Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

управление креативностью 3 страница



Практикум

Как бы вы описали собеседнику собственный креативный процесс?

Вспомните случай, когда вы пытались помочь партнеру более креативно или нова­торски подойти к проблеме или идее. Довелось ли вам столкнуться при этом с за­труднениями, и если да, то с какими?


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 1.1. КАРТА Е

Основные задачи

управления креативностью

Расширить наши карты мира   Выявить допущения и предпосылки, лежащие в основе наших действующих карт Определить способы пополнения и обогащения карт для всех членов организации (элементов системы)
       
Расширить пространство восприятия   Определить ограничивающие и позитивные допущения относительно нашей креативности Гибко управлять системами
           

Ключевые положения

Креативность есть функция нашего восприятия мира. Креативность является резуль­татом расширения и обогащения 1) нашего восприятия; 2) наших допущений отно­сительно того, что означает наше восприятие; 3) гибкости, с которой мы подходим к восприятию и допущениям.

Практикум

Приведите пример случая, когда бы вы изменили свое восприятие чего-либо так, что это позволило вам стать более креативным.

Приведите пример, когда бы вы помогли партнеру изменить или обогатить восприя­тие чего-либо.

Вспомните случай, когда вы осознали, что ваше допущение относительно чего-либо ненужным образом ограничивает вас, и изменили это допущение.

Вспомните случай, когда вы помогли кому-то определить и изменить ограничивающее допущение.

В каких областях, по вашему мнению, вы или система, элементом которой вы являе­тесь, обладает наибольшей гибкостью?

В каких областях вам хотелось бы обрести большую гибкость — для себя или сис­темы?


Глава 1. Определение области действия креативности РАЗДЕЛ 1.1. КАРТА Ж

      Где/когда следует применять креативность      
     
         
В следующих контекстах/случаях:     В случаях/рамках:  
         
           
1. Личных   2. Относительных: необходимо добавить элементы контекста, связанные с «другими»   3. Проблем   4. Целей
               
                     
Содержание, отделенное от процесса -.— В любой ситуации знание п роцессов/стратеги й делает управление креативностью более эффективным —» Как бы то ни было: процесс эффективный в одном контексте, не может быть настолько же эффективным в других контекстах

Ключевые положения

Существует ряд контекстйв, в которых креативность востребована и используется на организационном уровне. Эти контексты подразумевают различные комбинации от­ношений и элементов задач.

Относительное измерение креативности позволяет выделить 1) личную креативность, в рамках которой человек действует самостоятельно; 2) со-креативность, когда два человека интенсивно работают вместе как партнеры; 3) креативность в рамках груп­пы или команды, т. е. функцию координированности различных ролей и функций.

Задачи, требующие креативности, могут быть ориентированы как на решение про­блем, так и на достижение целей. Среди распространенных видов организационных задач, в которых ключевую роль играет креативность, можно назвать такие, как:

поиск и определение проблем;

исследование цели и постановка цели;

анализ возможностей;

распределение рабочих заданий;

5) прогнозирование состояния окружающей среды и создание сценариев.

Когда процессы креативности отделены от содержания, одни и те же креативные стра­тегии могут применяться в различных контекстах; несмотря на это, стратегия, эффек-


Часть I. Личная креативность

тивная для достижения одного типа цели, не может быть столь же эффективной для других целей.

Практикум

Приведите пример инновации, которую вы осуществили лично. Приведите пример чего-либо, созданного вместе с партнером.

Приведите пример ситуации, когда вы работали в группе или команде по созданию чего-либо или занимались креативным решением проблемы.

Каким образом различные относительные контексты влияют на процесс креативно­сти? Какие черты креативного процесса одинаковы для этих контекстов?

Какой тип задач, по вашему мнению, позволял вам быть наиболее креативным в по­следнее время?

Поиск и определение проблем.

Исследование цели и постановка цели.

Анализ возможностей.

Распределение рабочих заданий.

Прогнозирование состояния окружающей среды и создание сценариев.

Какой тип актуальных для вас задач требует наибольшей креативности или иннова­ционного мышления?

Какие ситуации или задачи предположительно потребуют от вас креативности в бу­дущем?

Вернитесь к какому-нибудь из уже приведенных вами примеров креативного мыш­ления в той или иной ситуации. Какие элементы креативного процесса, задейство­ванные в этом контексте, вы могли бы с наибольшей легкостью перенести в другой контекст? Какие было бы труднее всего перенести?


