Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

управление креативностью 2 страница




Предисловие

Гид

Установите и поддерживайте раппорт с исследователем на всем
протяжении упражнения или деятельности.

Выявите опыт и реакции исследователя путем вербального и не­
вербального взаимодействия.

Помогите исследователю включиться в референтный опыт или
выключиться из него.

Наблюдайте и калибруйте вербальные и невербальные реакции
исследователя.

Займитесь «активным слушанием», т. е. перефразируйте вербаль­
ные описания, предоставленные исследователем, с тем чтобы по­
лучить обратную связь и подтвердить личное восприятие субъек­
тивного переживания исследователя.

Проследите события, которые случились во время упражнения,
путем перечисления ключевых элементов поведения исследовате­
ля и вербальных сообщений, которые имели место на всем протя­
жении упражнения.

Наблюдатель

Присматривайтесь и прислушивайтесь к невербальным и вербаль­
ным реакциям исследователя на всем протяжении упражнения.

Проследите основные наблюдения за поведением исследователя и
сообщения в определенные моменты выполнения упражнения или
деятельности.

Сравните личные наблюдения с наблюдениями гида, чтобы создать
«двойное описание».

Время от времени записывайте свои наблюдения (т. е. делайте за­
метки, заполняйте проверочные листы, стройте графики и т. п.).

Тренер (металичность)

Помимо выполнения заданий для наблюдателя наблюдайте за вер­бальным и невербальным поведением гида.

Все время следите за ходом выполнения задания и обеспечьте об­ратную связь как для гида, так и для исследователя относительно того, что повлияло на ход событий.

Будьте готовы в ходе упражнения оказать помощь гиду или иссле­дователю, поделиться наблюдениями или дать необходимую обрат­ную связь по их просьбе.


Предисловие

Обеспечьте обратную связь относительно вашего собственного восприятия способностей гида и определенных выше обязанностей.

  Роли в упражнении НЛП  
  Случай из трех ролей:  
  исследователь, гид, тренер  
         
Исследователь (А):   Гид (Б):   Тренер (В):
включается в пере-   выявляет опыт   поддерживает/консуль-
живание на основе   исследователя (А)   тирует Б при необходи-
инструкций гида (Б);   с помощью вопросов   мости;
не несет ответственности   упражнения;   наблюдает за невербаль-
за письменный отчет   наблюдает за вербаль-   ными/вербальными реак-
об упражнении;   ными/невербальными   циями исследователя;
обеспечивает обратную   реакциями А;   проверяет наличие
связь для Б относи-   в ходе выявления   раппорта между А и Б;
тельно своих впечат-   осуществляет «активное   проверяет «качество»
лений;   слушание», чтобы   и схему выявления
«переживает» даже   «перефразировать»   референтного опыта;
давний или вообра-   реплики А;   обеспечивает обратную
жаемый опыт так, как   подводит итог тому, что   связь для Б в конце
будто это происходит   сказал А, чтобы устано-   упражнения.
здесь и сейчас.   вить связи между различ-    
    ными фазами опыта А;    
    поддерживает состояние    
    раппорта.    

Когнитивные карты

Когнитивная карта представляет собой комбинацию последователь­ности операций, блок-схемы и «ментальной карты». Когнитивные кар­ты фиксируют ключевые понятия и ключевые слова и визуально от­ражают взаимосвязи между ними, их последствия и цели. Примерами таких карт в данном предисловии служат карты «Контекстов упраж­нения» и «Ролей в НЛП». Зачастую визуальные когнитивные карты способны выявить и выразить такие взаимосвязи, которые трудно представить или сделать очевидными с помощью вербальных репре­зентаций. Когнитивные карты в данной книге построил Джино, чтобы зафиксировать ход семинаров по креативности. Когнитивные карты — особый вклад Джино в эту книгу, не считая участия в построении схе­мы обучения.


Предисловие

Ключевые положения

Ключевые положения фиксируют основные идеи и понятия, которые представлены в каждом разделе. Здесь в максимально простой и до­ступной форме сконцентрированы задачи микроуровня обучения для каждого раздела. Даже просмотрев лишь цели обучения и бегло озна­комившись с картами и ключевыми положениями, вы сможете полу­чить краткое, но исчерпывающее представление о каждом разделе.

