Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Антропоцентризм, гуманизм и индивидуализм Ренессанса



У истоков эпохи Возрождения возвышается колоссальная фигура Данте Алигъери (1265–1321), по выражению Ф. Энгельса, как последнего поэта Средневековья и вместе с тем поэта Нового времени. Он автор трактатов «Пир», «Монархия» и бессмертной «Комедии», названной уже современниками «Божественной». В своей «Божественной комедии» Данте совершает бесстрашное восхождение в глубины человеческого духа, которые он образно рисует девятью кругами ада:

Нельзя, чтоб страх повелевал уму;

Иначе мы отходим от свершений...

Бояться должно лишь того, в чем вред

Для ближнего таится сокровенный,

Иного, что страшило бы, и нет. [76]

Обращение к античному наследию в качестве классического образца для разрешения собственных сомнений у Данте выразилось в том, что в качестве проводника «в стране теней» ему служит Вергилий (70–19 гг. до н. э.). Это знаменитый римский поэт, автор «Энеиды». Он пользовался в Средние века легендарной славой мудреца, чародея и провозвестника христианства. Именно он ведет Данте через Ад и Чистилище к Земному Раю — символу разума, направляющего людей к человеческому счастью:

Был правдою мой зодчий вдохновлен,

я высшей силой, полнотой всезнания

и первою любовью сотворен. [77]

Данте дает новую диалектику божественного и человеческого в их соотношении. Он не противопоставляет эти начала, а рассматривает и видит их в органическом единстве. Бога нельзя противопоставлять творческим силам человека:

Отвага и ума пытливый склад,

Ученость, красота, сознанье чести,

Искусство, сила, доброта без лести,

Учтивость — далеко не полный ряд

Достоинств, что Амура победят.

Гуманизм Данте антиаскетичен, полон веры в силы человека, который сам ответственен за свое благо.

Человеческая природа, телесность, естественные чувства впервые после тысячелетней аскетической традиции осознаются не как носители греховности, а как высшая ценность и подлинная реальность. Поется восхищенный гимн женщине и земным радостям человека. По сути дела, состоялась реабилитация чувственности как своеобразного разума эпохи.

Но в моменты наивысшего духовного напряжения он навсегда подчиняет свое сердце и разум силе божественной любви, которая движет самим мирозданьем:

Здесь изнемог высокий духа взлет;

Но страсть и волю мне уже стремила

Как если колесу дан ровный ход,

Любовь, что движет солнце и светила. [78]

В период Возрождения любовное чувство было доминирующей страстью человеческого сердца. Это высокое чувство основано на безусловном уважении личности женщины, о чем свидетельствует отношение Данте к Беатриче, Петрарки — к Лауре, Боккаччо — к Фьяманте, выраженное в блестящей литературной форме.

Ранние гуманисты итальянского Возрождения Франческо Петрарка (1304–1374), Дж. Боккаччо (1313–1375), Лоренцо Валла (1407–1457), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) открыто провозглашают человека высшей ценностью, его личность — свободной и независимой. Не средневековый аскет, а гармонически развитая, полная сил личность, сочетающая богатство чувств, интеллекта и физического совершенства, становится идеалом новой эпохи.

Формулируется и утверждается духовная оппозиция сословной иерархии, родовому аристократизму и феодальному эгоизму. Так, Петрарка считал, чтокровь, —— всегда одного цвета. Но если одна светлее другой, это создает не благородство, а телесное здоровье. Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами... Гораздо похвальнее начинать знатный род, чем найти его начатым другим. Достоинство не утрачивается от низкого происхождения человека.

На основе идеологии гуманизма получают развитие искусство, культура, философия и наука. Символом Ренессанса становится фигура художника-творца, мастера всякой деятельности, в том числе и практической. Творчество получает сакральное значение и священное поклонение. Но сакральность утверждается не в церковном значении и религиозном смысле этого слова, а в светском, культурном и гуманистическом наполнении.

Утверждается вера в самого человека, в безграничность его возможностей и способностей. Происходит своеобразная абсолютизация человека. Как выскажется в начале XX в. М. Горький: Человек — это звучит гордо! Человек ищет и находит точку опоры не в космосе, как это было в пору античности, и не в трансцендентном Божественном первоначале Средневековья, а в самом себе, своей личной самоценности, автономии и свободе.

