Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 4: Философия Рене Декарта



Новое время 17 век. Философия нового времени – философия, представленная Декартом и Бэконом. Это эпоха утвреждения и развития капитализма, это новая эпоха. Главнейшая задача – осмыслить новое предназначение науки, найти новый метод познания мира и преодалеть встречающиеся на пути познания противоречия.В новое время сложилось 2 основных направления развития филисофии: империзм и разионолизм. Основоположник империзма – Бэкон. Империзм – исходит из того, что основные знания мы получаем из чувственного опыта, а разум систематизирует опыт и ничего нового в наши знания он не привности. Тезис империзма: «Ничего нет в разуме, чего бы прежде не было в ощущениях». А основоположник рационолизма – Декарт. Рационолизм – основным источником знаний признает разум, а чувственный опыт призван только подвердить истинный разум, ничего нового он не дает и дать не может.

1. Теория познания Декарта (гносеология)

2. учение о бытии (онтология)

Главным вопросом философии, считал Декарт, является вопрос о возможности достоверного знания и необходимого метода, посредством которого оно может быть получено. Решение этого вопроса, вопроса о возможности достоверного знания, декарт начинает с сомнения, которое играет очень важную методическую роль. Он заявляет, как же возможно достоверное знание, если во всем можно сомневаться, можно сомневаться что я существую, что мир существует, что бог существует, где же эта основа, где можно получить достоверное знание. И он находит оригинальный выход, нельзя сомневаться в самом факте сомнения, а сомнение – есть мышление. Стало быть основой, над которой нельзя сомневаться, мышление. Я мыслю, следовательно, я существую. Это не рассуждение, это чистая интуиция. И опираясь на факт своего мышления, мы можем доказать свое существование. т.о. мысль с т.з Декарта, какой бы она не была, является высшей ценностью бытия. Единственное измерение истинно человеческого. Только сам факт нашего существования как мыслящего существа очевиден и бесспорен. Т.о не объективный мир, как у Бэкона, воздействуя на наши органы чувств, свидетельствует о своем существвании, а познающий субъект фактом своего мышления обосновывает существование мира, свидетельствует о его существование. В этом отличие империзма от рационолизма. В основе лежит христианство, т.е христианство, из которых исходили и декарт и августин, признает, что в самой структуре человеческого сознания есть нечто, в чем нельзя сомневаться. т.о. принцип cogito ergo sum формулирует знания, основания, показывает, что доказывать или опровергать существование чего-либо можно только опираясь на факт собственной мысли. Факт мысли есть единственное достоверное знание. Т.о. основа для преодоления сомнения у Декарта – является исходной точкой для поиска истинного знания. Сомнение в достоверности всякого знания приводит к утверждению его возможности. Я мыслю следовательно я существую – это не утверждение не суждение, это чистая интуиция ума. Ее характерными чертами являются ясность, отчетливое представление о предмете, исключающая всякое сомнение. Декарт сформулировал критерии истины наших знаний на этой основе, критерии, которыми мы пользуемся и сегодня: ясность и отчетливость мышления является признаком истинности нашего знания. В мышлении источник нашего знания и критерий нашего знания, это делает этот критерий легко уязвимым.

А существует ли объективный мир, и существует ли объективность познания нами этого мира? он решая эту задачу находит возможность доказать, что мир существует. декарт вынужден был признать, что в сознании человека есть врожденные идеи, доопытные идеи, это еще не готовые истины, не четко сформулированные истины, а лишь задатки, предпосылки ума. Что относится к врожденным идеям? законы логики, аксиомы математиков, основные понятия бытия, понятия протяженности пространства, понятия числе. Но важнейшей врожденной идеей является идея бога, как абсолютно совершенного существа, всемогущего творца мира. Идея бога является врожденной. Онтологическое доказательство существования бога передоказал декарт. Идея бога врожденная, потому что она не мною воспроизведена. А может демон внушил мне эту мысль, нет, говорит Декарт, идея бога является врожденной, потому что мы не совершенны, человек не совершенен, об этом говорят сомнения, которые обуревают, ошибки ума, человек не совершенен, а несовершенное существо не может породить идею всесовершенства. т.о. сам бог вложил врожденные идеи в т.ч идею бога, в голову человека. Если бы идею бога породил я, говорит Декарт, то стал бы совершенно абсолютным существом, творцом мира, но это не так. Стало быть не я создал идею бога. Кто отвергает бога, создателя, тот считает творцом мира самого себя, а это абсурдно, стало быть не мы породили идею бога, а он сам вложил ее нам в головы. Вера в бога, считает он, не только не противоречит сознанию, но обосновыавет его, делает его возможным. елси бог создал чувственно воспринимаемый нами мир и наделил нас способностями позновать его, то значит, и мир, и наши способности познать его существуют в действительности. Бог гарантирует объективность мира и возможность его познания. Сомневаться в этом нельзя, потмоу что бог, как абсолютное совершенство не может нас обманывать. Т.о. из мылсящего я выводится идея о боге. из идеи о боге выводитеся бытие бога, а из бытия бога реальность бытия внешнего мира и возможность его познания. Возможные врожденные идеи мы находим в себе непосредственно при помощи интеллектуальной интуиции, это высшая форма познания. а из этих врожденных идей постепенно выводится посредством дедукции все остальные знания. Дедукция это логический вывод с необходимостью вытекающих из посылок, это рассуждение от общего к частному, от большего к меньшему. это опосредованное знание, но если истинными являются посылки, то вывод всегда будет истинным. Отправляясь от абсолютно достоверных интуиций, разум посредством дедукции приходит к истинным знаниям. Но для этого необходимо считал декарт выполнять определенные требования в процессе познания, и он эти требования зафиксировал в 4 правилах:

