Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема бытия в философии



1. Бытие как реальное существование – линия Гераклита

2. Бытие как гарантия реального существования – линия Парменида

3. Материя как форма бытия.

В течение более 2000 проблема бытия остается в философии одной из самых фундаментальных проблем. Суть этой проблемы в стремлении понять, что реально существует в отличие от того, что только кажется сущзествующим. В конечном счете проблема бытия – проблема человека, его места в мире, это проблема того, что естественно и того, что противоестественно. Это проблема того, как нужно поступать, и как поступасть нельзя. Универсальной предпоылкой учения о бытии является уверенность людей в том, что при всех видимых изменениях, происходящих в природе, обществе, мышлении, мире в целом, тем не менее существуют определенные гарантии стабильности мира, его неуничтожимости. Это лежит в основе человеческого оптимизма, т.е веры в будущее, это уберегает человека от осознания ужаса возможности гибели мира в любой момент. Понятию бытие противостит понятие небытие. Эти два понятия неразрывно связаны между собой и некоторые философы предлагают рассматривать проблему бытия как систему бытие-небытие. Существует много точек зрения на проблему бытия, но все их можно свести к двум основным подходам, которые были заложены в античное время, в античной философии. 1 подход наиболее отчетливо был сформулирован Гераклитом, а 2 – Парминидом.

