Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 8: Философия западников



1. основные направления идеологии западников

2. философские воззрения Герцена

3. философия Чернышевского

Термин западники относится к людям, которые ориентируются на западные ценности, формы бытия и сознания, но запад неоднороден, многолик, там сложились разные философские направления, разные идеологические концепции, разные представления о перспективах общественного и об обзественном устройстве. Отсюда и разные направления российских западников. Это многослойная и многосложное идеологическое течение. Среди общественных и культурных деятелей, считавших, что единственно приемлимый путь развития Р. – это путь западноевропейской цивилизации были люди самых разных убеждений, среди них были либералы, Кавелин и Грановский, радикалы, Бакунин, консерваторы, Катков, революционные демократы, Герцен, Белинский, Чернышевский. НА протяжении жизни взгляды этих людей менялись и первой значительной вехой в формировании западничества явилось возникновение философских кружков, в 30-х гг, кружок Станкевича, в рамках которых формировалось и западничество и славянофильство.

Либерализм. Кавелин Константин Дмитриевич 1818-1885. Философ правовед историк. Защитил диссертация по праву. Преподавал в университетах и даже Александру III и его брату. К. резко кретиковалмарксим, соц. идеи, был пративником революции и крепостнических порядков. его прельщала на западе развитое личностное начало, самостоятельность человека, автономность личности, ее относительная независимость от государства и общества, его прельщало уважение человека к другому мнению, образованность личности, ничего этого в Р не было, К считал, что в современных услолвиях в Р народную массу – это неразвившиеся слои человеческого общества, неспособные к самостоятельному творчеству, он в народной массе видел силу враждебную обществу, доказывал нецелесообразность введения в Р конституции. Необходимо развивать в стране образование, просвящение, это явл главным средством развития личности, формирования гражданского общества и только это в конечном счете сделает возможным введение конституции. В образовании и просвещении народа он видел главное средство борьбы с терроризмом и нигилизмом. Об этом он писал в записке, которую он подал императору, после первого покушения. Цель философской программы К. утверждение идели личности, ее развития, развития ее творческого начала. Развитие личности должно происходить на оснвое христианской морали. В христианской морали он видел авершение нравственного развития челвоечества. Христианская любовь к л=ближнему – высший нравственный закон. И эта нравственность призвана компенсировать негативные последствия существующего классового и физического неравенства между людьми. В основе общественного прогресса, лежит нравственный прогресс. Если он не будет предшествовать общественный прогресс, ничего хорошего не будет. Личностное начало является важным потому что именно в человеке снимается противоположность идеального и материального, внутреннего и внешнего. В процессе воспитания человек не должен впадать в крайности материализма и идеализма, он должен ориентироваться на свою собственную внутреннюю жизнь, на свою психику, ибо именно она является источником активной жизненной позиции человека. Т.е К пытается утвердить в общетве идею самоедятельности человека, само развитие общества, считает он, властно диктует необходимость развития нравственной личности, самостоятельной, самодеятельной, именно приведет кр завитию общества и построению конституционного строя в Р. Анализируя реформы Александра 2, К. давал им отрицательную оценку. Он считал, что Р в процессе этих реформ некритически заимсвует неготовые истины запада, и не учитывает специфическиеисторически сложившиеся условия Р. что усугубляет кризисную ситуацию в стране. Действительно, именно развитое личностное начало позволило западу добиться отличных результатов, но там своя история, которая сформировала человека, у нас история существенно отлично, отличный человек. Перенос некретический опыта запада на поел Р. только усугубляет положение. Он критиковал славянофилов за то, что они стремятся консервировать отжившие формы жизни, но он был справледлив в том, что был уверен, что существующий порядок вещей исчерпал свои потенциальные возможности во всех сферах обещственной жизни. Жизнь треует актуализации идей личности. И идея личности не заложена в общинном строе, а именно с этим строем связывали будущее Р. славянофилы. Опыт европы надо перенемать но в синтезе с русским началом. В отличие от запада русская история – это история с подавленным личностным началом и гипертрофированным государственным началом. в ходе нынешних реформ утрачен смысл, утрачена их направленность на введение личностного начала в жизни общества, поэтму сегодня крайне необходимо акцентировать внимание на наши слабости и недостатки и предложить стратегию удовлетворения общественных потребностей, характеризуя философские и общественные взгляды К. надо сказать, что он как и другие либералы пытался уберечь страну, защитить элитарную свободу не только от всесилия гос власти, но и от посягательств низов. Либералы больше критиковали, больше идиализировали, но меньше всего предлагали практических мероприятий. Со всеми их замечаниями можно и согласиться, но как же быть тогда? Это традиционных порок русского либерализма.

