеющей отношения к вашей деятельности,

, пусть это вас не беспокоит Проводя стандартный курс НЛП, мы тра-


Часть I. Личная креативность

тим от 20 до 25 дней на то, чтобы научить людей сознательно совер­шенствовать базовые навыки нейролингвистического программиро­вания. В нашем случае задача обучения — наделить вас рядом ключе­вых инструментов НЛП, которые должны усилить вашу бессознатель­ную компетентность. Мы уверены, что многие из этих инструментов покажутся вам стимулирующими, значимыми и легко будут переня­ты на интуитивном уровне.

Модель ROLE

В английском языке «ролевой моделью» {role model) называют чело­века, который служит образцом и примером для подражания. Таким образом, термин преднамеренно заключает в себе некоторую двусмыс­ленность ROLE. Однако, что более важно, буквы, составляющие дан­ную аббревиатуру, помогут вам еще глубже понять структуру соб­ственных мыслительных процессов. Буквы R, О, L, Е соответствуют первым буквам четырех основных категорий микроуровневых когни­тивных понятий, которые нам предстоит изучить.

R расшифровывается как «Репрезентативная система» (Represen­tational system), что напрямую связано с органами чувств. Это поня­тие относится к типу сенсорной модальности или репрезентации, ко­торый данный человек использует на том или ином этапе своей стра­тегии. К примеру, когда вы определяете собственные цели, вы делаете это визуально? Или ваши цели рисуются вам как действия, на физи­ческом уровне? Вербально? Не исключено также, что эти цели пред­ставлены в виде ощущения.

Подобным образом можно выяснить, какой тип доказательств вы используете, чтобы убедиться в том, что цель достигнута — вербаль­ный, визуальный, эмоциональный или физический.

Существует всего несколько базовых репрезентативных систем: зрение, слух, осязание. В ряде стратегий определенную роль могут также играть запах или вкус.

Позднее вам предстоит пересмотреть собственные ответы на опрос­ник ТОТЕ — те, которые касаются целей, доказательств и шагов по достижению этих целей, — а также установить, какие типы репрезен­таций или сенсорных модальностей вы использовали на каждом эта­пе. Может оказаться, что одна из этих репрезентативных модально­стей явственно связана с тем или иным этапом или, наоборот, с каким-то действием в рамках вашей стратегии ассоциировано несколько репрезентаций или чувств. К примеру, вместо одной-единственной


Глава 2. Структура креативного процесса

ни у вас может быть целый комплекс целей. А различные цели мо-гбыть связаны с различными органами чувств. Предположим, ваша иь на уровне постановки задачи может быть представлена как кар-дка или образ желаемого результата, однако на относительном уров-; эта же цель будет представлена вербально или эмоционально. Не-эрые процессы могут быть представлены в виде множественных увств, таких как ощущения и образы.

То, какие чувства мы используем для сознательного представления чаемых будущих событий и их потенциальных последствий, — чрез-1айно важный момент. К примеру, некоторые люди сталкиваются • проблемами при выполнении своих задач, потому что обладают яс-[ видением ситуации, но не имеют ни малейшего представления об ^щении усилий, которые необходимо приложить для воплощения 1ного видения, или реализации логической последовательности Действий, ведущих к желаемой цели.

О в аббревиатуре ROLE соответствует «Ориентации» {Orientation) ясорной модальности или репрезентации. Например, говоря о виде-|$ии, вы можете смотреть на какой-либо элемент внешнего мира, ска-Циируя окружение с помощью собственного зрения. В другом случае вы рюжете использовать «внутреннее» визуальное восприятие, припоми-мая какое-то событие или воображая себе будущее. Если вас спросить г «Помните ли вы весь путь, который проделали из дома или офиса до \ этой комнаты?», вы, вероятнее всего, организуете ряд визуальных вос­поминаний в своеобразную внутреннюю карту. Однако, если попро-■<ить вас представить, что вы будете делать через три недели, вам при- дется задействовать уже не память, а воображение и составить внут­реннюю карту на основании психических проекций. В определенных случаях этот тип когнитивной ориентации может иметь очень боль-, шое стратегическое значение. Некоторые люди ощутимо ориентиро- Ваны на окружающий мир в своих креативных процессах, проводят множество экспериментов, методом проб и ошибок создают иннова­ционные решения. Другие в большей степени ориентированы во­внутрь, тратят много времени на размышления, прежде чем приступа­ют к реальным действиям. Одни из нас в ходе креативного процесса полагаются преимущественно на фантазию, другие комбинируют вос­поминания.

На микроуровне, к примеру, человек может:

Представлять себе цель, обладая воспоминанием о ней;

Использовать для доказательства восприятие внешнего окружения;

4-3335


Часть I. Личная креативность

3. Воображать возможные действия и варианты действий, позволя­ющие добиться цели.

Для другого человека цели могут быть представлены как проекции или сконструированные образы, но доказательствами послужат ре­зультаты, наблюдаемые во внешнем мире. В обоих случаях проверка ТОТЕ будет сравнением актуальной реальности с внутренним обра­зом.

