Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

управление креативностью 4 страница



Составленная карта позволяет совершать поступки — и в то же вре­мя ограничивает способ восприятия их. С одной стороны, составление карт повышает результативность наших действий. С другой стороны, существующие карты могут начать ограничивать нашу способность воспринимать новые возможности и перспективы. Знание чего-либо способно одновременно приносить пользу и служить ограничива­ющим фактором.

К примеру, если вы хотите проявить креативность в сфере физики частиц, для начала вам потребуется определенное количество базовых


Часть I. Личная креативность

знаний и информации, на основе которых вы в действительности смо­жете проявлять креативность. Однако парадокс заключается в том, что приобретение знаний может начать предопределять ваши суждения в этой области и, по сути, препятствовать креативности. Широко изве­стен тот феномен, что зачастую наиболее креативными в той или иной области или отрасли оказываются дилетанты — люди, не имеющие специального образования. Проявить креативность им позволяет «не-замыленный» взгляд.

Вторым базовым предположением НЛП является то, что жизнь и сознание — системные процессы. Иными словами, мы представляем собой систему взаимодействий и в то же время являемся системами внутри более крупной системы. Взаимодействия внутри человека и между ним и его окружением имеют системную природу и организу­ются по определенным системным принципам. Наши организмы, межличностные отношения и сообщества формируют своего рода эко­логию систем и подсистем, все компоненты которой взаимно влияют друг на друга. Креативность является естественным продуктом этого процесса систематического взаимодействия и взаимодействий между системами. Ни на одном уровне невозможно полностью изолировать одну часть системы от других. Очевидно, что сотрудники компании подвержены влиянию многих аспектов окружающей их системы. Ча­стью процесса стимуляции и поощрения креативности является спо­собность учитывать не только процессы, происходящие внутри инди­вида, но и те влияния, которые оказывает на него окружающая систе­ма. Например, если поместить креативного человека в ту или иную систему, система может либо усилить креативность, либо затруднить ее проявление. Необходимо принимать во внимание всю систему вза­имодействий, которая стимулирует, поощряет и высвобождает твор­ческий процесс.

Закон необходимого разнообразия

Один из принципов теории систем носит название «закон необходи­мого разнообразия» (Ashby, 1956). Этот принцип играет важнейшую роль в управлении креативностью. Большинство менеджеров согла­сятся с тем, что, с одной стороны, процесс креативности и инноваций необходим для того, чтобы компании росли, новые технологии разви­вались, а сотрудники организаций могли адаптироваться к изменчи­вому миру. С другой стороны, креативность и инновации способны создать массу проблем, если выйдут из-под контроля. Можно оказать-


Глава 1. Определение области действия креативности

ся слишком креативным человеком или неумеренным новатором в своей деятельности. Креативность может обладать разрушительным эффектом. Необходимо каким-то образом определить разумную меру креативности, достичь равновесия и сохранять его в контексте всей ■■системы.

Согласно закону необходимого разнообразия, нам приходится по­стоянно варьировать действия и процессы, которые мы используем для достижения своих целей. Даже процессы, зарекомендовавшие себя как эффективные в прошлом, могут утратить свою эффектив­ность ввиду изменений окружающей среды или внешней системы.

Иными словами, былой успех принадлежит к числу «ловушек», ИЛИ ограничителей, для креативности. Легко поверить, что прежде успешный метод сохранит свою продуктивность и в дальнейшем. Од­нако в результате изменения окружающей системы эффективные ра­нее методы перестают работать.

Все это говорит о том, что креативность — необходимый и непре­рывный процесс. В частности, закон необходимого разнообразия под­черкивает, что «для того, чтобы успешно адаптироваться к миру и вы­живать, элемент системы нуждается в определенном минимальном количестве гибкости, и эта гибкость должна быть пропорциональна потенциальному изменению или неопределенности остальной части системы». Иными словами, человек, желающий достичь определенной цели, должен иметь в запасе несколько способов добиться желаемого. Количество способов достижения результата зависит от количества изменений, которые могут произойти в системе, внутри которой на­ходятся человек и его цель. Приведем простой пример: представим, что вы задались целью отнести стул на другой конец комнаты. Если окружающая среда не изобилует разнообразием, для решения этой задачи не потребуется особой гибкости. Вы просто поднимаете стул и несете его через комнату по прямой. Однако если бы дело происходи­ло в Калифорнии в момент землетрясения, вам понадобился бы боль­ший запас потенциальной вариабельности ввиду изменений, которые претерпевает окружение. Например, по дороге вам приходилось бы уворачиваться от падающей штукатурки. Гибкость — необходимое условие для приспособления и выживания.

