Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения (ренессанс), пришедшая на смену Средневековью, во времен­ном отношении охватывает интервал



§ 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ИТАЛЬЯНСКОГО ГУМАНИЗМА

И ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЕ

Эпоха Возрождения (Ренессанс), пришедшая на смену Средневековью, во времен­ном отношении охватывает интервал, равный примерно 3-м векам - с середины XIV по середину XVII вв.

Несмотря на значительные различия вышеназванных эпох, было бы неверным не­дооценивать преемственность их культур. Это касается не только естественнонаучного знания (в позднем средневековье связующими звеньями были Р. Бэкон и У. Оккам). Ре­нессанс утверждал не только светскую культуру и мировоззрение, но и широко исполь­зовал идеи неоплатонизма и даже религии.

Ренессанс означал возрождение античности. Однако тяга к языческой культуре не предполагала слепого подражания ей. Это был скорее эталон, на который следовало равняться в создании собственной культуры.

Родина Ренессанса - Италия, точнее Флоренция, где в середине XIV в. появилось новое культурное движение - гуманизм (humanus - лат. - человечный, человеческий). Носителями этой культуры были представители нарождающейся буржуазной интелли­генции - художники, поэты, ученые. Стиль жизни деятелей Возрождения характеризо­вался стремлением к практической деятельности, распространению своих идей путем публичных выступлений, бесед с друзьями, дискуссиями с противниками. Ими было написано огромное количество статей, памфлетов, трактатов, посланий.

Гуманисты Возрождения определили основные проблемы: утверждение нравст­венного идеала человека, критика средневековой схоластики, всей архаичной системы мышления.

Проблему человека можно считать центральной в итальянском Возрождении. Для первых его представителей (а ими были Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо и др.) важным бы­ло осмыслить суть человека, его духовный мир. Гуманистам Возрождения был близок идеал действия, активности человека, предполагавший не уход от мира, а полнокров­ную жизнь в нем.

Переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира - важная характеристика мировоззрения данной эпохи. В этом смысле две соседствующие эпохи довольно сильно отличаются друг от друга. Самое главное отличие состоит в появле­нии новых идей о человеке. На смену авторитарному стилю церкви, утверждавшей гре­ховность человека, в противовес господству аскетических установок средневекового мировоззрения, пришло признание уникальности, неповторимости человеческой лич­ности, её права на земное счастье, гармоническое развитие.

Одним из первых гуманистов Возрождения был Франческо Петрарка (1304-1374 гг.), воспевший мир человеческих чувств и осознавший их огромную ценность. Его поэзия резко противостояла миру средневековой схоластики. В творчестве Петрарки, его за­мечательных сонетах о любви, обращении к Лауре, соседствует и переплетается духов­ное и светское, аскетическое и возвышенное. Здесь на первый план выступает свобод­ная человеческая индивидуальность.

По мнению Петрарки, философия должна исследовать жизнь, быть школой жиз­ни, размышлять над её проблемами. Самая же главная цель философии - исследование человеческой души, внутреннего мира человека, его природы.

Важной особенностью Ренессанса является взаимовлияние и взаимопроникнове­ние всех сфер культуры. Наиболее ярко эта особенность выражена в творчестве Лео­нардо да Винчи (1452-1519 гг.) - великого художника Возрождения, автора всемирно из­вестных полотен, таких как "Джоконда", "Тайная вечеря", "Мадонна Литта", "Дама с горностаем" и др. Но интересы Леонардо распространялись на многие области челове­ческой деятельности. Он - ученый, художник, философ, изобретатель. Как настоящий мыслитель и универсал, Леонардо искал ключ к пониманию смысла всего сущего, некое­го общего разумного принципа, лежащего в основе всего и запечатленного в человече­ском разуме.

И к живописи, и к её техническим средствам Леонардо подходил как исследова­тель, поскольку живопись, по его представлениям, - наука, являющаяся средством по­знания жизни. Для Леонардо поэтому наблюдения, эксперименты, исследования в об­ласти изготовления красок, новых способов производства фресок, мелиорация, военная инженерия были неотрывны от живописи, скульптуры, архитектуры.

Центральную тему гуманизма - тему человеческого достоинства наиболее ярко раскрыл в своем творчестве видный представитель итальянского Возрождения Пико делла Мирандола (1463-1494 гг.).

Согласно его учению, всякая сущность обладает своей природой, обусловливающей и ограничивающей её действия. Каждый вид животного живет своей собственной жиз­нью, иная жизнь для этого вида невозможна. Человек же не обладает природой, кото­рая бы сдерживала его, а значит, может творить себя в действии.

