Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 2: Античная философия



Мировоззрение – это более или менее сложная и систематизированная совокупность образов, взглядов, представлений и понятий, норм и установок, через которые осознается мир, и которые определяют отношение человека к миру, ориентируют и регулируют его поведение.

Структура любого мировоззрения включает в себя картину мира, идеалы, жизнь, оценку жизни, основные принципы жизни. Наука дает картину мира, но не содержит в себе идеалы и ценностные ориентиры, поэтому в строгом смысле слова, наука не является мировоззрением. Философия привносит в науку ценностные ориентиры, идеалы и т.д

Уровни мировоззрения:

1) Жизненно-практическое (обыденное, массовое) мировоззрение складывается стихийно, базируется на здравом смысле, на повседневном опыте, то, что называется жизненной философией. На его формирование оказывает влияние национальные религиозные традиции, уровень образования, культуры, характер профессиональной деятельности, образ жизни и т.д

2) Теоретический уровень - рационально обоснованное и систематически изложенное мировоззрение, которое, так или иначе, закрепляется и существует 3 основных формы мировоззрения: мифология, религия и философия. Философия, как мировоззрение, выросла из мифологии и тесно связана с религией.

Мифология – мировоззрение, основанное на художественном эмоциональном восприятии мира, на общественных иллюзиях, заблуждениях и надеждах, по своей структуре представляет определенную совокупность мифов, более или менее связанных между собой. Миф – воображаемое представление о реальности, которое воспринимается как сама реальность. Более чем 10 тыс лет человечество жило, руководствуясь мифами, эти мифы цементировали общество, объединяли людей общими представлениями о мире, человеке, добре и зле и тд.

Черты мифа:

1) Миф объяснял все. Для него нет ничего непознанного и неизвестного

2) В мифе человек растворялся в природе, сливался с ней, представал ее неотъемлемой частью

3) В мифе земное и сакральное, естественное и сверхъестественное, сливаются, они не разделены.

4) Мир в мифе сплошь одушевленный

5) Боги в мифе опускаются до уровня человеческой природы, до уровня человеческого несовершенства. Боги наделяются обычными человеческими качествами.

6) Мифотворчество было органически связано с магическими и религиозными ритуалами, обрядами повседневной жизни человека

7) Язык мифа – это индивидуальные имена, а не родовые понятия. Это явилось главной причиной уязвимости мифа, который оказался неспособным к широким обобщениям. А эти обобщения стали неизбежными по мере развития человеческой деятельности, по мере ее усложнения и накопления практического опыта.

Но миф – это не только форма прошлой духовной жизни человека, миф неистребим. 1) Он способен сохранять накапливаемый опыт, 2) он наиболее адекватен человеческому сознанию, так же, как человеческое сознание, миф сразу объединяет рациональные и иррациональные, эмоциональные и этические, эстетические и художественные впечатления. 3) мифы связывают настоящее с прошлым и будущее. Это обеспечивает связь поколений. Поэтому они способствовали объединению людей, мобилизации психических, духовных, физических сил человека. Мифы живут и сегодня, без них не обходится ни один народ. Есть полезные и вредные мифы. Миф играет воспитательную роль. Важно, чтобы мифы работали на укрепление веры человека, на его объединение.

Религиозное мировоззрение близко мифологии, но в отличие от нее не смешивает земное и сакральное, а решительно разводит их на два противоположных полюса. Творческая, всемогущая сила – Бог стоит над миром и вне мира. Отличием религиозного и мифического мировоззрения является: 1) в центре религиозного мировоззрения стоит поиск истинного пути в жизни, критерием и ориентиром поиска этого пути является абсолют – Бог. 2) если мифология опускает Бога до человека, то религия поднимает Бога на недосягаемую нравственную, духовную высоту. А человек рассматривается как сила, способная стремиться к Богу и стремиться к самосовершенствованию. Ориентиром к самосовершенствованию являются могущество, творчество, добро, истина, любовь и т.д 3) культовая система, т.е система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений с богом. 4) высшей формой мировоззрения является философия.

Философия вышла из лона мифологии, мифы явились прообразами философских представлений о происхождении мира и человека, о том, как устроен мир, о том, что такое добро и зло и т.д

Специфика мифа сделала необходимым перерастании мифологии в философию. Философия имеет общие черты с религией: 1) взгляд в вечность, она не замыкается на повседневности 2) ценностное восприятие жизни 3) поиск высших целей, высших смыслов человеческой жизни, ориентация человека на высшие духовные ценности и ориентация на некий абсолют.

