Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 6: Философия Гегеля



1. абсолютный идеализм

2. «наука логики»

3. «философия природы»

4. «философия духа»

5. «философия истории»

Величайший немецкий философ 1770-1831 гг Гегель. Он развивает основные идеи: 1. мир рационально утроен, поэтому он доступен научному познанию, познавательные возможности человека безграничны, гегель развивает идеи об активном отношении человека к миру и на этой основе утверждает веру в прогресс. Вместе с этим он стремится преодалеть недостатки новой европейской философии, важнейший недостаток: разделение мира на субъект и объект. Это черевато внутренней разорванность человеческого духа, в рамках субъектно-объектных отношений абсолютируются противоположности человека и мира а отсюда недоступность для научного познания сущности мира. Гегель считает, что недопустимо признавать что-либо что не составляет содержание сознания. Что никак с ним не связано. Он провозглашает тезис, тождество бытия и мышления, т.е, то, что объективно существует и мысль об этих вещах одно и то же. На основе этого он и заявляет, что все доступно нашему познанию, он критиковал канта, за кантовскую вещь в себе. Гегель переосмысливает это понятие, он заявляет, вещь в себе не познаваема до тех пор пока она не развита, это ее зачаочное состояние, а когда она развивается, она вступает во взаимодействие с другими предметами и вещами и обнаруживает себя, раскрывает свою сущность, поэтому явление, которое дано человеку и сущность вещей неразрывно взаимосвязаны. Познавая явления мы боле и более углубляемся в сущность вещей, он провозглашает тезис: «Сущность является, а явление существенно». Стремясь обосновать эти идеи, стремясь обосновать возможность познания, возможность активного отношения человека, Г. создает свою величиственную философскую концепцию, концепцию абсолютного идеализма. Исходное понятие Г философской системы – безличная, абсолютная идея, она ничем не обусловлена, это абсолютно духовное начало, это безличный разум и усиливая это понимание абсолютной идеи Г подчеркивает: «это сама божественная мысль». Аболютная идея – основа мира, но в отличие от субстанции Декарта и Спинозы, у которых субстанция это нечтно стабильное вечное неразвивающиеся, у Г. субстанция саморазвивается и самопознает себя в процессе развития. Поэтому он употребляет понятие субстанция через черту с понятием субъект. Абсолютная идея является сущностью и первоснововй мира, всех вещей, в скрытом виде она содержит в себе все возможные определения природы, общества и сознания человеческого. В процессе саморазвития абсолютная идея постепенно раскрывает свое содержание и познает саму себя, в этом смысл саморазвития абсолютной идеи, познанть себя, свои возможности В своем саморазвитии идея проходит сл этапы: 1) логика, 2) природа, 3) человеческое сознание и человеческая история.

1) Логика. Логика у Г. – это не то, что логика Аристотеля, у Аристотеля логика – раскрывает форма человеческого мышления, законы человеческого мышления, она отражает объективный мир. У Г логика – идеальный незримый умопостигаемый мир, напоминающий мир платоновских идей. это первоначальная реальность. Логика – это бог до сотворения мира. В логике происходит научно-теоретическое осознание идеи самой себя. Здесь абсолютная идея раскрывает себя в системе понятий, законов, и категорий диалектики. Здесь есть активное движение, но это движение чистых мыслей, и эти чистые мысли есть сущность вещей. Абсолютная идея на этом этапе действует развивается в своем доприродном бытии это стихия чистого мышления, логика Г – формы абсолютного мышления, чистые логические сущности, которые первичны по отношению к действительности и которые являются творцом этой действительности. Он анализирует в своей логике различные виды понятий, суждений и умозаключений. Понятия у него – это не простая форма мышления, как у Аристотеля, например, это не отражение у человека осознания объективной действительности. Понятия у Г – это абсолютная творческая мощь, порождающая все на личное бытие. Представление согласно которому бытие является воплощением логических понятий представление о том, что логическое понятие творит мир, алогические законы определяют законы бытия, такое представление называется панлогизмом. В логике Г формулирует три основных закона диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей, он раскрывает источник развития, изменения, движения. Здесь вспоминаем Гераклита, все есть борьба противоположностей. Но это развитие абсолютной идеи

