Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Обращение к раннему этапу литературного развития приводит нас к необходимости решения важнейшего для методики преподавания литературы вопроса: когда уместно и целесообразно начинать разговор о литературном произведении как творении писателя?
В психолого-педагогической и методической литературе существует несколько точек зрения относительно этого вопроса, высказывались и высказываются различные мнения в пользу той или иной позиции, проводились экспериментальные исследования.
Очевидно, что невозможно исследовать произведение, не касаясь так или иначе его устройства, авторского отношения к изображаемому. Но тогда, и это неизбежно, будет разрушаться наивное реалистическое восприятие произведения, а ведь именно оно в младшем школьном возрасте возбуждает интерес к чтению и придает силы читательскому переживанию.
Л. А. Р ы б а к выделила положительные стороны наивного реализма, «которые должны быть сохранены и на следующих ступенях литературного развития: искренность сопереживания, умение "забыть себя", почувствовать реальность действительности, созданной искусством» (Рыбак Л. А. Образное мышление и урок литературы. — М., 1966. — С. 143.).
Н.И.Кудряшов писал: «Но что плохого в том, что младшие школьники изображения жизни в литературном произведении принимают за подлинную жизнь, если они глубоко переживают те чувства, которые в нем выражены. Надо ли разрушать эту наивную веру? Надо, но очень осторожно, деликатно, тем более что дети не редко разочаровываются, что любимых ими героев не существовало, как живых людей» (Цит. по: Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. — М., 1988. — С. 46.).
Далее автор поясняет, что работы по преодолению наивного реализма следует начинать с четвертого класса, постепенно разъясняя, что основой художественного изображения служит жизнь, что литературное произведение — это творческий труд писателя. Понятие о художественном образе и художественном вымысле учащиеся получают лишь в седьмом классе. Выводы автора представляются справедливыми для периода, когда в начальной школе ставилась единственная задача — научить читать, а литературное развитие при этом не рассматривалось в качестве приоритетного.
Эти выводы далеки от реальной практики современной школы, когда, по результатам многочисленных исследований, ученики старших классов продолжают воспринимать литературу наивнореалистически.
Представление о коренной особенности искусства — его способности говорить правду с помощью вымысла, как уже отмечалось, проникает в сознание школьников постепенно. На это ориентирована программа для средней школы. К седьмому классу в сознании учащихся должен произойти подъем на новый уровень литературного мышления. Центральными понятиями, которые необходимо усвоить на данной стадии, являются понятия «жизненная правда и художественный вымысел в литературном произведении».
Есть ли сегодня у семиклассников для такого подъема внутренние силы, подготовленные всеми предшествующими этапами обучения литературе?
Нам представляется, что нет, поскольку эти силы и возможности подъема должны быть подготовлены раньше перехода в среднюю школу, т.е. в начальных классах, когда для этого существуют необходимые возрастные и психологические предпосылки.
Исследования М. Г. К а ч у р и н а, В. Г. М ара н цм а н а, А. А.М ел и к-Пашае ва, Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской, К.Н.Левина, Т.С.Троицкой и др. убеждают в том, что работу по преодолению наивного реализма в восприятии литературы следует начинать значительно раньше четвертого класса, а именно уже в первом классе начальной школы, создавая тем самым благоприятные условия для дальнейшего литературного развития ребенка. Это позволит обеспечить необходимую преемственность в обучении литературе между начальной и средней школой, а также в полной мере реализовать задачи школьного обучения.
Как показывают исследования, дети младшего школьного возраста способны осознавать свои мысли и чувства, вызванные произведением искусства. Такое осознание лежит в зоне их ближайшего развития, что открывает пути для целенаправленного обучения младших школьников восприятию словесного искусства.
Но в выборе пути обучения позиции исследователей и методистов расходятся. Исследователи Л.И.Беленькая, В.О. Гуружанов, Л.И.Сараскина, Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская, К.Н.Левин, Т.С.Троицкая выступают за раннее обучение детей адекватным способам восприятия, выделению авторской позиции. Позиция методистов Е.В. Волкова, Т.Ф.Курдюмовой, О. В. Кубасовой, Л.И.Беляева основана на положении о том, что младший школьник не может осознать литературное произведение как творение автора, так как для этого возраста характерны наивный реализм и непонимание условностей искусства.
Но возникает вопрос: не связанно ли долгое пребывание школьников на этапе наивного реализма не столько с чертами возраста, сколько с особенностями обучения? Рассмотрим эту проблему подробнее.
В о-п е р в ы х, надо отметить, что в современной школе до сих пор в качестве ведущей задачи начального обучения выступает развитие логического мышления ребенка, которая решается на разном материале, в том числе и на материале художественной литературы. Основная работа ребенка на уроке литературы сводится к составлению плана, выделению главной мысли в абзацах, пересказу.
Во-вторых, художественные произведения активно используются в целях нравственного воспитания. Основным «методическим» приемом является навязывание детям готовых этических оценок.
Очевидно, что это не способствует литературному развитию детей, более того, обедняет нравственное воспитание: решение литературного конфликта на основе житейских оценок закрывает ребенку возможность выхода к авторской позиции, задерживает его духовное развитие. Все это закрепляет слабые стороны наивно-реалистического восприятия и тормозит литературное развитие младших школьников.
В методике начального обучения литературе уже существуют попытки направить детское восприятие на понимание авторской позиции (Беленький Г.И. Приобщение к искусству: Раздумья о преподавании литературы в школе. — М., 1990; Берхин Н.Б. Литературное развитие школьников: учебное пособие. — М., 1989; Бершадская Н. Р., Халимова В.3. Литературное творчество учащихся в школе: книга для учителя: из опыта работы. - М., 1989; Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. — М., 1994; Троицкая Т.С. Литературное образование младших школьников. — М, 2004), но делается это бессистемно, параллельно с решением основных задач обучения.
Таким образом, тому, что младший школьник до конца обучения в начальной школе остается наивным реалистом, во многом способствует современное обучение. Чтобы судить о действительных возрастных особенностях восприятия литературы младшими школьниками, необходимо изменить содержание и методы обучения литературе.
Наивный реализм ребенка не является препятствием для повышения качества восприятия литературы и полноценного литературного развития. Ведь в психологии доказано, что младший школьник способен понять точку зрения героя и выразить свою оценку этой точки зрения — на этой основе строится традиционное обучение.
Такая способность ребенка позволяет сделать следующий шаг на пути его литературного развития. В частности, необходимо помочь ребенку обнаружить автора в произведении и понять его точку зрения, увидеть то эмоционально-оценочное авторское отношение, которое пронизывает все произведение, и, пережив которое, можно найти ключ к искусству, перейти с житейского на качественно иной, эстетический уровень восприятия литературы.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 938 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!