Но философия отличается от религии: 1) религия - сознание массовое, а философия – теоретическое, поэтому освоение философии требует большого упорства 2) религия не требует рационального доказательства своих положений, она не требует их разумного обоснования, истины веры она считает выше истин разума. Философия же использует рациональный метод познания, основанный на логических доказательствах, логических последовательностях, философия – теоретически сформулированное мировоззрение, побуждающее человека к самостоятельному мышлению, побуждает человека ничего не брать на веру, а все рационально обосновывать.

Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и места в нем человека. На отношение человека к миру и человека к человеку. Эта общая теория мира и существования в нем человека. Предметом философии является мир в целом и место в нем человека. В центре интересов философии стоит человек, какие бы проблемы не рассматривала философия, она рассматривает их через призму человека, через призму защиты человека, через призму сохранения человека, через призму возвышения человека. Она все проблемы рассматривает через призму представлений человека об истине, добре и зле, красоте и справедливости.

Возникновение слова философия восходит к 6 в до н.э, ввел это слово Пифагор.

Мудрость это и есть способность и стремление поставить и рационально ответить на мировоззренческие вопросы, мудрость – это умение найти меру жизни, найти меру между ее крайностями, а крайностями жизни являются терпение и мужество. Терпение – это способность принимать то, что я не могу изменить, а мужество – это решимость изменить то, что я не могу принять. Философия учит искать меру жизни и всю свою историю этим и занимается.

В отличие от мудрости есть и глупость – это непонимание меры жизни, несоблюдение границ между вещами, действие в одном мире, в одних обстоятельствах по законам другого мира, других обстоятельств.

Мудрый человек, как правило, является умным, но не обязательно умный человек – мудр. Мудрость - это такой ум, который понимает свои собственные границы, который понимает, где должно действовать умом, а где сердцем. Мудрость умнее самого ума, потому что она понимает место и возможности ума в мире.

2.

Философия – наука. Но с другой стороны есть нечто такое, что позволяет рассматривать ее как самостоятельную форму духовной жизни человека

1) Методом философии, как и науки, является рациональный способ познания объяснения мира. 2) по форме философия – это систематически организованное мышление, систематически изложенная теория.

но есть и специфические черты, отличающие философию от науки: 1) по своему содержанию философия есть стремление к всеохватности и единству, конкретные науки делают предметом изучения какой-либо отдельный срез реальности, какую-то отдельную сферу реальности, а для философии характерно охватить всю реальность в ее единстве. Философия рассматривает мир как единое целое, как целостное единство, несмотря на внешнюю разрозненность частей этого мира. Мир един, считает философия, потому что в его основе лежит единая сущность этого мира. Мир обладает своей сущностью. Сущности отдельных вещей и сфер рассматривают разные науки, а сущность мира в целом только философия. 1) Реальность мира как целого – сущность философии. 2) философия претендует на знание о всеобщем и бесконечном, а такое знание является весьма вариативным, философские вопросы касаются мира в целом, это предельно широкие вопросы, а потому истинность ответов на них не может быть удостоверена ни империческим, ни даже логическим путем. Философия всегда плюралистична. 3) философию интересуют прежде всего вопросы о потом уже ответы на них. И эти ответы всегда носят приходящий характер. Вопросы являются ценными, если они способствуют развитию человеческого мышления.

Действительная задача философии состоит не в том, чтобы изрекать универсальные истины годные на все времена, а в том, чтобы показать человеку путь, идя по которому он, человек, сам мог бы ответить на мучающие его вопросы жизни.

4) специфика философских вопросов в их неустранимости, их решения связаны не с реализацией профессиональных стремлений человека, а с развитием человеческого мышления, со свободным выбором собственной жизненной позиции, поэтому всякий свободный человек является потенциальным философом. Невозможность однозначного решения философских вопросов и вместе с тем их неустранимость делает их вечными. И каждый человек решает их в процессе своего самоопределения.

5) цель науки – получение объективных знаний, пригодных для практического использования, а философия дает знания, которые непосредственно не направлены на практику, а направлены на постижение истины

6) критериями научного знания в конечном счете является опытная проверяемость, непротиворечивость, доказательность. С этой точки зрения философия не является наукой, так как большинство философских утверждений имперически не проверяемо и не опровергаемо. В философии никогда не было единой общепринятой точки зрения. В ней всегда шла борьба течений, школ, взглядов, поэтому большинство философских утверждений нельзя оценивать как ложные или истинные.

