Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сфера читательского воображения



Воображение в психологии понимается как способность чело­века, свойство его психики воссоздавать в памяти образы пре­жнего опыта и сочетать их или претворять их в новые образы. В психологии под термином «образ» подразумеваются не только зри­тельные представления, но и слуховые, осязательные, обонятель­ные восприятия и ощущения — все богатство впечатлений бытия.

Различают пассивное (репродуктивное, воссоздающее) вооб­ражение, понимаемое как более или менее отчетливое воспроиз­ведение в памяти или сновидениях образов прошлого, и активное (продуктивное) воображение, комбинирующее и преобразующее прежние образы и представления в новые.

Высшей формой активного воображения является творческое, играющее огромную роль в искусстве. Особенностями творческого художественного воображения являются способность создавать на основе переработки прежних представлений новый целостный образ, умение осветить и раскрыть новые, еще не изведанные связи вещей и явлений. Большое значение для активности творческого воображения имеет эмоциональная память.

Опираясь на работы психологов, выделим в сфере воображе­ния два уровня — воображение воссоздающее и воображение твор­ческое.

I. Воображение воссоздающее (Вв) будем понимать как способ­ность к конкретизации (зрительной, слуховой, тактильной) словесных образов, авторских изобразительных деталей и воссозданию на основе отдельных образов произведения или их элементов.

Например, читая рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным», читатель воссоздает словесные образы, прежде всего мыс­ленно представляя, как выглядят герои. Но описаний мамы, Де­ниски, милиционера в рассказе нет, а потому зрительно конкре­тизировать образы трудно, вследствие чего читатель, включив лишь воссоздающее воображение, опишет героев скудно, опираясь на ряд авторских указаний: Дениска — маленький мальчик, мили­ционер — мужчина в милицейской форме, мама — женщина в домашней одежде, молодая, так как ее сын еще мал. Чуть конк­ретнее проявится образ пострадавшего: автор упоминает о том, что мужчина был в шляпе, парадном костюме и весь в манной каше.

Мы видим, что воссоздающее воображение опирается на кон­кретные авторские детали в описании образов и обрисованную ситуацию.

2. Воображение творческое (Вт) будем понимать как способ­ность к конкретизации (зрительной, слуховой, тактильной) словес­ных образов, авторских изобразительных деталей и мысленному до­страиванию на их основе целостной картины жизни — сложного образа.

Поскольку автор никогда не описывает образы во всех деталях, то читатель вовлекается в процесс сотворчества: он достраивает художественный образ до целостного на основе деталей, сооб­щенных автором, привнося в произведение свое представление о героях, пейзажах, интерьерах, событиях и т.п., основываясь на собственном жизненном опыте. Так, творческое воображение по­может читателю упомянутого рассказа В. Ю.Драгунского более кон­кретно представить героев в разных эпизодах, привнеся в произ­ведение свой жизненный опыт, дорисовать намеченное автором: например, милиционер уже не только будет одет в форму, но у него окажутся строгое лицо, серьезный взгляд, громкий голос, возмущенные интонации.

И в первом, и во втором случае речь идет о способности к конкретизации художественно-словесного образа. Но творческое во­ображение проявляется и в способности домысливать события, подробности ситуаций, предполагать возможности развития дей­ствия. Для этого процесса характерно проявление догадки, интуи­ции читателя, основанных на авторском тексте и собственном жизненном опыте. В этом случае речь идет не просто о конкрети­зации образов, а о расширении художественного пространства произведения.

Сочувствовать, сопереживать мы можем лишь тому, кого вы­деляем из окружающего нас мира, т.е. видим, слышим, ощущаем. Потому сферы эмоций и воображения не просто связаны между собой, а практически неразделимы: представляя, мы испытываем эмоции, а эмоциональность, в свою очередь, помогает отчетли­вее увидеть изображенное автором. В читательских описаниях пер­сонажей, образов мира и ситуаций обязательно проявится эмоцио­нальное начало, так же как и в описании читателем своих эмоций нередко можно встретить упоминания об их видении мира и геро­ев произведения.

Активность работы этих сфер определяет и глубину погруже­ния читателя в художественный мир произведения, его желание читать дальше, разобраться в происходящем.

Критериями оценки работы сферы воображения будут активность, богатство (для творческого воображения), степень конкретизации художественных образов и степень произвольности читательского воображения (подчиненности авторскому замыслу).





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2005 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...