Микропрактикум

Цель микропрактикума — обеспечить возможность самостоятельно­го обучения со стороны читателя и придать еще большую глубину понятийному материалу книги. Микропрактикум по существу подра­зумевает использование памяти, воображения или текущего окруже­ния для расширения восприятия читателем того или иного объекта:

исследуемой способности или навыка;

связи между глобальной способностью, которой читатель обучает­
ся, и упражнением или обучающей деятельностью;

связи между глобальной способностью, которой читатель обучает­
ся, и реальностью читателя;

связи между обучающей деятельностью и реальностью читателя.

Если вы найдете время, чтобы пролистать книгу и попробовать раз­личные виды микропрактикумов, это намного повысит уровень ваше­го понимания и овладения понятиями и навыками, представленными в данной книге. Помимо расширения опыта, связанного с материалом, микропрактикумы предоставляют читателю отличную возможность


Предисловие

самостоятельно изучить принципы и особенности, представленные в данной книге.

Глобальная способность

Микроструктура книги

Эта книга стала для нас кульминацией увлекательнейшего при­ключения. Мы надеемся, что для вас она станет началом такого же приключения.

Роберт Дилтс, Санта-Крус, Калифорния

Джино Бониссоне, Милан, Италия

Июль 1993


Часть I

Личная креативность


Обзор части I

Часть первая направлена на то, чтобы:

Создать обоснование для понимания креативного процесса в целом.

Помочь читателям научиться применять ряд определенных прин­
ципов и методов для повышения личной креативности.

Часть первая состоит из 4 глав:

Глава 1. Определение области действия креативности. Задает общие принципы, особенности и условия для определения и исследования креативного процесса.

Глава 2. Структура креативного процесса. Вводит ряд моделей и осо­бенностей, позволяющих определять различные уровни когнитивных структур в ходе личного креативного процесса, а также креативные стратегии других индивидуумов.

Глава 3. Физиология и креативность. Представляет упражнения, ко­торые помогают 1) экспериментально развивать интроспективное осознание собственных поведенческих паттернов, связанных с креа­тивностью, и 2) выявлять и наблюдать эти процессы в других индиви­дуумах.

Глава 4. Реализация личной креативности. Обеспечивает ряд стра­тегий и методов, позволяющих усилить и расширить личную креатив­ность; эти стратегии основаны на креативном процессе Уолта Диснея. Материал, рассматриваемый в части первой, основан на ряде до­пущений относительно креативности.

Допущения

Человеческая креативность представляет собой естественный непре­рывный процесс, который обладает собственной структурой. Эта структура определяется взаимодействием между когнитивными кар­тами и поведенческими паттернами.

Когнитивные карты содержат различные структурные уровни, одни элементы которых могут быть восприняты только через интро­спекцию личных субъективных переживаний, другие же могут быть выявлены в процессе наблюдения за внешними проявлениями.

Субъективные когнитивные процессы сопровождаются микропо­веденческими паттернами, которые поддерживают эти когнитивные процессы и обеспечивают связанные с ними внешние проявления.


Обзор части I

Одного-единственного правильного способа проявлять креатив­ность не существует. Напротив, есть множество стратегий, которые могут привести к креативным реакциям и результатам — в зависимо­сти от характеристик конкретного индивидуума и контекста.

Личная креативность по существу является процессом обогащения и дополнения когнитивных карт, которыми каждый из нас пользует­ся в той или иной ситуации, а также процессом повышения степени поведенческой гибкости индивидуума, необходимой для того, чтобы поддерживать собственные мыслительные процессы и реакции на огра­ничивающие факторы окружающей среды.

Понимание структуры когнитивных карт и взаимосвязей между ними и микроповеденческими паттернами позволяет нам моделиро­вать и совершенствовать техники и методы прагматического усиления личной креативности в ходе выполнения практических задач.