Катков. 1818-1887. Консерватор. Человек, который всегда был осторожен по отношению введения новшеств, он всегда призывал оценивать к каким последствиям приведет, что будет стоить и т.д. НА западе его прельщала стабильность гос строя. И этой стабильности способствует парламентаризм, который на уровне гос властипозволяет учитывать и гармонизирвоать, согласосвывать общественные интересы. И это оказалось на Западе возможным благодаря развитому личностному началу. В России развитого личностного начала нет. Выход в самодержавии, послольку в Р. нет развитого личностного начала поэтмоу парламентаризм ее погубит. Причем самодержавие не от бога, а от народа. Народ жизненно заинтересован в сохранении самодержавия и только самодержавная власть в состоянии в условиях неразвитости личностного чала быть надклассовой силой, более или мене в равной мере зашишать интересы классовых слоев общества. К. впервые изучая западное общество обнаружил растущую роль пролитариата и заявил, что рабочий вопрос практически стоит и в Р. Это новое ялвение, новый класс, интересы которого нужно изучить и интересы которого нужно защитить и это возможно только в условиях самодержавной Р.

Революционные демократы: Отрицали необходимость капитализма в Р. На Западе их интересовали идеи социализма и революционные идеи.

1. все они убеждены, что философии нужно учиться у западников. Все они начинали как сторонники Гегеля, верующие люди, но затем перешли на позиции материализма, антропоцентризма.

Белинский 1811-1848. НА первых порах он с воодущевлением воспринял гегелевское учение и тезис от том, что все разумное действительно, а все действительное разумно. Но очень скоро он разошелся с Гегелем и начал резко критиковать его философию, он критикует его веру в автоматичесий прогресс и утверждает, что судьба личности важнее всякого общественного прогресса, судеб всего мира. Отдельная человеческая личность рамматривалась им, как наивысшая ценность, принималась за центр мироздания и объявласть мирилом всех вещей. Религиозные убеждения молодости уступают место атеизму.

2. Материализм и атеизм тесно связан с радикализмом в политической области, они выдвигают требования радикального общественного переустрйоства. Также для них характерен нигилизм. Славянофилы в отличие от остальных стремились лишь к исправлению пороков общества в рамках существующей системы, они никогда не выступали за разрушение стурктуры, требовали возвратиться к живым истокам традиционной культуры Р. Западники во многом мечтали о замене одной культуры другой. Одним из наиболее ярких представителей западников радикалов был Бакунин 1814-1875. С т.з Бакунина живое дело – революционная деятельность. Радость разрушение – творческая радость. Он призывал Русь к топору и считал, что главным революционером является разбойник. в 1873 г Б. пишет работу «Государственность и анархия», он утверждает что главным врагом личности и прогресса, главным эксплуататором и носильником является гос-во, поэтому необходима революция, при которой любая форма власти должна быть разрушена. Ей на смену должно прийти вольное объединение общин.

3. вера в общественный прогресс, вера в силу науки. Они считали, что общественный прогресс протекает объективно и представляет собой постоянный процесс разрушения старого, отживших форм общественной жизни и возникновение новых Западники считали, что двигателем прогресса, активными участниками истории являются только сознательная просвященная облагороженная личность,а народ,на который так сильно уповали славянофилы – это бессознательная масса, пассивная часть общественного прогресса, эту массу нужно уметь посети за собой

4. аппозиционность гос-ву, боль за свою родину, сочуствие угнетенному народу привели революционных демократов привели к неприятию традиционных ценностей российского общества, в то же время они искали новые духовные ценности и общественные иделаы, стреимились обосновать

5. были противниками капитализма. Были сторонниками социалистических идей, социального равенства и справелдливости и старались, чтобы Р его избежала.

Их вгляды отражали процесс секуляризации общества, отделение власти от церкви.

НА их взгляды повлияли достижения науки, развитие опытного естествознания. Широкое распространение в обществе естественно-научных знаний, которые породили надежду, что наука может разрешить все общественные проблемы.