1. правило очевидности. Оно заключается в том, что исходные основания должны быть ясны и отчетливы и не должны вызывать никаких сомнений в их истинности. Пример декарта: все люди смертны, сократ человек, сократ смертен

2. правило анализа. Необходимо расчленить сложные мысли на простые составляющие, которые удостоверит интуиция. что они истинны

3. правило синтеза, т.е. поэтапное движение от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному. Т.е продвижение от простого к сложному.

4. полнота рассмотрения вопроса. т.е ничего нельзя упускать из виду. в процессе рассуждения нельзя делать никаких пропусков. нарушать последовательность. т.о соблюдение этих правил поможет нам преумножить знание, сохранить его достоверность, в этом случае никакого заблуждения быть не может. но они существуют, откуда же они берутся тогда? и декарт отвечате, заблуждения обусловлены не нашим интеллектом, а обусловлены в результате поспешных суждений, в результате доверия данным органам чувств. из –за присущих человеку аффектов и страстей, идущих от тела. Почему же это возможно? а потому, что человек обладает свободой воли. и зачастую руководствуется не стремлением познать истину, а стремлением получить пользу руководствуется предпочтениями. т.о. идеалом декарта является человек сумевший преодалеть власть страстей сумевший преодалеть ориентацию на чувственное познание.

Присущий людям разум, а он присущ каждому, лежит в основе единства человеческого рода. А это делает возможным понимание людьми друг друга, делает возможным для однозначного восприятия всеми людьми истин науки. Благодаря разуму истинные знания становятся всеобщими, объективными и общезначимыми. т.о у декарта философия становится прежде всего гносеологией, а не учением о бытии, как это было прежде, декарт уверен, безграничных возможностях человеческого ума, человеку все подвластно, он все может познать, декарт глубоко в этом убежден, поэтому не видит препятствий на пути познания. Декарт стремился обосновать возможность нашего познания, он разработал метод познания и сформулировал основные правила, следуя которым любой человек может преобрести истинные знания. Пользуясь этими правилами человек не будет блуждать в потемках, а идти прямой дорогой.