Творческая, художественная и практически-техническая деятельность человека становится сродни самому божественному творчеству. Возрожденческий антропоцентризм нуждался в титанах и породил титанов по силе мысли, страсти и характеру, многосторонности развитых творческих сил. Буквально поражает воображение кипучая и неиссякаемая творческая разносторонность Леонардо да Винчи (1452–1519), Микеланджело Буонаротти (1475–1564).

Леонардо да Винчи явился пионером естествознания и инженерного творчества в их современном понимании. Скульптор, архитектор, живописец, выразивший образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Возрождения. В его росписи «Тайная вечеря» высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, четкой системе жестов и мимики персонажей. В портрете Моны Лизы воплощен гуманистический идеал женской красоты.

Леонардо да Винчи оставил многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, механики и оригинальных инженерных решений. Только записные книжки и рукописи мастера составляют около семи тысяч листов. Леонардо да Винчи одним из первых мыслителей обосновывает философский принцип детерминизма, суть которого состоит в признании объективной закономерности взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений. Необходимость, — писал он, — наставник и опекун природы. Необходимость — тема и изобретательница природы, и узда, и вечный закон. Леонардо да Винчи — поборник опытной науки, эксперимента, математического доказательства: Мудрость — дочь опыта. Наука — полководец, и практика — солдаты. Никакой достоверности нет в науках... что не имеет связи с математикой. [79]

Микеланджело Буонаротти (1475–1564) был скульптором, живописцем, архитектором, поэтом. Он с наибольшей полнотой выразил героический пафос идеалов высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой выразились в таких его произведениях, как «Давид», роспись Сикстинской капеллы в Ватикане, статуя Моисея, «Оплакивание Христа».

Рафаэль Санти (1483–1520) с классической ясностью и возвышенной одухотворенностью выразил земное бытие человека, гармонию его духовных и физических сил.

Эпоха Возрождения положила в основу мировоззренческой ориентации антропоцентризм и гуманизм. Она утверждает в качестве основного вектора духовных устремлений, умонастроений и чувствований требования развития индивидуальности человека, удовлетворения разумных потребностей жизни. Кульминацией гуманистического антропоцентризма можно считать творчество Джованни Пико делла Мирандолы (1463–1494). В 1486 году он обнародовал свои «900 тезисов по философии, кабалистике и теологии», которые выдвинул на обсуждение для публичного диспута в Риме. В «Речи и достоинстве человека», которая должна была открыть диспут против философов всей Европы, двадцатитрехлетний философ четко формулирует основные положения своей гуманистической программы. Полнота жизни, размышление над которой является целью философии, сравнивается с библейской лестницей Иакова. Она тянется из глубины земли до вершины неба, на которой восседает Бог. Философско-духовное восхождение по ее ступеням как ступеням природы означает, по Мирандоле, следующее: Доискиваясь до сути всего, будем то спускаться, расщепляя с титанической силой единое на части, то подниматься, соединяя с фебовой силой множество частей в единое целое. [80]

Мирандола ставит в центр мироздания человека и его достоинства: Нет на земле ничего более великого, кроме человека, а в человеке нет ничего более великого, чем его ум и душа. Если возвыситься над ними, значит возвыситься над небесами. [81] Но что же то главное и значительное, что заслуживает наибольшего внимания и восхищения в человеке? Таким вопросом задается мыслитель и сам дает на него развернутый ответ. Без человека и вне человека нет полноты и завершенности Божественного творения. В отличие от других существ, которые при своем рождении получают от материнской утробы все то, чем будут владеть потом, «человек — творение неопределенного образа».

Поэтому, поставив его в центре мира, Бог сказал: Не даем мы тебе, о, Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные». [82]

Таким образом, по дерзновенной мысли Мирандолы, человек — не только творец самого себя, он становится как бы сотворцом Бога. В соответствии с тем, как человек распорядится заложенными в нем семенами и зародышами разнородной жизни, как он их возделает в себе, таковыми они вырастут и дадут свои плоды: Возделает растительные — будет растением, чувственные — станет животным, рациональные — сделается небесным существом, интеллектуальные — станет ангелом и сыном Бога. [83]





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1320 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...