Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

управление креативностью 6 страница



Каждый из этих процессов задействует один из уровней организа­ции и оценки, который отбирает, оценивает и использует информацию низлежащего уровня. Таким образом формируется иерархия «гнездо­вых» ТОТЕ (как показано на рис. 1.3).

Идентификация Кто? Миссия Самосознание
I t  
Убеждения/ценности Почему? Разрешение Мотивация
1 t  
Способности Как? Стратегия План
\ t  
Поведение Что? Действия Реакции
\ t  
Окружение Где? Когда? Возможности Ограничения

Рис. 1.3. Гнездовые модели ТОТЕ

Креативность, несомненно, является многоуровневым процессом, который полностью эффективен, лишь если получает поддержку на всех уровнях. Любой уровень, не согласованный с другими, может создать препятствие для креативного процесса. К примеру, человек


Глава 1. Определение области действия креативности

Йюжет быть способен сделать что-то новое в конкретном контексте ^(специфическое поведение), однако может не иметь психической мо-|дели или карты, позволяющей понять, как остаться креативным в дру-[йом окружении (способность). Даже если человек способен генериро­вать креативные возможности, он может не расценивать креативность Ьсак важную или необходимую функцию и соответственно редко при­бегать к ней. Даже люди, способные быть креативными и верящие в ность этого процесса, не всегда воспринимают самих себя как «но-торов» или «изобретателей».

«. В частности, следующие утверждения показывают, какие ограни-рчения для креативности соответствуют каждому из уровней.

| Д. Идентификация: «Я не творческий человек». У2, Убеждение: «Креативность может оказаться трудным и разруши-|,- тельным делом».

13. Способность: «Я не знаю, как можно постоянно мыслить креативно». 4 Поведение: «Я не знаю, что еще можно сделать в этой ситуации». i 5. Окружение: «У меня было слишком мало времени, чтобы сделать что-то новаторское».

1 Вернитесь к проделанному упражнению и отметьте для себя: какие 1 уровни в наибольшей степени влияют на ваш собственный опыт креа-Iтивности.


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 1.6. КАРТА А

  Уровни креативности    
         
Креативность подвержена влиянию и связана с различными уровнями опыта   1. Окружение влияет на то, «где и когда» можно проявить себя креативно   2. Существуют специфические виды поведения («что»), связанные с креа­тивностью
             
     
  Люди совершают различные действия в различном окружении
       
3. То, что человек «делает», берет начало в том, «как» он думает: • его внутренние карты; • его способности   4. Креативность связана с тем, «почему» человек делает что-либо: • его убеждения; • его ценности 5. Восприятие того, «кем» является сам человек, влияет на его креативность: • его роль; • его идентификация
             
  Собственная степень мотивации и убеждений влияет на то: • какие ресурсы следует задейст­вовать; • как их можно применить; • каково состояние духа человека   «Я креативный человек?» «Можно ли мне проявить себя креативно в этой роли?»
     

Ключевые положения

Существуют различные уровни, влияющие на креативность и другие виды деятель­ности:

процессы в окружающей среде, которые влияют на то, «где» и «когда» может
проявиться креативность;

«что» креативности проявляет себя в окружении через поведенческие процессы;

поведенческие проявления и реакции основаны на том, «как» человек думает —
на его внутренних картах, стратегиях и психических способностях;


Глава 1. Определение области действия креативности

|) креативное мышление подвержено влиянию и воздействию процессов, связан­ных с убеждениями и ценностями, которые определяют для начала — «почему» человек проявляет себя креативно;

|) самореферентные процессы, связанные с восприятием того, «кем» является че­ловек в соотношении с его собственной идентификацией и ролью, определяют то, какие типы убеждений и ценностей будут отобраны и воплощены.

азличные уровни процессов оказывают различные виды влияния на креативность.