учение о бытии. Действительно, главное в философии декарта, гносеология. центральным понятием учения о бытии является понятие субстанция. Это то, что является основой бытия, это то, что причину своего существования имеет в себе. И ни в чем другом, кроме самого себя, не нуждается. В этом смысле подлинная субстанция у Декарта – бог. Это абсолютно духовное и безличное начало, бог – это первопричина, творец мира. он сообщил миру его законы, которы со времени творения действуют самостоятельно, без участия бога. Бог – перводвигатель, источник любого движения, в момент творения он заложил в мир определенное количество энергии и движения. Исходя из этих религиозных представлений декарт сформулировал важнейший естественно-научный закон – закон сохранения материи и движения, он восходит к метафизическому положению о первоначальном толчке, который задал бог миру. Бог как несотворенная субстанция создает две сотворенных субстанции и в самом этом положении содержится глубокое логическое противоречие. Декарт был удивительно щепетилен, когда он заканчивал написание работы, рассылал всем известным философам, получал критические замечания, затем публиковал вместе с ответами на эти замечания. Декарт использовал два понятия: сотворенная и несотворенная субстанция. Тем не менее, он оставил неизменным это положение, потому что он хотел согласовать свою философию с положением религии. Т.о бог несотворенная субстанция, творец мира, создал две сотворенные субстанции, которые зависят только от бога, материалистическая и духовная субстанции. Поэтому его философия является дуалистической. Материальная субстанция обладает одним атрибутом, главным свойством – протяженностью. Вторая субстанция духованая, она обладает мышлением. Т.о декарт разделил сотворенный мир на два рода субстанций, которые совершенно независимы друг от друга, которые совершенно самодостаточны, поэтому декарт признавая бога как творца и перводвигателя мира в то же время пришел к выводу, что бог больше не вмешивается в этот мир, поэтому чудес нет. Основными свойствами, проявлениями, модусами мышления являются впечатление, воображение, желание и чувтсво. Основными модусами простанства протяженности являются – фигура, расположение и движение. Вторичные свойства – цвет, звук и т.д, они объективно не существуют, они представляют собой реакцию нервной системы на воздействие физического мира. т.о. из всех чувственных качеств объективно присухщих материальному миру лишь протяжение в ширину, глубину и длину. Мировая материя – беспредельная и однородное пространство, бесконечно делимое и совершенно лишенное пустот, каждая частица материи есть совершенно инертная и пассивная масса. Движение – есть результат толчка одного предмета на другой. любые формы жизни кроме человеческой – частный случай механического движения. Все события, считает он, обусловлены столкновением частиц. Представления декарта о бытии механистичны. Декарт завершил в своих работах формирование механистической картины мира. Из этого следует, природа есть воплощение материальной субстанции, протяженной, мертвой и бездушной. А человек есть единство двух субстанций – материальной и духовной. Из растительного и животного мира природы исключается всякое живое начало. Все тела за исключением человека – простые механизмы. Это автоматы, машины разной степени сложности, т.о происходит радикальная трансформация концепции природы, раньше она считалась матерью, живой и цветущей, пахнущей и радующей, сейчас она совершенно бездушна, а человек и бог оказываются ей абсолютно противополжны, они чужды природному миру. Они радикально отличны от него, т.о декарт и в человеке резко разделил дух и материю. Но тогда перед ним встала сложнейшая задача, если это ипостаси разных субстанций, то как они взаимодействуют? Д никак не мог ответить на этот вопрос. он сказал сам мог согласовывает в человеке взаимоействие души и тела. Тело материально и действует рефлекторно как механизм обусловливающий тягу человека к удовольствию и пользе. механистическое представление о природе – основа перехода от теории к практической переделке мира в соответствии с законами механики, если бэкон провозгласил задачу познать мир и на основе этого знания годсподствовать над миром и природой. то Д создал программу и обосновал возможности неизбежности такого преобразования. Место космоса живого и прекрасного одухотворенного по сути божественного организма, таким он представлялся философом античности, средневековья, возраждения. Но у Д возникла новая концепция – это однородная бесцветная пассивная мертвая и бездушная машина, заведенная творцом, работающая как часы и отданная ов власть человеку. Именно с декарта окончательно утвердилась т.н. субъект-объектное отношение к миру, при котором человек, как субъект воспринимается не как часть природы, а как ее основание и цель. Он противостоит природе а природа отдана ему в услужение. По сути дела эта мысль Д была выражена Базаровым. Механистическая картина мера, создание которой завершил Д, рассматривает человеческое тело как механизм, и это оказало огромное влияние на развитие западноевропейской медицины. 1. все физиологические процессы в организме человека рассматривались исключительно как механические, потому трактовались упрощенно, например, воспаление объяснялось трением застоявшейся крови в мельчайших сосудах. Образование тепла в теле человека – трение крови о стенки сосудов и т.д

2. когда люди уподоблены машинам, то врачи превращаются в механиков, стремящихся понять работу частей механизма, в данной схеме тело разбирается на составные части, это позволяет определить природу, пропорции и функциикаждого элемента, части человеческого тела. Следствием этого явлилось дефференциация медицинских наук, узкая специализация врачей, утрата целостного представления о человеческом организме. Когда власть над человеком перешла к узким специалистам, то не стало специалистов, могущих лечить не болезнь, а человека.

3. Механестический подход ориентирован на сходство всех людей, и упускает из виду то, что делает их разными и неповторимыми, забывается специфика людей и их болезней.Это вызвало к жизни массовое здравоохранение.

4. механический подход отрицал, что существует собственный потенциал в человеческом организме, собственный потенциал сохранения здоровья и излечения. если раньше считалось, врач помоги природе, то теперь это все отброшено и человек отдавался во власть врачей механиков

5. многие направления традиционного здравоохранения, пр, гомеопатия, фитотерапия и т.д, те направления которые держали ориентир на природу человека. все было осмеяно и незведено до статуса знахорства.

6. врачи утратили понимание своих пациентов, как реальных людей, а это вело к утрате чувства милосердия и т.д т. е к бездушию

7. это привело к возникновению ятрогенных заболеваний. сегодня ятрогенез стоит в числе распространенных причин смертельных заболеваний, до 20% пациентов преобретают ятрогенное заболевание,

8. механистические представления о человеческом теле лежат в основе современной теории практики трансплантации органов

т.о механистическая картина мира и в сегодняшние дни является господствующей.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 1712 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...