2) закон перехода количественных изменений в качетсвенные. Это тзакон раскрывает меанизм развития, как оно осуществляется, происходит накопление количества, количество преодолевает определенную меру и возникает новое качество

3) закон отрицания отрицаний. Он отражает общий результат направленность и форму развития. У Г развитие осуществляется в фомре триады: тезис, т.е утверждение чего либо, антитезис, противоположное утверждению, синтез. По этой триаде Г выстраивает свою логику. Эта триада представляет собой диалектический метод познания. Диалектика Г существенно отличается от диалектики Сократа и Платона, у них диалектика выступает как искусство вести беседу и главное искусство заключается в определение проитворечий. А Г. понимает как логику развтия идей, как восхожедние этих идей, простых бедных абстрактынх, до конкретных идей наполененых жизнью Благодаря этому гегель делает полезные замечания, высказывает догадки: о роли орудий труда в развитии человека, о роли практики в процессе познания, о взаимоотноешнии абсолютной и отностительной истины. Диалектика Г выступает как дедуцирование как вывод одних идей из других, г полагал, что в исходной идеи содержится все то, что из нее выводится. идея содержит в себе свои противоположные определения. Поэому она внутренне противоречива, а стало быть она развивается. В диалектике Г нашли свое разрешение апории Зенона. Г говорит, движение – это и есть осуществленное противоречие. При этом анализируя механическое движение Г не считает, что это противорече есть источник механического движения, у Г диалектическую форму приобретает не только противорече как источник развития, но диалектическая форма присуща самому состоянию. В своей логике Г специфическим образом воспроизвел действительность. и определил метод ее постижения. Своеобразно отразил реальные стороны и связи действительности. Важную роль в формировании категориальной матрицы саморазвития обретает сегодня философские идеи Г. Г разработал категорический аппарат который выражал целый ряд важных структурных особенностей саморазвивающихся систем. Процедура познания новых уровней организации была г представлена в следующем виде: 1) нечто (исходное состояние) поражадет свое иное, вступает с ним в определенную связь и в результате этого перестраивается. Возникает новое качество. Затем процесс повторяется на новой оснвое. Важнейшим моментом этого процесса является погружение в основание. Лишь в наше время с развитием синэрегтики, с развитием теории развивающихся систем обнаруживается все богатство содержания Г категорий. Г понятийного каркаса, о который оказывается необходим для современного описания саморазивающиъся систем. Особо следует ометить методологический потенциал Г идеи погружения в основание. В частности, под влиянием культуры видоизменяется действие фундаментальных биологических программ. Таких как: инстинкты питания, самосохраниенения, половой инстинкт, они реализирются по разному в человеческом поведении.