азличные уровни процессов взаимодействуют между собой и могут либо оказывать 'йоддержку.либо препятствовать процессам на других уровнях. 'Практикум

^Вспомните свои переживания в процессе выполнения предыдущего упражнения.

|;Как окружение повлияло на ваш креативный процесс?

кие из ваших поведенческих проявлений оказались наиболее значимыми для кре­дитивного процесса?

"Какие ментальные процессы и способности оказались наиболее релевантными для (Креативного процесса?

? 'Какие убеждения и ценности оказали наибольшее влияние на ваш креативный про-|цесс, поведение и результаты? Как ваше самосознание повлияло на креативный процесс?

Удалось ли вам почувствовать, как эти уровни отличаются друг от друга, но взаимо­связаны между собой?

Придумайте несколько примеров на каждом из этих уровней для других процессов (не для креативности).

Удается ли вам интуитивно ощутить различные виды воздействия и влияния, кото­рые каждый уровень оказывает на ситуацию?

Каким образом каждый из этих уровней влияет на креативный процесс в рамках ва­шего производственного контекста?

|У? Какие уровни оказывают наибольшую поддержку креативности в вашем производ-'W, "ственном контексте? Какие не способствуют креативности?

-г^;-- Какие уровни, по вашему мнению, являются наиболее значимыми для эффективной Креативности отдельного человека? Группы?


СТРУКТУРА КРЕАТИВНОГО ПРОЦЕССА


Обзор главы 2 Основные задачи главы 2

Ввести базовые принципы и типы процессов моделирования в
НЛП.

Помочь читателям понять когнитивные микроструктуры собствен­
ных креативных стратегий

Вывести и определить основные типы и фазы креативного процес­
са применительно к референтному опыту читателей

Дать определение ряду базовых принципов и методов повышения
креативности.

Разделы и цели каждого раздела

Раздел 2.1.Моделирование и креативность

Провести различие между микро- и макроаспектами моделирования поведения и описать возможности применения модели ТОТЕ как ба­зовой парадигмы для моделирования.

Раздел 2.2. Определение структуры эффективного в прошлом кре­ативного опыта

Помочь читателям заполнить опросник ТОТЕ по креативности.

Раздел 2.3. Структура когнитивных процессов в креативности. Мо­дель ROLE

Ввести базовые когнитивные понятия о модели ROLE и помочь чита­телям соотнести их с собственными ответами на опросник креативно­сти ТОТЕ и другим референтным опытом.

Раздел 2.4. Типы креативности

Дать определение трем основным типам креативности (инновация, открытие и изобретение) и соотнести их с элементами ТОТЕ.


Глава 2. Структура креативного процесса

раздел 2.5. Повышение креативности

^Объяснить типы влияния на когнитивные стратегии и их воздействие

vjtfa креативность. Определить три способа повышения личной креа-

й&вности.

раздел 2.1. Моделирование и креативность

Задача этой главы — сконцентрироваться на некоторых элементах процесса моделирования. В НЛП процесс моделирования строится рокруг выявления программы, с помощью которой тот или иной че­ловек обеспечивает эффективность своих действий. Базовая структу­ра таких программ связана с элементами модели ТОТЕ. Какие цели ставит перед собой успешный человек? Какие доказательства он ис­пользует, чтобы оценить продвижение по пути к своей цели? Какими видами деятельности или действий эффективный человек располага­ет для достижения своих целей?

Здесь следует отметить очень важный аспект моделирования эф­фективной модели ТОТЕ: что предпринимает эффективный человек, если его действия не увенчиваются успехом? Не всегда компетент­ность и мастерство гарантируют удачность первой же попытки. Зача­стую компетентность связана с умением адаптироваться к проблемам, которые обеспечивают окружение или другие части системы.

