Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Постановка вопросов, активизирующих работу всех сфер читательского восприятия. Анкета и роль вопросов в выявлении качества восприятия



О качестве восприятия произведения многое можно узнать с помощью специально составленных и расположенных в опре­деленной последовательности вопросов. В методике их часто на­зывают вопросами на восприятие. Формулировка вопросов, отве­ты на которые покажут учителю качество работы каждой сферы восприятия, только на первый взгляд кажется простым делом. В действительности это не только умение, но и методическое ис­кусство.

Вопросы в анкете на восприятие не случайны, они должны затрагивать самые яркие компоненты произведения, самые важ­ные его проблемы и помогать ребенку осмыслить художественный текст.

Анкета предполагает письменные ответы, которые ученик отыс­кивает самостоятельно, без каких-либо комментариев и помощи учителя. Поэтому все вопросы должны быть сформулированы ясно, точно (не допускать двусмысленности в их толковании) и по воз­можности лаконично. В вопросе не должно быть подсказки, подталкивающей ученика к нужному ответу.

Обычно в анкете должно быть столько вопросов, сколько не­обходимо для получения полной картины восприятия произведе­ния, и в то же время вопросы следует свести к минимуму, зна­чит, каждой сфере и каждому ее уровню будет соответствовать хотя бы один вопрос, кроме вопроса на осмысление содержания на репродуктивном уровне (см. ниже).

Начинается анкета всегда с вопроса, активизирующего работу эмоциональной сферы. Это связано как с эстетической природой искусства слова (его эмоциональностью), так и со спецификой читательской деятельности, в основе которой лежат эмоции. Цель «эмоционального» вопроса — проверить, насколько активны эмоциональные реакции читателя и насколько они адекватны автор­ским намерениям, т.е. совпадают ли читательские оценки героев, их поступков с авторскими, откликается ли читатель на эмоцио­нальную атмосферу стихотворения, эпизода или сцены, какие со­бытия или переживания героя вызывают у читателя эмоциональ­ный отклик, реагирует ли читатель только на содержательные ком­поненты произведения или испытывает эмоциональное воздей­ствие его художественной формы.

Приведем примеры вопросов, выявляющих эмоциональные реакции учеников.

1. С каким настроением вы закончили читать сказку Х.К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»?

2. Было ли вам страшно, когда вы читали эпизод появления охотника в сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»?

3. Кому из героев рассказа В.Ю.Драгунского «На Садовой большое движение» вы сочувствовали?

Иногда рядом с «эмоциональным» вопросом добавляют воп­рос «почему?», который требует от читателя объяснения своих реакций. «Почему?», конечно, активизирует сферу осмысления, так как читатель должен соотнести свои чувства с содержанием произведения и его художественной формой, т.е. понять, чем они вызваны. Но учителю такие объяснения детей необходимы, пото­му что помогут определить, насколько точны читательские эмо­ции, что именно заставило ребенка переживать, сочувствовать или это оттолкнуло, вызвало негативные реакции — художественная форма и содержание текста или детский жизненный опыт, опи­раясь на который ребенок отталкивается от авторского текста и наполняет его своими переживаниями, а потому дает искаженные эмоциональные оценки.

Поскольку в анкете не может быть много вопросов, то учитель выбирает из множества один-два, на его взгляд самые яркие, ин­тересные и затрагивающие действительно важнейшие аспекты в содержании произведения.

Обычно следующий вопрос в анкете активизирует сферу ос­мысления художественной формы на уровне стилистической детали. Назначение вопроса состоит в том, чтобы помочь читателю зри­тельно конкретизировать словесные образы и увидеть в словесной форме проявление авторского отношения к персонажам или со­бытиям. Неопытные читатели пробегают мимо художественных деталей, что сказывается и на их восприятии отдельных эпизодов. Вопрос привлечет внимание читателя к важному элементу худо­жественной формы и заставит задуматься над его ролью в тексте. Возможно, этот опыт скажется и в выполнении заданий по вос­созданию и конкретизации словесных образов в читательском во­ображении. При составлении вопросов важно помнить, что вни­мание читателя мы привлекаем не к событийным деталям, а к языковым изобразительно-выразительным средствам. Так, вопрос «Почему князь Гвидон превратился сначала в комара, потом в муху, а затем в шмеля?» мы должны отклонить и предпочесть ему такой: «С какой целью Пушкин, описывая чувства Гвидона-мухи, слушающего рассказ ткачихи о тридцати трех богатырях, в трех строках неоднократно повторяет слова с буквой "з"?». В этом ва­рианте вопрос нацеливает читателя на осознание роли звукописи в художественном тексте.