2) природа. посвящена г работа философия природы. Абсолютная идея, раскрыв себя в чистых мыслях логике отчуждает себя, отторгает себя из этой естестенной для себя среды чистых мыслей в природу, свободно уходит из своей собственной духовной ситихии, из стихии мыслей. Все явления природы, все психические явления имеют место потому, что они являются инобытием идеи. Природа по Г есть отчужденное бытие абсолютной идеи. Это результат саморазвития понятий которые одухотворяют природу, материю. Абсолютная идея опредмечивает себя в конечных чувственных природных вещах. У платона наряду с миром идей существует мир материи, у Г же никакого мира материи до абсолютной идеи не было, абсолютная идея отчуждая себя творит природу. В природе, говорил Г, есть лишь изменения, качественного развития нет. Развивается только понятие, дух, мысль, поэтому задача философии природы постичь необходимость природных образований. А необходимость природных образований является понятие. Поэтому в сфере природы существуют лишь случайности, которые преобретают определенность извне. получается что природа – это не самостоятельная действительность, видимый мир на самом деле это проявление невидимой реальности имеено невидимую реальность мы и должны усмотреть за всем физически и чувственно воспринимаемым миром. Г ищет в природе нечтно сверхприродное, которое стоит за ней, а за ней стоит мысль, абсолютная идея, понятиеЮ поэтому Г считаетЮ что основная задача изучения природы заключается в стремлении понять, осмыслить эти понятия, осмыслить их диалектику. Поэтому если чувственные формы вступают в противоречие с Г философией это его нисколько не смущает, просто факты природы читает Г далеки от свыоей идеальной сущности, либо наше понимание этиъ фактов далеко от совершенства, Г с презрением относится к ученым-естествоиспытателям, они должны заниматься изучением движения мыслей. Если факты проитворечат моему учению, тем хуже для фактов. Такое проитворечие случается чуть ли не на каждом шагу. Например, Г отрицал существование планет, полностью признавая империческую историю развития земли, в то же время считает, что они, факты, не должны быть предметом познанияза всеми этими чувственными вещами нужно видеть нечто более глубокое, нужно увидеть внутреннюю связь, необход оп соотноешние между понятиями отражающиеми всеобщей закон. Игнорируя значимость исторического исследования Г пришел к отрицанию исторического развития самой природы, природа качественно не развивается, она лишь количественно разнообразится в пространстве. Предметом философии природы по Г является не сама природа, а система наук, изучающих природу. Поэтому составными частями философии природы Г ялвяются механика, физика и органика. Механика рассатривает пространство время, материю, движение, обосновывает их неразрывноую связь, единство, материя – то, что доступно чувтсвенному восприятию, это нечто костное интертное, производное от духа, неспособное к развитию, но тем не менее материя является формаой обнаружения обсалютной идеи. В физике г рассматривает небесные тела, свет, химизм и т.д Г отвергал атомистку, уже сложившиеся представления о взаимоедйствие атомомв, ньютоновскую карпоскулярную теорию света. Возраждает теорию о 4 эл-тов, из которых состоит все остальное. Отрицал что вода состоит из водорода и кислорода. Орагника посвящена вопросам геологии, ботаники и золологии. Г не признает реального процесса развития органической материи и живых существ. Потому что все эти природные формы не возникают друг из друга. Они не возникают друг из друга а каждая есть порождение обсалютной идеи. А.и отчуждает себя в этих формах и обусловилвает сразу оконченные фомры, они не возникают в процессе эволюции, так как а.и отчужадет их в себе. Он отрицал, что человек возник эволюционным путем и писал, что человек не развился из животного все возникло сразу. «Ничто не ново по луной». Все изменения в природе совершаются в рамках вечно повторяющегося раз и навсегда данного круговорота. вместе с тем несмотря на эти недостатки, философия природы гегеля явилась важным этапом на пути философского обобщения в достижении биологии и медицины. Ех. Касаясь проблемы соотношения жизни и смерти Г указывает, что самоя смерть преформирована, внедрена, в живом. По тому представляет собою специфическую фомру жизини. Г сформулировал важнейшие законы философии применяемые в медицине, рассмотрел противоположности ассимиляции и диссимиляции, как созидание и разложение. Болезнь – специфическая форма здоровья.

Болезнь – организм находится в состоянии болезни когда одна из его систем или органов будучи возбуждена в конфликте с неорганизменной потенцией обособляется для и упорствует в своей особенной деятельности против деятельности целого. текучесть которого и через все моменты проходящий процесс наталкиваются т.о на препятствия.