Принято говорить, что вы по-настоящему приступаете к управле­нию, только когда сталкиваетесь с проблемой или встречаете сопро­тивление своим действиям. До тех пор вы всего лишь даете указания. У вас попросту нет необходимости «управлять», пока не возникнет какая-либо проблема. Говорят также, что вы начинаете продавать то­вар только в тот момент, когда сталкиваетесь с проблемой или сопро­тивлением. До тех пор вы всего лишь принимаете заказы. Вы не об­учаете никого до тех пор, пока не сталкиваетесь с проблемой или сопро­тивлением. До тех пор вы просто снабжаете слушателей информацией. Реакция на трудности — важнейший элемент эффективной программы.

Есть ряд элементов, с которых мы начинаем моделирование. Креа­тивный процесс может быть моделирован на микро- и макроуровне. Микромоделирование в НЛП подразумевает определение специфи­ческих, но релевантных деталей индивидуального креативного про­цесса. Макромоделирование в НЛП подразумевает определение об­щих паттернов, связанных со стилем или подходом к креативности.


Часть I. Личная креативность

Микромоделирование связано с рядом вопросов, в том числе — какой вид репрезентативной системы и на каких этапах психической программы или стратегии использует данный человек. К примеру, базовая процедура микромоделирования подразумевает определение когнитивных паттернов, сопровождающих каждый элемент индиви­дуальной ТОТЕ для креативности. Процедура макромоделирования служит для того, чтобы определять, какие классы целей, процедур до­казательства или операций связаны с теми или иными типами или ста­диями креативности.

Мы начнем с микромоделирования и перейдем к макромоделиро­ванию в следующих главах. [Примечание: Ряд хороших примеров стратегий микромоделирования креативности в НЛП приводится в книге Took for Dreamers («Инструментарий мечтателя»).]


Глава 2, Структура креативного процесса РАЗДЕЛ 2.1. КАРТА А

    Моделирование и креативность        
             
Выдающегося чело­века можно смодели­ровать и перенять его креативные навыки   Микромоделирование: определите, какие типы/ комбинации чувств и языка (или репрезента­тивных систем) исполь­зуются для каждого элемента программы ЮТЕ   Макромоделированш определите, как разл ные уровни креативн процесса (где/когда-что—как—почему— кто) взаимодействую между собой в ходе общих процедур ич-ого
    т
Он может также  
смоделировать i i
себя сам, чтобы лучше «управлять» собственной     микроаспекты креативности       макроаспекты креативности  
           
        Существуют различные типы «подсказок», которые можно наблюдать в поведении моделируемых людей    
     
                           

Ключевые положения

Индивидуальная стратегия, или ЮТЕ, может быть смоделирована и передана как на­вык.

Процесс моделирования в НЛП может применяться к индивидуальным креативным стратегиям, чтобы определить структуру стратегий других людей.

Креативный процесс может быть смоделирован на микро- или макроуровне. НЯП различает несколько типов ключей для различных уровней моделирования.


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 2.1. КАРТА Б

             
ЮТЕ определяет психическую программу, результатом действия которой является поведе­ние в соответствии с трех-частной структурой: • цели; • доказательства; • действия   Каждому элементу структуры соответствуют сенсорные репрезентации и их комби­нации ^__^«внутри человека ^ внутри группы
     
   
Цель можно определить в терминах: • визуальных, • вербальных, • физических; • физических ощущений   «Вербальная» цель — т. е. «качество» — может создавать «доказательства» («насколько хорошо она реализована») различных типов: • физические; • сенсорные   Действия различаются по типам: • визуальные (диаграммы); • физические (действия); • лингвистические (слова); • эмоциональные (ощущения)
         

Ключевые положения

Базовая процедура микромоделирования креативности подразумевает определение когнитивных паттернов, сопровождающих каждый элемент индивидуальной ТОТЕ креативности для данного человека.

Практикум

Какие части креативного процесса, по вашему мнению, требуют наибольшего умения?

Какой элемент собственной креативной стратегии вы больше всего хотели бы смоде­лировать?

Что бы вам больше всего хотелось смоделировать в креативных стратегиях ваших сотрудников?