Человек есть резуль­тат своих собственных усилий. Только ему дано право творить свою собственную лич­ность. В своем трактате "О достоинстве человека" Мирандола дал интересную разра­ботку проблемы свободы воли, отмечая, что специфика человека заключается именно в свободной воле, позволяющей ему превзойти ангелов и др. небесные создания. Это превосходство состоит в том, что человек может достичь высшего совершенства соб­ственными усилиями, напрягая волю, данную Богом.

Рассуждая о счастье, Мирандола видит его в очищении от страстей, в совершенст­вовании разума посредством философии, а также в познании божественного при по­мощи теологии. Для Мирандолы человек - существо мыслящее и свободное. И именно высшее духовное начало в человеке поднимает его до божественных высот.

К XV веку гуманистические идеи из Италии перемещаются в центральную Европу и находят своего сторонника в лице Мишеля Монтеня (1533-1592 гг.). Гуманистический идеал Монтеня таков: человек - часть природы, поэтому в своей жизни он должен ру­ководствоваться тем, чему она учит. В знаменитых "Опытах" Монтень отстаивает идею независимости, самостоятельности человеческой личности.

Добродетельная жизнь, со­гласно его взглядам, несовместима со страхом, злобой, унижением человека. Бессмыс­ленен, однако, и аскетический образ жизни. Монтень резко осуждает низкие человеческие качества, мешающие проявлению самостоятельного мышления: подлость, подобостра­стие, лицемерный конформизм.

Наиболее известным представителем центрально-европейского гуманизма был Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.) - голландский мыслитель, философ, богослов, автор знаменитого произведения "Похвала глупости".

Общество, современное Эразму, было полно противоречий. Одно из наиболее кричащих - противоречие между официально провозглашенными духовными ценно­стями, формально рекомендуемыми правилами и нормами жизни, и поступками людей, прежде всего тех, кто эти нормы провозглашал.

Эразм Роттердамский не хотел мирить­ся с фальшивой моралью церкви. Многочисленные случаи лицемерия и ханжества стали объектом его острой критики. Философ был убежден, что католическая церковь в сущ­ности полностью отошла от моральных идеалов первоначального христианства. Осо­бенно возмущала Эразма продажа индульгенций, получившая широкое распростране­ние.

Стрелы острой сатиры Роттердамского были направлены также против схоластики как системы высшего оправдания практики католицизма. Он требовал отказа от схола­стической псевдоучености, называемой им "схоластической Дребеденью".

Однако взаимоотношения Эразма с христианством не столь однозначны. Конеч­но, философ не сомневался в существовании Бога. Однако это убеждение сочеталось у него с отрицательным отношением к жестокости иерархической организации церкви, к догматизму, порождающему ханжество. Эразму был чужд церковный аскетизм, отказ от земных благ, поэтому он настаивал на возврате к подлинной христианской морали. Не случайно основатель реформаторского движения в Европе М.Лютер упрекал Эраз­ма в том, что того больше интересует человеческое, чем божественное.

Критическая оценка Эразмом католического духовенства в теоретическом плане подготовила те религиозные реформы, которые произошли на рубеже ХV-ХV1 столе­тий в Германии.

§ 2. РЕФОРМАЦИЯ.

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Реформация - такое название получили эти реформы - была начата Мартином Лютером (1483-1546 гг.), основателем немецкого протестантизма и продолжена его после­дователем французским теологом Жаном Кальвином (1509-1564 гг.). По существу Рефор­мация представляла собой движение, направленное против особого положения католи­ческой церкви, присвоившей себе право на превосходство ее идеологии в европейском обществе.

Критикуя церковь, Лютер внушает мысль о том, что каждый человек должен от­вечать сам лично перед Богом за все, что совершил в земной жизни. Спасение человека, согласно взглядам Лютера, не зависит от церковных таинств, обрядов, жертв в пользу церкви. Оно определяется верой, то есть каждый человек индивидуально отвечает пе­ред Богом за свои деяния, а это значит, что земная жизнь - путь к спасению.

Во взглядах Лютера отчетливо выражена позиция отрицания рационального на­чала в пользу откровения: человек греховен, возможность его спасения в непосредст­венной вере в Бога. Философия и теология, вера и разум, следовательно, не должны совпадать.

§ 3. НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ,

РАЗВИТИЕ НОВОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Идеи гуманистов с их верой в неограниченные возможности человека и способ­ность познать себя и окружающий мир получили свое естественное продолжение в на­турфилософии и новом естествознании.