Глава 1. Определение области действия креативности РАЗДЕЛ 1.1. КАРТА 3

          Задачи книги            
         
1. Исследовать й дать опре­деление креа­тивным про-   2. Создать сло­варь, ввести понятия и модели.   3. Определить спо­собы, с помощью которых можно наблюдать/моде-   4. Переносить креативность из одного контекста
цессам • отдельных лиц, • между отдель­ными лицами, • в группах   поддержива­ющие креа­тивные процессы   лировать личную креативность и креативность других людей   в другой, передавать ее другим людям
                   
     
   
5. Научиться «развивать» индивидуальные паттерны креативного мышления   6. Научиться творчески взаимодействовать с различными людьми   7. Пропагандировать убеждения и установки, поддерживающие креативность  
                           

Ключевые положения

Специфическими задачами данной книги являются следующие:

Исследовать и дать определение креативным процессам 1) отдельных лиц,
2) между отдельными лицами, 3) в группах.

Создать 1) словарь, 2) понятия и 3) модели, позволяющие поддерживать креа­
тивные процессы и управлять ими.

Определить способы, с помощью которых можно наблюдать/моделировать лич­
ную креативность и креативность других людей.

Определить способы, с помощью которых можно переносить креативные способ­
ности из одного контекста в другой, передавать их другим людям.

Научиться «развивать» индивидуальные паттерны креативного мышления.

Научиться творчески взаимодействовать с различными людьми.

Пропагандировать убеждения и установки, поддерживающие креативность.

Практикум

Определите конкретные персональные и интерактивные контексты, в которых вы хотели бы применять знания, полученные из этой книги. Составьте список этих кон­текстов на листке бумаги.


Часть I. Личная креативность

Какие элементы креативных процессов вам труднее всего описать или объяснить? Как именно возможность открыто и внятно говорить о креативных процессах облегчила бы вашу работу?

Какие элементы креативных процессов вам труднее всего осуществлять?

Какие элементы творческой деятельности, в которой вы лично принимаете участие, вам труднее всего контролировать?

На ваш взгляд, за чем необходимо следить во время осуществления креативного про­цесса?

Что именно вы хотели бы узнать о собственных стратегиях креативного мышления?

Какую часть креативных процессов (собственных или осуществляемых другими) вам больше всего хотелось бы научиться моделировать?

Какие конкретные креативные способности, на ваш взгляд, было бы важнее всего научиться переносить из контекста в контекст в ваших производственных условиях? Какие именно контексты вы имеете в виду?

Какие креативные способности важнее всего научиться передавать другим людям? Кому именно?

Какие элементы креативного мышления вы хотели бы при возможности обогатить?

Какие паттерны креативного мышления в группе или команде, на ваш взгляд, нужда­ются в расширении и обогащении?

Приведите пример конкретных взаимодействий, в которых вам хотелось бы прояв­лять большую креативность.

Какие из установок и убеждений, на ваш взгляд, в наибольшей степени поддержива­ют креативность? Какие, наоборот, препятствуют ей?

Каковы ваши конкретные убеждения и установки относительно креативности?


I Глава 1. Определение области действия креативности

Раздел 1.2. Определение нейролингвистического программирования

* Модель креативности, которую нам предстоит исследовать, базирует-, ся на принципах и понятиях нейролингвистического программирова-*. ния, которое появилось на свет в Калифорнии в начале 1970-х гг. В осно­ве этой модели лежат исследования ряда основных аспектов челове­ческого существования. НЛП создали два человека, лингвист Джон Гриндер и математик Ричард Бэндлер (занимающийся также гештальт-терапией).

Название «нейролингвистическое программирование» подразуме­вает интеграцию трех совершенно различных научных областей.

Элемент тейро» в нейролингвистике относится к нервной системе. Значительная часть НЛП связана с пониманием и использованием принципов и паттернов нервной системы. Согласно НЛП, мышление, творчество, создание представлений и все остальные когнитивные процессы являются результатом выполнения нервной системой опре­деленных программ. Человеческий опыт представляет собой комби­нацию или синтез информации, которую мы получаем и обрабатыва­ем с помощью нервной системы. На практике это связано с восприя­тием мира — с помощью зрения, осязания, слуха, обоняния и вкуса.

Нейролингвистическое программирование связано также с лингви­стикой. С точки зрения НЛП язык в ряде аспектов является продуктом нервной деятельности; кроме того, он стимулирует эту деятельность и придает ей форму. Разумеется, будучи в каком-то смысле управля­ющим элементом, язык служит одним из первичных способов актива­ции или стимуляции нервной системы других людей. Таким образом, креативность связана с тем, что происходит внутри нервной системы человека. Кроме того, креативность имеет отношение к языку и тому, как мы используем его в обучающих целях, для стимуляции и верба­лизации различных видов понятий, целей и проблем, связанных с кре­ативным процессом.