Глава 2. Структура креативного процесса

РАЗДЕЛ 2.1. КАРТА В

  Следствия использования ЮТЕ      
         
Если человек перед собой ц использовать п . твердо ставит ель, он должен 1бкие средства/ о с потенциальной стью системы     2. Если человек «фиксирует» действия, варьировать будут результаты этих действий  
    I  
вэриаоельно I I
      в зависимости от вариабельности контекста   для различных людей
    I   I  
3. Иногда мы приступаем к действиям, не определив предварительно конкретной цели; цель появляется в процессе работы за счет систематизации опыта текущих результатов   I
  Иногда мы прибегаем к этому средству, чтобы сравнить результаты
  I
  Здесь имеет место статистическое распределение результатов

Ключевые положения

Процедура макромоделирования служит для определения того, какие части ТОТЕ на­значены постоянными, а каким предоставлена гибкость

Практикум

На что больше похож ваш креативный процесс: на мозговой штурм или на «управля­емую торпеду», которая следует прямо к заданной цели?

Приведите примеры из вашей профессиональной реальности, в которых цели фик­сированы, а действия являются гибкими.

Приведите примеры из вашей профессиональной реальности, в которых фиксирован­ными являются действия, а результаты варьируют.


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 2.1. КАРТА Г

            ЮГЕ и креативность  
  Один из способов творить заключается в проведении «мозгового штурма», затем фильтрации/отборе его результатов   Другой способ включает в себя постановку цели (как условия задачи), затем «включения» в креативный процесс для достижения  
  этой цели  
г Базовые элементы креативности применительно к тому ■ '  
как ставить цели   i как определять/ воспринимать доказательства   1 как определять выбор действий и альтернатив   1 как реагировать на проблемы/ затруднения
  Разные люди могут использовать одни и те же режимы мышления для одного элемента и различные — для других  
                           

Ключевые положения

ваз Р

Макромоделирование в НЛП подразумевает определение взаимосвязей личными уровнями креативного процесса.

Микромоделирование в НЛП подразумевает определение специфических но оеле вантных деталей индивидуального креативного процесса. фИЧесКИХ' но °еле-Практикум

SnanTTe В ПаМЯ™ креативнь1Й пР01*есс' чеРез ^орый вы прошли при выполне­
нии упражнения в предыдущей главе. Какие когнитивные особенности кажутся вам
наиболее важными для вашего креативного процесса? F

Что было наиболее гибким элементом: цели, доказательства или действия? Какие микро- и макропаттерны вы заметили в креативных процессах «соучеников»?


Глава 2. Структура креативного процесса

Раздел 2.2. Определение структуры эффективного в прошлом креативного опыта

В этом разделе вы заполните опросник по определению ТОТЕкреатив­ности. Этот опросник связан с контекстом, в котором вы уже когда-либо проявляли способность быть креативным. Здесь вам будет пред­ложен ряд вопросов относительно целей, доказательств и действий — своего рода упражнение на самомоделирование.

Первый вопрос потребует краткого описания контекста, в котором вы лично ощущаете готовность проявить креативность. Выберите что-либо релевантное для вас лично. Оптимально, если это что-то, связан­ное с вашей профессиональной реальностью.

Следующий вопрос таков: «Каковы цели или задачи, для достиже­ния (решения) которых вам необходимо проявить себя креативным в данном контексте?» Креативность инициируется и мобилизируется конкретными целями, и эти цели могут обнраружиться на любом ко­личестве уровней: на уровне «почему», на уровне «как» или на уровне «что». Вместо того чтобы пытаться осознанно вычислить, на каком уровне находится ваша цель в данный момент, постарайтесь ответить на этот вопрос, опираясь на свои интуитивные сиюминутные ощуще­ния.

Вопрос № 3 гласит: «Что вы используете в качестве доказательства, чтобы определить, что достигли своих целей?» Необязательно отве­чать на этот вопрос слишком подробно. Однако здесь вам дана возмож­ность попрактиковаться в детальном описании своих методов — так, чтобы кто-то другой мог понять, что вы имеете в виду.

