Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сфера осмысления произведения



Осмыслению в произведении подвергается содержание и художественная форма в их единстве. И все же на этом этапе нашего знакомства с процессом восприя­тия словесного произведения условно разделим сферу осмысле­ния на две части: осмысление художественной формы и осмысле­ние содержания.

Осмысление художественной формыэто способность чита­теля видеть формальные элементы произведения и объяснять их функ­ции в каждом конкретном случае.

Все формальные компоненты словесного художественного про­изведения можно разделить на языковые и композиционные. Со­ответственно и в сфере осмысления художественной формы вы­делим два уровня.

I. Уровень осмысления роли изобразительно-выразительных средств (стилистических деталей) — звуковых, лексических, се­мантических, синтаксических (Офд – осмысление художественной формы на уровне детали.). Это уровень языка, стиля писателя. Читатель воссоздает художественный образ полноценно только тогда, когда обращает внимание на звуковые, лексиче­ские, синтаксические особенности текста: как описаны персона­жи, пейзажи, интерьеры, действия героев, какова их речь? Писа­тель тщательно отбирает языковые средства, рисует словом, це­ленаправленно воздействуя на чувства и воображение читателя.

Показателем активности и точности работы рассматриваемой нами сферы на этом уровне будет способность читателя видеть в тексте языковые изобразительно-выразительные средства, объяс­нять их значение (например, расшифровывать эпитеты, метафоры, метонимии и т.п.) и определять, какова их роль в создании образа, ощущения, настроения, ассоциативной связи или в вы­ражении отношения (автора или персонажа) к изображаемому.

Критериями оценки работы сферы осмысления художественной формы на уровне стилистической детали будут точность и глубина осмысления роли изобразительно-выразительных языковых средств в произведении.

2. Уровень осмысления особенностей композиции произведения (Офк – осмысление художественной формы на уровне композиции.). На этом уровне читатель видит особенности архитектони­ки произведения, выделяет смысловые части текста, объясняет их взаимосвязь; определяет фабулу и сюжет произведения и выде­ляет их элементы, понимает их роль в сюжетной организации и в воплощении авторского замысла; объясняет роль названия, жан­рового подзаголовка, образов в структуре текста и взаимосвязь между ними (пейзаж — герой, портрет — характер, образы вре­мени и места — образы персонажей; вставные элементы и их связь с основным повествованием; автор — рассказчик — персонаж и т.п.), видит способы создания характера персонажей, выбранные автором, и т.д.

Существуют и интертекстовые элементы: разнообразные ре­минисценции и аллюзии с другими текстами, как литературны­ми, так и нелитературными, как на уровне содержания, так и на уровне формы; собственно читательские ассоциации. Все это влияет на читательское осмысление — наверное, поэтому невозможно создать одну-единственную, выверенную, утвержденную интер­претацию художественного литературного произведения.

Критериями оценки работы этой сферы на уровне композиции будут точность и глубина осмысления роли композиционных компо­нентов в структуре произведения.

Осмысление содержанияэто качество восприятия смысла про­изведения, способность читателя интерпретировать текст адекватно авторскому замыслу.

В содержании произведения выделим ряд компонентов, кото­рые необходимо осознать, чтобы приблизиться к авторской идее. Это тематика и проблематика, образы персонажей, пространства и времени, конфликт, его развитие и разрешение. Теперь нас ин­тересует не то, как создается образ, а то, каким он предстает перед читателем, какое содержание вкладывает в него автор и как точно может читатель это содержание понять. Качество осмысления будет проявляться в том, замечает ли читатель изменения в настроении, эмоциональном состоянии персонажей, или лири­ческого героя, или автора произведения (динамику эмоций) и понимает ли причины этих изменений; понимает ли характер пер­сонажа, может ли по поступкам, высказываниям, мыслям, чув­ствам персонажа определить его характер; осознает ли связь меж­ду характером и поступками, т.е. причины и последствия поступ­ков персонажей; понимает ли зависимость характера от времени и места действия; видит ли причины конфликта, его суть; видит ли логику в развитии действия и объясняет ли причины разреше­ния конфликта; дифференцирует ли авторское и свое собствен­ное отношение к изображаемому и его оценку; умеет ли за конк­ретным видеть общее, за содержанием — смысл.

Осмысление содержания может происходить на разных уров­нях1, и итог восприятия будет неодинаков в зависимости от воз­раста читателя, его жизненного опыта, культуры и умений, необ­ходимых для полноценного осмысления произведения.

Осмысление содержания может протекать на трех уровнях. Мы представим их в такой последовательности — от самого высокого к самому низкому.

1 .Концептуальный уровень (Оск — осмысление содержания на концептуальном уровне.). Читатель, достигший этой высоты, способен к синтезу своих наблюдений над языком про­изведения, стилем писателя, композицией и содержанием, т.е. воспринимает произведение именно в единстве художественной формы и содержания. Движение к авторской идее происходит по­степенно, при перечитывании текста, при поиске ответов на по­являющиеся у читателя вопросы. Это вопросы прежде всего о при­чинах поступков героев и сути их конфликта, об оценке их дей­ствий. Ответы читатель и находит в художественной форме. Он не пройдет мимо названия и жанрового подзаголовка, он знает, что характер героя создается разными художественными средствами, что в произведении важно не только, о чем сообщается, но и кто является рассказчиком и в какой последовательности излагаются события, что пейзаж никогда не случаен и его нельзя пропус­тить, что авторская оценка выражена как с помощью лексиче­ских средств, так и с помощью композиции и т. п. Только при та­ком отношении к тексту читатель открывает для себя автора, его идею. При этом оценки автора и читателя могут не совпадать — ведь они разные люди и воспринимают мир каждый по-своему. Важно то, что у читателя возникает стремление понять другого человека и он знает, как это сделать. Для того чтобы подняться на этот уровень, нужно специально учиться языку художественной литературы как искусства.