Философское воззрение Герцена. 1812-1870 гг, известный русский революционный демократ. В студенчестве занялся с Огаревым созданием студенческих революционных кружков, был отправлен в ссылку. с 1847 живет вне Р. Знакомство с общественной жизни на западе утвердило его неприятие к капитализму и сделало его сторонником революционных идей. Начал постепенно разочарвывать в возможностях революционного движения на западе. в 1853 г в лондоне создал вольную русскую типографию на западе. в своих публикациях он критиковал крепостнический строй в Р, боролся за освобождение крестьян с землей и т.д был уверен, что эти идеи если их глубоко понять, должны всем понравиться, главное, просветить народа. Он родоначальник общемтва земля и воля и русского народничества. Г принадлежит фраза: «Нельзя народ освободить больше извне, чем он освободит себя изнутри». Г обращался к Александру 2, призывал его отменить крепостничество, освободить крестьян с землей. В молодые годы философские взгляды герцена были идиалистическими, однако довольно быстро он переосмыслил диалектику гегеля в революционном духе и стал воспринимать ее как алгебру революции, главную задачу философии видел в научном обосновании практической деятельности. Стремился обосновать неравзрывную связь философии и естествознания. Освнопологающим принципом философии был принцип единства бытия и мышления, тождество бытия и мышления – это идеалистический принцип, но они все же находятся в единстве. Корееной порог гегеля г видел в стремлении поставить мыль выше природы. Поставить логику над природой и подчинить природу логике. сознание – это естественный и необходимый продукт эволюции природы. он критиковал и материализм того времени, где сознание отождествлялось с материей и где не было ответа на вопрос, где сознание возникло. Г. отвергал агностицизм, считал, что никаких принципиальных ограничений на пути познания нет. Основной недостаток Канта он видел в том, что кант противоетсетвенно разорал сущность и явление. Философию Г пронизывает идея единства природы и человека, материи и сознания, бытия и мышления, жизни и идеала, эмпирического опыта и рациоеального мышления, сознательной и бессознательной деятельности, единство индивида и народа, естествознания и философии и т.д. В истории общества Г также обнаруживал поступательное движение, и источником его является борьба, борьба консервативности с обновлением. В области философии истории он исследовал проблему общественного закона, который есть единство стихийного хода истории исознательной деятельности индивида. Большое внимание уделял проблеме взаимодействия и общества. критиковал индивидуализм и уравнительные идеи. Стремился обосновать закономерность движения человечества к обществу, свободному от антогонизмов, где не будет насилия, где восторжествует разумное начало, которе будет отражать свободный дух человека. Некоторое время Г разделял идею общественного прогресса с физиологическим усоверщенствованием человека. В более зрелом возрасте отошел от этих идей и отвергал попытку объяснить общшественную жизнь закономи физиологического развития общества. Соц жизнь не может быть объесняна физиологичей человека. Впрочем, Г не понял социальную природу человека, он видел, что она не может быть отождесвлена с физиологией, но с чем, так и не понял. Г с глубоким интересам относился к идеям социализма Маркса и Энгельса. Социалистический идеал – это высшее достижение человеческого духа, которое поможет решить все жкономические и экологические проблемы. Он пришел к выводу, 1) ято возможность осуществления социалистических идеалов тем больше, чем больше реальных стихийно сложившихся соцалистических форм общественной жизни содержит в себе общество. 2) что пути к социализму много образны, каждая страна к социализму придет своим путем и этот путь будет соответствовать историческому своеобразию развития данных народов.

Он разрабатывает идею крестьянского социализма, в основе которого лежит деревенская община, деревенская община – готовая форма социализма. Его прельщало совместное владение землей. Коллективизм – крестьянской общине никто не остается со своей бедой, на помощь приходит община. Определенный демократизм общины. Община могла решать очень многие вопросы. Г считал, что крестьянкая община по своей природе является социалистической, поэтмоу Р. пойдет к социализму минуя капитализм, опираясь на крестьянскую общину. Вместе с формированием идей о крестьянском социализме Г стал отходить от идей радикального революционного развития общества. От методов революционного преобразования он стал склоняться к реформам. Главная задача для построения социализма: просвещение народа, распростроениние социалистических идей. Он выступает против крайности к радикальному нигилизму, против анархизма. Приходит к выводу, о несостоятельности Бакунинской теории, склоняется в пользу того, что само гос-во под давлением просвяшенного народа окажется в состоянии постепенно осуществить социалистические преобразования.

Чернышевский.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 398 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...