Это приводит нас к понятию программирования. Нейролингвисти­ческое программирование основано на идее о том, что процессы чело­веческого слуха, памяти, креативности являются функцией про­грамм — нейролингвистических программ, которые с большей или меньшей эффективностью служат для достижения тех или иных за­дач или результатов. Таким образом, мы взамодействуем с миром по­средством наших внутренних программ. Мы реагируем на проблемы,


Часть I. Личная креативность

основанные на этих внутренних программах. Мы приходим к новым идеям соответственно типам созданных нами программ — и важно учи­тывать, что не все программы равноценны. Разные люди используют для решения своих проблем различные программы. Кроме того, одни программы более эффективны для осуществления той или иной дея­тельности, чем другие.

Проблемная область НЛП берет свое начало из моделирования навыков человеческого мышления. Нейролингвистический процесс моделирования включает в себя исследование работы мозга («нейро») посредством анализа лингвистических паттернов («лингвистический») и невербальной коммуникации. Результаты этого анализа затем пре­творяются в пошаговые стратегии или программы («программирова­ние»), которые позволяют передавать тот или иной навык другим людям или переносить его в другие области применения.

НЛП предоставляет нам способ, минуя поведенческое содержание человеческих поступков, обращать внимание на невидимые силы, ко­торые стоят за этими поступками; на структуры мышления, которые обеспечивают нашу эффективность. Структуры и терминология НЛП позволяют нам моделировать релевантные психические стратегии, используемые креативными и новаторски мыслящими людьми; мы получаем возможность говорить об этих внутренних процессах, сти­мулировать их и систематизированнно управлять ими.

Большинство методик и инструментов НЛП являются производ­ными от так называемого «моделирования». Изначально подход НЛП предполагал моделирование эффективного поведения и когнитивных процессов, которые стоят за ним. НЛП выросло из моделирования по­веденческих проявлений выдающихся психотерапевтов — тех, кто осо­бенно эффективно помогал другим людям добиться значимых пере­мен в жизни. Немалая часть вклада НЛП в менеджмент приходится на области коммуникативных навыков, личностного развития и педа­гогического мастерства.

Что касается креативности, мы можем применять принципы и осо­бенности НЛП для того, чтобы исследовать закономерности нервной системы, языка и различных программ — как наших собственных, так и программ, используемых другими людьми. НЛП позволяет нам:

Повысить собственную креативность.

Обрести способность осознавать и фиксировать способы проявле­
ния креативности в тех или иных областях.


Глава 1. Определение области действия креативности

3. Переносить эти способы в другие области.

4, Научиться стимулировать и поощрять креативность в других людях.

Поскольку НЛП является производным от неврологии, лингвис-:'тики и когнитологии, существуют определенные области пересечения между этой и другими системами в психологии. Также нейролингви-стическое программирование заимствовало принципы компьютерно-■ го программирования и теории систем. Целью НЛП является синтез различных видов научных теорий и моделей. Совмещение различных теорий в едином процессе — одно из основных достоинств НЛП. Бо­лее того, нейролингвистическое программирование сосредоточено на моделировании эффективных стратегий, позволяющем переносить их в другие контексты и адаптировать без затруднений. Система убежде­ний НЛП строится на том, что, несмотря на различия в физическом облике, биографии или личном опыте, все мы обладаем рядом общих черт на процессуальном уровне. И на этом уровне мы можем на самом деле научиться думать так, как думал Альберт Эйнштейн. Вполне воз­можно, что великому ученому понадобился опыт всей его жизни, что­бы создать программы, с помощью которых была открыта и сформу­лирована теория относительности. Однако коль, скоро программа уже разработана, мы можем понять ее принцип и структуру, затратив на это гораздо меньше времени, чем когда-то затратил Эйнштейн.

Таким образом, с одной стороны, НЛП устанавливает и оценивает индивидуальные различия и стили креативности, а с другой — утверж­дает, что мы можем перенимать опыт других людей благодаря сход­ным базовым элементам нервной системы.


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 1.2. КАРТА А

        Г* 1. Неврология IJi  
Модель креативности в этой книге основана на НЛП — нейролингвистическом программировании    
  НЛП определяет три базовых аспекта чело­веческого опыта        
  2. Язык  
   
   
и   3. Психические  
    их взаимодействие     и поведенче­ские програм­мы (стратегии)    
     

Ключевые положения

Название «нейролингвистическое программирование» связано с тремя фундамен­тальными компонентами человеческого опыта: неврологией, языком, а также психи­ческим и поведенческим программированием.

Практикум

Каким образом вы преимущественно осознаете деятельность собственной нервной системы в настоящий момент?

Посмотрите на любой предмет в вашем окружении и осознайте разницу между тем, на что вы смотрите, и процессом, благодаря которому вы видите эту вещь. Мысленно проследите путь, по которому нервная система принимает визуальную информацию от ваших глаз и передает ее мозгу. Повторите это же упражнение с другими органа­ми восприятия.