Для Гераклита бытие – это множество индивидуальных чувственно воспринимаемых вещей, которые отличаются не только друг от друга, но и от самих себя. Это означает, что они изменяются во времени, что в каждый момент времени они становятся иными, чем сбыли прежде. Гераклит внес диалектику в понимание бытия. Он говорит об изменчивости чувственно воспринимаемых вещей, о том, что они находятся в постоянном изменении и развитии. Бытие у Гераклита предстает как поток, в котором все возникает и гибнет, но никогда не существует устойчиво, твердо. «Это река, говорит Гераклит, в которую нельзя вступить дважды».В бытии получается, что все равнозначно, в бытие нет никаких определяющих ориентиров, бытие переходит в небытие и наоборот, так что одна и та же вещь одновременно существует и несуществует, а жизнь есть смерть, а смерть есть жизнь. Бытие – это бесконечный и непрерывный процесс возникновения, становления, развития, увядания, гибели. Это представление о бытии получило в философии дальнейшее развитие. Софисты из такого понимания бытия сделали вывод о всеобщей относительности этого мира, все относительно, потому что все изменчиво, неустоичиво. Сам мир относителен, поэтому человеку не на что в этом мире опереться, софисты делают вывод, что единственной миррой в этом мире, единственным ориентиром в этом мире является человек. «Человек – есть мера всех вещей». Атомисты признали всеобщую изменчивость мира, но в основе этой изменчивости лежат неизменные атомы, которые придают этому миру устойчивость. Эта точка зрения развивалась на протяжении всей философии и получила развитие в философии Марксизма. В философии Маркса бытие понимается, как материальное бытие, это бесконечное независимое от сознания существование материи, которая находится в постоянном развитии и изменении, ничего нет вечного, писал Энгельс, кроме вчено изменяющейся и развивающейся материи. Бытие это процесс бескончесного ипзменения, при этом бытие у Маркса включает в себя не только окружающей человека мир, предментный мир, но и саму человеческую предметную деятельность и результат этой деятельности и отношения, складывающиеся в процессе этой деятельности между людьми. Так понимая бытие в Марксизме и сформулирован основной вопрос философии о соотношении бытия и философии, материи и сознания. Сегодня понятие бытие, содержание бытия еще более расширено, поэтому эту точку зрения на бытие называют бытие в широком смысле слова. Эта широта заключается в том, что понятие бытие фиксирует факт реального существования, при этом отвелкаются от всех конкретных различий между предметами, вещами, процессами. Надо сказать, что эта точка зрения наиболее широко распространенена. и так понимая бытие рассматривают его стурктуру. Структура бытия: она ключает всебя 3 основные фомры: 1) объективно существующее материальное бытие, материальный природный мир, мир материальной культуры, создаваемой человеком, отношения между людьми, язык, как знаковая система, хранящая и передающая информацию. 2) мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека. Это субъективный мир, он зависит от воли и желания отдельных индивидов, он простирается от форм бессознательного до самосознания, до унтонченных форм рефлексии. 3) мир объективного духа, мир надличностного сознания. Это достояние сообществ индивида, достояние духовной культуры общества вообще, суда входят разлиные формы общественного сознания, такие как наука, религия, мораль, искусство, политическое и правовое сознание. Общественное сознание есть результат работы индивидульных сознаний и этот результат объективируется и разлетается в языке. Специфической формой бытия является жизнь. Типичным пониманием жизни является ее характеристика на основе свойств ее носителей. Широко известно определение жизни данное Энгельсом – «Жизнь есть способ существования белковых тел». Существенном моментом жизни является постоянный обмен веществ с окружающей средой. Жизнь – это способ существования не только белков, но и других сложных биополимерных соединений. Жизнь – это процесс, в котором потенциальные качества бытия превращаются в его актуальное значение. Жизнь оказывается процессом актуализации бытия, раскрытия его возможностей. Основые свойства жизни: питание, дыхание, раздражимость, активность, размножение и рост. В этом смысле жизнь выступает как объективная форма существования бытия. Высшим уровнем бытия и высшим проявлением жизни является человек. Человек есть персонифицированное воплощение сущности бытия. В человеке бытие переходит из состояния бытие в себе (Кант), т.е неосознанное бытие, в бытие для себя, т.е осознанное бытие. Т.о в человеке бытие в полной мере становится самобытием, бытие как бы в человеке узнает себя, поэтому сохранение бытия – это одноверменно самосохранение человека. Бесконечное бытие и конечный смертный человек реализуются друг в друге, нет человека вне бытия, но нет и всеединства бытия, бытия осмысленного без человека. Понимая эту роль человека в философии экзистенцианолизма произмошла абсолютизация этого процесса. В экзистенциальнолизме понимание бытия сводится к субъективно человеческому существованию, утверждается, что о бытии мира независимого от человека говорить нельзя. С этой точки зрения производится различие между подлинным и неподлинным бытием. Неподленное бытие у Хайдегера – это бытие человека в обществе, это обезличенное бытие, это бытие человека, стремящегося преспосособиться к условиям в обществе. Подлинное бытие – это когда человек живет своей собственной жизнью, реализует себя, независим о от общества и это бытие наступает лишь тогда, когда человек находится перед лицом смерти, поэтому они придавали смерти исключительно важное значение. Все свои поступки человек должен совершать, так будто это в последний раз. Это напоминает философию Августина Блаженного (это метафизика души). В этом же плане можно попытаться рассмотреть бытие с исторической точки зрения. Можно выделить следующие разновидности бытия: 1) потенциальное бытие 2) актуальное бытие 3) бытие прошлое. Специфической разновидностью бытия является вируальная реальность. Виртуальность – объект или состояние, которое реально не существует, но могут возникнуть при определенных условиях. Виртуальная реальность выступает как подделка реальности, она характеризует состояние сознания и отличается от объективной реальности, вирутальная реальность может быть разной природы, психологическая вирт реальность, напр. сон, физическая вирт реальность и т.д. Небытие существует здесь как момент всеобщего бытия, как одно из его состояний. Оно не является нечто самодостаточным, субстанциальным, небытие – это не отсутсвие бытия вообще, а отсутсвие качественно определенного, конкретного, реализованного бытия. Это переходная форма от одного состояния бытия к другому, это еще не сложившееся, не сформировашееся бытие или уже деградировавшее, распавшиеся. Поэтмоу небытие – это процесс становелния определенной фомры бытия либо процесс ее разрушения. Бытие и небытие взаимно связанны и переходят друг в друга.

