Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Мир маленького ребенка — это мир чувств. Младший школьник в этом немногим отличается от дошкольника, для которого свойственно чувственное отражение мира. И хотя 6 —7-летний ребенок, конечно, уже умеет логически мыслить, но пока логическое мышление имеет для него все-таки вспомогательное значение, уступая мышлению образному. Это связано с тем, что у ребенка изначально преобладает первая сигнальная система, т.е. он оперирует зрительными, слуховыми, двигательными и другими конкретными образами и представлениями. Слова и связанные с ними понятия относятся ко второй сигнальной системе, понятийное освоение мира требует умения логически мыслить, абстрагировать и обобщать. Логико-понятийное мышление оперирует отдельными признаками предметов и явлений или их совокупностями так, как если бы они сами по себе существовали в действительности. Логическая мысль строго контролируется сознанием. Логическое мышление ведет от образа в отвлеченный анализ. Образовательный процесс приводит к расширению объема мышления, а значит, и к отрыву мышления от восприятия. Как указывал П. П.Блонский, «мышление все более и более становится ненаглядным». Освоение грамотности, чтение дают ребенку возможность постигать мир не только с помощью чувств, но и с помощью невещественных словесных образов. Таким образом, чтение становится новым источником мыслей ребенка, а следовательно, развивается его словесное мышление.
В момент достижения единого представления о явлении в целом, в том числе и о словесном произведении, наблюдается согласование всех трех базовых сторон психики: эмоциональной, образно-чувственной и логически-понятийной. Это переживается как вдохновение, откровение, прозрение. Читая литературу систематически, ребенок не только усваивает ее содержание, но и постепенно приучает себя к тем или иным внутренним состояниям. Он отделяет чувственное восприятие от мысли и усиливает его и, наоборот, отрывает мысль от образов и чувств, подвергая ее анализу.
Восприятие художественного произведения младшими школьниками может происходить на разных уровнях, но в целом его можно определить как наивно-реалистическое.
Выражение «наивный реализм» появилось в психолого-педагогической литературе еще в 20-е годы XX века. Традиционно оно характеризует такой уровень читательской деятельности, когда специфика литературы как искусства не осознается читателем, а именно:
· художественный образ отождествляется с реальной фигурой;
· вымысел, если он и замечается читателем, противопоставляется правде;
· литературное произведение воспринимается как описание реальных жизненных фактов.
Читательский наивный реализм в психолого-педагогической литературе рассматривается в двух аспектах:
1) как естественное и плодотворное состояние ребенка от 6 до 12 лет;
2) как ущербное, косное состояние в более позднем возрасте, как задержка литературного развития, препятствующая полноценному восприятию искусства.
Общепринятая точка зрения на наивный реализм глубоко и обоснованно описана Н. Д. Молдавской: «Употребляя этот термин, стремясь выразить с его помощью определенное качество восприятия искусства, имеют в виду, прежде всего, прочную привязанность человека к действительности, непонимание условностей искусства» (Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. — М„ 1976. - С. 49.)
Но у ребенка существует огромная, вдохновенная тяга к фантастическому, волшебному. Он горячо и искренне любит сказки и всякого рода художественные небылицы, «перевертыши», дразнилки, страшилки, считалки. К.И.Чуковский в книге «От двух до пяти» (Чуковский К. И. От двух до пяти. — М., 1985.) показал, что для ребенка сказочное есть своеобразное и очень важное средство постижения реального мира. Но значит ли это, что ребенок отождествляет сказочное с реальным?
На первый взгляд может показаться, что так и происходит. Но для понимания этого вопроса обратимся к высказыванию Ролана Быкова, которое приводит в одной из своих работ М. Г. Качурин: «Художественная реальность отличается от жизненной. В художественной действительности волк не только зверь, он еще и образ. Образ, превращающий зрителя в действующее лицо — в защитника добра. «Сладкий ужас детства» — сидя на коленях матери, с опаской слушать сказку и страшиться неотвратимого несчастья — решительно отличается от реального ужаса» (Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Кн. для учителя. — М., 1988. — С. 22.)
Обоснованность этого вывода подтверждают психологические исследования. П.М.Якобсон (Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. — М., 1964.) показал, что чувства, появляющиеся у ребенка во время сопереживания героям произведения, качественно отличаются от чувств, возникающих в житейских ситуациях: читательское переживание и его внешнее выражение не совпадают с бытовым переживанием и поступком. И эта закономерность распространяется на восприятие всех художественных произведений.
Таким образом, можно говорить о том, что отождествление ребенком художественного персонажа и реального лица есть, в сущности, иллюзия наблюдателя, возникающая в результате того, что эффект подлинности, создаваемый искусством, воспринимается ребенком с огромной силой, искренностью и непосредственностью. Но состояние ребенка в момент восприятия литературного произведения сложно и противоречиво: ни в малой степени не сознавая условности искусства, ребенок даже в момент наивысшей увлеченности не лишается ощущения особой, необычной жизни в условиях искусства (Никифорова О. И. Восприятие художественной литературы школьниками. - М., 1972. - С. 98.) Отодвинутая далеко, но существующая «как будто» художественная реальность подчиняет себе происходящее, которое воспринимается ребенком как в той или иной степени подвластное ему — непосредственно или с помощью взрослого. Без этого воздействие искусства на ребенка было бы опасным, что становится очевидным, когда, например, в театр приводят ребенка, еще не доросшего до восприятия театрального искусства.