Важно отметить, что креативность — это процесс оценивания вза­имоотношений между элементами системы и самой системой. Факти­чески в периоды изменений и в соответствующих контекстах процесс инноваций и креативности приобретает еще большую значимость.


Часть I. Личная креативность

Еще одним следствием закона необходимого разнообразия являет­ся то, что член системы, обладающий наибольшей гибкостью, чаще всего играет роль каталитического элемента системы — подобно фер­зю в шахматах. Этот принцип значим для лидерства. Способность быть гибким и чувствительным к переменам особо важна для управ­ления самой системой.

Ключевым аспектом управления креативностью оказывается сле­дующий: каково оптимальное соотношение между готовностью к из­менениям и такими ценностями, как «последовательность» и «кон­груэнтность» поведения? Ответ на этот вопрос напрямую связан с «точкой гибкости». Человек, последовательный в стремлении достичь своей цели, должен проявить гибкость в методах. Вопрос в том, на каких уровнях мы способны быть гибкими. В каком-то смысле, место приложения гибкости определяется тем, где именно вы намерены быть несгибаемыми. Представим себе, что человек намерен приобре­сти компетентность в лидерстве или мотивировании людей и этого намерения стойко придерживается. Ему придется проявить гибкость в том, чтобы адаптироваться к различным мотивациям различных людей, а также к различным окружениям.

Можно провести аналогию с музыкантом, который стремится быть последовательным в том, чтобы неизменно получать определенный звук определенного качества. Такому музыканту придется приспосаб­ливаться к акустическим особенностям различных концертных залов, различных музыкальных инструментов и т. п. Действительно компе­тентный человек вынужден проявлять гибкость в одних областях и ригидность — в других. Таким образом, понятие «креативность» сле­дует рассматривать в контексте всей системы.

Компетентность включает в себя последовательность. Однако про­являя последовательность в одной области, мы должны проявить гиб­кость в другой области, чтобы приспособиться к неизменной части системы.

Приведем конкретный пример. Небоскребы в Калифорнии долж­ны обладать сейсмоустойчивостью. Чтобы здание устояло при подзем­ных толчках, строителям приходится закладывать такой фундамент, который выдерживает линейные колебания амплитудой 16 футов. Один из настоящих секретов эффективного управления креативно­стью заключается в том, чтобы определить — какой элемент системы следует сделать гибким. В конечном счете, это вопрос экологии.


Глава 1. Определение области действия креативности

РАЗДЕЛ 1.3. КАРТА А

Предположения НЛП и креативность

НЛП основано на нескольких базовых допущениях или предположениях относительно: • отдельных людей, • того, как они действуют и взаимодействуют друг с другом и • с миром   Существуют три базовые предпосылки, применимые к: • пониманию; • управлению креативностью

Ключевые положения

Инструменты, модели и техники НЛП основаны на нескольких базовых предположе­ниях относительно отдельных людей, того, как они действуют и взаимодействуют друг £ другом и с миром. Практикум

Подумайте о взаимосвязи между автомобильной картой, которой вы пользуетесь, и территорией, которую она отражает.

Приведите примеры других карт, которыми вы пользуетесь.


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 1.3. КАРТА Б

  1. Карта не есть территория  
             
а) Мы не знаем другой реально­сти, кроме той, которую воспри­нимаем в ощуще­ниях; возможно­сти нашего воспри­ятия ограниченны   б) Мы строим «карты» реальности на основа­нии следующей инфор­мации: • сенсорные данные, поступающие из окру­жающей среды; • воспоминания о преж­них переживаниях; • воображение, констру­ирование реальности.   в) Мы реагируем в большей степени на внутренние карты мира или мировоз­зрения, построенные на этих картах, чем на реальность как таковую
         
г) Человеческие карты различаются в зависимости от генетической архитектуры, культуры общества и личных биогра­фических данных   д) Наши карты предопределяют то, как мы: • интерпретируем мир и реагиру­ем на него; • наделяем зна­чением собст­венные пере­живания   е) Нас в большей сте­пени ограничивает карта мира, чем сам мир
             

Ключевые положения

Базовое предположение НЛП гласит: карта не есть территория; когнитивные карты мира, которые мы создаем, полезны, но необязательно в точности соответствуют окру­жающему нас миру.

