Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Схоластика. Номинализм и реализм о природе универсалий



Период схоластики (VIII—XV вв.) характеризуется стремлением рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение с помощью формальной логики, установлением точных дефиниций (определений). Следует отметить, что логика в тот период называлась диалектикой. Поэтому вся схоластическая философия сводилась к такого рода «диалектике», поиску рациональных путей доказательства истин веры, данных в откровении.

Последним римлянином и первым схоластом по праву можно назвать Боэция (Аниций Манлий Северин 480–526). Боэцию философия представлялась великой утешительницей в образе прекрасной женщины «с ликом, исполненным достоинства, и пылающими очами, зоркостью своей далеко превосходящими еловеческие», дарующей мужество и силу духа. Она открывает око внутреннего узрения, осушает глаза, затуманенные заботами о бренных вещах. [71] Несомненной заслугой Боэция является дальнейшая разработка понятийного аппарата и соответствующей философской терминологии. К нему восходят утвердившиеся в новоевропейской философии понятия субстанции, акциденции (свойства), атрибута (коренного признака), модуса и т. д. Так, к примеру, субстанцию он представлял как всеобщую основу вещи, на которой держится все остальное. На этом он строит и свое доказательство троичности Бога. Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух — это не три разных бога, а три лика, ипостаси или атрибута одной и той же божественной субстанции, единосущной природы Бога. Утрата же какого-либо атрибута Бога низводит его до Бога иудейского или магометанского. Благодаря Боэцию Европа узнала учение неоплатонизма. Заслугой Боэция стали его переводы логических трактатов Аристотеля и собственные труды по логике, заложившие основу средневековой схоластики.

Предметом схоластических споров выступали вопросы, на первый взгляд, надуманные и не имеющие жизненных оснований. Приведем некоторые из них. (Буридановский осел: если поставить бедное животное перед двумя идеально одинаковыми по всем признакам охапками сена, то оно умрет с голоду, потому что нельзя отдать предпочтения ни одной из них. Есть ли у крота глаза? В течение нескольких дней обсуждался такой вопрос на одной из дискуссий ученых-схоластов. Когда же садовник принес им живого крота, чтобы разрешить ученый спор, то услышал: «Вопрос решается в принципе — без эмпирических свидетельств». Сколько чертей может уместиться на кончике иглы? Человек ли женщина?) Но именно на оселке таких экзотических, иррационально-мистических вопросов и различных жизненных коллизий оттачивалась логика мысли, ставились многие философские проблемы. Исконно философские вопросы о соотношении духа и материи, идеального и реального в эпоху зрелой схоластики выразились в многовековом споре о природе общих понятий, универсалий (от лат. слова universalis — «общий»). В чем их суть, как они образуются, какова их связь с миром единичных предметов, вещей, процессов? Одна часть схоластов — реалисты (от лат. Realis — «действительный, вещественный»), к числу которых относятся «отцы схоластики» Иоанн Скот Эриугена (810–877), Ансельм Кентерберийский (1033–1109) и главным образом Фома Аквинский, — доказывали существование универсалий в трояком виде: 1) до вещей, в божественном разуме; 2) в самих вещах, как выражение их сущности или формы; 3) после вещей, т. е. в человеческом разуме, как результат абстракции. Другие схоласты — номиналисты (от лат. «имя, наименование») — считали, что универсалии как общие понятия существуют лишь в человеческом разуме, мышлении. Крайним выражением номинализма были взгляды Иоанна Росцелина (1050–1110). Он считал универсалии только именами вещей, существование которых сводится лишь к колебаниям голоса (звук звука). Поэтому реально существует только индивидуальное, единичное. Даже если Бог существует в трех лицах, то они являются самостоятельными и единичными сущностями. Единичное и служит предметом познания. Отрицание объективного существования общего доводится здесь до логического конца: универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении.