шасти действия креативности


Обзор главы 1 Основные задачи главы 1

Определить базовые теоретические и операционные рамки книги.

Связать базовую идею креативности и инновации с релевантными
целями и задачами в реальности читателя.

Создать конкретный личный референтный опыт для процесса креа­
тивности.

Ввести ряд базовых практических определений и когнитивных
моделей, связанных с креативностью, которые читатели могли бы
соотнести с собственным личным опытом.

Разделы и цели каждого раздела

Раздел 1.1. Основы креативности

Ввести базовые понятия и допущения относительно креативности и креативного процесса. Определить основные цели и задачи книги.

Раздел 1.2. Определение нейролингвистического программирования

Ввести и определить базовые особенности и принципы НЛП как ра­бочей понятийной основы для этой книги.

Раздел 1.3. Предположения НЛП

Разъяснить допущения и предположения, которые легли в основу НЛП, и их значение применительно к креативности и инновациям.

Раздел 1.4. Исследование личной креативности

Предоставить специфический пример деятельности, позволяющий читателям испытать и исследовать собственные когнитивные и пове­денческие паттерны, ведущие к конкретному творческому выраже­нию.


Глава 1. Определение облааи действия креативности

раздел 1.5. Макроструктура переживания и креативность (модель ГОТЕ)

Двести модель ТОТЕ как основную операционную структуру, лежа-Я$ую в основе целеориентированного поведения и креативности, и со­отнести ее с референтным опытом читателя.

Раздел 1.6. Влияние различных уровней опыта на креативность

Ввести понятие различных уровней опыта и их влияния на процессы Креативности и новаторства, соотнести их с референтным опытом чи: #ателя.

Раздел 1.1. Основы креативности Проблемная область креативности

(ilo: Tools Fcyr Dreamers, pp. xiii-xv)

Воображение важнее знания.

Альберт Эйнштейн

Следы любого животного говорят о том, чем оно было; только следы человека говорят о том, что он создал.

J. Bronowski, The Ascent of Man

Оглядитесь по сторонам. Скорее всего, большая часть увиденного Вами окажется в той или иной степени продуктом человеческой креа­тивности: книги, здания, компьютеры, мебель, дороги, телевидение, телефоны, электрические лампочки, самолеты, музыка... Список бес­конечен. Каждая из этих вещей когда-то существовала лишь в чьем-то воображении. Теперь они стали реальностью. Кажется, тут действи­тельно есть что-то от волшебства. Как это происходит, благодаря чему? Данная книга расскажет вам о некоторых инструментах, превра­щающих мечты в реальность.

Высказывание Эйнштейна, приведенное выше, подразумевает, что знание без воображения бесполезно. Именно благодаря фантазии зна­ние можно претворить в жизнь. Воображение и креативность — вот движущие силы перемен, адаптации и эволюции. Человеческая адап­тивность — источник новых возможностей и надежды, мечтаний и свер­шений. Кроме того, это источник неуверенности и небезопасности.


Часть I. Личная креативность

При неумелом обращении воображение и креативность способны вызвать не меньше проблем, чем в других условиях — решить. На су­губо практическом уровне управление креативным процессом явля­ется одним из важнейших элементов успеха и выживания, с помощью которого как отдельные личности, так и организации стремятся при­способиться к стремительно нарастающим переменам в обществе и технологиях — на глобальном уровне.

Томасу Эдисону приписывают следующую часто цитируемую фра­зу: «Изобретение — это процент вдохновения на 99% потения». Смысл этого высказывания заключается в том, что самая креативная деятель­ность является, по сути, инкрементным (incremental) процессом, ко­торый обладает определенной структурой и требует организации и постоянных усилий для своего поддержания. Во многих отношениях, однако, креативность рассматривалась до сих пор скорее как нечто эфемерное, неуловимое — загадочный дар, который либо есть, либо отсутствует, — а отнюдь не как набор навыков, которым можно распо­ряжаться и управлять открыто и систематически.