Приведем примеры вопросов, активизирующих сферу осмыс­ления художественной формы на уровне стилистической детали.

1. Почему в стихотворении А.А.Фета «Печальная береза у моего ок­на...» наряд березы назван «траурным»? (Осмысляется роль эпитета.)

2.Почему лиса в сказке «Лиса и тетерев» называет тетерева «тетеревочек», «дружочек», а не «тетерев» и «друг»? (Осмысляется роль уменьши­тельно-ласкательной лексики.)

3.Какое слово используется в сказке «Петушок и бобовое зернышко» для обозначения движения курочки? Почему именно так говорится? (Ос­мысляется выбор слова из синонимического ряда.)

4.Почему стихотворение Э. Мошковской «Первая двойка» начинает­ся с многоточия и каждая строфа в нем завершается тоже многоточием? (Осмысляется роль синтаксической детали — знака препинания.)

Следующие вопросы обычно активизируют воображение чита­теля. Часто в анкете присутствуют два вопроса — на воссоздающее и на творческое воображение. Ответом на них должно стать либо описание героя, пейзажа, интерьера, декораций к спектаклю, иллюстрации к эпизоду, обложки к книге, либо повествование о событиях, которые могли бы произойти с героями в дальней­шем, или о тех, о которых не рассказал повествователь, но читатель может их воссоздать в своем воображении. Например, в рас­сказе В.Драгунского «Он живой и светится...» ничего не гово­рится о том, как и когда папа подарил Дениске самосвал, но читатель может, опираясь на отдельные детали авторского пове­ствования, придумать этот эпизод. (Так, кстати, поступают авто­ры киносценариев по мотивам литературных произведений.) В данном случае мы увидим, как активно и точно работает чита­тельское творческое воображение; учитывает ли ребенок автор­ские детали, исходит ли в конструировании эпизода из характе­ров героев или ставит себя на место персонажа и наделяет его своими привычками и реакциями, увлекается подробностями или не перестает видеть целое — художественный образ. Конечно, в выполнении такого рода заданий проявится и качество осмысле­ния образов героев и элементов художественной формы, что не­обходимо будет учесть при моделировании общей картины вос­приятия произведения.

Вопросы, активизирующие воображение читателя, особенно трудно подобрать к лирическим стихотворениям. Нелепы вопро­сы, требующие от читателя представить себе автора в момент на­писания стихотворения. Никто не знает, как выглядел, напри­мер, А.С.Пушкин, когда писал «Зимнее утро», или Ф.И.Тют­чев, создавая «Чародейкою зимою...». Да и для полноценного вос­приятия стихотворения это не имеет никакого значения, никак не помогает читателю осознать авторское отношение к изобра­женному миру. На помощь учителю в таких ситуациях приходят невербальные способы выявления восприятия, прежде всего ри­сунки к стихотворению. В том случае, если пейзаж создан лишь с помощью немногочисленных деталей, можно предложить детям описать то, что они увидели, услышали, ощутили, читая стихо­творение.

Обычно ответ ребенка на вопрос, активизирующий сферу во­ображения, показывает учителю, на каком уровне осуществи­лась эта работа: если в ответе использованы только авторские детали и ребенок не создает целостное изображение, то мы го­ворим о воссоздающем воображении; если же к авторским дета­лям читатель добавляет новые и достраивает образ до целостно­го, то мы говорим о включении творческого воображения. Под­робности в описании отдельных деталей покажут степень зри­тельной конкретизации словесного образа. Сохранение связи читательского описания с авторскими деталями и общим на­строением эпизода или стихотворения — свидетельство адекват­ности работы воображения авторским намерениям, способно­сти ученика подчинить свое воображение чужой (в данном случае авторской) воле (произвольность воображения). Поэтому в ан­кете может быть только один вопрос, активизирующий вообра­жение читателя.

Приведем примеры таких вопросов.

