Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия славянофилов. Алексей Степанович Хомяков



1. Специфика мировоззрения славянофилов. Гуманизм Хомякова.

2. Философия истории Хомякова.

Основная проблематика русской философии была философия истории. Ч. до предела обострил вопрос об исторической судьбе Р., возбудил общественную мысль и вызвал к жизни два основных ф. направления, сущестовавших со времен Петра I, именно в 19 в под воздействием филосфии Ч. сложилось два основныз направления: славянофилы и западники. Западники ориентировались на еропейские образцы, а славянофилы выступали за самобытность Р., которую они видели в православии, христианской общине. Идеология славянофилов и западников оформилась к 40 гг 19 в. С. в самобытности Р. видели залог ее будущего, они критически оценивали современную русскую действительности, подражательность. С. сформировалось в 39 г в результате дискуссии между Хомяковым и Кириевским. С. были разные, но их объединяло две ценности: православие и осоновополагающие традиционные ценности. С. стало выражением русского ….С. играли важную роль в подготовке осовободительной реформе 1961. Герцен отмечал, что со С. начинается перелом русской мысли. ННаиболее видным представителем был Хомяков (1804-1860). Главный его труд: «»

Записки о всемирной истории. В обл ф. труды Х. не носили системного характера, предсатвляли собой публицистические статиьи. Не оставил последовательных очерков по философской проблематики, все его творчество пронизывают идеи христианского гуманизма, который предполагает равные критерии оценки всех людей, независимо от их расовой социальной и религиозной пренадлежности. Если возражденческий гуманизм характеризуется эстетической ориентацией самореализации личности, то христианский гуманизм носит отчетливо нравственную ориентацию и связан с основными ценностями христианства: милосердие и состардание. Руководствуясь христианским гуманизмам Х резко отрицательно относился к смертной казни, в вопросе о жизни и смерти основным должен быть не принцип справедливости, а другой, высший принцип, принцип милосердия. Справеливость – оценка человека по его земным делам, а милосердие исходит из безусловной ценности человеческой жизни, жизни каждого человека. Безотносительно его заслугам ии провинностям в обществе. Справедливость утверждает расскудок, но главное в человеке – нравсвенность, человека следует измерять нравственными мерками. Х. признает неизбежность социального неравенства, но при этом каждый обладает равной нравственной ценностью со всеми другими людьми. Основанием ценностного основания к жизни и достоинству личности является сострадание, воля, добрая воля, сердечное участие, благоволение перед высшими ценностями, любовь и ум, но наравне со всему др ценносями. Он критикует Канта и Гегеля, воспивающих разум и не учитывающих нравственность. В отличие от канта у Х. отсутсвует ориентация на автономность личности, ибо эта автономность ведет к индивидуализму и эгоизму. Он отстаивает идею наличия глубокой внутренней связи между всеми людьми, в каждой личности существует эта связь, объединяющая лдей в человечестве, исходя из этого Х отрицательно относился к общественному контролю над личностью. Такой контоль подменяет и подовляет глубокую внутреннюю связь между людьми и ведет к насилию над личностью, целостность личности и целостность человечества сверхразумны и рациональны. Они коренятся в смых глубинах человеческого духа и не могут быть рационально осмыслены. И тем не менее Х утверждает, что каждая личность самоценна, а общество и социальная группа – это средство для блага личности. Х. враждебно относился ко всем социальным и коммунистическим учениям, считал их болезнью духа, потому что все эти учения исходят не от личности к обществу, а от общества к личности и утверждают контроль над личностью. А потому реализация всех этих учений приведет к подавлению личности. В основе духовной жизни человека и человечества лежит религиозность, т.