Спор реалистов с номиналистами был углублен и дополнен еще одним своеобразным направлением схоластики — концептуализмом. Концептуалисты рассматривали общие понятия как концепты, доопытные мысленные образования, необходимые для понимания мира, человека и Бога. Выдающимся представителем этого направления был Пьер Абеляр (1079–1142). На его могиле была произнесена эпитафия такого содержания: Французский Сократ, величайший Платон Запада, современный Аристотель, великий спорщик и диалектик всех времен, властитель умов, гений многогранный, тонкий и проницательный, все превозмогал он силой разума и искусным словом — таким был Абеляр. [72] Он полагал, что все положения христианской веры могут быть доказаны разумом. Чтобы правильно применять слова (наименования) нужно знать вещи, их свойства, характеристики и особенности. Крайние реалисты, преувеличивающие значимость и объективность общего, утрачивают видение действительности отдельного и единичного. Крайние же номиналисты уподобляются тем, кто не видит леса за деревьями, доверяет лишь единичному, впадает в эмпиризм, грех описательности. Абеляр преодолевает такой радикальный дуализм. В общих понятиях он видит не пустые словесные формулы, а ценные логико-лингвистические конструкции, образующие мост между миром мысли и миром бытия. Так, по его мнению, без разума Библия все равно что зеркало перед слепым. Не разум поглощает веру, напротив, вера включает в себе разум. Нельзя противопоставлять разум и веру друг другу, необходима их взаимосвязь и взаимодополнение.

Великим систематизатором средневековой схоластики выступил Фома Аквинский (1226–1274). Свое философское кредо он выразил так: «Размышляю о природе (о теле), чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией; над ней же размышляю, чтобы думать о Боге».[73] Постижение же Бога возможно лишь через изучение его творений. Божественное провидение действует через естественные законы, совокупность естественных причин. И человек способен повлиять на ход событий, тем самым открываются возможности для науки и практики. Уже при жизни Фома был назван ангельским доктором, а вскоре после смерти был канонизирован. В 1879 г. Ватикан утвердил его учение — томизм — в качестве официальной доктрины католической церкви. Аквинат дает оригинальную трактовку понимания идеального и материального, их соотношения. Используя аристотелевское учение о форме и материи, Фома отдает приоритет активного, организующего и творчески созидательного начала принципу порядка, формы. Он соотносит его с производным, колеблющимся и неустановившимся принципом материи, которую он считает слабейшим видом бытия. Мир индивидуальных явлений рождается на основе слияния первопринципов формы и материи. Так, к примеру, душа человека есть формообразующий принцип. Однако она свое полное индивидуальное воплощение получает только при соединении с телом. Фома систематизирует и приводит до десяти тысяч доказательств бессмертия души. И если это применимо к каждому человеку, являющемуся «образом и подобием Божиим», то в отношении к Богочеловеку такая аргументация даже не имеет смысла. Ибо здесь речь идет не о степени и мере Богоподобия, а о его абсолютной полноте и совершенстве, явлении абсолютного Божества — Иисуса Христа в образе человека. В нем слились воедино божественная (идеальная) и человеческая (материально-телесная) природы. В зависимости от того, в какой мере форма, т. е. божественное начало, реализуется в вещах, Фома Аквинский выделяет разно уровневую иерархию бытия мира, сотворенного Богом. Первый уровень — это неорганический мир; второй — растительный мир; третий — животный мир; четвертый — самый близкий к Богу — это человеческий мир. На протяжении всей истории, включая и современность, первейшим вопросом теологии и религиозной философии остается проблема бытия Бога. Доказательство, обоснование, оправдание бытия Бога (в философии оно получило название теодицея — термин, введенный Лейбницем) ставится в центр философско-религиозных систем Средневековья. И современные религиозные мыслители опираются на традиционные схемы доказательств, восходящие к Фоме Аквинскому — великому систематизатору схоластики. Создатель философско-религиозного учения томизма в своих трудах («Сумма теологий», «Сумма против язычников») дает обоснование онтологического монизма на основе признания Бога единственным началом и творцом всего мира. Он вводит пять онтологических доказательств:[74]

1. Бог как перводвигатель. Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение, то мы приходим к идее перводвигателя, т. е. Бога.

2.Бог как первопричина. Второй довод касается причинности. Если все в мире имеет причину, то должна быть и первопричина, т. е. Бог.

3.Бог как абсолютная необходимость. Бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире должно управляться абсолютно необходимой причиной, т. е. Богом. Иначе воцарится хаос, разрушение, тлен.