1. Каким вы представляете себе лесного царя в балладе И. В. Гёте «Лес­ной царь»?

2.Какой вы представляете себе мастерскую, в которой работал Прошка — герой рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Вертел»?

3.Какую иллюстрацию вы бы сделали к эпизоду сражения со шляпой (рассказ Н.Н.Носова «Живая шляпа»)? Опишите се подробно.

4.О чем мог думать мальчик — герой стихотворения Э. Мошковской «Первая двойка», — увидев всюду «номер два»?

Следующие вопросы активизируют мыслительную деятельность читателя и нацеливают его на осмысление содержания на анали­тическом уровне, так как задавать «репродуктивные» вопросы в| анкете не имеет смысла. Ответ ученика всегда покажет учителю,) пытается ли он размышлять, анализировать текст или сбивается) на его пересказ. Если объем произведения невелик, то достаточно! одного «аналитического» вопроса, если же произведение много-) плановое, композиционно сложное, то можно увеличить количе­ство таких вопросов до двух-трех. Например:

1. Чем главный герой рассказа Р.П.Погодина «Сима из четвертого номера» был не похож на остальных ребят?

2.Можно ли назвать героев рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа» трусливыми? Обоснуйте свой ответ.

3.Как и почему меняется настроение Дениски в рассказе В.Драгун­ского «Он живой и светится...»?

4.Какие чувства испытывают герои рассказа Р. П. Погодина «Сима из четвертого номера» Сима и Мишка во время драки?

5.Осуждает ли автор отца Нади за то, что тот исполнил желание дочери (рассказ А. И. Куприна «Слон»)?

6.Почему князю Гвидону из сказки А. С. Пушкина удалось добиться! того, чтобы его отец приплыл к нему на остров?

Следующий вопрос в анкете нацеливает учеников на осмысление художественной формы на уровне композиции. Анализу может быть подвергнут любой композиционный элемент, но для анкеты целесообразно выбирать наиболее яркие, значимые компоненты, осознание роли которых максимально приблизит ребенка и к постижению содержания.

Например:

1. Почему сказ П.П.Бажова называется «Каменный цветок»?

2.Зачем Д. Н. Мамин-Сибиряк в рассказе «Вертел» дает три точки зре­ния на Прошкину работу?

3.Сколько смысловых частей в рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа»? Придумайте название для каждой части.

4. Почему рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа» начинается с сообще­ния о котенке и упавшей на него шляпе?

Завершает анкету всегда вопрос концептуального характера, нацеливающий учеников на осмысление художественной идеи про­изведения. Найти «идейный» вопрос бывает трудно. Прежде всего, необходимо самому сформулировать идею произведения и попро­бовать перевести ее в вопрос. Возможно, вам поможет совет: не ищите вопрос в содержании произведения, он найдется лишь тог­да, когда вы доберетесь до подтекста, подниметесь на уровень обобщения содержания, за конкретными поступками, события­ми, характерами увидите авторскую мысль о мире в целом — при­роде, людях, об обществе, о добре и зле.

Например:

1. Что помогло героям пушкинской «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» воссоединиться и одолеть зло?

2. Почему в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок» Данила-мастер возвращается к людям?

3. Кто виноват в том, что произошло в рассказе В.П.Астафьева «Белогрудка»?

4. Почему выздоровела Надя в рассказе А. И. Куприна «Слон»?

Последовательность и количество вопросов в анкете не опре­деляются строго, но в ней всегда должна быть логика: от эмоций к концепции. Задача анкеты — не только выявить особенности вос­приятия произведения, но и помочь ребенку открыть смысл про­изведения, т.е. каждый вопрос в анкете — это шаг вперед, сту­пенька к смыслу, к идее текста.

Следует помнить, что в методике нет объективных способов выявления читательского восприятия, так как исследователь все­гда должен трактовать детские работы, их интерпретировать. Между ребенком и исследователем существует барьер: мы не можем про­никнуть в сознание ребенка и получить объективную информа­цию о том, как он воспринял текст.

Наши оценки всегда субъективны и зависят от научной подго­товки, опыта и одаренности. Поэтому так важен подробный, каче­ственный анализ детских работ, а не формальное отнесение вос­приятия к тому или иному уровню.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 3041 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...