7) научное знание описывает и объясняет то, что есть. Содержание науки свободно от ценностных характеристик, от ценностных отношений, а философское знание охватывает также и область того, что должно быть. В философском исследовании всегда присутствует телесно-духовный человек, поэтому философия всегда к рассмотрению любых проблем подходит с точки зрения человеческого измерения, с точки зрения блага и свободы человека, философия – теоретическая основа свободы. Так можно сказать потому, что философия с одной стороны задает человеку систему ценностей, лежащих в основе свободного выбора. Свободного самоопределения человека, а с другой стороны требует от человека сделать выбор самостоятельно и соответственно действовать. Философия работает в промежутке между фактами науки и тайнами мироздания, тайнами откровения. Философия сугубо человеческое дело, ее назначение заключается в том, чтобы в рамках социоприродной необходимости и сквозь эту необходимость прокладывать путь к высотам нравственного совершенствования человека. Философия всегда ищет этот путь, где этот путь проходит сегодня? Вот вопрос, который стоит перед философией сегодня.

Философия отличается от науки, но теснейшим образом с ней связана.

Пушкин говорил: «Мы ленивы и нелюбопытны»!

Основные черты философского мышления:

1) Для философского мышления характерна рефлексивность – стремление выделить самое важное, существенное, из бесконечного разнообразия окружающих явлений, это стремление к предельной осознанности своих действий, выявления смысла событий, их связи между собой

2) Важнейшей чертой является критичность – способность оценивать и обновлять основания совей собственной деятельности в меняющемся мире. Это умение задавать все новые и новые вопросы себе и миру. Философия всегда была анализом предельных оснований познания, деятельности и оценки. Это сопровождалось рекомендациями по изменению существующего порядка вещей и проектированием нового. Всякая философская концепция имела две ипостаси: критика существующего положения вещей и построение определенного идеала знаний, идеала моральной жизни, политического устройства.

3) Способность постоянно обновлять основы человеческой культуры, потому что философия является ее ядром, придает ей целостность.

Лекция 2: Античная философия.

1. ранний, досакратовкий период развития

2. классическая античная философия

3. эллинестическо-римская философия.

1.

Философия возникла в древней греции. Потому что в Древней греции в 6-5 вв до н.э сформировалось основное содержание, основные методы, цели и предмет, которые вся последующая человеческая мысль рассматривала как философские. Были и предшесвующие цивилизации, в которых так или иначе поднимались философские вопросы, но знания были крайне разрознены. Именно в древней греции сформировалась цель, задачи, предмет и основные филосовские вопросы.

Предпосылки формирования: 1) уникальная природа и условия; 2) демократия

Социально-культурная автономия

Рабовладельческий строй

Ранний этпа древнегреческой философии включает в себя несколько школ:

1. Милетская школа, представители Фал е с, Анаксимен, Анаксимандр. Эти философы искали первооснову мира, человеческая мысль, зародившаяся из мифологии, искала ответ на вопрос, как возник этот мир. Они называли его Архэ. Фалес считал, что первоосновой является вода. Анаксимен, что воздух. Несколько в стороне стоит Анаксемандр, он считал, что первоисточником мира является апейрон – это вечное качественно и количественно неопределенная бесконечная и беспредельная первооснова мира. Мир не вечен. По разрушению он возвращается в оперон, а из оперона выделяется новый мир. И этой смене миров нет конца. Опейрон порождает микроскопические элементы, из которых все существует. Поэтому после разрушения чего-то эти микрочастицы возвращаются в опейрон и в результате новых комбинаций они образуют новые вещи, новые живые организмы. Анаксемандр впервые в истории человеческой мысли высказал мысль об атомарном строении вещества, о законе сохранении материи. Он также выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции других животных. В лице Анаксемандра человечество сделало важный шаг в развитии абстрактного мышления, в выработке абстрактных понятий. Анаксемандр впервые доказал, что Земля не покоится на каком-то твердом основании, а она находится в покое, в воздухе и находится в покое потому, что она равноудалена от всех других, окружающих ее тел. По сути дела, он в очень несовершненной форме, но предвосхитил мысль о гравитационном взаимодействии тел.

2. Пифагориизм. Пифагор творил на острове Самос, он не столько задумывался об Архэ, сколько поставил новую важнейшую задачу. Он признавал, что мир состоит из мельчайших частиц, но почему мир многообразен. Он искал ответ на вопрос, причины многообразия мира. Он пришел к выводу, что все определяется количественными комбинациями этих веществ. Величие этой мысли заключается в том, что он впервые стремился количественно выразить законы природы. Причина всего многообразия мира в различной количественной комбинации веществ, он поставил перед наукой, найти эти количества. Эта количественная закономерность и количетственные конфигурации определяются числом. Пифагор писал, что все можно свести к числу, везде можно вычислить численную закономерность. Но уже в античности подобное высказывание по-разному интерпретировалось. Многие считали, что число у Пифагора и есть некое первовещество, некий кирпичик мироздания. Такое представление существует и в ряде современных философских учебников. Число у Пифагора не Архэ, а число выражает определенную количественную закономерность этого мира, различных его явлений. НА это прямо еще в Античности указывали некоторые ученики Пифагора.