4.Бог как абсолютное мерило всех совершенств. Для измерения степени совершенства блага, красоты, истинности всего, что есть в мире, должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, т. е. Бог.

5.Бог как высшая целесообразность и главная цель. Все существующее в мире обладает какой-то степенью целесообразности. А значит, должна быть и существовать и «последняя, главная цель, т. е. Бог».

Вызовом схоластике и основательным критиком томизма стал Иоанн Дунс Скот (1270–1308). Он развил учение о двойственности истины, создателем которого явился арабский мыслитель Ибн Рушд (в лат. транскрипции — Аверроэс). Ее суть состоит в разграничении философии и теологии по тем истинам, которые им доступны, а также по предмету и методу. Тем самым положено начало высвобождению философии из-под диктата теологии, обосновывается автономность философии и науки от религии и теологии. В противовес реализму с его признанием в качестве определяющей действительность идеей общего Скот подчеркивает самостоятельность индивидуального, которая представляет собой последнюю реальность. В своей земной жизни человек подчинен природной необходимости. В вопросе конечных целей бытия человек должен прибегнуть к сверхъестественному началу, выраженному в откровении. Ибо из природной необходимости нельзя вывести возможность спасения души. Божественная воля есть первичная и определяющая сила. Так же и в человеке воля имеет приоритет в ее соотношении с разумом. Воля определяет в конечном счете поведение человека, его выбор. Вера же выражает волю человека к совершенству, смыслу, целостности и полноте.

С именем Уильяма Оккама ( 1209–1349/50) связана победа номинализма над схоластическим реализмом. Номинализм утверждает реально существующим только единичные, отдельные тела и вещи. Номинализм Оккама вырастал из эмпирических, опытных данных естественно-научного знания. Общее — это то, что объясняется на основе единичного. Общего вне человеческого познания не существует. Универсалии — всего лишь знаки единичных вещей, а субстанция не имеет самостоятельного существования. Оккам выступил против всех основных схоластических направлений своего времени. Особую значимость приобрела знаменитая «бритва Оккама», смысл которой в рассечении истин философии и истин теологии (рационального и иррационального). А суть ее заключается в том, что не следует умножать без нужды число сущностей, идей, принципов.

Номинализм и зарождающийся эмпиризм отбрасывают схоластическую метафизику. Но при этом не происходит ее критического (т. е. позитивного) преодоления с удержанием конструктивного момента, понимания сути и значимости общего. На стадии позднего Средневековья завершается размежевание философии и теологии. Первые шаги делает опытная наука, зарождается экспериментальное естествознание. В европейских университетах наряду с богословием велось преподавание и «свободных искусств», права, медицины, начинались научные исследования в области физики и математики.

Одновременно набирали силу и мистические учения. Они были связаны с поиском «философского камня», который представлялся в виде таинственных сил природных явлений, с помощью которых можно превращать в золото различные металлы. На таком философском фоне широкое распространение получила алхимия, приготовление универсальных целительных средств в медицине, астрология, перенесенная с космических высот на земную человеческая история. (Экхарт, Парацельс, Нострадамус)

Апологетика (I–III вв.) Филон Александрийский (20 г. до н. э. — 54 г. н. э.); Юстин Мученик (? — 165); Тертуллиан (160–220); Климент Александрийский (150–216); Ориген (185–264)
Патристика (IV–VIII вв.) Августин Блаженный (350–430); Василий Великий (330–379); Григорий Нисский (335–394); Максим Исповедник (580–662); Иоанн Дамаскин (675–753)
Схоластика (IX–XV вв.): реализм, номинализм, томизм Эриугена(810–887); Альбер Великий (1193–1280); Иоанн Росцелин (1050–1125); Пьер Абеляр (1079–1142); Ансельм Кентерберийский (1033–1109); Фома Аквинский (1225–1274); Уильям Оккам (1309–1350)
Ближневосточная философия (XI–XIII вв.) Авиценна (980–1037); Аверроэс (1126–1198); Маймонид (1135–1204)
Мистицизм (XIV–XVI вв.) Экхарт (1260–1327); Парацельс (1493–1541); Нострадамус (1503–1566)

Основные духовно-идейные направления и вехи в развитии средневековой философии.

(Приложение: философия в схемах. Схема 10)





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1131 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...