Наши внутренние карты определяют то, как мы реагируем на мир, в особенности это касается ситуаций, связанных с будущим.


Глава 1. Определение области действия креативности

Практикум

Вспомните ситуацию, когда ваша внутренняя модель мира в действительности не совпадала бы с окружающим миром.

Вспомните случай, когда вы изменили или расширили внутреннее мировоззрение, и это сделало вас более эффективным или гибким.


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 1.3. КАРТА В

  2. Сознание и жизнь — интерактивные системы    
а) Люди — систе­мы внутри более крупных систем - б) Взаимодействия с другими людьми основаны на дейст­вующих принципах этих систем   в) Ни одна часть системы не может быть изолирована от других частей г) Части системы взаимно влияют друг на друга
1 1        
Сознание Социальная   | Следствия |
части кибер­нетической системы группа — кибернетиче­ская система   Креативность человека или группы зависит от системных взаимодействий Процесс, высвобожда­ющий креатив­ность, должен быть согласо­ван с: Человек внуц системы може препятствова! или способстЕ вать креативн )И т
    0- ости
            тем, что происходит с индивидуумом как системой   взаимодействием этого индивидуума с другими, реакция­ми на них  
                             

Ключевые положения

Еще одним базовым предположением НЛП является то, что жизнь и сознание пред­ставляют собой системные процессы. Креативные процессы и организации состоят из обоюдно взаимодействующих и взаимозависящих элементов.

Практикум

Приведите примеры обоюдно интерактивных систем, где изменение одной части вле­чет за собой изменения в других частях (например, мобильный телефон, мотор авто­мобиля и т. п.).


Глава 1. Определение области действия креативности РАЗДЕЛ 1.3. КАРТА Г

  3. Принцип необходимого разнообразия    
               
а) Элемент системы должен обладать минимальным "запасом гибкости, чтобы адапти-; роваться к системе и выживать внутри „нее   б) Необходимое количество гибкости зависит от слож­ности и вариабельности/ неопределенности системы   в) Часть системы с наибольшей гиб­костью будет играть роль каталитиче­ского элемента в этой системе
                 
  Следствия  
       
Ключевым фактором является «постоянное управление креатив­ностью в системе»   Процессы креатив­ности необходимы для того, чтобы системы приспо­сабливались к изменяющемуся миру   Уместный уровень креативности дол­жен определяться с учетом системы, к которой он будет применяться  
1 f     i    
    t
Изменения, насту­пившие вследствие нашего воздействия на систему, следует рассматривать как   Прежний успех может стать пре­пятствием для креативности   Креативность может создавать проблемы   Излишн креатив может в дисфун системы яя ность ызвать
      «ции
изменения системы                      
                             

.Ключевые положения

Элемент системы должен обладать определенным минимальным количеством гибко­сти, необходимым для того, чтобы выжить и адаптироваться к изменениям системы. Количество гибкости прямо пропорционально вариабельности системы.

Практикум

Вспомните случай, когда для достижения определенной цели вам пришлось отказать­ся от прежде эффективного способа и выбрать совершенно другой, потому что сис­тема, окружающая вас, претерпела определенные изменения.


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 1.3. КАРТА Д

НЛП и другие психологические системы

НЛП использует элементы: • психологических теорий;   В НЛП можно найти пересечения   Отличие и «ценность» НЛП в процессе интегрирования
• лингвистических теорий; • кибернетических теорий   элементов различ­ных теорий   элементов различных теорий
             
  Базовые допущения НЛП относительно индивидуальных изменений  
                   
Люди отличаются друг от друга и обладают различ­ными программами и навыками —*- Нас объединяют с другими общие базовые психические структуры —^. Мы можем подражать другим людям и перенимать их психические программы   Мы можем выйти за гр ницы наши индивиду а/ ностей с по «эффектов программ, позаимстве у других лк а- к 1Ь- мощью
        t              
  Эти структуры служат полезными ресурсами для изменений   ванных дей
                             

Ключевые положения

Люди отличаются друг от друга и обладают различными программами, допущениями и навыками, однако их объединяют общие базовые психические структуры, которые позволяют моделировать эффективные когнитивные стратегии и перенимать их у других.