Вопрос № 4: «Что вы делаете, чтобы достичь своих целей? Какого рода шаги или действия вы предпринимаете, чтобы быть креатив­ным?» Подумайте о конкретных когнитивных и поведенческих про­цессах, которые вы задействуете для того, чтобы проявить креатив­ность в указанном вами контексте.

Наконец, вопрос № 5: «Если вы сталкиваетесь с непредвиденными проблемами или затруднениями, какова ваша реакция?» Как вы ре­агируете на проблемы? Что вы предпринимаете, чтобы стабилизиро­вать проблемные ситуации, возникающие в данном контексте?

Этот набор вопросов позволит вам узнать кое-что интересное о составляющих вашей индивидуальной эффективности. Даже если вам уже неоднократно доводилось проявлять креативность в указанном контексте, вы сможете получить дополнительную информацию о соб-


Часть I. Личная креативность

ственных креативных процессах, если упорядочите свой опыт соглас­но пяти пунктам опросника.

Чтобы смоделировать ТОТЕ, связанную с событием в прошлом, важно обладать способностью думать о структуре процесса, «как если бы» вы переживали этот опыт заново. Ваша задача — сделать как мож­но больше заметок о своих переживаниях в моменты, когда вы по-на­стоящему вовлечены в креативный процесс. В то же время вы долж­ны осознавать, что о многом можете только догадываться в ретроспек­тиве. Вы отвечаете на эти вопросы по памяти, и может статься, что вы никогда прежде не думали о подобных вещах. Поэтому не исключено, что вы задним числом примете решение о том, на что был более всего похож ваш креативный опыт.

Упражнение: исследование структуры креативного процесса

Найдите несколько свободных минут, чтобы на отдельном листе бу­маги ответить на следующие вопросы — по возможности, максималь­но подробно.

В каком контексте вам уже удавалось проявить свою креативность
или способность к инновациям?

Каковы цели или задачи, для достижения (решения) которых в
данном контексте вам требуется креативность или инновации?

Что служит для вас доказательством того, что вы достигли жела­
емого?

Что вы предпринимаете для достижения своих целей? Каковы кон­
кретные шаги и действия, которые вы используете для креативно­
го решения своих задач в данном контексте?

Когда вы сталкиваетесь с непредвиденными проблемами или за­
труднениями, препятствующими достижению целей в данном
контексте, как вы реагируете на них? Какие конкретно шаги или
действия вы предпринимаете, чтобы исправить ситуацию?


Глава 2. Структура креативного процесса РАЗДЕЛ 2.2. КАРТА А

Инструкции по заполнению опросника ТОТЕ

                         
1 Определите контекст:   1.     Креативность  
1 • в котором вы уже   Какую цель     стимулируется:  
I проявляли креатив-1 ные способности;   вы ставите перед собой?          
         
I • личного (по контра-1 сту с общим) типа       желаемыми результатами   реакциями на критическ ситуации  
f I    
jjj Поместите себя [ в это переживание, Г «как если бы это f происходило \ сейчас» '1   Цели могут находиться на уровнях «почему», «как» или «что»  
* 2. Какие признаки Г свидетельствуют 6 О ТОМ, ЧТО ВЫ   3. Что вы делаете? Какие действия   4. Применительно к проблеме/неопреде­ленности ситуации,  
приближаетесь к своей цели (или уже достиг­ли ее)?   могут способствовать достижению ваших целей?   что вы делаете, чтобы откорректировать: • направление ваших действий • ваше поведение?  
I      
                 
Ответы должны быть достаточно детализированы, чтобы можно было описать их для других людей   Существуют различные виды действий, например технические или управленческие операции в коммер­ческой организации
                           

Ключевые положения

щ Вы можете смоделировать собственный креативный процесс путем конкретизации X модели ТОТЕ для любой ситуации, в которой вам довелось эффективно проявить свою 5Г креативность.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 244 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...