Разумеется, управление креативным процессом и развитие его ста­вят свои уникальные задачи и вопросы. Креативность склонна к ин­дивидуализации. Мы стремимся постигать ее самостоятельно, соб­ственным путем, и во многих случаях не вполне уверены в том, как именно мы делаем то, что делаем — в момент творчества. Большинство креативных людей не имеют представления о стратегиях, с помощью которых они творят. Широко известный факт: все, что мы делаем луч­ше всего, делается неосознанно. Мы не отдаем себе отчета в том, ка­кие именно запутанные расчеты и программы помогают нам вести ма­шину, выбирать блюдо из меню и даже удерживать равновесие при ходьбе. Критерием того, что мы научились что-то делать, служит по­нимание, что мы перестали осознавать, как мы это делаем.

Например, при чтении этой книги вы наделяете смыслом слова, напечатанные на странице, но едва ли отчетливо осознаете — как имен­но вы это делаете. Когда мы говорим или пишем, мы составляем пред­ложения согласно сложным синтаксическим правилам, не осознавая сопровождающие это действие процессы. Точно так же большинство из нас не отдают себе отчета в правилах и стратегиях, которые влияют на нашу способность к креативному мышлению. Следствием этой огра­ниченности сознания является то, что наша способность к творчеству не зависит от вдохновения, настроения, количества часов, которые нам удалось проспать прошлой ночью, и т. п., а не чем-то управляемым с


Глава 1. Определение области действия креативности

помощью волевого усилия. В результате явному управлению креатив-йостью препятствуют следующие факторы.

1. Отсутствуют термины, которые описывали бы внутренние креа­
тивные процессы; из-за этого возникают трудности с обсуждением
креативности с другими людьми, даже равными нам по интеллекту.

2. Трудно в явной форме научить других тому, что мы знаем о креа-
_ тивности и как это можно использовать в решении их собственных

проблем.

В некоторых ситуациях мы оказываемся в «тупике», не имея ни
малейшего представления о том, что делать дальше.

Трудно установить, кто именно из сотрудников обладает потенци­
алом и/или способностью внести свой вклад в решение конкрет­
ной задачи.

Цель этой книги — исследовать структуру и принципы креативно­сти, чтобы усилить и расширить креативность отдельных лиц, команд и организаций. Использование поведенческих технологий НЛП по­зволяет нам сделать стратегии и действия, составляющие креативный процесс, более явными на ряде различных уровней. Среди конкретных задач — следующие:

Дать определение креативному процессу на индивидуальном,
групповом и организационном уровнях.

Создать словарь, которыйбы поддерживал и усиливал креативный
процесс.

Обеспечить ряд конкретных способов, с помощью которых люди
могли бы более эффективно поддерживать, усиливать и направ­
лять креативность индивидов и команд.

Определить способы идентификации различных типов креатив­
ных людей.

На индивидуальном уровне принципы, модели и навыки, которые будут рассматриваться в данной книге, могут послужить для того, чтобы:

Помогать людям расширять их карты мира.

Помогать людям раскрывать некоторые допущения и предположе­
ния, на которых основаны их карты реальности; особенно те, кото­
рые ограничивают их креативность.

Помогать людям находить способы увеличения собственной по­
веденческой гибкости и гибкости окружающих.


Часть I. Личная креативность

На профессиональном уровне задачи, которые требуют креативно­сти, направлены как на решение проблем, так и на достижение опре­деленных целей. В число распространенных организационных задач, ключевую роль в которых играет креативность, входят следующие:

Поиск и определение проблем.

Исследование цели и постановка цели.

Анализ возможностей.

Распределение рабочих заданий.

Прогнозирование состояния окружающей среды и создание сце­
нариев.

Можно выделить такие относительные уровни креативности, как:

Личная креативность, в рамках которой человек действует в оди­
ночку,

Co-креативность, когда два человека интенсивно работают вместе
как партнеры,

Групповая или командная креативность, когда креативность явля­
ется функцией координированности различных ролей и функций.

На профессиональном уровне дринципы, модели и навыки, рас­сматриваемые в книге, можно применить к:

Стимулированию личной креативности: укрепление повседневной
креативности и гибкости на индивидуальном уровне.

