Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 7: Философия Петра Яковлевича Чаадаева



Философия представляет собой ядро национальной культуры, она интегрирует и рефлексирует ее. Это своего рода стремление культуры осуществить анализ своих собственных оснований, закономерностей своего развития, целерй развития и этапов. Философия возникает на высоком этапе развития культуры. И достижению этой степени зрелости культуры предсшествует целая историческая эпоха. Национальный опыт философствования представляет собой диалектику обего и особого, с одной стороны, в ней отражается особенность культурно-исторического развития народа, его быта, образа жизни, проблем, и с этой точки зрения национальная философия уникальна, с др стороны, опыт национального философствования изначально универсален, т.к через призму национально особенного, неповторимого, философия обращается к вечным, общечеловеческим проблемам и вопросам. Ф. тадиция на руси формировалась в рамках развития национальной культуры и это развитие определялось очень важным этапом в истории России, а именно, принятием православных форм христианства. Русская ф, как самостоятельная, как оригинальное течение мировой философии возникло достаточно поздно, наиболее ее зрелые черты вырисовались только в 20-30 гг 19 в, ее возникновение связано с определенными и историческими предпосылками. Духовные – достаточно высокий уровень духовности русской культуры, который был присущ ей на протяжении 10-18 вв. В лит-ре формировались философские запросы, т.е определенные проблемы, требующие философского осмысления, по мере развития лит-ры их становилось все больше, их осмысление требовало специальной формы. В рез-те возникла ф. Русская ф. возникла в 19 в. в условиях подъема духовной культуры, свидетельством этого подъема была русская литература 19 в. Кроме этого духовного подъема важнейшей исторической предпосылкой возникновения русской ф. явилась победа русского народа над Наполеоном. Это событие имело несколько судьбоносных значений: 1. подняла национальное самосознание русского народа на небывалую высоту, 2. в ходе зарубежных походов русской армии произошло массовое знакомство передовой части русского общества с западноевропейсокй культуры, с европейским образом жизни. Стало очевидно, что преобетенные в ходе похода опыт бытия западноевропейского общества резко контрастировал с условиями крепостнической россии. Становилось очевидно, что крепостничество – тормоз на пути развития России. Стало еще более отчетливой несправедливость, которая связана с тем, что народ победитель, освободитель Европы продолжает влачить жалкое существования, не обладает никакми правами, это вызывало чувство глубокого возмущения и побуждало передовую часть русского общества размышлять над историческими судьбами россии и человечества вообще, о будущем россии. Контексте будущего всего человечества. Эти вопросы будоражили русскую мысль. Но первый придал этому вопросу глубокий ф. смысл Чаадаев (1794-1856). Он родился в богатой знатной семье, участвовал в войне с Наполеоном, окончил московский университет. В нач 21 г бросил военную службу, стал заниматься филосовскими размышлениями. в 28-30 гг написал трактат «Философические письма», он написал всего 8 писем, но при его жизни было издано одно письмо в журнале телескоп, после этого журнал был закрыт, Чаадаев был объявлен сумасшедшим.

Первое письмо было посвящено России, и в нем дается весьма негативная, очень неприятная оценка духовному ее состоянию.

1. Чаадаев обращает внимание на низкий уровень духовности русского общества, на духовно-нравственную глухоту большей части населения, в т.ч образованной ее части. и Ч. пишет: мы пробел в нравственном порядке, враждебный всякому общественному прогрессу. Населению присуще неосмысленность существования, отсутствие стремления увидеть и понять смысл собственного бытия.

2. Он обратил внимание на отсутсвие независимого от власти общественного мнения. Общественное мнение ориентируется не на истину, долг и не на справедливость, а на авторитет власти, на ее силу. А отсюда атмосфера удушливости, фальши и лицемерия в общества

3. Заимствованный и подражательный характер культуры. «Присмотритесь хорошенько и вы увидете, что каждый важный факт нашей истории был нам навязан извне. Почти каждая нвоая идея была заимстована». Ч. считал, что это препятсвует самоопределению и развитию России. Пушкин в этом салидаризировался с Ч. и сказал, что вы хорошо сделали, что об этом сказали. Отсутствие общественного мнения по истине могут привести в отчаяние.