Ряд оригинальных идей содержится в работах видного натурфилософа Возрож­дения Николая Кузанского (Кребса) (1401-1464 гг.). Следуя теологическим традициям, Н.Кузанский видел в Боге универсальный объединяющий принцип. Но вместе с тем в своем главном труде "Об ученом незнании" Н.Кузанский стремился не противопостав­лять Бога-творца и мир - его творение, как того требовало религиозное мировоззрение, но объединять их. Таким образом. Н.Кузанский являлся сторонником пантеизма, ото­ждествлявшего Бога и природу.

Отступая от неоплатонизма, Кузанский снимает про­тивоположность "единого" и "иного". Согласно его взглядам, "единое есть всё". Оно тождественно бесконечному, то есть "абсолютному максимуму". Само же единое ста­новится "минимумом". "Максимум" и "минимум", таким образом, совпадают. Пантеистические взгляды отодвинули на второй план вопрос о сотворении мира Богом, Бог в единстве с миром.

Замечательной идеей Кузанского было представление о человеке как микрокосмо­се, то есть миниатюрном повторении всей природы. Философ ясно выразил главную идею Возрождения - человек стоит выше всех остальных творений, являясь централь­ным звеном природы.

Вопрос о познании, достижении истины тесно связан у Кузанского с учением о "совпадении противоположностей". Суть состоит в том, что истина неотделима от за­блуждения (своей противоположности). Для разума постижение истины означает все большее приближение к абсолюту, хотя и не завершение этого процесса. Таким обра­зом, вывод из этого рассуждения Кузанского таков: способность человеческого ума к бесконечному углублению своих знаний важнее попыток рассудка получить оконча­тельную истину.

В понимании природы, истолковании ее тайн философия Ренессанса сделала зна­чительный шаг вперед. В первую очередь это касалось астрономии. Это означало со­вершенно иной взгляд на мироздание, чем тот, что имел место в средневековье. Аристотелевско-птолемеевское понимание космоса было основано на представлении о Зем­ле как центре Вселенной.

Великий польский астроном Николай Коперник (1473-1543 гг.) опроверг геоцентри­ческую систему, господствовавшую более 1500 лет. Свои взгляды польский астроном изложил в главном своем труде "Об обращении небесных сфер", вышедшем в год его смерти - в 1543 году.

Система Коперника была гелиоцентрической, то есть прямой про­тивоположностью уже известной и имела огромное мировоззренческое значение. Она показала, прежде всего, неисчерпаемые возможности человеческого разума, могущего осмыслить сложные вопросы мироздания, и во многом предопределила решение вопро­са о том, что истолкование природы может быть дано без ссылок на философские и религиозные авторитеты.

Философские идеи Н.Кузанского и Н.Коперника, а также идеалы итальянского гуманизма оказали благотворное влияние на одного из выдающихся представителей пантеистической философии Возрождения - Джордано Бруно (1548-1600 гг.).

Судьба Бруно трагична. Будучи доминиканским монахом, он, вступив в конфликт с церко­вью, отказывается от сана и покидает Италию. По возвращении на Родину по доносу предстает перед судом инквизиции, а затем мужественно принимает смерть на костре. Это случилось в Риме в 1600 году.

Ряд плодотворных идей, высказанных еще Н.Кузанским, получили свое логиче­ское продолжение в работах Д. Бруно. Одна из них - мир не имеет фиксированного центра, поскольку центром мира является Бог. Земля, следовательно, не есть центр ми­ра, а значит, не противопоказано движение.

Вторая идея - земной и небесный миры не имеют принципиального различия, поэтому возможно существование множества ми­ров. Вселенная не имеет границ. Однако идею бесконечности Вселенной нельзя понять с точки зрения обыденного сознания, которое формируется на основе опыта. Здесь необ­ходим философский разум.

Бруно - крупнейший представитель пантеизма - стремился устранить Бога, стоя­щего над миром, превратив его в жизненное начало самих вещей. В своих основных работах: "О причине, начале и едином", "О бесконечности, Вселенной и мирах" Бруно видит основу в Едином, материи, являющейся причиной, началом всего сущего. А су­ществующая внутри материя и господствующая над ней мировая душа слиты воедино. В конечном итоге философ приходит к идее всеобщей одушевленности материи.

Выдающимся ученым и мыслителем эпохи Ренессанса был Галилео Галилей (1564-1642 гг.), основная заслуга которого состоит в обосновании экспериментально-математического естествознания. Путем экспериментальных исследований (он изобрел телескоп в 1609 г. и мог наблюдать планеты) и математических расчетов он подтвердил справедливость открытия Коперника, его гелиоцентрической системы.