2. Аналитический уровень (Оса — осмысление содержания на аналитическом уровне.). Это более низкий уровень ос­мысления литературного произведения. Читатель восстанавливает причинно-следственные связи в произведении: он может по по­ступкам персонажа сделать вывод о качествах его характера; объяс­нить причины поступков персонажей и их последствия, по содер­жанию и стилистическим особенностям речи персонажа опреде­лить качества его характера, по поступкам и речи — отношение к другим персонажам и отношения героя с ними. Кроме того, чита­тель понимает и может объяснить причины собственных эмоцио­нальных реакций и изменений в эмоциональном состоянии пер­сонажей и автора.

Однако осознание причинно-следственных связей в произве­дении (поступок — характер, причина — поступок — следствие), авторского отношения к персонажам и их поступкам, попытки выделить главные проблемы произведения не всегда бывают точ­ными, глубокими и обоснованными. Это происходит потому, что читатель-аналитик, хотя уже и имеет представление о роли худо­жественной формы и обращает внимание на формальные элемен­ты произведения, пытаясь осознать их роль, еще не обладает до­статочным знанием законов литературы, необходимым читатель­ским опытом, широтой и глубиной культурных знаний; общается с произведением вне различных контекстов — исторического, куль­турного, литературного и т. п.

3. Репродуктивный уровень (Оср — осмысление содержания на репродуктивном уровне.Это самый низкий уровень осмысления художественного произведения. Читатель осознает и легко восстанавливает последовательность событий, запоминает персонажей и их поступки, взаимоотношения, конфликты и т.п., т. е. воспринимает событийное начало произведения. Та­кое восприятие уже характеризуется как целостное, так как чи­татель может изложить события в их хронологической последо­вательности, перечислить основных героев. Произведение пере­сказывается без пропусков основных элементов развития дей­ствия, но объяснить, в чем заключается конфликт, каково ав­торское отношение к персонажам и событиям, какова идея про­изведения, читатель не может. Назвать круг проблем, поднятых в произведении, читателю уже трудно — он чаще всего собьется на пересказ. Связи между поступками персонажа и качествами его характера читатель не видит, так же как не обнаруживает связей между описаниями природы, внешности, интерьеров и т.п. и образами-персонажами. Для такого читателя не существует художественной формы, поэтому он далек от постижения автор­ского отношения к героям и событиям, от осознания смысла. Он не может толковать (интерпретировать) прочитанное, а только пересказывает текст.

Если же читатель не может даже восстановить содержание ху­дожественного произведения, то нельзя вообще говорить о его осмыслении. Такое восприятие словесного произведения М. П. Воюшина назвала фрагментарным (Воюшина М. П. Методические основы литературного развития младших школь­ников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / под ред. Т. Г. Рамзаевой. — СПб., 1998. — С. 44—52.). Его главная особенность заклю­чается в отсутствии целостности: из сознания читателя словно выпадают некоторые эпизоды, потому что он либо не запоминает их, либо пропускает при чтении, так как они не кажутся ему важными. Из-за дискретности восприятия процесс осмысления крайне затруднен и по сути невозможен, так как читатель иска­жает первый информационный уровень текста — содержание.

Очевидно, что подняться с репродуктивного уровня на анали­тический читателю помогает художественная форма произведе­ния, которая тоже требует осмысления.

Критериями оценки работы сферы осмысления содержания произведения будут:

· точность в определении тематики произведения;

· точность и глубина осмысления проблематики, конфликта, характеров персонажей и их точек зрения;

· точность и глубина понимания авторского отношения к пер­сонажам, авторской точки зрения и художественной идеи произ­ведения (степень обобщения);

· способность к осознанной целостной интерпретации и оцен­ке литературного произведения.

Сфера читательских эмоций и вообра­жения вместе со сферой осмысления художественной формы мощ­но подпитывают сферу осмысления содержания, помогают чита­телю разобраться в проблематике произведения и приблизиться к постижению авторского замысла — художественной идее. Но оче­видно, что осмысление художественной формы и содержания, в свою очередь, влияет на активность и точность работы читатель­ского воображения и эмоций: чем глубже он проникает в смысл текста, тем точнее конкретизирует художественный мир произве­дения, тем сильнее и объективнее его эмоциональные реакции. Поэтому мы можем говорить о взаимодействии, взаимовлиянии всех сфер читательского восприятия в процессе читательской дея­тельности. Следовательно, понять специфику читательского вос­приятия произведения можно лишь в единстве деятельности всех названных нами сфер.

Итог деятельности читателя художественного произведения — осмысление текста, постижение авторской идеи произведения. На концептуальный уровень читатель может подняться только тогда, ког­да его эмоции точны, когда воображение его активно и идет вслед за автором, когда художественная форма произведения превращается в целый ряд авторских подсказок, ответов на возникающие при чтении вопросы. Поэтому о качестве чтения в целом мы судим по уровню осмысления содержания — это главный критерий читательской дея­тельности.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 5093 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...