3. Гераклид Эфесский. Первоосновой мира он читал огонь, огонь подвижен и изменчив, поэтому наиболее подходящ. Гераклид поставил новую задачу и пытался решить ее. Он поставил новый вопрос перед человеческой мыслью, что движет миром! Что лежит в основе его изменения. Все изменяется, находится в движении. Почему? «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». В основе вечного, постоянного движения и изменения лежит единство и борьба противоположностей, их взаимный переход друг в друга. Все в мире состоит из противоположностей. Все происходит через борьбу, писал Гераклид. Эта мысль составляет ядро диалектики. Т.е учения о развитии, поэтому диалектика начинается там, где есть стремление, попытка найти противоположности, описать их единство и борьбу. Считается. что Гераклид – первый диалектик. Представления Гераклида вызвали в философии борьбу, потому как тогда нет истины, ничего устойчиво, нет устойчивых нравственных понятий. Эти идеи потрясли греческую философскую мысль неожиданностью своих последствий, и вот тогда возникла новая философская школа.

4. Элеаты. Виднейшие представители Парменид, и его ученик Зенон. Парменид критиковал Гераклида и доказывал невозможность противоречий, невозможность множественности и движения. Парменид для этого впервые разделил мир на чувственно воспринимаемый мир явлений, который полон движения, изминения, и другой мир, мир единый и неподвижный, мир, который может быть познан только мышлению, он недоступен чувственному восприятию, его он назвал бытие. Бытие у Паремида – Архэ (субстанция). Бытие едино, неделимо, закончено, непрерывно и однородно, совершенно неподвижно, но именно оно является устойчивой основой для существования чувственно воспринимаемого мира. Бытие – это подлинная реальность. Бытие инвариантно, т.е постоянно, неизменно по отношению к любым кажущимся изменениям. Познать это бытие – главная задача человеческой мысли. Величие Парменида заключается в том, что он впервые поставил задачу, за кажущимися изменениями пытаться увидеть, найти нечто более существенное, устойчивое, то, что и делает возможными эти изменения. Человеческая мысль всегда связана с бытием, всегда наполнена бытием. Парменид впервые высказал мысль о предметной отнесенности мысли. Он заявил, что мысль о вещи и сама вещь тождественны. Эта мысль интересна, потому что при помощи ее Парменид пытался обосновать абсолютную способность человека познавать сущность вещей. Познавать бытие. Парменид впервые обозначил реальное противоречие между чувственным и рациональным познанием. Разум дает истинное знание. А чувства дают нам не истинное знание, а мнение. Это вероятностное мнение. И высказав это мнение, он впервые поставил вопрос о том, что бывает не только истинное, но и вероятностное знание. Ученик Парменида Зенон стремясь подтвердить мысли учителя о движении выдвинул апорий (парадоксальные утверждения). Движение – есть сумма состояний покоя, но это же неверно, противоречиво, но тогда получается, что движения нет. Считалось, что суждение противоречиво, значит, суждение неверно. Зенон доказал и показал, что можно доказать, что и в чувственно-воспринимаемом мире движения нет. Зенон поставил важнейшую задачу перед наукой, объяснить, что есть движение, как его определить и описать, если можно доказать, что его нет.

Философия ответила на этот вопрос позже. Движение есть осуществленное противоречие, противоречие между изменением и покоем.

5. Атомисты. Демокрит – виднеший представитель. Атомисты постарались соединить эти две противоположных точки зрения, взгляды Гераклида и Парминида. Гераклид прав, все изменяется, все находится в движении, но он абсолютировал это, бытие не только характеризуется процессом, но и истйчивостью Т.е Эти два философа разорвали понятие бытие. А атомисты пытались соединить эти части. Они сказали, что есть частицы – атомы, из атомов состоит все, из атомов состоят фигуры, они носятся в пустоте, сцепляются между собой и образуют между собой все многообразие мира. Затем при столкновении вещей друг с другом они могут распадаться и снова сцепляться, т.о в движении атомов состоит все многообразие изменений. Мир изменчив, но благодаря атомам устойчив. У атомист в две первоосновы мира – атомы и пустота. Пустота, в которой эти атомы носятся, образуя многообразие мира. Существуют атомы вещества, существуют атомы пространства (амеры), и есть атомы времени (хрононы). Философия, переходная от досократовского, Софисты.

