Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Патристика. Августин Блаженный



Аврелий Августин (354–430) родился в семье язычника и христианки. Он прошел сложный путь жизненных и творческих исканий к Богу, став выдающимся защитником, создателем и систематизатором христианского учения на основе Священного Писания. По праву признан святым и назван отцом церкви. Его творчество знаменует период классической патристики. Августин обосновал первичность Бога в онтологическом, гносеологическом, этическом и аксиологическом плане. Им была четко сформулирован теоцентризм средневекового философского мышления. Августин дал обоснование принципов христианской доктрины, оригинальные ответы на основные вопросы христианского вероучения — начиная с космологии и завершая устройством церковной организации как посредника между Богом и верующими.

В своем сочинении «О граде божьем» он рассматривает церковную общность как единение людей, основанное на их любви к Богу, доведенной до презрения к себе. Государственная и земная общность людей основана в противоположность Граду Божьему на любви к себе, доведенной до презрения к Богу. И в этом он усматривает главное различие между церковью и государством.

Трудный, мучительный и в то же время поучительный опыт духовного восхождения раскрывает Августин Блаженный в своей предельно откровенной «Исповеди». По Августину, всемогущество Бога-Творца не может иметь никаких ограничений, потому что мира не было до сотворения его и он никак не мог быть поприщем своего творения. До творения твоего ничего не было, кроме тебя, и... все существующее зависит от твоего бытия. [67] Важнейшей особенностью божественного всемогущества является свободная божия воля: Воля божия присуща Богу и предваряет всякое творение; никакого творения не могло бы быть, если бы ему не предшествовала воля творца. Воля божия принадлежит к самой сущности (субстанции) божественной. [68]

Как же это проявляется в человеке? Августин считает, что и человек, эта малейшая часть создания твоего... столь маловажное звено в творении твоем, дерзает воспеть тебе хвалу. Но ты сам возбуждаешь его к тому, чтобы он находил блаженство в прославлении тебя; ибо ты создал нас для себя, и душа наша дотоле томится, не находя себе покоя, доколе не успокоится в тебе. [69] Августин видит цель и смысл человеческого существования в стремлении к полноте, целостности, совершенству, т. е. в Боге. Человек — волящее существо, одаренное свободной воли. Августин считает, что все люди суть не что иное, как воли. И он сокрушается, что человек знает добро, однако же воля не подчиняется ему. «Я одобрял одно, а следовал другому». Это раздвоение, разлад в человеке Августин называет болезнью души, когда низшие начала довлеют и подчиняют себе высшие. Преодолеть свои греховные влечения без помощи Бога (т. е. без благодати) сам человек не в состоянии. Так и произошло с Адамом и Евой, когда они впали в первородный грех. К первородному греху Августин относит наследственную вину и, как ее следствие, смертность, беспорядочность и слабость человеческой души, выражающихся в бессилии воли, незнании Бога и добра, стремлении ко злу. Особо острое звучание и необходимость глубокого осмысления приобретает извечная проблема добра и зла. Откуда зло? Если есть Бог и мир сотворен Богом, то кто же несет изначальную ответственность за происхождение зла? почему Бог допускает его? Зло не проистекает от Бога, и не от природы, и даже не от тела. Оно проистекает из того, как человек и человечество пользуется дарованной им во благо свободой — свободой разума, свободой воли, свободой совести. Трудно представить себе, что кто-либо из людей согласился быть запрограммированным вроде некоего механического устройства, допустим, молота с наковальней с предопределенными им действиями. Или, хуже того, быть духовно клонированным типа известной искусственно выведенной овцы по кличке Долли. Зло, таким образом, — дело человеческой свободы. И кто (даже на этом основании) откажется от свободы и не возблагодарит за нее Бога? Итак, не Бог, а сам человек ответственен за зло, преступления и собственные грехи. Мир лежит во зле и в грехе. Как к нему отнестись: примириться или противостоять? Одна позиция: победи зло в самом себе, покайся, самосовершенствуйся. Если тебя ударили в одну щеку, то подставь обидчику вторую. И позиция противостояния и борьбы со злом. Взглянуть в зрак сатаны и не осатанеть, пройти через греховный мир и не согрешить. Испытание свободой для человека — удел, пожалуй, более трудный, чем нищетой или богатством. Свобода без духа разнуздывается, дух без свободы гаснет. Оригинальную трактовку дает Августин феномену зла. По его убеждению, зло являет собой отсутствие или неполноту добра, нарушение установленного Богом порядка, т. е. зло не имеет своей самостоятельной основы. Оно паразитирует за счет добра, его отсутствия или умаления, отпадения от Бога его творений, в том числе и самого человека. Но Бог воплощает в себе не только всемогущество, но и абсолютное благо. Он пожертвовал своим единородным Сыном для спасения и возвращения человека к вечной жизни, указав ее путь и ее истину.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 783 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...