Одна из теорий: Первичным является небытие, но это небытие содержит в себе свою противоположность – небытие и в конечном счете напряжение между бытием и небытием приводит к тому, что небытие в каком-то своем месте взрывается и из небытия появляется бытие.

В 5-4 в до н.э Парменид ввел в философию понятие бытие. Бытие это не просто существование чего либо, а то что гарантирует сущестоввание. Оно всюду, непрерывно, одноднородно, совершенно неподвижно, едино и неизменно, бытие вечно. Бытие не имеет ничего: ни прошлого ни будующего, оно всегда настоящее. Оно всегда пребывает в настоящем во всей своей целостности. Бытие не содержит в себе небытия и воспринимается только мыслью. Т.о. Парменид понимает бытие уже не как материальную основу вешей, и не как все многообразие мира, а как полностью очищенный от случайностей и непостоянства универсально разумный порядок мира, как его логос. И это бытие стоит за миром чувственных вещей. Этот мир может рассматриваться как небытие, так как не имеет самостоятельного существования, он текуч изменчив, неустойчив. Идеи Парменида нашли развитие в философских концепциях Платона, который разделял бытие на 2 части, он полагает, что у множества чувственно воспринимаемых вещей существует их универсально всеобщие образы, идеи, поэтому истинным бытием является мир идей. А мир чувтсвенных вещей нечто средние между бытием и небыитем, а подлинным небытием является мир материи. В средневековой философии истинное бытие – Бог, в котором воедино слиты бытие истинное и истина бытия. В философии Гегеля подлинным бытием является абсолютная идея, которая в действительности оказывается совокупностью объективных законов, которые рассматриваются в отрыве от реальных вещей и процессов, в которых эти законы действуют. Сегодня точка зрения Парменида привела к возникновению понимания бытия в более узком смысле слова. Бытие в узком смысле – творческая первооснова мира, суть мироздания, конструктивно созидательные, жизнеутверждающие силы и тенденции, которые обеспечивают устойчивость и стабильность мира в его развитии. В таком понимании бытия небытие – распадно-разрушительные процессы по своей направленности. Бытие и небытие не только конфликтуют, но определенным образом сочетаются, дополняют друг друга и переходят дуг в друга. Бытие и небытие между собой взаимодействуют. В целом развитее мира, в конечном итоге побеждает бытие, но в конкретных ситуациях может побеждать и побеждает небытие. Т.о такое понимание бытия предполагает определенный способ, тип, определенный закон существования этого мира. Закон, который обеспечвает стабильность этого мира, его системность и целостность, такое понимание бытия содержится и в библии. Бытие выражает жизненную норму мирового процесса, закон его сохранения, этого процесса, этого мира определяет меру оправданности и законности, целесообразности нашего вмешательства в этот мир на различных уровнях его развития. В отношениях между человеком и бытием должен действовать закон категарический императив (Кант), который имеет общегуманистическое требование: «НЕ навреди». 20 век к жизни воззвал гераклитовское толкование бытия: бытие – это вечное изменение, процесс. Если парменидовское понимание бытия было гарантом существования идеалов, иерархии ценностей, позволяющих человеку ориентироваться в мире, то сейчас ориентир на восприятие жизни, как она есть. Мир повседневности и обыденности, мир страстей, частных интересов – главная ценность, главная тема философских размышлений. Все относительно, нет ничего устойчивого, поэтому все определяется человеком, торжествует софистский метод. Аристотель говорил, что есть более высокая ценность, Бог – есть мера человеческого в человеке. Нельзя все свести к человеку. Должна быть более высокая ценность. Гераклит все сводит к человеку, а Парменид ищет более высокие ценности, которые позволят человеку оставаться человеком. Сегодня Гераклидовское представление о бытии приводит к стиранию граней между нормой и патологией в жизнедяетельности людей, между должным и недолжным, естественным и противоестественным. Преврашение такого понимания бытия в такую практическую жизненную ориентацию человека, говорит о выраждении рода.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 708 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...