Софисты исходили в своей философии из двух оснований: взгляды Гераклида и их собственное открытие. Софисты первыми увидели различие человеческих форм бытия от природных процессов. Природные процессы не зависят от человека, а человеческое бытие определяется человеком, здесь воля человека играет большое значение, и у разных людей она разная. Из этого следует, что нет ничего объективного, т.е независимого от человека, его сознания. Они признали, что все в конечном счете зависит от человека, все относительно, все релятивно. Они впервые стали считать главной фигурой не космос и природу, а человека. Самый извесный софист – Протогор, он заявил, человека – есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют и не существующих в том, что они не существуют. Каждый человек по-своему устанавливает истину и нравственность. Софистов не интересовала истина как таковая. Философы стремились во чтобы то ни стало обосновать и доказать любую точку зрения. И этому стали за деньги учить людей. Они впервые в центр поставили человека; существенно способствовали развитию логики, рассуждению.

2.

Первый философ классического периода – Сократ, в его философии можно выделить три раздела: 1) учение знаний 2) этика 3) диалектика. Сократ также как и софисты считал, что в центре философии должен быть человек, и в своей философии он руководствовался словами Дельфийского оракула: «Познай самого себя». Он отверг все вопросы, которыми занималсь до него философы (натурфилософы. философы природы). Но если софисты считали, что человек есть мера всех вещей, то сократ считал, что человек в мире привилегированное существо, но абсолютно не определяющее. Есть нечто выше человека – это благо, это благое начало, и оно существует объективно независимо от человека оно устроило мир так, чтобы человек был в нем счастлив. Поскольку существует это благое начало, постольку оно все определяет. Поэтому существует объективная нравственность, истина, поэтому задача человека в процессе познания не привносить знания в мир, а открывать их в мире. Т.о за каждым конкретным явлением стоит общее родовое понятие, которое содержит в себе истину. Общее родовое понятие Сократ называл Эйдос. У человека этим смыслом является душа. Т.о в своем познании сократ идет не от конкретных фактов, а от общих понятий. Поставил философию на научную основу. Только познав общее, можно познать конкретные вещи. Сократ впервые показал роль общих понятий, без которых невозможна наука. Именно со времен сократа общие понятия стали активно внедряться в человеческую мысль и развиваться в ней. Общие понятия сущесвуют в мире ума и могут быть обнаружены только умом. Вторым разделом его философии стала этика. Мир создан для счастья человека, но почему человек так часто бывает несчастлив, нужно познать нравственные понятия. Сократ утверждал абсолютность нравственности. Этика предназначена научить человека быть счастливым. А чтобы быть счастливым, нужно понять объективные нравственные понятия. Этика включает в него три основных раздела: что такое благо, что такое добродетель, учение об обязанности.

У Сократа дело не расходилось со словом, он был предан тому, чему учил. Высшее благо – благо города-государства и т.д.

Диалектика. Он понимал ее как способ видения спора. Это способ участия в дискуссии. В диалоге. Сократ впервые сказал, что поиск истины – это совместные усилия и истина открывается в диалоге, есть важнейший принцип способности участовать в диалоге, споре дискуссии – я знаю то, что я ничего не знаю. Т.е человек должен искать истину в споре с другим! Метод диалектики заключается в поиске противоречия и попытке разрешения этого противоречия. Разрешением служит Майевтика (умение задавать наводящие вопросы, отвечая на которые, человек сам открывает истину).

Платон. Продолжал дело своего учителя Сократа. Важнейшая составная часть учения Платона – учение об идеях. Мир по природе двойствен, существует видимый мир изменчивых предметов, и невидимый мир идей. Каждый класс предметов имеет свою идею. Платоновские идеи это: 1) сущность и смысл вещей, подлинное бытие вещей. 2) общее понятие о сущности и смысле вещей 3) идеи – это образцы, эталоны, в соответствии с которыми создан мир. 4) идеи – это причины, источник бытия вещей. Мир идей – это истинное бытие. Это субстанция. И мир идей существует на небе или даже за небом и независимо от человеческого сознания. Душа человеческая – это и есть идея. Миру идей противостоит костная, неподвижное, совершенно пассивная, вечно существующая материя, а мир чувственно-воспринимаемых вещей посередине. Демиург (посредник) соединяет идею с миром материи, в результате возникает чувственно-воспринимаемый мир.

Материализм – те, кто признает материальные вещи лежат в основе мира, а идеалисты – идея.

По Платону идея творит мир. Т.е является основоположником идеализма. Учение о познании, учение о душе, о человеке, государстве.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 345 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...