Управлению групповой креативностью: стимулирование новатор­
ства в рамках динамического паттерна групп и команд.

Продвижению убеждений, установок и навыков, которые усилива­
ют организационную креативность.


Глава 1. Определение области действия креативности РАЗДЕЛ 1.1. КАРТА А

Воображение важнее знания (Альберт Эйнштейн)   Следы любого животного говорят о том, чем оно было; только следы человека говорят о том, что он создал (J. Bronowski, The Ascent of Man)
     
Процессы   Продукты
креативности   креативности
             
  Стратегии Навыки Процедуры     Результаты Выражения Итоги  

Ключевые положения

Следует различать процесс и результаты креативности. Практикум

Выберите несколько объектов в вашем окружении и представьте или воспроизведи­те в памяти процессы, необходимые для создания этих объектов (т. е. базовое ис­следование, концепция, прикладное исследование, дизайн, инженерия, производ­ство, сборка, маркетинг, распространение, установка и расположение в помещении).

Придумайте три примера креативных процессов и продуктов, которые получаются в результате этих процессов (например, сочинение музыки — симфония).


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 1.1. КАРТА Б

  Человеческая креативность в историческом аспекте   Воображение — это то, что «претворяет знания в жизнь»
         
     
| Прошлое     Настоящее   -\ Будущее  
  *  
|    
История человечества связана с целым рядом проявлений креативности Большая часть окружающих нас предметов является продуктами человеческой креативности   Развитие навыков и средств воплощения «мечтаний» в реальность  
                     

Ключевые положения

Креативность — естественный непрерывный процесс, который на всем протяжении истории человечества являлся решающим фактором выживания и успеха.

Практикум

Приведите какие-либо известные/признанные исторические примеры/случаи про­явления креативности. А теперь — примеры из истории вашей организации.


Глава 1. Определение области действия креативности РАЗДЕЛ 1.1. КАРТА В

Ключевые положения

Креативность по существу есть управление переменами и реагированием на них. Креативность одновременно инициируется переменами и приводит к ним.

Практикум

Приведите пример креативной деятельности, которую вы ведете как частное лицо.

Приведите пример креативной деятельности, которую вы ведете как член команды или группы.


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 1.1. КАРТА Г

    это: Процесс изобретения — % вдохновения на 99% потения Т. А. Эдисон    
         
    t
  Креативность как индивидуальный «дар»/ природный талант     Креативность как инкрементный процесс, требующий «организации»  
t    
Мы) if действуем согласно юграммам мозга, реимущественно еосознаваемым   Люди по большей части не осознают собственных креативных процессов   Как осознанно управлять креативнь процессами  
п н      
      \    
 
            | собственными | | других людей
                     

Ключевые положения

Креативность — результат неосознаваемых процессов, которые ведут к инсайту и вдохновению, а также осознанных процессов, которые требуют пошаговых действий и усилий.

Креативные процессы проистекают в психике отдельного человека либо являются результатом взаимодействия индивидов в группах, командах и организациях.

Практикум

Вспомните пример внезапного креативного инсайта, который произошел с вами лично.

Приведите пример креативного результата, над которым вы осознанно работали на протяжении какого-то времени.


Глава 1. Определение области действия креативности РАЗДЕЛ 1.1. КАРТА Д

      Трудности в явном управлении креативностью    
             
  Скудость словаря, описывающего внутренние   Трудно «научить» других   Трудно находить выход
  психические креативные процессы   творческим способностям   из «Туликовых» ситуаций
                 
           
  Трудно обсуждать креативность с другими и перенимать Их креативные навыки   Трудно передавать креативные навыки другим, чтобы решить их проблемы   Трудно находить людей с креативным потенциалом и навыками, адекватными для решения определенной задачи
               
                     

Ключевые положения

Явное управление личной и групповой креативностью возможно и необходимо, но сопряжено с определенными трудностями, поскольку требует расширения словаря и создания работающих моделей, связанных с процессом и структурой креативности.

Продукты креативности поддаются описанию легче, чем внутренние процессы, по­рождающие их.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 213 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...