е совокупность верований, особенности веры определяют: историческое бытие личности и народа, определяют глубинное содержание жизни, мотивы и характер деятельности. Вера является концентрированным духом народа, неверующих народов не существует а атеизм – один из видов вероисповедания. Чтобы понять историю народа, надо познать особенности его религиощности, религиозность составляет основу всех исторических событий. Итория знает две основные формы религии: кушитскую и иранскую. Внутренним звеном первой является необходимость, а второй – свобода. Западная христианская церковь в своем развитии извратила принципы иранства, а потому западные народы зашли в тупик, когда как православие сохранило эти приципы в чистоте. Исходным моментом философии Х. был анализ духовного и религиозного кризиса западной Европы. И этот кризис нашел свое полное воплощение в ф. Гегеля. В котрой попытался создать или воссоздать мир без Бога. Никогда такой страшной идеи, задачи, такого дерзкого предприятия еще никто не принимал, у Гегеля отвлеченное понятие творит мир, это особенно возмушает Х. В любой религии можно обнаружить два полярных начала: свободу и необходимость. Поэтму в основе исторического развития лежит борьба двух идей: идеи свободы и необходимости. В зависимости от того, какая идея является господствующей в религии, такое направление преобретает историческое развитие народа. Ни одна из установок ни свобода ни необходимость не существуют самостоятельно. Они существуют в единстве и постоянном противоборстве и сам человеческий дух вправе выбирать и выбирает то ценности свободы, то ценности необходимости, а потмоу каждый человек оказывается отвественным за судьбы мира, примерение между свободой и необходимость невозможно, необходимость не может быть свободной. Критикует гегеля за формулу: «Свобода есть осознанная необходимость», но надо сказать, что эту формулу впервые выработал Спиноза. Свобода не может быть осознанной необходимость, если она становится о.н она исчезает. Свобода и необходимость – устойчивая структура заключающая в себе два противоположных полюса, движение между этими полюсами образует содержание мировой истории и является ее движущей силой. Сам Х. симпатизирует свободе, он уверен, что в христианстве, особенно в православии доминирует свобода. Но при этом даже в условиях своего полного развития свобода не может исключить необходимость. Свобода и необходимость неразрывно связаны, потому что они действуют и противоборствуют в душе каждого человека. Изучение истории не отделимо от души человека. История народа как бы увеличивает душевные волнения. Между свободой и необходимостью мысль и воля человека обречены вечно осуществлять выбор. Господство необходимости находит свое проявление во всесилии гос власти. Подавлении человека, понимании человека бездушной машиной., приоритете материальных ценностей над духовными, подавлении рассудочного духовного начала, формализме и безответственности. А свобода проявляется в естественном союзе людей, в ориентации на свободное общение, в ориентации на духовность и культуру, на дух общинности и на христианский гуманизм. Приходит к выводу, что общие тенденции истрического развития является ориентация на необходимость, ориентация, которая все более пронизывает общество и ведет его к гибели. Идея свободы и идея необходимости, а также идея борьбы между ними призвана избавить людей от благодушия, от неумеренного оптимизма, пробуждает в людях ответственность, ибо человек должен сделать самоопределение, при этом он обращается к разуму человека, предупреждает человечество об опасности. Опасность и преодаление этой опасности. Способ преодаления катострофы в православной церкви. Х. подчеркивает: «Идейное содержание православии я не актуализировано, плохо известно, недостаточно изучается, мало пропагандирвуется», поэтмоу русский народ приобщен к православия поверхностно, православие не сатло еще его глубокой сущностью, а потому, русский народ может легко отказаться от православния и стать атеистом. ДОстоевий писал, что русский человек может легко сделаться атеистом и из богоносца стать богоборцем. Свою основную задачу и славянофилов Х видел в встремлении аткивно развивать веру, пропогандирвать ее в народ, пока Р. не затронута влиянием необходимости, которая господствует на западе, но под влиянием определенных событий, в первую очередь мирового значения, Р. может быть погружена в пучину необходимости, откажется от православия и станет ареной социальных потрясений, революций и воин. Чтобы избежать это, необходимо воскресить духовный потенциал христианства. Х. был присущ определенный дар предвидиния и будущее Р. видел отчетливо, он предупреждал россию об опасности и сегодня кризис, из которого мы никак не выпутаемся, это кризис духовности.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 509 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...