Практикум

Приведите пример какой-либо деятельности, эффективному ведению которой вы научились у другого человека. В чем вам удавалось действовать в точности так же, как ваш «учитель»? В чем вам пришлось откорректировать метод действия с учетом индивидуальных различий?

Вспомните человека, который от вас очень сильно отличается, но с которым вы под­держиваете хорошие отношения.

В чем вы похожи? Что вас отличает друг от друга?

Какие элементы модели НЛП кажутся вам интуитивно очевидными?

По отношению к каким элементам модели НЛП вы настроены наиболее скептически?


Глава 1. Определение области действия креативности

Раздел 1.4. Исследование личной креативности

Богатство нашего воображения основано на способности нашего со­знания составлять карты. Мы строим карты, пользуясь информацией дяти органов чувств, или репрезентативных систем: зрения, слуха,' Осязания, вкуса и обоняния. Наши чувства составляют форму или структуру мышления, если противопоставить ее содержанию. Любая мысль независимо от ее содержания оказывается функцией картин­ки, звука, ощущения, запаха или вкуса, а также того, как эти репрезен­тации связаны между собой. Мы постоянно связываем между собой сенсорные репрезентации, чтобы с их помощью строить и обновлять |сарты реальности. В основе этих карт лежит обратная связь, которую Мы получаем от сенсорного опыта.

Задача первого упражнения, которое вам предстоит проделать, за­ключается в том, чтобы самостоятельно исследовать взаимосвязи между особенностями и принципами, описанными мною к этому мо-Менту, и личным опытом креативности. Помните, что психические процессы, порождающие креативность, нередко лишь косвенно связа­ны с тем, что вы делаете. Зачастую творческие идеи приходят к вам в момент размышлений о чем-то совершенно другом. Данное упражне­ние может поначалу показаться достаточно отвлеченным и никак не связанным с вашей профессиональной реальностью, однако его зада­ча — посредством конкретной несложной деятельности выявить неко­торые принципы креативности и просветить вас относительно ваших личных стретегий креативности.

Любые творческие акты требуют мобилизации нервной системы для того, чтобы взаимодействовать с окружением или вносить в него изменения. В системе убеждений НЛП креативность есть креатив­ность вне зависимости от того, где она применяется. Креативный про­цесс, служащий для приготовления пищи, имеет непосредственное отношение к креативным процессам, которые используются при орга­низации команды или разработке нового продукта. К примеру, способ­ность Моцарта сочинять музыку включала своего рода организацион­ную креативность, имеющую немаловажное значение для любого, кто организует группы людей на процессуальном уровне. Проводя иссле­дования лидерства в компании Fiat, я был по-настоящему восхищен, обнаружив, что один из топ-менеджеров компании, Еиделла (Ghi-della), обладает двумя хобби, представляющими чрезвычайный инте­рес в связи с побочными эффектами креативного процесса. Одним из


Часть I. Личная креативность

хобби топ-менеджера была классическая музыка. Другим — нейрофи­зиология. Интересно, что на процессуальном уровне структуры музы­ки и нервной системы любопытным образом связаны со структуриро­ванием организации. Можно даже предположить, что для успешного решения организационных проблем менеджер должен обладать до­полнительными областями креативности.

Упражнение. Исследование личной креативности

Ваша задача: за пять-десять минут создать что-нибудь конкретное из любого подручного материала. Задайте себе вопрос: «Что я могу фи­зически создать за 5-10 минут, используя доступные мне объекты?» В процессе работы обратите внимание на то, можете ли вы начать формировать «метазнание» (интроспективное осознание) о собствен­ном мыслительном процессе и стратегиях — особенно в том, что каса­ется ваших методов использования языка и органов чувств. Постарай­тесь ощутить воздействие языка и сенсорных модальностей на ваше поведение. Краем сознания обращайте внимание на то, через какие мыслительные процессы вам приходится пройти в ходе созидания. Как вы начинаете работу, как развиваете идею, по каким признакам определяете, что закончили?

Инструкции к процессу выявления

Когда закончите, подумайте о том, какой тип стратегий, паттернов, принципов и психических процессов вы использовали для создания вашего творения. Вам помогут следующие вопросы.