Разумеется, речь может быть ориентирована «вовнутрь», пред­ставляя собой вид внутреннего диалога, или «вовне» (диалог с другим человеком). В НЛП прикосновение рассматривается как внешняя ориентация ощущения. Эмоции — ощущения, ориентированные во­внутрь. В НЛП для всех видов ощущений используется термин кине-атгетпика. Так обозначаются все основные телесные ощущения, кото­рые могут быть локализованы где угодно: в мускулах, коже, желудке и т. п.

Буква L в аббревиатуре ROLE обозначает «образование связей» (Linking) или соединений между когнитивными элементами. Такие процессы, как обучение и креативность являются результатами нашей способности ассоциировать и связывать когнитивные процессы. Не­которые из нас наделены очень прочной ассоциативной связью меж­ду образами и эмоциями. Другие — между звуками и эмоциями. Тако­го рода связи позволяют нам наслаждаться изобразительным искус­ством и музыкой. Для кого-то особенно значимы прочные связи между действиями и образами. К примеру, танцовщица, наблюдающая за танцующим человеком, способна испытывать такие ощущения, как.будто сама выполняет все эти движения.

Нередко индивидуальные способности определяются именно си­лой подобных связей. Например, Эйнштейн обладал исключительно прочной связью между внутренними фантазиями и ощущениями. Его психические проекции представлялись ему вполне реальными. У дру­гих людей нет ощущений, связанных с фантазиями, — их воображение не связано с ощущениями реальности. Таким образом, именно связи станут следующим потенциально значимым микроуровневым когни­тивным паттерном вашей стратегии, который вам предстоит изучить.

Наконец, Ев данной модели означает «Эффект» (Effect), или функ­цию конкретного когнитивного процесса. Эффект, к которому приво­дят когнитивные этапы вашей стратегии креативности, уже был очер­чен при работе с опросником. По сути, эффекты связаны с тем, какую


Глава 2. Структура креативного процесса

ункцию ТОТЕ обслуживает тот или иной когнитивный процесс — пъ, доказательство или действия. Функция каждого этапа опреде-яется по большей части тем, в какой части ТОТЕ она проявляется.

фажнение. Микроанализ опросника ТОТЕ

тъ этого упражнения — дать ответы на следующие вопросы.

Какие чувства (органы чувств) или комбинацию чувств вы исполь­зуете на каждом этапе креативной стратегии, очерченной вами при работе с опросником ТОТЕ? Какова ориентация каждого из этих чувств? Какого рода связи существуют между этими чувствами?

Опираясь на лист для упражнений, представленный в данном раз-[еле, определите, какие из чувств вы в наибольшей степени ассоции->уете с вашим определением контекста. Очевидно, что контекст явля-:я для вас чем-то внешним. Контекст относится к вашему восприя-того, «где» и «когда» оказывается востребованной креативность. Затем исследуйте способ, каким вы представляете себе цель или цели. Что это: картинки, ощущения, слова или действия? Как они ори­ентированы? Представляя себе цель, вы используете воспоминания или воображение? Требует ли ваша цель комбинации и связывания различных чувств?

Продолжайте микроанализ по каждому из следующих вопросов: в какой сенсорной модальности преимущественно представлены ваши Цели? Как ориентирована эта модальность? Связана ли ведущая мо­дальность с другими? £ Рекомендуется выполнять это упражнение, дав себе установку на Ь,' любопытство по отношению к самому себе и желание исследовать соб-'£ ственную природу. Для креативных людей характерна одна общая f1 черта: их интересует креативный процесс, собственное мышление. }■ Благодаря этому они развивают так называемое «метазнание» отно-<• сительно собственных когнитивных стратегий. Осознание внутрен-'' них процессов позволяет креативным людям постоянно развивать и •ч совершенствовать свои способности.

* Определите ведущую сенсорную модальность и ее ориентацию для *, каждого из вопросов ТОТЕ. Затем определите наличие связей между "* чувствами. Если вы сомневаетесь или не уверены в своей трактовке I какого-то этапа стратегии, отметьте это место вопросительным зна-

■С i< 4»


Часть I. Личная креативность

ком. Позднее вам будет полезно вернуться сюда и сосредоточиться на этом вопросе, чтобы усовершенствовать метазнание собственных мыс­лительных процессов. Вопросительный знак может оказаться не ме­нее полезным для развития креативности, чем наличие конкретного ответа.

Опросник ROLE

Примечание: следующие вопросы соотносятся с ответами на опросник по креативности ТОТЕ.

1. Контекст:

Какие аспекты восприятия контекста в наибольшей степени стиму­лировали вас на творчество (креативность)?

То, что вы увидели?

То, что вы услышали?

То, что вы ощутили?

Что-то, сказанное другим человеком?

Что-то, адресованное вами самому себе?

2. Цели:

Как вы когнитивно представили свои цели в данном контексте? Визуализировали их в воображении? Визуально припомнили их? Нарисовали их?