Вторая часть 1 письма. Содержание письма характеризиует следующем: Ч. дает негативную оценку истории России, он не видит в ней никаких достижений и заслуг. Осуждая современное состояние России, особенно крепостничество, Ч. искал объяснение этому в русской истории. Пришел к выводу, что для нее характерно: отсутствие связей между этапами развития, между социальными и культурными традициями, отказ от принципов европейской цивилизации. Россия как бы отпала от человеческого рода, в значительной мере это произошло в следствие изоляционистской политики православия. Которая в противоположность к католицизму не смогла объединить разнородные культуры. Прошлое России пусто, настоящее невыносимо, будущего у нее нет. Раз уж бог создал Россию, сказал Достоевский, то только как пример, чтобы преподать миру какой-то важный урок.

Пушкин был резко не согласен с этой частью письма. Он говорил, что касается с мыслью об истории, то у нас в истории было свое предназначение. Наша история наполнена глубоким и важным содержанием. Ч. пишет свое письмо через несколько лет после победы над Наполеоном.

Во второй половине 30 начале 40-х гг в творчестве Чаадаева резкая критика российской действительности сохранилась, но она стала сочетаться с верой в великое будущее России. Отсутсвие культурных традиций, аморфность русского духа, его не приобщенность к всемирно историческому процессу, наконец, отсталость россии, все это теперь представляется Ч. уже не в качестве недостатка, уже не только недостатком. а в какой-то мере даже преимуществом. Эти недостатки и эта отсталость Р. позволяет нам быстро овладеть достоинствами Западноевропейской цивилизации, достичь уровня ее развития и избежать тех недостатков и пороков, которые присущи Европейской цивилизации. Он стал более критически относиться к католицизму, он увидел, что он отшел от первоначальных идей христианства и не может выполнить объединяющую роль всего человечества. Он возвращается к мысли Пушкина, что каждый народ имеет цель, которую ставит перед ним проведение, Бог, и которая улавливается великими представителями данного народа, важно осознать эту цель и каждой стране найти свое место в составе мирового целого. Не опускаясь при этом до примитивного заимтсования и поврерхностного подражательства. Историческую миссию Р. Ч видел в следующем:

1. В решение социальных проблем, в создании наиболее совершенного общественного устройства, на основе основных христианских принципов

2. в соединении достоинств запада и востока, соединении творческой активности запада, с мудрой созерцательностью востока

3. Р. суждена миссия вселенского масштаба, т.к она склонна заботиться не о себе, а о человечестве в целом. Она способна к самопожертоваванию, она готова послужить всему человечеству и потому, Р способна воссоединиться с другими народами и кльтурами и с человечеством в целом, и этот процесс и есть миссия России. Подобной черте говорил Достоевский: сила духа русского народа в стремлении к всечеловечности.

Философия итсории. Ч. осозновал себя христианским мыслителем и стремился к созданию христианской философии истории. Он утверждал, культурно-историческую роль христианства, и сама суть религии заключается не только в ее нравственной системе, но это универсальная действующая божественная сила, исторический процесс для Ч имел сокральный характер, история человечества предопределена. Историческая необходимость трактовалась в единстве со свободой, свободой обладает нравственно совершенная личность, которая сознательно приобщается к задачам общечеловеческого прогресса, эта задача как нации так и человека. Нация, писал Ч., элемент человечества, как целого организма. И через достижение конкретных националных целей движется вперед все человечество. Ч не сомневался, что существует божественная воля, ведущая человечетсво к его конечной цели, единению, и смысл истории в нравственном прогрессе. Социальная роль христианства – божественно вечной силы и христианские ценности имеют историческое значение, будущее человечество – воплощение единства рода человеческого, воплощение гаромнии, личных и общественных интересов, будущее в свободе личности и средством этого перехода к новому обществу – воспитание нравственно совершенной и образованной личности.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 250 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...