Первый: «Как вы приняли решение о том, что именно будете созда­вать?» Был ли это случайный выбор, или вы думали об этом?

Второй вопрос: «Как вы определили, что закончили?» Иными сло­вами, от чего вы получили удовлетворение, достаточное для того, что­бы закончить работу? Как вам кажется, вы создали действительно креативную вещь или не особенно? Почему?

Вы довольны тем, что создали? Почему? Если недовольны, то по­чему недовольны? Этот вопрос напрямую связан с вашими личными доказательствами креативности.

Третий вопрос: «Что именно вы делали?» Каковы были ваши ког­нитивные операции? Вы просто начали видоизменять что-либо или воспользовались четким представлением о том, что нужно сделать, которое сформировалось у вас еще до начала работы? Как вы присту­пили к работе?


Глава 1. Определение области действия креативности

Вот три основных вопроса: Как вы решили, что именно будете делать?,' Как вы определили, что закончили работу? Были ли вы довольны ею? Что вы делали для того, чтобы творить? Каким был ваш когнитив­ный креативный процесс?

Как вы начали? Как вы воплотили Как вы определили.
Как вы сформировали идею/карту? что закончили работу?
" исходную идею/карту? Что вы делали По каким признакам
  в процессе вы поняли, что ваша
  творчества? идея выражена доста-
    точно хорошо?
Цель Действие Результат
«Мечтатель» «Деятель» «Критик»

Рис. 1.1

Помните, что это — общее исследование; исследование-упражне­ние. Его задача — узнать кое-что новое о вашем личном креативном процессе и начать создавать референтный опыт для ключевых поня­тий, которые мы будем использовать позднее. Установка для этого упражнения должна быть следующей: открытость к исследованию или изучению; желание узнать побольше о собственном креативном про­цессе. Именно с этой установкой вы извлечете максимум пользы из упражнения. Попробуйте.

После упражнения

Подумайте о том, как вы использовали свои органы чувств. Какой тип стиля мышления вы задействовали? В НЛП считается, что вы можете работать с проблемами на визуальном уровне. Возможно, в процессе работы вы осознали, что создаете мысленные картинки. Могло быть и так, что у вас не возникало никаких образов, вы просто смотрели на вещь и изменяли ее.

Кроме того, результат вашей работы может быть скорее тактиль­ным, или физическим. Вы могли вести с собой внутренний диалог и задавать себе вопросы, например: «Как лучше поступитьмсделать что-нибудь полезное или что-то такое, что можно будет показать другим?»


Часть I. Личная креативность

Итак, ваш креативный процесс мог быть в большей степени визуаль­ным, или вербальным, или логическим. В него могли войти эмоцио­нальные реакции — ощущение относительно чего-либо. К примеру, креативность художника во многом есть попытка выразить ту ил и иную эмоцию.

Разумеется, не исключена и комбинация чувств. Подумайте — как именно вы использовали органы чувств, чтобы решить, что именно делать, затем определить степень законченности продукта и то, на­сколько вы довольны результатом.

Цель этой части упражнения — исследовав структуру собственно­го креативного мыслительного процесса, убедиться в том, что когни­тивные стратегии обладают определенной структурой. Следует при­знать также, что ментальные процессы и стратегии различаются в за­висимости от типа продукта или полученных результатов.

Важно осознать, что различные люди проявляют креативность по-разному, даже при выполнении простейшего задания. Можно соотне­сти эти различия с типом конечного продукта. Результат использова­ния «физической» стратегии отличается от результата вербального или визуального процесса. Любая стратегия может усиливать креа­тивность или потенциально ограничивать ее. К примеру, вербальные стратегии могут оказаться чрезвычайно эффективными для достиже­ния определенных результатов. Однако Альберт Эйнштейн утверж­дал, что крайне редко прибегал к словам или математике при созда­нии теории относительности, а в первую очередь использовал визуаль­ные стратегии. По его словам, теория относительности выросла из своего рода юношеской фантазии. Эйнштейн задал себе вопрос: «Как выглядела бы реальность, если бы я сидел верхом на световом луче?» И затем попытался создать четкую картину этого воображаемого пу­тешествия. Эйнштейн утверждал, что именно этому типу мышления обязан всеми своими открытиями. Разумеется, его родители могли считать подобный опыт совершенно непродуктивным, однако имен­но он лег в основу теории относительности.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 302 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...