Вербализировали их для кого-то другого? Вербализировали их в разговоре с самим собой? Вспомнили что-то вербально? Ощутили их?

3. Доказательства:

Какие когнитивные или сенсорные процессы вы использовали для того, чтобы оценить успешность продвижения к своим целям?

Что-то увиденное?

Что-то воображаемое?

Что-то услышанное?

Ваши ощущения?

Что-то, сказанное другим человеком?

Что-то, сказанное самому себе?

4. Действия:

Какие когнитивные процессы или процессы восприятия вы использова­ли для того, чтобы достичь собственных целей?


Глава 2. Структура креативного процесса

фантазирование?

Разговор с самим собой (внутренний диалог)?

Интуитивные ощущения?

Визуальная память?

Воспроизведенные в памяти слова или указания?

Эмоции?

Рисунки?

Обсуждение?

Прикосновение?

Наблюдение?

Слушание чего-либо?

Движение/действие?

Реакции на проблемы:
^ когнитивные процессы или процессы восприятия вы активиро-

\$аки в своей реакции на возникшие проблемы?

Воображение возможных путей решения?

Разговор с самим собой (внутренний диалог)?

Интуитивные ощущения?

Визуальная память на пути решения?

Воспроизведенные в памяти слова или указания?

Эмоции?

Рисунки?

Обсуждение?

Прикосновение?

Наблюдение?

Слушание чего-либо?

Изменение действий?


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 2.3. КАРТА А

    Модель ROLE                          
     
  Каждой букве аббревиатуры ROLE    
  Как исследовать и раскрыть наши    
  внутренние ментальные процессы?     соответствует отдельное понятие      
             
       
  Как изменить/ усовершенствовать их?    
Пример:  
Rобозначает   Как представлены цели? Существует:  
репрезентативную систему/ Representational system чувства   • визуальной модальностью; • внутренним языком   несколько сенсорных репрезентаций    
    Критерии Ценности   одной цели    
         
  Какие чувства «пользуются -ш различных этапах ТОТЕ?                
    как образы и ощущения     как видение и воспроизве­дение соответ­ствующих физи-   Комбинации из нескольких целей могут быть связаны с несколь    
           
  ческих усилий   кими органами  
                          чувств  

Ключевые положения

Модель ROLE предоставляет еще ряд микропонятий, с помощью которых вы сможете углубить понимание структуры своего креативного процесса.

Буква R данной аббревиатуры обозначает сенсорные репрезентативные системы, которым соответствуют пять чувств.

Практикум

Приведите пример из личного опыта, когда вы действовали с опорой только на одно из ваших чувств или отдавали ему приоритет. Приведите примеры для каждого из чувств.


       
   


ILJ

Глава 2. Структура креативного процесса РАЗДЕЛ 2.3. КАРТА Б

                         
  О соответствует   То или иное чувство    
    «ориентации» чувства     может использоваться целым рядом способов      
  Пример:    
       
      • смотреть на окружающий мир/других людей; • припоминать что-либо.   Существуют: • внешние, • внутренние.  
  Использование зрения —чтобы-   например внутренняя «схема проезда»; • создавать образ чего-либо • воспроизведен­ные по памяти, • сконструиро-  
        - в воображении, например психические проекции того, что следует сделать завтра   ванные репрезентации чувств  
               
  Ориентация имеет большое значение для эффективности той или иной стратегии   Каждое чувство может быть пред­ставлено путем нескольких раз­личных ориентации   например, использова­ние сконструированного образа для представ­ления цели;  
       
f i'       |   визуального чувства как доказательства  
Ka кая степень воображения пользуется для воспоминания?   Язык может быть ориентирован как «вовнутрь», так и «вовне»    
ИС          

: Ключевые понятия

Буква 0 в модели ROLE соответствует «ориентации» репрезентативной системы. Ори-., ентация определяется тем, 1) направляет ли человек свое чувство вовне или внутрь i < себя, на собственную внутреннюю реальность; 2) строит ли он внутреннюю карту на

Основании воспоминания или на основании фантазии.

Практикум

Вспомните случай, когда ваши чувства были полностью ориентированы вовне. Вспомните случай, когда ваши чувства были полностью ориентированы вовнутрь.

Поупражняйтесь в изменении ориентации каждого из ваших чувств — с внешней на внутреннюю.

Поупражняйтесь в изменении ориентации каждого из ваших чувств — с воспомина­ния на воображение.


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 2.3. КАРТА В

Z.cooi ветствует нию/'Unking руг с другом   Различные чувства зачастую связаны между собой   Люди, связавшие: • видение и осязание; • воображение и действие  
связыва чувств д    
        с той или иной прочностью связей          
       
Различают • последов связи; ательные ьные связи     Связи могут наблюдаться внутри цели Зрение—Ощущение   Эйнштейн: сконструированное видение, связанное с физическим ощуще­нием реальности  
• параллел    
     
               
Типичные/повторяющиеся связи   • танцовщики    
определяют установки человека   • ученые • атлеты • художники    
               

Ключевые положения





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 290 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...