Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сфера читательских эмоций



Читательские эмоции — это чувственный отклик читателя, его переживания, возникающие при восприятии литературного про­изведения. Специфика деятельности эмоциональной сферы позволяет выделить несколько ее составляющих.

1. Эмоциональные читательские реакции на содержание произведения (Эчс)1.Эти эмоции вызываются образами-персонажами, внешностью героев, их качествами, поступками, ситуациями, в которых оказываются персонажи, образами природы и т.п. Так, герой может нравиться, вызывать у читателя эмпатию, сочувствие, как Дениска Кораблев в рассказах В.Ю.Драгунского. Отношение к другим персонажам этих же рассказов — Мишке Слонову, маме Дениски — у читателя будет сложнее: Мишка то привлекает к себе, то отталкивает. Оценки, которые мы даем персонажам, во многом зависят от нашего эмоционального восприятия: одним мы готовы все простить и оправдать даже неблаговидные их по­ступки, с других же спрашиваем без снисхождения.

Кроме того, читатель может улавливать эмоции персонажей и благодаря своему воображению присоединяться к ним, т.е. испы­тывать те же чувства, что и персонажи, — сопереживать. Обычно мы сопереживаем тем, кто нам приятен, симпатичен, а чувства несимпатичных или неоднозначных персонажей доступны далеко не каждому читателю.

2. Эмоциональные читательские реакции могут быть вызваны художественной формой произведения, мастерством писателя (Эчф)— красотой слова-образа, ритмом, звуковыми сочета­ниями, оригинальностью построения образа и т.п. Они прояв­ляются, например, в таких оценках: «Как красиво написано! Как нежно звучат эти строки! Этот ритм заставляет подняться и броситься в бой! Стихотворение завораживает. Читая, я вижу все так, словно сам побывал на месте действия. Мне даже холодно (жарко) стало. У меня у самого закружилась голова…»

Роль эмоциональной сферы в восприятии литературы велика, потому что, только пережив какое-то событие, мы запоминаем его, включаем в свой опыт. Очень важно, какие эмоции испыты­вает читатель, насколько они точны, адекватны тем, какие наме­ревался вызвать у читателя автор, и насколько они сильны, т.е. захватывают ли они читателя так, что он забывает обо всем на свете, или лишь слегка задевают его душу.

Но эмоции могут сыграть с читателем и злую шутку, если подчинят себе его разум. Поддавшись только эмоциям, читатель не будет способен разобраться в логике событий, в характерах персонажей, в их намерениях, а потому не приблизится, а, на­против, отдалится от авторской идеи художественного произве­дения.

Критериями оценки работы эмоциональной сферы являются ак­тивность и точность (адекватность авторским намерениям) читатель­ских эмоций.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1739 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...