Говоря о том, что младший школьник — наивный реалист в восприятии искусства, необходимо учитывать сложность и неоднозначность этого состояния. Исследуя проблему читательского восприятия младших школьников, М. Г. Качурин пишет: «Ребенок не осмысливает отношения искусства к действительности, но, слушая, разглядывая, а затем начиная читать книги, он практически осваивает особое — художественное по своей направленности — поведение в общении с книгой» (Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. — М., 1988. — С. 25.) Т
Таким образом, можно утверждать, что главная особенность искусства — условность — ребенком еще не осознается, но практически близка ему и необходима. К ней он подготовлен условностями речи и игры. В пору дошкольного детства разные виды условностей свободно и естественно взаимодействуют в духовной деятельности человека: сказка рождает игру, а игра, в свою очередь, — речевое творчество и т.д.
Важно отметить, что ребенок не только способен почувствовать условность искусства, не осознавая ее, но и многообразно ею пользоваться, ревниво оберегая ее от намеренного и невольного разрушения взрослыми. С этой точки зрения маленького читателя, по точному замечанию М. Г. Качурина, справедливее было бы назвать «наивным художником» (Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на
уроках литературы. — М., 1988. — С. 15.).
Ребенок, только что овладевший техникой чтения, погружается в мир художественных образов. Он попадает в этот мир с тем запасом жизненных впечатлений, которые он накопил за свою недолгую жизнь к моменту поступления в школу. Ему еще не доступен язык художественной условности, у него пока недостаточно развита способность мыслить словесно-художественными образами, которые формируются на основе общего речевого развития. По мнению Н.Д. Молдавской, «ребенок воспринимает художественную действительность только как инобытие жизни действительной» (Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. —
М., 1976.-С. 123.). Младшие школьники в своем повседневном житейском мышлении обобщают явления действительности на уровне общего представления. Но эмпирическое знание о мире не является чем-то ущербным, оно необходимо и взрослым, тем более естественно оно у детей, так как, по выражению Л. И.Божович, «это тот возрастной рубеж, который должен взять в своей жизни каждый растущий человек» (БожовичЛ. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. — С. 76.)
У эмпирического знания есть своя сфера компетентности, которая выражается в категориях — количество, качество, свойство. Но ведь и образное обобщение формируется в конкретно-чувственной форме, в форме единичного. Может показаться, что только на уровне эмпирического мышления и возможно постижение тайн художественной условности. Но кажущаяся доступность, мнимая легкость узнавания в художественных формах непосредственной жизни способствуют укреплению наивно-реалистического восприятия искусства. Ведь единичное в искусстве выражает общее, художественный образ дает человеку возможность чувственно воспринимать сущность явления (Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. —
М., 1976.— С. 185).
К обобщению в художественном образе младшие школьники подходят со свойственными возрасту умственными операциями эмпирического обобщения, поэтому глубинные связи литературного образа остаются для них не раскрытыми. Таким образом, как показывают психолого-педагогические исследования в этой области, возникает широкий разрыв между средствами художественного обобщения в литературном произведении и взможностями его восприятия и осмысления на уровне эмпирического мышления.
Возможно ли устранить этот разрыв посредством школьного обучения? Очевидно, что да. Но научить ребенка постигать художественную условность искусства можно тогда, когда созреют необходимые психические и возрастные предпосылки для этого скачка в мир произвольности и осознанности. А такие предпосылки у младшего школьника, безусловно, имеются. В связи с этим Н.Д. Молдавская отмечает: «Перевал в развитии психических функций дети начинают преодолевать в начальной школе, они постепенно освобождаются от непосредственных связей с конкретно-предметным миром и начинают овладевать формами абстрактного мышления» (Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. -
М., 1976.-С. 144.).
Наивный реализм в области эмоций характеризуется активностью сопереживания, прямой формой выражения чувств. Эмоциональная оценка произведения исходит из его темы, событийного содержания. Поэтическое и живое отношение к содержанию произведения свойственно для периода наивного реализма и в сфере понятийного мышления. При наивном реализме школьники обладают цельностью восприятия смысла произведения, улавливают при чтении лейтмотив авторской мысли. В их объяснении поступков героев, причин событий соседствуют прямолинейно связанные частные и общие мотивы. В этот период заметна трудность фиксирования и выражения читательских образов из-за отсутствия жизненного опыта и скованности речи. Разворачивание образов тормозит динамизм психики. Но основной характеристикой читательского восприятия младших школьников является игнорирование автора как творца произведения (Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. — Л., 1974. — С. 74.)
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 3084 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!