Глава 1. Определение области действия креативности

РАЗДЕЛ 1.2. КАРТА Б

1. Неврология имеет отношение к нервной системе, которая включает в себя: • мозг; • другие органы »   Она обрабатывает информацию, основанную на том, что мы:  
  видим слышим ощущаем и думаем создаем решаем принимаем на веру  
         

Ключевые положения

Неврология связана с нервной системой, которая включает в себя мозг и органы восприятия.

Практикум

Как вы осознаете собственный мыслительный процесс?

-Осознаете ли вы формирование образов в вашем мозгу в процессе обдумывания чего-либо?

Осознаете ли вы, что слышите внутренние звуки? Осознаете ли вы собственные ощущения?


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 1.2. КАРТА В

Ключевые положения

Язык связан как с коммуникацией, так и с мышлением. Он является продуктом нерв­ной системы и в то же время формирует ее.

Программы представляют собой укоренившиеся последовательности и паттерны вза­имодействия между неврологией и языком, которые формируют наши когнитивные карты и поведение.

Некоторые программы являются осознанными, другие работают за гранью осозна­ния.

Практикум

Как вы используете язык в момент обдумывания чего-либо?


Глава 1. Определение области действия креативности РАЗДЕЛ 1.2. КАРТА Г

    В НЛП разработан ряд методик и моделей          
  *        
  для наблюдения и описания мыслительных способностей человека     Результат этого анализа  
         
  позволяет
  чтобы установить,      
  как именно функционирует   1 1
  человеческий мозг   моделировать   передавать
выдающиеся   эти способности
    путем анализа     способности   другим людям
                 
     
языка (лингвистических паттернов/форм/ выражений) и невербальной коммуникации/ поведения
                           

Ключевые положения

В НЛП разработан ряд методик и моделей, основанных на навыках наблюдения за паттернами вербальной и невербальной коммуникации, базовыми задачами процес­са НЛП являются следующие: 1) моделировать эффективные способности и 2) пере­давать эти способности другим людям.

Практикум

На какой вид невербальной коммуникации вы чаще всего обращаете внимание? Какие виды креативных способностей вы хотели бы научиться моделировать?

Какие виды креативных способностей вы хотели бы научиться передавать другим людям или стимулировать в них?


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 1.2. КАРТА Д

      Креативность    
         
  Связана с тем, «как» мы используем: • нервную систему; • язык i   Некоторые психические программы более эффективны при решении одних задач или достижении определенных целей; другие — в других контекстах
чтобы  
1 1 1
стимулировать креативный процесс   выразить/ вербализовать типы креативного мышления и целей   креативно решать те или иные задачи  
                 

Ключевые положения

В модели НЛП управление креативностью является функцией того, «как» мы исполь­зуем язык и неврологический или когнитивный процессы, чтобы 1) воспроизвести и обогатить карты проблемы или цели; 2) выразить или вербализовать процессы, ко­торые стимулируют креативное мышление; 3) повысить личную эффективность и научиться управлять изменениями в своей жизни.

Практикум

Какие виды собственной деятельности вы хотели бы усовершенствовать за счет боль­шей креативности или новаторского подхода?

Какие области вашей жизни или системы, элементом которой вы являетесь, наибо­лее подвержены изменениям?


Глава 1. Определение области действия креативности

Раздел 1.3. Предположения НЛП

НЛП основано на ряде базовых предположений относительно людей и реальности; эти допущения имеют важнейшее значение для управ­ления креативностью. Стартовым для НЛП является следующее до­пущение: карта не есть территория. Люди не могут в полной мере по­знать реальность, потому что вынуждены воспринимать ее через орга­ны чувств, возможности которых ограничены. Пчела воспринимает совершенно другую реальность, поскольку вся система восприятия пчелы отлична от человеческой. Составляя карты окружающей реаль­ности, мы можем опираться только на ту информацию, которую вос­принимаем в ощущениях, и на то, как мы связываем эту информацию с личными воспоминаниями и другими переживаниями. Следователь­но, мы склонны реагировать не на реальность как таковую, а скорее на собственные карты реальности.

У каждого из нас есть собственное мировоззрение, основанное на внутренних нейролингвистических картах, построенных нами же. Именно эти нейролингвистические карты — в большей мере, чем сама реальность, — определяют то, как мы интерпретируем мир, реагируем на него и наделяем смыслом собственное поведение и переживания. Таким образом, в большинстве случаев не внешняя реальность огра­ничивает нас или наделяет могуществом, а внутренняя карта этой ре­альности.

Базовая идея НЛП в отношении креативности заключается в том, что если вы способны расширить или усовершенствовать собственную карту, вы сможете воспринимать большее количество альтернатив в той же самой реальности. Поэтому ряд инструментов, которые нам предстоит изучить, служат для расширения, обогащения и дополне­ния наших карт. Базовое предположение НЛП гласит: чем шире и богаче ваша карта мира, тем больше возможностей справиться с лю­быми трудностями предоставляет вам реальность.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 246 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...