3) развитие человеческого сознания, духа, истории. Этому посвящены его работы «Феноменология духа», «Философия духа», «Философия истории». НА этом пседнем этапе своего развития А.и возвращаются в свой собственный мир, в мир духа. в мир человеческого сознания и самосознания, и в формах человеческой мысли познает себя. Здесь абсолютная идея развивается как самосознание человечества на всем протяжении всемирной истории. Здесь абсолютная идея предстает в наиболее развитой и конкретной фомре. Т.о развитие оказывается в целом развитием духа, понимания духом самого себя. Этапы развития человеческого духа являются этапами познания мира: 1 этап: субъективный дух (душа), здесь Г рассматривает проблемы антропологии, феноменологии и психологии. Речь идет об индивидуальном развитие человеческой личности. Об ощущении восприятиях представлениях разуме рассудке, об отношение души и тела, расовых половых возрастных различиях. Г показывает, что даже на первых ступенях свеого развития в фомре индивидуального сознаиня сознание носит общественных характер, он обращает внимание нар оль труда в становление и развитие человека, а духовное развитие индивида связывает с интеллектуальным развитием всего человеческого рода. Г отмечает что расовые различия не дают никаких оснований для расизма. вместе с тем он признает существующее культурное различе между нациями и расами и считает что они в приципе не преодалимы. Интересное наблюдение Г об особенностях психической жизни человека, где гововрит о целебности плача, о спицифике смеха и т.д Важно отметить что на этом этапе происходит совпадение субъекта и объекта позания. сознание человека самозобвенно говорит Г погружается в объект и интуитивно сливается с ним, обеспечивая возможность познания. Субъект и объект взаимопрникают друг в друга. 2 этап: объективный дух лежит в основе индивидуального сознания, охватывает сферу исторической жизни человечества, объективный дух – объективная закономерность которая стоит над отдельными людьми и проявляется через различные связи и отношения му людьми.. В своем развитии объективный дух проходит 3 ст: абсолютное право, мораль, нравственность. Право – наличное бытие свободы, оно призвано защитить частную собственность, которая является единственным существенным определением личности. Говоря о международном праве Г резко критиковал Канта. За высказанную каном идею о вечном мире, о возможности его достижения в федерации гос-в и народов. Г отвергал эту идею, он говорил о высоком назначении война, благодаря которому сохраняется нравственное здоровье народа. Что касаестя морали Г стремился раскрыть содержание моральных приципов и категорий, пытался показать их разумность, говорил о том, что этические категории имеют смысл и значение только в обществе. 3 ступень – нравственность в отличие от понятия морали относится к тому, что из сферы субъективного усмотрения перешло на внешнее существование, под нравственностью Г понимал различные виды человеческих отношений: семью, граждансвое общество, госудраство, непосредственно нравственность выступает как семья, дифференциация семей пораждает гражданское общество, которое представляет собой систему частных интересов, поэтмоу граждансуое общество переполнено проитворечиями, высшим единством является гос-во, Г создал развитую теорию гос-ва. Гос-во самоценно, оно не является средоством для чего-то оно есть цель в себе, это высшее единство, оно не имеет начала во времени. Гос-во – шествие бога по земле.

3 этап: абсолютный дух. Вся совокупность деятельности людей на протяжении всей истории, в абсолютном духе происходит совпадение мышления бытия, он раскрывает вебя в искусстве, религии, философии, в искусстве он познает себя в форме созерцания, в религии – в чувтсвенной форме, форме наивного обраного представления, а в философии происходит наиболее глубокое постижение истины, постижение абсоютной идеи. хотя философия и выше религии его содержание в конечном счете совпадает с религиозным учением, у них один объект познания. Ф Г имеет важное значение, Г создает грандиозную философскую систему всей духовной культуры человечества. Он рассматривает отдельные этапы человеческой истории как последовательный процесс становления духа, Г последний философ который создал целостную философскую сисьему, которая включ в себя онтологию, гносеологию, философию истории, этику и эстетику и т.д

высшей формой самопознания является философия. поэтому история развития философской мысли – история самопознания А.И самой себя. Высшая форма философии приводит к тому, что А.и полностью познает себя и развитие дальнейшее ее завершается, высшей формой философии является его собственная философия. Свобода заключается в осознании.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 583 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...