Галилей нагляд­но показал, что природные явления, как бы не были они сложны для понимания, могут быть постигнуты человеческим разумом, если применить для этого эксперимент и ма­тематику. Природные процессы возможно измерить и математически описать на осно­вании существующих законов.

Мысли Галилея, изложенные им в основных его работах: "Звездный вестник", "Пробирщик", "Послание к Франческе Инголи" и др. - имели в мировоззренческом пла­не далеко идущие последствия для дальнейшего развития естествознания. Не случайно католическая церковь преследовала Галилея, вынудив его отречься от своих взглядов.

§ 4. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Отличительная особенность эпохи Ренессанса - поворот к человеку и его культуре - нашла свое проявление в новых теориях государства, основанных не на теологических представлениях, но на вполне земных потребностях и интересах людей. Ярким вырази­телем таких взглядов был Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) - итальянский государст­венный деятель, историк и поэт. Наибольшую известность получила его работа "Государь".

Идеи, изложенные в ней Макиавелли, были весьма созвучны эпохе, а имен­но: человек - хозяин своей судьбы, он в состоянии повернуть ее "колесо" таким обра­зом, чтобы достичь максимального удовлетворения своих интересов. Но рассчитывать он может лишь на собственные силы. Совершенно определенно автор "Государя" дает понять, что человеческие поступки продиктованы не провидением, но реальными жиз­ненными потребностями и интересами людей, детерминирующими и их политическую деятельность. Эгоизм, материальный интерес, стоящий даже выше родственных связей - главная побудительная причина человеческой активности.

Что же касается государственного деятеля, то мотивы его поступков, согласно Макиавелли, должны быть продиктованы также не религиозными предписаниями, но моралью силы этого мира. Только так возможно овладеть сти­хийным движением человеческого поведения.

Эпоха Возрождения породила мечты о лучшей жизни, воплощенные в ранних со­циальных утопиях. Первыми утопистами были: английский политический деятель То­мас Мор (1479-1535 гг.) и итальянский священнослужитель Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.).

Есть немало общего в учениях Мора и Кампанеллы. Оба мыслителя воссоздали в соответствии со своими убеждениями идеальные образы будущего общества, в котором царствует равенство, социальная справедливость, где реализованы принципы гуманиз­ма.

Оба мыслителя - Мор в "Утопии", Кампанелла в "Городе Солнца" - не считают воз­можным существование частной собственности, хотя и по-разному оценивают природу этого явления. Есть и более существенные различия во взглядах Мора и Кампанеллы.

Английский утопист, рисуя идеальную модель будущего общества, отталкивался от экономических условий жизни, итальянец же исходил из моральных принципов христи­анского вероучения и строил модель теократического государства со всеми его атри­бутами и, в частности, сильной духовной властью.

Различными были представления о способах создания такого общества. Если Мор возлагал надежды на мудрого правителя и не допускал насилия, то Кампанелла и в своей книге, и на собственном примере дока­зывал возможность вооруженного протеста против существующего положения вещей. (Известно, что Кампанелла (как участник заговора против испанской оккупации Ита­лии) был приговорен судом к пожизненному тюремному заключению).

Подводя итоги, можно отметить, что эпоха Возрождения оставила глубокий след в духовной жизни человеческого общества и создала естественные и необходимые предпосылки плодотворного развития философии и науки Нового времени.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Чем различаются трактовки человека как образа и подобия Бога

в христианской философии и в философии Возрождения?

2. Каковы различия между античным и ренессансным образами человека?

3. В чем сущность ренессансного гуманизма?

4. Почему неоплатонизм является философской основой гуманизма

Возрождения?

5. Как пантеизм и антропоцентризм повлияли на становление философии

Возрождения?

6. Какую роль играет идея совпадения противоположностей в учении

Н. Кузанского об отношении Бога и мира?

7. Раскройте философскую проблематику Реформации.

8. Каково диалектическое содержание натурфилософских взглядов

Дж. Бруно?

9. Какую роль сыграло развитие естествознания в формировании

философии Возрождения?

10. Раскройте содержание социально-философских концепций эпохи

Возрождения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горфункель А. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

2. История западноевропейской философии. М., 1998.

3. Кузанский Н. Сочинения. В 2 т. М., 1979-1980.

4. Лосев А. Эстетика Возрождения. М., 1978.

5. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

6. Соколов В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1996.

7. Чанышев А. Курс лекций по древней и средневековой философии.

М., 1991.

8. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 1003 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...